Имена племен русов их земли и царства

Имена племен русов их земли и царства, образование союзов восточных славян

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

          Названия крупных племен русов известны из «Повести временных лет». Это племена Веси, Мери, Чуди и Муромы в ПВЛ они нигде не названы финскими, и иноязычными.

          Почему большинство историков и российская историческая наука отнесли племена Веси, Мери, Чуди и Муромы к иным народам отличным от славян? По созвучью названий финских племен и упомянутых в летописях?

          Откуда историкам XVIII века было знать, что язык близкий, но архаичней санскрита нужно было относить к славянским языкам (например, санскритские названия рек севера, названия им давали племена и народы, жившие на этих землях), ученые разобрались только к концу XIX началу XX века, что санскрит близок к русскому языку.

          Одним из доказательств того, что племена чуди, веси, мери, муромы являлись племенами русов (или древними индоевропейскими племенами) найдем в берестяных грамотах: «Особенно следует отметить, что в русских берестяных грамотах нет никаких примесей посторонних языков – нет ни римского, ни балтийского, ни германского, ни тюркского, ни финно – угорского, ни кавказского. Это может говорить о том, что с перечисленными языками и их носителями не было контакта, либо перечисленных языков в XI –XII веках еще не существовало». (Из книги А. А. Тюняева Древняя Русь словами очевидцев XI –XII веков. Древняя Русь устами жителей XI –XII веков» (книга имеет более короткое название – «Словарь берестяных грамот XI –XII веков»)

          В то же время в «Повести временных лет» (ПВЛ), которая не сохранилась до нашего времени, но на ее основе составлены Лаврентьевская и Ипатьевская летописи.

          Лаврентьевская летопись гласит: « ... р;ша . Русь. Чюдь [и] Слов;ни .и Кривичи. вс; земл; наша велика и ;билна . а нар;да в неи н;тъ . да поид;те кн;житъ и волод;ти нами.»

          Ипатьевская летопись повествует: « ... ркоша Русь . Чюдь . Словен; . Кривичи . и вс; земл; наша велика . и ;билна. а нар;да въ неи н;тъ да поидете кн;жит; и волод;ть нами.»

          Еще одним свидетельством близости пришедших славянских племен и племен русов, потомков древнего архаичного индоевропейского населения, оставшегося на Русской равнине после ухода части племен ариев, является распространение на огромных территориях Русской равнины топонимов, с корнями весь, мур, мер и чуд.

          Племя Весь. В толковом словаре Ожегова «Весь ж. новг. сельцо, селение, деревня, Весняк м. веснянка ж. стар. крестьяне, поселяне, селянин, уроженец или житель веси.» И топонимы Весь можно найти по всей Русской равнине. Например, село Весь в Суздальском районе Владимирской области. Весь деревня в Иссадском сельском поселении Волховского района Ленинградской области. Веськово – село на территории Переславского района, река Весьегонск. Есть и город Весьегонск - самый северный город Тверской области. Племя весь было таким многочисленным, что оно жило на такой огромной части Русской равнины? Само название «весь»:«Может происходить от слова «весть», «вещать», то есть – говорить.»

          Племя Меря. Топонимы с корнем мер так же часто встречаются на огромной территории Русской равнины: "Мерьские болота - записано в Красноборском районе Архангельской области на правом берегу Северной Двины, Мерские болота в Мантуровском районе Костромской области и болотце Мерьское в документе 1504 г., относящемся к Звенигородскому уезду. Зафиксированы еще названия ручья Мерьков в Вилегодском районе Архангельской области и луга Меричевых Чища в Шекснинском районе Вологодской. Примечателен и другой факт из области этнической ономастики. При полном отсутствии этнотопонимов, образованных от наименования меря, в бассейнах Юга и Сухоны.» (А. К. Матвеев «К проблеме расселения летописной мери» ) Добавим и реку Мера в Костромской и Ивановской областях России. Левый приток реки Волги.

          «Этноним славянской группировки, колонизировавшей около середины I тыс. н. э. территории будущей Ростово-Суздальской земли, неизвестен. В период становления древнерусского государства население этой земли называлось мерей. По-видимому, летописец, отмечая, что «перьвии насельницы... в ростове меря», имел в виду не финно-язычное племя, а древнерусское население, проживавшее в землях мери, активно включенной в ассимиляционный процесс» (там же. С. 158).(«Славянские корни» мери. Критика славянофильской гипотезы В.В. Седова» автор Леонтьев Андрей Евгеньевич, Институт археологии РАН http://www.merjamaa.ru/news/slavjanskie_korni_meri..)

          Кроме архаического диалекта, отличительной чертой этого славянского племени, являлось ношение его женщинами браслетообразных височных колец с незамкнутыми концами.

          Меря могло произойти от названия священной горы Меру. От меря, в свою очередь возможно происходит от слова мера, в значении предел, граница, размер, то есть территория расселения племени меря.

          Племя Мурома. На Русской равнине существует множество названий с корнем мур: «Имеется река Мурещин Яр, впадающая в один из притоков реки Подгорная, и река под названием Верхняя Муравлянка в Воронежской губернии (ВРГ III: 342, 345). На основе существования сходной топо-основы Мур(о)м(V)-в отдельных регионах — например, топонимы Муром, Муромка, Муромля, Муромское на Украине и в Беларуси с близлежащими территориями, ее более широкое распространение не может быть исключено, связь последних с названием города Муром, и этнонимом мурома остается неясной.» (монография Нерознак В.П «Названия древнерусских городов».) Есть другая версия названия Муром. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля найдем:«Мурава, мурава, мур, или пск. твер. муром м. муромь ж. (откуда и названье города) полива, глазурь, стекловатая оболочка на гончарной посуде, на изразцах, из глета и оловяного пепла.» Обратим внимание, в словаре В. Даля отмечается, что по псковскому и тверскому говору муром, муромь, Псковская и Тверская губернии образовались на базе Тверского и Псковского княжеств, в которых основным населением были потомки кривичей. То есть название города связано с производством глиняной посуды, покрытой «муравской» поливой.

          Добавим и реку Муром, ее исток расположен южнее села Муром в Белгородской области, она впадает в реку Харьков недалеко от города Харькова. Какое племя проживало на южной реке Муром? Ее исток расположен южнее села Муром в Белгородской области, она впадает в реку Харьков недалеко от города Харькова на Украине. Расстояние Муром - Белгород по прямой — 650 километров, то есть, племя Мурома там явно не проживало, а о союзе муромских племен нет никаких данных.

          Племя Чудь. «Самым крупным объектом с топонимом, образованным от слова «чудь», безусловно, является Чудское озеро.
У южного побережья Чудского озера есть сёла Чудские Заходы и Чудская Рудница. В 50 км на восток от северо-восточного побережья Чудского озера есть деревня Чудская гора, а ещё в 30 км на восток – деревня Чудиново. Примерно на полпути между ними, по дороге от д. Поречье к д .Велетово в 19 веке была деревня Чутка, в 16 веке называвшаяся Чюдка.
В районе Пскова есть целый куст «чудских» названий: у реки Черехи близ села Карамышева есть село Чутково, урочище Чутковская роща. Рядом расположены сёла Чухонское Загорье и Чудинково. 1 – Чудское озеро, 2 – с. Чудские Заходы, 3 – с. Чудская Рудница, 4 – д.Чудская Гора,
5 – д. Чюдка, 6 – д. Чудиново, 7 – д. Чухонские Заходцы, 8 – река Чудка, 9 – урочище Чутковская Роща, 10 – с. Чутково, 11 – с. Чухонское Загорье, 12 – с. Чудинково, 13 – урочище Чухново (Кондратьев И.В. "В поисках невымышленного Сампо", сс. 17-19: Санкт-Петербург, Нестор-История, 2011 г.)( https://vk.com/wall-187916073_64)

          Чудь могло произойти и созвучно со словом чудо, чудить?

          Племена русов: мери, веси, чуди, муромы участвовали в образовании союзов славянских племен и их границы определяли они же, почему так распространены указанные выше топонимы.

          Теперь совместим места проживании племен русов: мери, веси, чуди, муромы с вернувшимися на свою прародину племенами восточных славян.

          Племена чуди и кривичи – территория Псковской земли, весь и словене – Новгородская земля, вместе они вошли в союз словен новгородских.

          Племена Мери и кривичей – территория будущей Владимиро- Суздальской земли, они составили основную часть союза кривичей, голяди и других.

          Племена Муромы совместно с племенами вятичей, северян, полян, древлян и других образовали свои союзы племен.

          Но так, как основные и более многочисленными были три племени русов - племена веси, мери и муромы. И на их основе пришедшие славянские племена, смешавшись с ними, как бы поделились на з основные группы.

          На территории Русской равнины было три царства или земли русов со своими царями: «Русы состоят из трех племен, из коих одно ближе к Булгару, а царь его живет в городе, называемом Куяба, который город больше Булгара; другое племя называют Славия и еще племя называют Артания, а царь его находится в Арте.» (Из "Книги климатов" Абу-Исхака аль-Истахри аль-Фарси (написанной коло половины X века).)

          В работе кандидата исторических наук Монгайта А.Л. " К вопросу о трех царствах Древней Руси" сообщение арабских географов подтверждаются данными полученными антропологами, археологами и филологами: «Откуда взялась арабская легенда о трех племенах и о трех центрах Древней Руси? Имеет она какую-либо историческую почву или относится к досужим выдумкам древнего путешественника? В. А. Пархоменко заметил совпадение данных антропологии, археологии и филологии, как бы подтверждающих триединство восточного славянства. (В. А. Пархоменко. У истоков русской государственности. Л., 1924.) Замечательно также, что подобно тому как арабские писатели признают вятичей одним из главных славянских племен, данные языка и антропологии позволяют выделить это племя из других восточнославянских племен.
          Это позволяет говорить о том, что вследствие каких-то сложных исторических процессов в период разложения родового общества восточнославянские племена составляли три большие группы, давшие общность языковых явлений, общность антропологического типа и общность исторических связей. Сообщения арабских географов — не выдумка, а могли быть связаны с реальной действительностью.»
          Почему арабские географы писали о русах, а не о славянах?

Потому что на территориях европейского Севера России к моменту прихода славян проживали в основном потомки древнего индоевропейского населения, которых можно назвать потомками изначальных ариев или русами. Эти племена сохранили: «Архаичнейшие общеиндоевропейские культурные традиции, архаический тип лексики и архаический приледниковый антропологический европеоидный тип. Их контакт и взаимовлияние со славянскими группами, продвигавшимися на данные территории, были облегчены наличием близости языка, антропологического типа и многих культурных традиций, доставшихся и тем и другим от их общих индоевропейских предков.» («Наследие С.В. Жарниковой Исторические ремарки» Максименко Юрий http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/002a/ 1207-mk.pdf)

          По - нашему мнению славянские племена, возвращавшиеся на свою прародину Русскую равнину совместно с русами образовывали союзы племен, но по праву хозяина земли выходцы из русов составили большинство племенной аристократии, поэтому арабские географы и писали о русах, а не о славянах.

          «Право хозяина – божественный принцип, при котором народ- хозяин (аналогично хозяину дома) сам устанавливает нормы поведения на своей земле.»( «Справочник русского человека» автор составитель Алексей Иванов.)


Рецензии