Всё печально в российской медицине?

Бесплатной медициной я не пользуюсь уже лет 15, а, может, и больше. Последний раз меня могли наблюдать в муниципальной больнице году в 2008, когда я по скорой загремела туда с сердечным приступом. Пренеприятная, доложу вам, была история. То ли она на меня так подействовала, то ли ещё что, но с тех пор по бесплатным больницам и поликлиникам я не хожу, предпочитая поддерживать отношения с платной медициной. Слава Богу, у меня есть на это средства, а в моём родном городе - места, где их можно оставить с пользой для себя.

С отъездом в заграничную командировку мало что изменилось, разве что появляться в больницах я стала реже, а денег оставлять больше. И дело здесь не столько в подорожании услуг, сколько в том, что я постоянно пытаюсь лечиться "впрок". Каждый раз, появляясь в родном городе, я обхожу всех (как говорила моя бабушка, до выгребу) специалистов, делая всевозможные анализы и максимальное количество обследований и процедур. На все эти хождения уходит львиная часть моего отпуска, но я считаю это совершенно оправданным. Почему так, попробую объяснить, поделившись своими впечатлениями.

Впечатление первое. В европейской медицине всё совсем не так красиво, как мы привыкли видеть в их сериалах про врачей: и больницы попроще, и со специалистами напряжённее, и лист ожидания подлинней. Вполне допускаю, что это просто мне так попадалось, но из своего личного опыта могу сделать один вывод относительно муниципального (страхового) здравоохранения. Там, впрочем, как и у нас, увы, не фонтан: очереди, нехватка специалистов и переизбыток бюрократических процедур. А уж чтобы попасть в европейской системе здравоохранения к так называемому узкому специалисту, это квиз, квест и трэш в одном флаконе. Сколько раз по этой причине приходилось прибегать к услугам телемедицины, связываясь с российскими врачами, это отдельная история.

Впечатление второе, перерастающее в уверенность - помощь, по крайней мере, оказание экстренной фельдшерской помощи у нас организованы гораздо лучше, чем у них. Пара конкретных примеров.

Волею судеб попала по скорой в больницу в Португалии. Скачок давления. Приехала скорая, замеряли давление, сказали, что надо везти в больницу, чтобы врач разрешил сделать укол (если посчитает нужным, сами они такого ответственного решения принять не могут). После трёх (!!!) часов ожидания врача, поняла, что я тут не самая страждущая, и что надо делать ноги. Как смогла встала, доплелась до выхода, села в такси, устроив на стоянке небольшой бэмц, от которого голова совсем прояснилась, и только меня и видели. Через пару недель, уже будучи в Казахстане, получила счёт на 150 евро фактически за то, что довезли до приёмного покоя. Аналогичный случай в родных пенатах - приехала бригада, сделали ЭКГ, замеряли давление, вкололи укол. Отпустило. И никаких счетов.

В этом году на загремел с почечной коликой приятель. Между прочим, намного меня моложе. Квест был ещё "интереснее". Они прождали в накопителе больницы почти пять часов без какой-либо помощи: не было введено ни обезболивающих, ни понижающих давление препаратов (на минуточку у него верхнее шарашило за 220). И только после вмешательства приехавшего знакомого врача, заявившего, что в случае, если у больного случится инсульт (что при таком давлении вполне вероятно), то он будет свидетельствовать о неоказании помощи персоналом, поступившему сделали укол. Аналогичный случай произошёл на моих глазах в самолёте, приземлившемся в России. По всем симптомам, у пассажира, летевшего из Казахстана, началась почечная колика. Через несколько минут была бригада, тут же, вкололи укол, унесли на носилках. Потом волею судеб попала в кампанию, где мы опознали друг друга, и он начал взахлёб рассказывать про, как было дальше и особо восхищался, что ему было совсем не больно, а чемодан ему доставили в гостиницу на следующий день.

Впечатление третье. Вполне возможно, что высокотехнологичная медицина в Европе лучше, ну, не зря же именно туда направлялись (не удивлюсь, что и сейчас ничего не изменилось) на операции все "сильные мира сего" отечественного разлива. Но в настоящее время она мне не нужна. Речь идёт о профилактике и о плановой помощи. Так вот, как показывает мой опыт, в обычной костромской платной поликлинике я её получу гораздо быстрее, лучше и, что совсем немаловажно, дешевле. Здесь лист ожидания на все анализы и обследования составляет максимум три-четыре дня. В то же время на Мальте в таком же платном медицинском центре мы с отцом ждали банального УЗДГ сосудов нижних конечностей больше 3-х недель. Про цену я вообще молчу. В Костроме за аналогичную процедуру я заплатила в 10 (десять, Карл!) раз дешевле, чем на Мальте.

Впечатление четвёртое. Оно касается языка и понятности диагноза для пациента. Для меня они очень значимы. Ну, с первым всё понятно - любому из нас лучше, чтобы с ним говорили на родном языке. А вот по второму, думаю, требуется пояснение. У тамошних врачей совершенно отсутствует стремление что-либо разъяснить или уточнить, они полностью уверены, что это не их функционал. В каждом жесте и взгляде сквозит: мы тебе всё написали, разбирайся. Пей таблетки, кончатся - опять придёшь за тем же самым за ту же цену (по другому в здешних аптеках не продадут даже Креон). Что касается наших врачей, то тут, слава Богу, ещё остались специалисты, которые не только назначают, но объясняют и принцип действия, и как бороться с возможными последствиями, если они вдруг возникнут.

У читателя, я думаю, появится закономерный вопрос: так что, там вообще что ли ничего хорошего нет? Ну, почему же. Есть. То, что я обычно называю не самым медицинским словом - "облизывание".

Вернёмся к случаю, когда мы с отцом ходили на УЗДГ в платный медицинский центр. Его при записи спросили, не нужно ли ему кресло и сопровождающий, чтобы доехать до врача (спасибо, не надо). Сразу две медсестры присутствовали в комнате ожидания, наблюдая за пациентами, ещё одна приглашала в кабинет. И все молодые, доброжелательные и улыбающиеся. В кабинете, помимо врача, было ещё два ассистента, один из которых расстилал одноразовую пелёнку, помогал пациенту лечь и встать, а другой записывал под диктовку врача подробности осмотра. По окончании обследования на время ожидания результатов нам предложили не просто посидеть в прелестном внутреннем садике, но и выпить кофе, правда, за дополнительную плату. Кстати, кулера с бесплатной водой не наблюдалось, а за такие деньги могли бы и поставить.

Скажу честно, в том частном медицинском центре, в котором я обычно обследуюсь в Костроме, такого политеса не замечено, хотя вежливость и сдержанность здесь на высоте. Да, никто здесь не открывает передо мной дверь в кабинет, и попадаю я туда под привычное "Следующий!", но, честное слово, я это потерплю, потому как качество медицинской помощи от этого не страдает. Кстати, и кулер с бесплатной водой здесь стоит на каждом этаже. И по квотам и страховкам здесь помощь оказывают на том же уровне, то есть на высоком.


Рецензии