Фатьяновцы не первые древние русские
Иллюстрация с сайта http://rustimes.com/blog/page_other_25.html
Михаил Леонидович Томилин г. Клин
В Большой Российской энциклопедии (БРЭ) говорится: «Фатьяновская культура, археологич. культура среднего бронзового века (калиброванные радиоуглеродные даты ок. 2600–1850 до н. э.) в осн. в центре Русской равнины. Выделена В. А. Городцовым в 1914. Названа по могильнику, открытому в 1873 у д. Фатьяново (ныне не существует; Некрасовский р-н Ярославской обл.). Группы: двинско-ильменская, московско-клязьминская, верхневолжская, окско-деснинская; … Грунтовые могильники; прослежены укрепление прямоугольной ямы, лёгкий настил сверху; скорченные трупоположения (мужчин на правом боку, головой гл. обр. на запад, женщин – на левом боку, головой на восток); умерших оборачивали шкурой или берестой, сопровождали частями туш в осн. свиньи, овцы, изредка посыпали охрой; около черепа и ног фиксируют кострища, угли. Есть погребения кузнецов-литейщиков. Захоронения животных. Круглодонные бомбовидные и шаровидные керамич. сосуды со штампованным и врезным орнаментом. Шлифованные сверлёные и клиновидные топоры, др. орудия из камня, а также кости. Медные топоры, наконечники копий … Вещи Ф. к. известны на поселениях волосовской культуры и др. культур Волго-Окского междуречья. Основа хозяйства – разведение рогатого скота, свиней, лошадей. В антропологических сериях – северно-европейский долихокранный и средиземноморский типы. Ф. к. входит в культурную общность шнуровой керамики.»
Доктор исторических наук Дмитрий Александрович Крайнов (1904–1998) — археолог, крупнейший исследователь культур неолита и бронзы центра Русской равнины считал, что прослеживается антропологическая близость между волосовцами и фатьяновцами: «Анализ краниологических остатков из погребений позволяет определить антропологический тип носителей волосовской культуры. Определимые остатки со стоянок Сахтыш 1 и 2 отнесены Г.В. Лебединской и Р.Я. Денисовой к европеоидному антропологическому типу. Черепа из погребений 1, 2 стоянки Володары по определению М.М. Герасимова также принадлежали к европеоидному типу, а череп из Панфиловской стоянки отнесен к ярко выраженному европеоидному типу. Следует отметить близость антропологического черепа панфиловского волосовца и волосовца со стоянки Сахтыш 2 с фатьяновским антропологическим типом… Волосовцы принадлежали к этнической группе северных европеоидов, потомков населения верхневолжской культуры, являющейся основой волосовской культуры» (Д.А. Крайнов Волосовская культура: Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., 1987.».)
Но волосовская археологическая культура существовала с конца IV до рубежа III -II-го тысячелетия до н. э., а фатьяновская культура со второй половины III — сер. II тысячелетия до н. э., то есть волосовская археологическая культур старше фатьяновской культуры на 1.5 тысячи лет.
В Большой Российской энциклопедии (БРЭ) написано: «ВОЛОСОВСКАЯ КУЛЬТУРА, археологическая культура (культурно-историч. область) позднего неолита и начала эпохи раннего металла (кон. 4 – рубеж 3–2-го тыс. до н. э.) в лесных и лесостепных районах центра Русской равнины и Ср. Поволжья. В нач. 20 в. В. А. Городцов по материалам Волосовского и Панфиловского поселений на Оке выделил генетически связанные культуры эпох неолита и раннего металла … Погребения одиночные и коллективные (до 16 чел.) на поселениях, в жилищах, близ посёлков; вытянутые на спине, реже на животе и скорченные, посыпаны охрой; около погребений встречаются кострища, черепа медведей; среди инвентаря – украшения из кости, камня, янтаря, редко орудия, посуда отсутствует. Сосуды с округлым и плоским дном …
Антропологический тип носителей В. к. определён как северный европеоидный. В. к. сформировалась на основе валдайской культуры, льяловской культуры, волго-камской культуры и др. В В. к. выделяется неск. этапов и локальных вариантов (западный, северо-западный, верхневолжский, окский, средневолжский, токский и др.). На позднем этапе заметно влияние фатьяновской культуры…»
А откуда появилась сама Волосовская культура?
Согласно исследованиям, проведённым антропологом Т.И. Алексеевой: «Краниологическая серия, датируемая волосовским временем, в значительно большей степени проявляет сходство с носителями верхневолжской культуры.» (БРЭ: «ВЕРХНЕВОЛЖСКАЯ КУЛЬТУРА, археологич. культура раннего неолита в Верхнем Поволжье и Волго-Окском междуречье (кон. 6-го – 1-я четв. 4-го тыс. до н. э.). Открыта Д. А. Крайновым в 1972.) Т.И. Алексеева утверждает, что: «Картина формирования антропологических черт волосовского населения типична для всего ареала волосовской культуры. На примере погребений из Сахтышских стоянок отчетливо прослеживается преемственность населения на протяжении весьма длительного времени – от раннего неолита до энеолита. Эта преемственность уходит своими корнями в мезолит. Строго говоря, в данном случае антропология подтверждает точку зрения об автохтонности волосовцев. Описанные краниологические особенности (ослабленная горизонтальная профилировка верхней части лица, сильная профилированность среднего отдела лица и сильное выступание носа), сформировавшиеся на обширной территории Восточной Европы, оказываются чрезвычайно стабильными и прослеживаются у населения более поздних исторических эпох».
Эти особенности строения скелета были унаследованы волосовским населением Русской равнины от своих верхнепалеолитических предков европеоидного антропологического типа (у неандертальцев скелетные особенности иного типа – близкого к монголоидному, кавказоидному или негроидному ). Следует отметить, что выраженность этого – европеоидного – морфологического своеобразия достаточно стабильна на огромных пространствах Русской равнины.» «Происхождение русского народа по данным археологии и антропологии» https://runitsa.ru/publications/25/)
Время не стоит на месте при археологических раскопках появляются новые находки, а значит и новые данные. На сегодняшний день не известно. где образовалась древняя гаплогруппа R1a с субкладами Z280, М458, а также Z93, Б. Новицкий пишет: «Хотя известно, что первые сегодня обосновались на Русской равнине, вторые там же, а также западнее ее. Третьи же ушли на восток и юг Азии.». Так же о гидронимах он пишет: «Изучение гидронимии Русской равнины натолкнуло на сомнения, связанные с более концентрированием преобладанием древнеарийской гидронимии в основном восточнее ареала КШК. Это не только часть территории фатьяновской культуры, но территория севернее ее. Скажем, Архангельская область, Мурманская, Карелия, север Вологодской области, Ханты-Мансийской АО»
В Вестнике Академии ДНК-генеалогии. 17. 02. 2024 года А. Клёсов пишет: «Еще один важный вывод – что из 43 образцов с гаплогруппой R1a в КШК, из которых 6 образцов прошли глубже снипа Z645, и один прошел до Z280, ни одного не было линии Z645 > Z93. В то же время в фатьяновской культуре нашли множество образцов этой линии. Так что почти общепринятая концепция, что фатьяновская культура произошла из КШК, ломается. Поэтому нами условно предлагается вариант, что фатьяновская культура произошла из волосовской (5700 – 5000 лет назад, или IV – V тыс до н.э.)» (из статьи Бориса Новицкого «Концепция происхождения фатьяновской культуры из КШК «ломается»?» (https://dzen.ru/a/Zf03nCuDexqTm-u0)
Таким образом на Русской равнине, практически от времени окончания Валдайского похолодания, которое закончилось примерно 13000 лет назад, на это же время на сегодняшний день определена самая древняя известная R1a у представителя культуры Веретье жившего примерно 10785—10626 лет до н. э., то есть почти 13 тыс. лет назад на озере Лаче (Каргопольский район Архангельской области). Жил он намного раньше, чем упомянутый житель Карелии (Южный Олений остров) c датировкой 7265±250 лет назад.». (в Карелии найдена гаплогруппа R1a c датировкой 7265±250 лет назад, которая была обнаружена на Южном Оленьем острове) и далее от «Верхневолжской археологической культуры раннего неолита в Верхнем Поволжье и Волго-Окском междуречье (кон. 6-го – 1-я четверть 4-го тыс. до н. э.)..» к Волосовской археологической культуре, через Фатьяновскую, Абашевскую и до Дьяковской и поздней славянской прослеживается преемственность родственных племен, племен одного расового типа.
Менялись лишь со временем предметы быта, орнаменты на них, украшения, типы жилищ и способы захоронения, а племена оставались те же самые. То есть, еще задолго до ариев, и после их ухода, древние предки русских жили, и до сих пор их потомки живут на своей прародине. (подробнее в нашей статье «Преемственность археологических культур центра Русской равнины. Предки древних русских» https://dzen.ru/a/YLExB6Rx0W2sO1cS)
Свидетельство о публикации №224050501501