Адмирал Канарис и педагог Макаренко

У самурая нет цели, у него есть путь...
(древняя японская мудрость)

Войну с Францией выиграл немецкий школьный учитель...
(Бисмарк)

«Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».
(А. С. Макаренко Лекции о воспитании детей).

«Если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его организации».
(А. С. Макаренко)


На территории Канады находятся и финансируются из США "спецшколы" для эмигрантов из республик(особенно из Украины...)бывшего Советского Союза... В них принимают эмигрантов из республик бывшего Союза, которые помыкавшись по Австралиям, Европам, и прочим Израилям не нашли себя в "бизнесе",но проявились как "непримиримые" враги бывшей Родины и согласились с предложением стать специалистами по вербовке себе подобных...

Это мне рассказал(по телефону..,предложил встретиться...) в начале 10-х годов 21 века "командированный" в Нижний Новгород(у него был выбор: ехать в Санкт Петербург или Нижний...). Послал я его далёко, далёко...бывший выпускник какого то военного училища с Украины... Почему он обратился ко мне? Я тогда работал(после службы в армии) в детдоме, а у них инструкции: искать себе подобных там,где трудно...
Владимир Казаков   03.05.2024

Вильгельм Франц Канарис немецкий военный деятель, адмирал, начальник службы военной разведки и контрразведки в нацистской Германии (1935—1944).
Родился 1 января 1887 года в  Дортмунде в весьма зажиточной и именитой семье управляющего металлургическим заводом Карла Канариса.

 В апреле 1905 года Вилли вступил в ряды военно-морского флота Германии став кадетом на учебном корабле «Штайн». Окончил Морской кадетский корпус в Киле. С 1907 года служил на крейсере «Бремен», который совершил турне по странам Южной Америки и побывал с визитом в США. С января 1910 года — 2-й вахтенный начальник на миноносце «V-162», с октября 1911 по март 1915 года служил на лёгком крейсере «Дрезден», участвовал в Коронельском и Фолклендском сражениях с англичанами. После гибели «Дрездена» в сражении у острова Мас-а-Тьерра был интернирован в Чили с марта по август 1915 года. В августе 1915 года бежал из лагеря для интернированных лиц, в октябре того же года вернулся в Германию. С ноября 1915 года — капитан-лейтенант.

С 1916 года по заданию германской разведки организовал снабжение германских подводных лодок с территории Испании и Португалии. Командир субмарины U-16 с 2 июня 1917 года по 11 сентября 1917 года. С ноября 1917 года — командир транспортной подводной лодки UC-27, с января 1918 года — подводной лодки U-34, с мая 1918 года — командной лодки UB-128. За боевые отличия был награждён Железными крестами 1-го и 2-го класса.

После окончания Первой мировой войны, с 1919 года — адъютант военного министра Г. Носке. С февраля того же года служит в новом командовании флота Веймарской республики (рейхсмарине). С июня 1923 года — старший помощник на учебном крейсере «Берлин». В мае 1924 года направлен с секретной миссией на Дальний Восток для организации строительства в Японии подводных лодок для Германии, которой по условиям Версальского мира было запрещено их иметь. С октября 1924 года — начальник сектора подготовительно-мобилизационных работ в отделе флота при Главном командовании ВМС. Участвовал в тайном вооружении германских ВМС. С помощью созданной ещё во время войны агентурной сети наладил тайное размещение заказов для ВМС в Испании.

Тесно сотрудничал с испанскими спецслужбами, в 1928 году организовал подписание «Соглашения о взаимных отношениях между полицейскими управлениями Испании и Германии». Через Канариса было организовано обучение немецких лётчиков в Испанском Марокко. С октября 1926 года — референт при начальнике штаба ВМС. В июне 1928 года удалён из Главного командования и назначен старшим помощником командира линейного корабля «Шлезиен». С сентября 1930 года — начальник штаба базы ВМС «Нордзее». 1 октября 1931 года получил звание капитана цур зее (капитан 1-го ранга). С сентября 1932 года — командир линейного корабля «Шлезиен». В сентябре 1933 года переведён на пост коменданта крепости Свинемюнде.

1 января 1935 года назначен начальником военной разведки и контрразведки (абвер) Войскового управления Военного министерства. 1 мая 1935 года Канарису присвоено звание контр-адмирала. В феврале 1938 года после создания Верховного командования вермахта (ОКВ) назначен руководителем Управленческой группы по общим вопросам, и ему переданы отделы абвера, тыла и пенсионного обеспечения. С июня 1938 года руководил только абвером. С 1 апреля 1938 года — в звании вице-адмирал.

С 1 января 1940 года — в звании адмирала. В 1940 году получил сведения о планах Великобритании по захвату норвежских портов; эта информация, переданная командованию германского флота, дала возможность вермахту быстро осуществить оккупацию Норвегии. В это же время завязал прямые контакты с начальником британской разведки С. Г. Мензисом.

В 1942 году положение Канариса пошатнулось после провала операций «Боярышник» (восстание в Южной Африке), «Тигр» (афгано-индийский конфликт), «Шамиль» (восстание на Кавказе) и др.

Летом 1943 года  Канарис провел тайную встречу с начальником МИ-5 Стюартом Мензисом и руководителем Управления стратегических служб США Уильямом Донованом, на которой представил собеседникам свой мирный план: прекращение огня на Западе, устранение или выдача Гитлера и продолжение войны на Востоке. Однако президент Рузвельт наотрез отказался вести переговоры с «этими восточногерманскими юнкерами» и призвал Донована к порядку. Мирное предложение Канариса было отклонено.

5 февраля 1944 года Гитлеру сообщили, что сотрудник абвера Эрих Вермерен в Стамбуле перешёл на сторону англичан. После взрыва бомбы 11 февраля на британском грузовом судне в Картахене в Испании противниками-антифранкистами, которых абвер снабдил взрывчаткой, Гитлер пришел в ярость. Бригадефюрер СС Герман Фегелейн, офицер связи ваффен-СС в штаб-квартире фюрера, предложил передать контрразведку рейхсфюреру СС Гиммлеру. Гитлер вызвал Гиммлера и поручил ему создать единую секретную службу. Гиммлер разработал одобренный Верховным командованием вермахта приказ, который Гитлер подписал 13 февраля. Кейтель и Йодль сообщили Канарису в центре абвера в Цоссене о слиянии абвера с СД и отправили его в замок Лауэнштейн во Франконском лесу, где был расположен исследовательский центр абвера по подделке паспортов, изготовлению секретных чернил, микрокамер и т. д. Таким образом, адмирал был фактически помещён под домашний арест. 10 марта главнокомандующий ВМФ сообщил Канарису, что 30 июня 1944 года он будет освобождён от действительной военной службы. 1 июня абвер был расформирован.

10 июня 1944 года Гитлер подписал приказ об увольнении Канариса к концу месяца, но вскоре вернул его на военную службу в звании адмирала для особых поручений. 1 июля Канарис был назначен начальником штаба при ОКВ по вопросам торговой и экономической войны, расположенном в Эйхе под Потсдамом. В 1944 году в связи с обстановкой на фронтах эта служба практически не работала. Канарис жил в своём доме с алжирским слугой и польской поварихой. Из-за непрекращающихся бомбардировок его жена долгое время жила в Ридерау-ам-Аммерзее. Адмирал брал уроки русского языка, а его сосед Гельмут Маурер играл для него дома на пианино.

В середине июля 1944 года бывшие сотрудники абвера поставили Канариса в известность о готовящемся покушении на фюрера. После провала покушения 23 июля 1944 года он был арестован. Следствию долгое время не удавалось доказать его причастность к заговору.

В начале февраля 1945 года вместе с другими подследственными переведён в концлагерь Флоссенбюрг. В начале апреля в Цоссене были обнаружены дневники Канариса, из которых стала известна его причастность к заговору против Гитлера. 8 апреля специальным судом во Флоссенбюрге под председательством начальника отдела IV Е (контрразведка) гестапо штандартенфюрера СС и регирунгсдиректора Вальтера Гуппенкотена был приговорён к смертной казни и 9 апреля повешен.

По данным исследования израильского историка Дани Орбаха, спас от уничтожения более 500 евреев, переправив их за пределы рейха (в основном в Испанию и Португалию) как агентов абвера. Среди спасённых им евреев числится духовный лидер иудаистского религиозного течения любавических хасидов (Хабад) Йосеф Ицхок Шнеерсон, вывезенный офицерами абвера в начале 1940 года из Варшавы в Берлин, а оттуда в Ригу и далее через Швецию в США.

Представители Хабада неоднократно подавали официальное прошение в израильский Национальный мемориальный центр Холокоста Яд ва-Шем с просьбой признать Канариса праведником народов мира. Яд ва-Шем отказался признать Канариса праведником на основании того, что подчинённые Канарису части абвера были причастны к убийству евреев. Однако Орбах в книге «Валькирия. Немецкое сопротивление Гитлеру» пишет, что ему не удалось обнаружить доказательства причастности Канариса к уничтожению евреев.

Уже в августе 1941 года абверкомандой-103 в Борисове была создана  разведывательно-диверсионная школа «Сатурн», которая вербовала советских граждан как из числа военнопленных в первую очередь расположенного в Борисове «Шталаг-382», в котором содержались военнопленные рядового состава. Условия содержания были такими, что от голода, холода и болезней с 1941 по первую половину 1944 года там погибло более десяти тысяч человек, так и среди гражданского населения, в том числе женщин и детей.

Отдельное подразделение разведшколы готовило "особо ценных" агентов из числа евреев, не потому ли сегодня апологеты капиталистов и финансовой олигархии пытаются делать "праведника" из создателя и руководителя одного из столпов германского фашизма - предводителя абвера, адмирала Канариса?

Первое в мире социалистическое государство - государство рабочих и крестьян - СССР было создано вопреки желанию капитала вечно эксплуатировать трудовой народ и присваивать все созданное им.

Выдающийся советский педагог Антон Семёнович Макаренко  достижения которого в области воспитания и перевоспитания молодёжи (как из числа бывших беспризорников, так и из семей), подготовки к её дальнейшей успешной социализации, выдвинули А. С. Макаренко в число известных деятелей русской и мировой культуры и педагогики. Согласно позиции ЮНЕСКО (1988) А. С. Макаренко отнесён к четырём педагогам (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления  XX века.

Основная воспитательная и педагогическая деятельность А. С. Макаренко относится к первому пятнадцатилетию послереволюционного времени (1920—1934), когда школы и иные воспитательные учреждения, с одной стороны, крайне слабо снабжались, с другой — над ними не было столь жёстких стандартизации и идеологического контроля, которые были установлены с середины 1930-х годов.

Убедившись после принятия в 1920 г. заведования колонией для малолетних правонарушителей (под Полтавой) в практической неработоспособности общепринятых воспитательных и педагогических подходов того времени, А. С. Макаренко на основе обычаев и приёмов народной педагогики (в том числе «общего дела», то есть воспитания и обучения через привлечение к посильному труду для достижения понятных и обозримых целей к общей пользе), разработанной им теории создания и укрепления воспитательного коллектива, а также глубокой веры в человека (в том числе на основе философии произведений М. Горького) и ряда других подходов, предложил и успешно опробовал в Колонии им. М. Горького воспитательно-педагогическую систему, получившую впоследствии его имя. В своих трудах Макаренко утверждал, что применяемая им в уголовно-исправительных заведениях система изначально предназначалась для всех сколько-нибудь здоровых школьников и всех учебных заведений.

Антон родился недоношенным 1 (13) марта 1888 года на съёмной квартире, которую снимали его родители в посёлке при железнодорожной станции у села Белополье Сумского уезда Харьковской губернии, в семье Семёна Григорьевича Макаренко, рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских, и Татьяны Михайловны Макаренко (в девичестве Дергачёва), дочери мелкого чиновника в Крюковском интендантстве.

До 1991 г. в различных изданиях, особенно украинских, Антон Семёновича обычно причисляли по национальности к украинцам.
Истинное же национальное происхождение и самосознание Антона Макаренко не было тайной и для его современников. Так, в некрологе от Союза советских писателей БССР в 1939 году ясно написано: "Союз советских писателей БССР выражает своё глубокое соболезнование по поводу безвременной смерти талантливого русского писателя, орденоносца Антона Семёновича Макаренко, автора выдающихся произведений, широко известных белорусскому читателю".

В 1897 году Макаренко поступил в начальное железнодорожное училище. В 1904 году он окончил четырёхклассное училище в Кременчуге и одногодичные педагогические курсы (в 1905 году) и начал работать в Крюкове учителем в железнодорожном училище.
С 1911 года он переехал работать учителем на станции Долинская. В 1914—1917 годах — учёба в Полтавском учительском институте, который окончил с золотой медалью. Темой его дипломной работы была — «Кризис современной педагогики».
В 1917—1919 годах он был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских, состоял в любительской театральной труппе театра «Корсо». В 1919 году он переехал в Полтаву.

По поручению Полтавского Губнаробраза (губернского отдела народного образования) создал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка близ Полтавы, первоначально именовавшуюся «колонией для дефективных».

Через непродолжительное время А. С. Макаренко по собственному почину начинает в деловой переписке именовать Колонию именем М. Горького (на то время эмигранта, проживавшего за границей). В 1921 году колонии было утверждено имя М. Горького.

В 1926 году Колония имени Горького была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом; М. Горький интересовался воспитательной и педагогической деятельностью А. Макаренко, оказывал ему всяческую поддержку.

Летом 1928 г. М. Горький впервые лично посетил и пробыл несколько дней в Колонии своего имени. Антон Семёнович сопровождал Горького во время визита в Куряж. Датой окончания своей работы в колонии Макаренко в Послужном списке при поступлении на службу в центральный аппарат НКВД УССР называет 3 сентября 1928 года.

С 15 октября 1927 г. (до сентября 1928 г. одновременно являясь руководителем Колонии им. Горького) и до 1 июля 1935 г. руководил Коммуной им. Ф. Э. Дзержинского и её педагогической частью (Послужной список из личного дела А. С. Макаренко. Архив МВД Украины). В 1930 г. в Коммуне был открыт рабочий факультет Харьковского машиностроительного института, в 1932 г. — завод электроинструментов, затем завод плёночных фотоаппаратов. С 1933 г. Коммуна первой в СССР среди детских заведений перешла на полное самообеспечение. С 1934 года здесь работала средняя школа.

В 1933 году экс-премьер Франции Эдуар Эррио и другие французские гости осматривали детскую трудовую коммуну им. Дзержинского.

«Французские общественные деятели подробно ознакомились с административной структурой коммуны, с производством, бытом коммунаров — быв. беспризорных и малолетних правонарушителей. Гости были поражены чистотой и порядком, отличающими коммуну, обилием цветов и свежего воздуха. Эррио подробно беседовал с помощником начальника коммуны по учебной части т. Макаренко и интересовался, каким образом руководству коммуны удается воспитывать одновременно в одним стенах и беспризорных, и подростков, имеющих профессионально-уголовные навыки. Тов. Макаренко подробно разъяснил французским гостям, что советская педагогика не признает врожденной преступности и что основными методами воздействия на ребят являются дисциплина коллектива и коллективный труд. После осмотра общежития и фабрики духовой оркестр коммуны исполнил импровизированный концерт, который вызвал у гостей глубочайшее внимание и восторженные отклики».

В связи с осознанием в соответствующих ведомствах важности выпускаемой заводами Коммуны продукции для оборонной промышленности страны и желанием (а отчасти и необходимостью в условиях надвигающейся войны) заметно увеличить выпуск этой продукции, на заводах появляется больше взрослых рабочих, за А. С. Макаренко оставляют должность заместителя по педагогической части, а затем он переводится в Киев. 7 января 1939 г., Харьковская трудовая коммуна была преобразована в промышленный комплекс и переименована в Харьковский комбинат НКВД СССР им. Ф. Э. Дзержинского.

В 1934 году Антон Семенович стал членом Союза советских писателей.

С 1 июля 1935 года Макаренко был переведён в Киев, в центральный аппарат НКВД УССР, где работал на должности помощника начальника отдела трудовых колоний где разработал концепцию перевода всех украинских учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной опеке и перевоспитании, на опробованную им ранее в Колонии им. Горького и Коммуне им. Ф. Э. Дзержинского методику воспитания.

В марте 1937 года Макаренко решил основательно заняться литературной деятельностью, для чего переехал из Киева в Москву. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1939 г. он был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

1 апреля 1939 года Антон Семенович скоропостижно скончался от сердечного приступа, случившегося в 10:30 по дороге в Дом творчества в вагоне пригородного поезда № 134 на станции «Голицыно».

Литературное творчество.
В 1914 году Макаренко написал свой первый рассказ, который послал Максиму Горькому, но тот признал рассказ слабым в литературном отношении. После этого Макаренко в течение тринадцати лет писательской деятельностью не занимался, но вёл записные книжки. Переписка Горького и Макаренко продолжалась с 1925 по 1935 год. После посещения колонии для несовершеннолетних Горький посоветовал Макаренко вернуться к литературной работе. После книг о коммуне имени Ф. Э. Дзержинского «Марш 30 года» (1932) и «ФД—1» (1932) было закончено главное художественное произведение Макаренко — «Педагогическая поэма» (1925—1935).

В последние годы жизни Макаренко продолжил работу как над художественными произведениями — «Флаги на башнях» (1938), — так и над автобиографическими материалами: повестью «Честь» (1937—1938), романом «Пути поколения» (не закончен). Кроме того, он продолжал активно разрабатывать методику педагогической деятельности и воспитания в целом, опубликовал ряд статей. В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». Летом-осенью 1937 года выходит в свет первая часть «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды.

Макаренко выступал против использования для детей элементов тюремного режима в пользу усиления производственного уклона и общевоспитательных методов. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

Сам А. С. Макаренко так подводит итог своих трудов в эпилоге «Педагогической поэмы»:

"Мои горьковцы тоже выросли, разбежались по всему советскому свету, для меня сейчас трудно их собрать даже в воображении. Никак не поймаешь инженера Задорова, зарывшегося в одной из грандиозных строек Туркменистана, не вызовешь на свидание врача Особой Дальневосточной Вершнева или врача в Ярославле Буруна. Даже Нисинов и Зорень, на что уже пацаны, а и те улетели от меня, трепеща крыльями, только крылья у них теперь не прежние, не нежные крылья моей педагогической симпатии, а стальные крылья советских аэропланов. И Шелапутин не ошибался, когда утверждал, что он будет лётчиком; в лётчики выходит и Шурка Жевелий, не желая подражать старшему брату, выбравшему для себя штурманский путь в Арктике.

...

и Осадчий — технолог, и Мишка Овчаренко — шофёр, и мелиоратор за Каспием Олег Огнев и педагог Маруся Левченко, и вагоновожатый Сорока, и монтёр Волохов, и слесарь Корыто, и мастер МТС Федоренко, и партийные деятели — Алёшка Волков, Денис Кудлатый и Волков Жорка, и с настоящим большевистским характером, по-прежнему чуткий Марк Шейнгауз, и многие, многие другие. ...

— ... Мальчики? Линзы с точностью до микрона? Хе-хе!

Но уже пятьсот мальчиков и девчат бросились в мир микронов, в тончайшую паутину точнейших станков, в нежнейшую среду допусков, сферических аберраций и оптических кривых, смеясь, оглянулись на чекистов.

— Ничего, пацаны, не бойтесь, — сказали чекисты.

Развернулся в коммуне блестящий, красивый завод ФЭДов, окружённый цветами, асфальтом, фонтанами. На днях коммунары положили на стол наркома десятитысячный фотоаппарат «ФЭД», безгрешную изящную машинку.

Многое уже прошло, и многое забывается. Давно забылся и первобытный героизм, блатной язык и другие отрыжки. Каждую весну коммунарский рабфак выпускает в вузы десятки студентов, и много десятков их уже подходят к окончанию вуза".

Уже при жизни А. С. Макаренко его деятельность и труды как воспитателя и педагога получили высокую оценку Л. Арагона, А. Барбюса, Д. Бернала, У. Бронфенбреннера, А. Валлона, В. Галля, А. Зегерс, Я. Корчака, С. Френе и других деятелей культуры и образования.

Огромное значение в жизни Макаренко сыграл М. Горький, для которого забота о российских детях, особенно оказавшихся беспризорными, была естественным и важнейшим делом на протяжении многих лет. Так, Ф. Э. Дзержинский начал решать проблему беспризорности только после того, как М. Горький написал письмо В. И. Ленину о необходимости срочно заняться этим вопросом. В последующие годы Горький помогает подготовить книгу о «гремевшей» в конце двадцатых годов Болшевской трудовой коммуне в Болшево (Подмосковье), на основе опыта которой был снят всемирно известный фильм «Путёвка в жизнь». В этой коммуне под руководством М. С. Погребинского так же, как у Макаренко, правонарушители перевоспитываются полезным производительным трудом, так же нет заборов и охраны.

Макаренко для Горького был  примером передового опыта в воспитании. Горький всячески настаивал на издании записок Макаренко о его опыте воспитания в виде книги, помог разместить в печать в литературных альманахах сначала отдельные главы «Педагогической поэмы», а затем выпустил всю книгу под своей редакцией.

Макаренковедение.
Первая советская кандидатская диссертация по макаренковедению на тему: «Педагогический опыт А. С. Макаренко» была защищена в Москве 21 июня 1941 г. в Учёном совете института им. Карла Либкнехта Иваном Фёдоровичем Козловым. Впоследствии им же были предприняты усилия по изданию сначала избранных произведений Антона Семёновича Макаренко, а затем и полного собрания сочинений и подготовлена книга «О педагогическом опыте А. С. Макаренко».

Ведущее место в зарубежном «макаренковедении» занимает основанная в 1968 году в ФРГ лаборатория по изучению наследия А. С. Макаренко, являющаяся подразделением самого крупного учреждения педагогического  — исследовательского центра сравнительной педагогики Марбургского университета. Там была предпринята попытка издания трудов Макаренко на немецком и русском языках с восстановлением цензурных купюр, но в 1982, после выхода семи томов, издание было прекращено.[44] Признание и известность как среди российских, так и зарубежных макаренковедов получили, в частности, труды профессора Гётца Хиллига (ФРГ), иностранного члена Российской академии образования и Национальной академии педагогических наук Украины, президента (до 2002 г.) Международной макаренковской ассоциации (ММА). С 19 июня 2013 г. ММА возглавляет Никола Сичилиано де Кумис (Италия, Рим) — профессор университета La Sapienza.

Два исторических персонажа, два современника...

Один, представитель крупной буржуазии, вошел в историю как представитель людоедского режима немецких фашистов, которые его как "шибко умного" повесили за месяц до своего окончательного поражения.

А другой, выйдя из пролетарской семьи, стал моральным авторитетом для многих поколений здравомыслящих людей...

Воспитанники Антона Семеновича Макаренко одержали убедительную победу над фашизмом, построили мощные высокотехнологичные предприятия, которые существуют до сих пор...

24 октября 2011 г. в Харькове по ул. Сумской, 128 (напротив парка М. Горького) был разобран и перевезён памятник А. С. Макаренко. Памятник, возведённый в 1969 году на средства рабочих, вновь установлен внутри охраняемой территории Харьковского машиностроительного завода «ФЭД».

«Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив».
(А.С. Макаренко Сочинения т. 7)



 

 


Рецензии
Интересно, почему Канариса вешали так ритуально и позорно...
А Макаренко - несомненно да, но только при условии наличия Макаренко...

Андрей Папалаги   07.05.2024 16:42     Заявить о нарушении
Не его одного повесили после событий 1944 года.
Фашизм и интеллект несовместимы...

Впрочем, если бы путч удался, то ничего хорошего немцам не светило...
Военные не сильно большие специалисты в государственном строительстве.

Андрей Бухаров   07.05.2024 17:17   Заявить о нарушении
я о ритуале повешения Канариса

Андрей Папалаги   07.05.2024 18:04   Заявить о нарушении
Так не сильно умные палачи хотели запугать всех потенциальных "антифашистов"...

Андрей Бухаров   07.05.2024 18:06   Заявить о нарушении
в апреле 45-го?
антифашистов?

Андрей Папалаги   07.05.2024 18:09   Заявить о нарушении
В апреле 1945 антифашистами в Германии были все, однако дисциплина в Германии это превыше всего...

Андрей Бухаров   07.05.2024 18:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.