За что распяли Христа?

 1. Воскресное вступление в  Иерусалим.

  На ослике в столицу царства въезжает Мессия, который за последние три с половиной года получил огромную известность.   Он лечил людей, которые много лет не могли ходить, прокаженных, слепых. И даже оживлял мертвых. Последний - восемь дней назад, его друг Лазарь [1].

   Восторг толпы неописуем – крики,  поют осанну, дорогу устилают своими одеждами, ветвями деревьев, чтобы дорожная пыль не причинила беспокойства, это знаки наивысочайшего уважения. Так встречают только  богоданного любимца народа, которого ждали сотни лет. И вот – сбылось! 
   Рядом идут двенадцать Учеников. Очень представительное шествие. Символично, что Он въезжает на ослике – ведь конь это символ власти и силы, царь или воин никогда не сядет на него. 
      
      Синедрион, верховный суд священников, за волшебство и магию  присуждает виновных к смертной казни через побивание камнями. До этого дня Ему не выдвигали обвинения в чародействе, а раз   молчат, значит нет нарушения Закона.   
В описываемое время Иудея – римская провинция, которая находится под управлением императора Тиберия, который от своего имени назначает прокуратора (управителя) царства. В Иудее нет еврейского царя уже 37 лет, последним был Ирод I [2], который не принадлежал роду Давида. Да, он дал жизнь некоторым  городам, среди которых Себаста и город-порт Кейсария/Цесарея [3] на Средиземном море, работающий до сегодняшнего дня, построил крепости Александреум, Иродиаду, Гирканиум, сделал  неприступной Масаду [4],  провёл реконструкцию храма Иерусалима с перезакладкой его фундамента, при этом сотворил почти чудо света — использовал каменные блоки до 6 метров длиной, которые не должен пробить  никакой таран.
   Этому храму задумано стоять столетиями, он стал прекрасным обрамлением сделанным из  золота, весящим много талантов [5],  столу Приношений, светильнику на 7 свечей - Меноре, и многим другим артефактам.  Без сомнения, Ирод сделал многое, но иудеи так и не признали основателя династии своим  полноправным владыкой. Этому много причин, но основными можно предположить следующие:

– семья Иродов недавно обратилась в иудейскую веру, так как всего лишь отец Ирода I, Антипатр, принял иудаизм [6], что по меркам того времени было совсем ничего;
– трон  они получили при поддержке римлян, после казни побежденного в битве прежнего царя Антигона II;
– чтобы стоять у власти, члены семьи не только безоговорочно поддерживают оккупантов, но и дарят и завещают золото императорам, хотя народ постоянно борется с язычниками-иноземцами, которые когда случайно, а когда и преднамеренно, нарушают иудейские Законы;
– Ироды беспощадно казнят виновных евреев при подавлении их волнений.

   Поэтому народ так радостно, как Царя Иудейского, встречает приход Мессии [7], тем более, что Он из рода Давидова.

   Итак, 9  нисана 33 года [8] , в день, который раньше имел имя  неделя, а после принятия христианства в большинстве государств называют воскресением,  состоялся торжественный въезд Иисуса Христа и Его Учеников в Иерусалим, давший основу для соответствующего праздника, названного потом  Пальмовым Воскресением, а  у славян - Вербным. 
   Далее наступила последняя неделя земной жизни Иисуса, которую  принято называть Великой/Страстной, соответствующим образом названы и  дни в ней.

 2. Календарь Великой недели.

– 10 нисана,  Великий Понедельник, изгнание продающих и меновщиков из  Иерусалимского Храма (более правильно «храм» писать со строчной буквы, но из уважения к традиции иудаизма у нас будет написано с заглавной).
– 11, Великий Вторник, обличение Иисусом книжников и фарисеев;
– 12 нисана, Среда, Иуда решил предать своего Учителя. Состоялось  заседание первосвященников и книжников, на котором Иисусу ещё до суда и без открытия дела вынесут смертный приговор. 
– 13  нисана, Четверг, Пасхальная Вечеря [9], после которой – предательство  ученика. Наступила ночь, последовал арест храмовой стражей, Иисус отведён в дом первосвященника Анны/Ханны и там допрошен. Оттуда ведут в дом Каиафы, где ночной предпасхальный суд Синедриона принимает решение «повинен в смерти», но казнь не осуществляется, а обвиняемый и Его дело перенаправляются в суд поработителей Иудеи.
–  14,   Великая Пятница,  Иисус передан римскому наместнику Пилату, который трижды Его оправдал, но под давлением первосвященников и возбуждаемого ими народа приговаривает к казни, после чего Христа  ведут на Голгофу, распинают, затем  погребают;
–  15, Великая Суббота,  иудейский праздник –  Песах/Пасха;
–  16 нисана 33 года,  пустая  гробница, Воскресший Христос.

 3. Понедельник. Разгон бичом в храме.

        После торжественного въезда в  столицу Иудеи, состоявшегося в воскресенье 9 нисана, на следующий день,  в понедельник, за 5 дней до распятия, Иисус изгнал продающих и меновщиков из Храма. Если внимательно  почитать современных  исследователей последних дней жизни Иисуса, то они очень часто не упоминают об этом факте, как будто бы его и не было, или не подчеркивают исключительность этого события в Его последних  днях земной жизни.

  Так были торгующие и меновщики в Храме или нет? Сегодня многие, описывающие то время, подают нам ответы на этот вопрос  двумя основными вариантами:
– либо их в самом Храме  не было,
– либо они были в Храме, но это получилось случайно, стихийно.      
  Позволим себе усомниться в небеспристрастности и неангажированности таких комментаторов.

    Первый вариант ответа опровергается текстами  всех Евангелий: от Матфея (21:12–13) – «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей»; от Марка (11:15–17) – «Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул»; от Луки (19:45-46) - «И вошед в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих, говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников»; от Иоанна (2:13–17) –  «и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег». Описания в целом совпадают, только у Иоанна, в отличие от трех других Евангелистов,  следует, что это событие было и ранее и в Великую Неделю.

  Небольшие разночтения только подчеркивают достоверность изложенного, они могли появиться  из-за того, что записи были сделаны через много лет после происшедшего, что, в свою очередь, было обусловлено высокой денежной стоимостью папируса, а так же тем, что в то время  везде преобладало устное слово,  и эту данность надо просто принимать, а не измерять сегодняшним аршином. Такое было не только с Евангелиями. До описываемого периода  Илиада и  Одиссея  Гомера многие десятки лет передавались изустно,  и только потом были записаны.   После Евангелий  то же самое произошло с Кораном.
В развитых обществах того времени были «профессиональные запоминатели», которые наизусть помнили не только былины, легенды и сказания, но и любую переданную им   информацию. Папирус был по кошельку немногим, а использование глиняных или деревянных дощечек, покрытых воском, на которых палочкой процарапывались буквы и цифры, что практиковалось в Риме, невозможно в жаркой Иудее. Не исключено, что некоторые погрешности в текстах обусловлены неточностями  переноса  слов «запоминателей» на бумагу.
    
  В связи с частым умолчанием современных толкователей Нового Завета, возникает и второй вопрос –   были торгующие и меновщики в Храме  случайно, или же все-таки по чьему-либо преднамеренному попустительству?
 
 Ответ на него принципиален, поэтому займёт несколько страниц.
 Храм, после его сооружения, был единственным разрешённым местом в этом мире для жертвоприношений тех, кто следует  иудейской вере, в том числе для эмигрировавших. Культовые сооружения важны в любой религии, но в иудаизме роль Храма - исключительная, именно для него в Ветхом Завете так подробно были описаны требования к зданию и всему сопутствующему ему.

 Иерусалим был  обнесён крепостной стеной, имевшей участки с разной степенью защиты, но из-за большой протяженности способности этого сооружения противостоять нападающим были не велики. Роль основного укрепления города  выполнял Храм с примыкавшей к нему крепостью Антония,  без овладения которыми  взявшие город не могли считать себя победителями.
 Иудейская война, описанная в одноименном труде сдавшегося Риму иудея-военачальника Йосефа бен Матитья;ху, взявшего впоследствии родовое имя (по лат. – nomen) Иосифа Флавия, подтвердила, что Храм имел не только культовый, но и оборонительный характер – в будущем,  через 37 лет, во время I Иудейской войны это помогло его защищать от наступавших римских легионов несколько месяцев, в то время, как большая часть города была взята за считанные дни.

    Храм стоял на холме, именуемом горой, имевшем в основании 14,4 гектара, был обнесён мощными стенами, за которыми и располагались дворы и здания различной степени святости, которые перечислим по степени её возрастания:
– дворы: язычников, женщин, израильтян, священников;
–  здания: притвор, святилище, святая святых.
 
 Великолепие здания поражало, несмотря на отсутствие по религиозным причинам резьбы на камне и дереве. Вытесанные из белого мрамора в классической эллинистической традиции – коринфском стиле (это проектировал недавно обращенный, иудей себе такого отступления в сторону Греции никогда бы не позволил), стоящие в четыре ряда 162 колонны  создавали три галереи, по верху которых была уложена кровля из благородного ливанского кедра, дававшая тень и защиту от дождя. Ослепляло до рези в глазах отражение солнца белым гладким и полированным мрамором, толстыми листами золота и серебра, прикрепленным к некоторым стенам, позолоченными и посеребрёнными вратами.

   Двор язычников не был освящен, поэтому он предназначался для  евреев, находящихся в состоянии нечистоты, а так же для язычников, пришедших поклониться Богу.  Несколько продающих и меновщиков на этом дворе, быть может,  не создавали  бы шум и суету восточного рынка, но за много лет, как можно предположить, границы умеренности были многократно превышены.
   
Может создаться впечатление, что если двор язычников не был освящён, то он был запущен и  тесен. Всё было с точностью до наоборот – правящая семья Иродов стала  иудеями недавно, то есть была  прозелитами [10], быть может, из-за этой биографической особенности, Ирод  построил такой двор язычников, который был самым большим и просторным из всех, здесь на землю были уложены цветные камни, а фонтаны давали прохладу.
  Среди этого золота и серебра, белизны и полировки, великолепия и строгого античного вкуса, окруженного классическими колоннами, ворковали, мычали и блеяли животные, предназначенные для жертвоприношения, стояли столы меновщиков и скамьи продающих голубей, шёл оживлённый восточный торг между людьми.
         
   Для всех исповедующих иудаизм  паломничество предписывалось совершать 3 раза в год - на праздники Кущей, Пятидесятницы, и Песах, по-арамейски – Пасха. Количество паломников в Святом городе в праздничные дни исчислялось по данным Иосифа Флавия свыше 2,7 миллиона человек [11], что с  одной стороны, вызывает удивление (в те времена в городе Риме было от 0,8 до 1,2 миллиона жителей), но, с другой, ведь есть же не только город Иерусалим, но и пригороды, в которых могли размещаться паломники.
       
 На Пасху иудеи были обязаны заклать пасхальных агнцев и принести жертвы Богу, в связи с чем сгоняли жертвенный скот, в качестве которого выступали быки, ягнята/агнцы, голуби. Перед каждым жертвоприношением животное тщательно осматривалось священником для подтверждения его ритуальной чистоты. Число жертвенных животных на Пасху измерялось сотнями тысяч [тот же источник],  один ягненок мог приноситься десятком человек. Чтобы процесс жертвоприношения проходил быстрее, в полу специально были проложены желоба для стока крови от животных, труба вела к реке Кедрон.
 
   Вокруг, вне общей стены Храма, располагались обычные городские улицы и торговые ряды. Это была исторически сложившаяся за сотни лет территория для торговцев и менял и их нахождение там не создавало шума, гама, суеты, запаха хлева и облака мух в Храме. Можно предположить, что большинство из них там и находилась во времена Христа, но определённая их часть была и на территории двора язычников, внутри ограды и галерей.
      
 В повседневной жизни оборот имели римские, греческие и другие мирские монеты с изображениями таких богов, как, например, Мелькарты, которому поклонялись в соседней Финикии, императоров и царей, и даже сверх того, иногда с такими святотатственными надписями, как «Святой и неприкосновенный город Тир». Поэтому подати в Храм уплачивались только специальными храмовыми сиклями. До этого, ещё сотни лет назад, Законом было определено, что оплата должна быть полсикля [12]. Паломники часто везли не только свои, но и деньги единоверцев своих стран, которые не могли приехать на праздник, но желали внести пожертвования. Обмен монет, брусков меди, серебра и золота на сикли проводили меновщики, которые прибывали на время Пасхи в Иерусалим из других городов для обеспечения пикового повышения спроса.
   
  Уже тогда, две тысячи лет назад, иудеи без геомаркетингового исследования, проведённого с изучением качественного и количественного состава человеческого трафика,  поняли, что выгоднее продавать и обменивать на дворе язычников, чем на городских улицах или площадях. Святитель Иннокентий Херсонский (Борисов)  писал: «Не недостаток другого места был причиною, что часть храма превратили в торжище. Внизу, при подошве горы, на коей стоял храм, и за его оградою довольно оставалось пустого пространства, где можно было расположиться торжникам. Но там надеялись менее выгод и не по столь многой и высокой плате за право торговли старейшинам храма; а в сем последнем и состояло дело. Корысть была душою беспорядка, который, находясь под покровительством самих начальников, усилился до высочайшей степени» [13].
   
  Таким образом,  Иисус зашёл во двор язычников,  опрокинул столы и скамьи, прогнал продающих,  покупающих и меновщиков, сплёл бич из веревок, при помощи которого разогнал животных. В описаниях нет смирения, подставления второй  щеки. Христос ни до,  ни после этого понедельника  силу не применял. До этого дня была проповедь терпения и смирения к тем, кто притесняет тебя или ближнего твоего. В частности, Он в Нагорной проповеди говорил:  «злому не противься, но если кто ударит тебя в  правую щеку, подставь ему другую»  [14].

  И в Свой последний день земного пути, ночью пятницы, через 4 дня после разгона менял, Иисус дал  приказ апостолу Петру спрятать меч, которым тот пытался защитить Учителя  при Его аресте. Становится ясным, что бич в руках Иисуса не рядовое событие, а исключительное, экстраординарное. Можно по-разному его оценивать, но уж замалчивать его нельзя категорически. Некоторых ставит в тупик кажущаяся противоречивость  Христа в этом эпизоде, но можно предположить, что смирение должно быть только по отношению к себе, а непримиримость – в отношении к тем, кто нарушает Заветы.
 
   Мы пока видим два уровня того, что устроили именно продающие  и менялы:
1. шум и гам базара, расположившегося в ограде Храма, мешающие молитве находящихся в состоянии «нечистоты» иудеев и язычников, пришедших поклониться Богу;
2. личную корысть тех, кто стоял со столами и скамьями  во дворе язычников.

 Но есть и третий уровень, против которого выступил Христос — «столь многой и высокой плате за право торговли старейшинам храма; а в сем последнем и состояло дело». Таким образом, Иисус бросил вызов не только и не столько торгующим в пределах ограды, но, и самое главное,   взимавшим с них плату.
      
   Итак, ясен ответ на второй вопрос – о том,  были ли торжники и меновщики денег в Доме Молитвы случайно или же  преднамеренно, из корысти самих начальников. А для тех,  кто ещё сомневается в таком выводе, адресуем два вопроса:
– Иисус, Евангелисты, а вслед за ними и верующие две тысячи лет ошибались, считая нарушением Закона нахождение во дворе язычников торговцев и менял?
– будущий конечный, третий Храм, видится с животными для жертвоприношений в его ограде, или же всё-таки без оных?


 4. Вторник. Обличение  лицемеров.

  Вся 23 глава  Евангелия от Матфея посвящена словам Христа о книжниках и фарисеях. Эти слова настолько пропитаны энергией  обличения их и их последователей, что не хватает решимости выбросить хотя бы слово.

     1 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим 2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; 3 итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: 4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; 5 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; 6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах 7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «учитель! учитель!»  8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; 9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; 10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. 11 Больший из вас да будет вам слуга: 12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. 13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вх;дите и хотящих войти не допускаете. 14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. 15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. 16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: «если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен». 17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? 18 Также: «если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен». 19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? 20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; 21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; 22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем. 23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. 24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! 25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. 26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. 27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; 28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. 37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! 38 Се, оставляется вам дом ваш пуст. 39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: «благословен Грядый во имя Господне!»

   Ветхим Заветом, Второзаконием 11:18 определено, что слова Господа, Бога твоего, надо положить в сердце ваше и душу вашу, и навязать их на руку свою и над глазами вашими. Матфей применяет слово хранилище для обозначения этих повязок. Иисус обвиняет книжников и фарисеев в том, что у них не в сердце и в душе слова Бога, а только на хранилищах.

 
  5. Среда.

 12 нисана, через день после изгнания продающих, покупающих и менял из храма, за два дня до пятничного суда, состоялось заседание начальников Иерусалима: «Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить;  но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе» [15]. То есть  смертельный приговор был вынесен  советом  до суда и без открытия дела по религиозному или уголовному обвинению.
 Довести приговор, вынесенный начальниками Иерусалима,   до сведения осуждённого они не смогли или не захотели.


 6. Четверг.

   13 нисана  состоялась Пасхальная Вечеря, изображённая на фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». По правую руку от Христа художник написал апостола Иоанна, впоследствии получившем имя Иоанна Богослова, с длинными волосами и совсем юным лицом. Там же отображен Иуда Искариот, которому Спаситель сказал: «Иди, заверши начатое».

 Для поимки Христа и его опознания могли бы пригласить храмовую стражу, присутствовавшую во время разгона продающих, покупающих и менял. Но предложение предательства  Иудой было расценено как наилучшее,  ему заплатили  30 сребреников  за  опознание Иисуса при аресте. Насколько велика эта сумма? Когда Иуда возвращает первосвященникам эти монеты после предательства своего Учителя, то следуя цитате из Матфея (Мф. 27:6) – «Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили землю горшечника, для погребения странников».
   Почему участок был именно под кладбище, а не для, предположим, ведения сельского хозяйства? Нет ли здесь какого-либо тайного смысла? Нет, просто земля была такого качества, что годилась только для этих целей. Как одна из версий, существует следующая, что это кладбище на юге Иерусалима размером примерно 27х13 метров,  действовало почти две тысячи лет, в конце ХХ века эту землю отдали под  застройку.

      А по какой причине конкретно 30 сребреников, а не 25 или 35?  Первосвященники забыли оставить нам письменные соображения по этому вопросу, поэтому можно только предположить следующее: в Торе  прописана правовая норма  – если  вол убьёт раба, то его хозяину надо заплатить именно эту сумму как компенсацию за потерю собственности [16]. Если такое допущение верно, что  жизнь  Мессии равна стоимости убитого раба, то первосвященники скорее всего не рассчитывали, что  такой факт попадет навечно в историю человечества, а предназначили эту сумму для своих современников, которые решили бы последовать за Христом, заклеймив их таким, с их точки зрения, «позорным платежом».

  Возвращаемся к Страстной неделе. Итак, в конце четверга, после Вечери последовали предательство Иуды и взятие под стражу.


 7. Пятница.

   14 нисана арестованного Иисуса сначала повели для допроса в дом  первосвященника Иерусалимского Храма – Анны (другие прочтения его имени: Ханнана, Анания, Ананус бен Сет).  Формально, с римской точки зрения, первосвященником был Каиафа (зять Анны), Анна был на этом посту с 6 г.,  был  смещен римлянами в 15 году, но в описываемый 33-й год по иудейским законам продолжал быть почетным первосвященником (в Числах 35:25-28 сказано, что сан сохраняется до смерти того, кто помазан на первосвященство).
    Анна и Каиафа, первосвященники, имели под своим руководством примерно семь тысяч священников и  девять тысяч левитов, от них также зависели храмовая стража, мастеровые люди, другие группы иерусалимского населения, например должники или облагодетельствованные. То, что мы сегодня называем «административный ресурс», было сосредоточено в основном в  руках Анны, так как помимо мощных финансовых рычагов, он имел значительное моральное влияние на иудеев благодаря возрасту и длительному нахождению во власти.
 
  После поимки должен наступить следующий этап – судебный процесс. Дело Иисуса в Израильском государстве могло рассматриваться тремя ветвями судопроизводства,  Его провели  через все за одни сутки, пятницу:
      
  – первая ветвь, в компетенции которой находилось рассмотрение религиозных  и связанных с ними вопросов – синедрион, единственное заседание которого с очным присутствием Христа, состоялось ночью с четверга на пятницу. Вынесен приговор – «повинен в смерти», а  Обвиняемый и Его дело были переданы иудеями  римлянам.

  – Вторая ветвь судопроизводства была представлена тетрархом [17] Галилеи и Переи, одним  из сыновей Ирода I – Антипой.   Так как Иисус был родом из Галилеи, то его дело могло рассматриваться правителем этой области, который в праздничную неделю находился в Иерусалиме.
 
  – Третья ветвь (по перечислению, но по полномочиям – главенствующая),  римское право, представленное  префектом  еврейских провинций Иудеи, Идумеи и Самарии Понтием  Пилатом, который к празднику Пасхи приехал в столицу Иудеи из прибрежной Кейсарии/Цесареи. Именно в этот праздник в Иерусалиме бывали часто волнения среди иудеев, а так как  это был уже пятый префект провинции, обременённый опытом предыдущих наместников, то он заранее прибыл в столицу Иудеи для личного контроля регулярно обостряющейся ситуации. Чтобы охлаждать антиримский пыл священников, опечатанные ими праздничные одежды хранились в крепости Антония, под охраной римлян, и только перед праздником они выдавались иудеям.

       За прошедшие две тысячи лет письменные свидетельства о рассмотрении дела Христа в трёх судах не сохранились, нам придется воспользоваться записями евангелистов и проведением аналогий с другими историческими событиями, оценивая их объективность путем сопоставления друг с другом.

   Рассмотрение дела Иисуса сразу пошло крайне неординарным путем. Вспомним, что собранием начальников Иерусалима, состоявшимся в среду, 12 нисана, было «положено в совете взять Иисуса хитростью и убить». То есть, именно советом уже был вынесен смертельный приговор, а вот какую статью Закона применить для наказания – вопрос остался открытым и закрывать его предстояло заседанию синедриона, у которого были, навскидку, следующие возможные религиозные основания для казни (если опустить более мягкие наказания, типа заключения и бичевания) –  богохульство, магия,  угроза  разрушения Иерусалимского Храма, лжепророчество:
 
 – богохульство, то есть попытка принизить Бога или возвысить человека до Его уровня: «и сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой; и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне], предан будет смерти» [18];
 
 – магия: «не должен находиться у тебя прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых, ибо мерзок перед Господом всякий, делающий это» [19];

 – лжепророчество: «если восстанет среди тебя пророк или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, то не слушай слов пророка сего, ибо искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа», «если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, – не бойся его»  [20].

   В Торе определено и наказание: «но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти» [21].

 Таковы положения Закона, данные Богом Моисею для еврейского народа, именно этими статьями должен руководствоваться  синедрион, если смертный приговор вынесет именно он.

   Наиболее подробно приведено описание рассмотрения дела Христа Иоанном, сыном Зеведея, в его Евангелии.  В круглых скобках дан условный порядковый номер возможных нарушений Закона.
 –  «Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса, и связали Его; и отвели Его сперва к Анне; ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником» [22], то есть евангелист описал заключение под стражу до суда (1). Некоторые исследователи считают, что  словами «воины и тысяченачальник» (высокое воинское звание) евангелист назвал римлян.

   Это мнение глубоко ошибочное, так как ни один уважающий себя оккупант никогда не будет подчиняться порабощенным, тем более ночью водить арестованного по туземным домам и там ожидать чьих-то решений, более того – ходить рядом со священнослужителем, тем более чужой веры. Вероятность отдачи приказа тысяченачальнику префектом исключена, так как из последующего изложения мы увидим отношение Пилата к этому вопросу. Вывод – Иоанн описал нам храмовую стражу.

   «Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его.  Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру. Я всегда учил в синагоге и храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего.  Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил» [23].

    Здесь даны следующие ключевые моменты,  противоречащие закону –
- допрос проводится до официального предъявления обвинения и заключения (2);
- в допросе участвуют только два человека, Христос указывает на то, что есть свидетели, но их не  допрашивают (3);
- Учитель до ареста проповедовал явно, и  в Храме, почему там Ему не предъявили публично этих обвинений (4)?
 
  Без какого-либо вывода Анна отсылает Иисуса, связанного по рукам (5 – такая мера принимается только для убийц и аналогичных опасных преступников), к первосвященнику Каиафе, в доме которого  уже собрался синедрион.

   Местом проведения суда должен был быть Зал из тёсаных камней, называемый Лишкат Ха-Газит (Газит – обтёсанный камень), неподалеку от жертвенника на территории Храма. Синедрион же собрался в доме  первосвященника Каиафы (6). Такое место сбора позволительно для обсуждения каких-либо вопросов, но категорически не для судебного заседания.
   Если позволить себе современную аналогию, то это тоже самое, что Ваше дело будет рассматриваться не в здании суда, а в доме судьи. Последующие параллели с сегодняшним днём можно проводить самостоятельно, существенных изменений за прошедшие две тысячи лет в краеугольных вопросах юриспруденции не произошло.

   Многие утверждают, что ночное заседание священников в доме Каиафы невозможно – настолько оно противоречит Закону. Считаю, наоборот, это логичным – ночью Газит, как и весь Храм, закрыт и его охраняют, а сбор на улице ещё более неуместен – по улицам столицы должна ходить ночная стража, которая не дремлет.
 Поэтому ночное судилище в доме Каиафы – вытекает из всего предыдущего описания событий.

   Пасха – один из трёх основных  для евреев праздников,  когда все семьи отмечают исход из Египта, до утра никто не может покинуть место трапезы (7). Поэтому сбор членов суда в этот  день  –  нарушение  Закона.
   Ночной суд запрещён,  он должен был проходить «пред/под солнцем» (8).

   Хотя суд синедриона описан всеми евангелистами, приведем ещё  кроме Иоанна, только Матфея.

   Как и сегодня, так и в те давние времена, чтобы подвести человека к высшей мере наказания, требуются свидетели, не менее двух, без них не должно быть сурового приговора. «Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его» [24].
  Пояснения. Бог един, а на Земле  посредником между Ним и человеком является Иерусалимский Храм. Разрушение его – это нарушение Завета, договора между людьми и Богом. Даже слова о его  разрушении  – наказуемы.

 Но такое обвинение не устроило иудейский суд. Поэтому задается другой, ключевой вопрос: «И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» [25].  Судья может получить только два ответа – либо «да», и тогда суд может вынести вердикт – «богохульствует»,  а виновный  может быть казнён побиванием камнями.  Либо второй вариант ответа – «нет», тогда получится, что Христос отрицает всё сказанное им ранее, тогда можно объявить Его лжепророком,  что  по иудейскому Закону тоже подлежит казни [26]. То есть, вопрос поставлен так, что независимо от  ответа, результат предрешён.
 
  «Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.  Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что ещё нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен в смерти» [27].
 
   В завершение этого диалога  – многозначительный, выразительный жест – разрывание на себе одежды первосвященником (9). На первый взгляд нашим современникам покажется, такая была  традиция в то время, но нет, это жест в высшей степени непозволительный, особенно для священника. Читаем в Ветхом Завете: «голов ваших не обнажайте и одежд ваших не раздирайте, чтобы вам не умереть и не навести гнева на все общество» [28]. То есть дан не просто запрет, но и описано наказание за нарушение.

   В конце обычного судебного процесса для вынесения приговора председатель суда должен начинать опрос участников заседания, начиная с самого молодого, чтобы авторитет старших не довлел над молодыми. Но в данном случае первосвященник высказал своё мнение первым, жестом, по силе выразительности – беспримерным, остальные члены синедриона подтвердили его мнение.
 
   В теологическом (власть в руках священников) государстве, которым была Иудея, священники совмещали в одном лице помимо своей основной профессии ещё и обязанности законотворцев-судей-толкователей Закона, поэтому следить за процессуальными нюансами — их святая обязанность. Приведенные описания одной ночи, данные евангелистами Иоанном и Матфеем, показывают, что это был не  суд  в его обычном понимании, а особое, специальное рассмотрение дела, в котором даже не специалист насчитывает 9 беспримерных отступлений от правил и Законов Моисея, которыми должен был руководствоваться иудейский суд.

   Итак, первая ветвь судопроизводства – синедрион, прошла почти по плану, определенному в среду советом начальников Иерусалима, краткие итоги первого официального судебного рассмотрения:
– Иисус – это  Христос, Сын Божий,
– Он богохульствует,
– приговаривается к смерти.

   Об этом говорят все четыре Евангелиста, каждый своими словами. 
После вынесения заключения синедрионом: «повинен в смерти», мы ждём логического продолжения, в соответствии с Ветхим Заветом – Левит  [18] и Второзаконием [21], следующего шага – приведение в исполнение приговора. Но после завоевания царства римляне лишили иудеев права смертной казни.
 
   Принципиальное противоречие ситуации заключается в том, что синедрион осудил Иисуса за то, что Он – Сын Божий, а римское право преследования по религиозным мотивам не предусматривало.  При рассмотрении дела Христа у  римлян смертная казнь (по латыни – jus gladii, «право на меч») могла полагаться только при  действиях по свержению власти  или за отказ платить римские налоги.

   Священики наверняка заранее знали о таких юридических нюансах, это следует из такого диалога: «Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? Они сказали ему в ответ: если бы Он не был бы злодей, мы не передали бы Его тебе. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого» [29].  Поэтому нам предстоит  разобрать, как смертельный приговор  первосвященников за объявление Иисуса  Сыном Божиим, будет приведен в исполнение  римским правосудием.
   
   Первое рассмотрение дела Пилатом прошло быстро. Предоставим вначале слово Луке, у которого несколько детальнее, чем у других  Евангелистов, описан этот эпизод: «и поднялось все множество их, и повели Его к Пилату, и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь. Пилат сказал  первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в Этом Человеке» [30].

    Подробнее разберём описанное в столь сжатом виде Лукой. Пришедшие к префекту озвучили следующие обвинения:
– «Он развращает народ наш»,
– «запрещает давать п;дать кесарю»,
– «называет Себя Христом Царем».
    Слово «развращает» тут применено не  в его современном моральном значении, а как  подстрекательство к неподчинению.

   Судья Пилат с самого начала не принял во внимание два первых обвинения, осталось только одно – объявление Христа  Царём Иудейским. С нашей, сегодняшней, меркой в оценке тяжести обвинения в попытке провозглашении себя царем, подходить нельзя. В новой истории звание кесаря/царя сильно обесценилось – монархов травили ядами, душили, вешали, секли мечами, гильотинировали, взрывали, стреляли,  лишали свободы, ссылали в монастыри, высылали из стран, причём это делали, с одной стороны – иногда заслуженно, а с другой – часто забывая о том, что, это помазанники Божии на царство,  то есть они проходили помазание на царство, символ служения не только народу, но и Богу.
 
    Юридически  в империи, которой принадлежало завоёванное в 63 году до р.Х. государство Иудея, царем можно было стать только по решению римского императора. В частности,  Ирод I, как глава Иудеи, был утвержден Сенатом с поддержкой триумвира [31]  Марка Антония,  а  его сыновья как наследники власти были утверждены бывшим триумвиром, но уже ставшим императором, Октавианом Августом. 
   Объявление самого  себя или окружающими царем в то время – это попытка государственного переворота, покушение на власть римского императора, которая должна пресекаться, вплоть до немедленной казни виновного.

 
  Первое заключение Пилата по всем трём пунктам обвинения Иисуса священниками  –  «я не нахожу никакой вины в Этом Человеке». Но пришедшие на суд  наместника Иудеи  опротестовали оправдание обвиняемого.

   Продолжаем цитату из Евангелия от Луки: «Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места. Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин? И узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме» [32].
 Юрисдикции на эту еврейскую область у Пилата не было, поэтому он и решил отправить подсудимого в суд другой инстанции, к  тетрарху Галилеи Ироду Антипе, который и представлял то, что мы обозначили как  вторую ветвь судопроизводства. 
 
   Отец Антипы,  Ирод I, тридцать три года назад приговорил к  смерти всех  младенцев Вифлеема и прилегающих к нему территорий в возрасте от 0 до 2-х лет, с целью уничтожения будущего преемника своего трона, к которому пришли с дарами волхвы  с Востока, назвавшие будущим  Царем  Иудейским новорожденного Иисуса. Ирод Антипа скорее всего об этом не знал,  можно предположить, что его родитель о таких событиях сыну не рассказывал. 
               
     Ирод Антипа  вернул обвиняемого жителя своей провинции, которому инкриминировали объявление Себя  Царём Иудейским,  представителю Рима – префекту Пилату, без какого-либо обвинения со своей стороны. Более того, тетрарх позволил себе тоже небольшую «шутку» – обрядил Иисуса в длинную белую одежду, скорее всего в toga candida, которую одевали большинство магистратов или жрецов [33], либо претенденты на пост в муниципии, говоря этим о несерьезности притязаний Христа на звание Царя Иудейского, тем самым подтвердив наблюдение, что иногда история, начавшись как трагедия (убийство младенцев), повторяется как фарс (с недобровольным переодеванием).

   Продолжаем цитировать евангелиста Луку: «Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ, сказал им: вы привели ко мне Человека Сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел Человека Сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; и Ирод также: ибо я посылал  Его к нему, и ничего не найдено в Нем достойного смерти; итак, наказав Его, отпущу» [34].
   Это уже второй, зафиксированный Лукой, отказ Пилата от  вынесения смертного приговора по всем трём пунктам обвинения, причем озвучивается, что это не только мнение римской власти, но дается ссылка на оправдание Иисуса еврейским, галилейским, царём Иродом  Антипой.

   Прокуратор делает уступку присутствующему на суде и не безмолвствующему иудейскому народу   обещанием вынесения наказания: «А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника. Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву. Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство. Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: распни, распни Его! Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы он был распят; и превозмог крик их и первосвященников» [35]. Итак, по Луке, Пилат трижды сказал иудеям, что не находит «ничего достойного смерти» в Нём.

   Наместник, показавший свои познания иудейских традиций, предложил, согласно существовавшему обычаю в землях Израиля, в ознаменование Пасхального праздника  выбрать, кого помиловать. В римском праве такой нормы не было. Пилат в  день суда, либо ранее, приговорил  3-х разбойников к распятию, казнить их должны были в этот же день. Один из них был Варавва, а имена двух других остались неизвестными.
 
   По обычной логике ясно, что наиболее вероятно могли помиловать преступника, во-первых, не из числа уже осужденных на смерть, а ещё не приговоренного Иисуса, во-вторых, в те времена, а в  некоторых странах и до сего дня,  работал принцип «жизнь за жизнь». Уже приговоренные к смерти наверняка пролили кровь, чего не делал Христос, поэтому именно Его, предположительно, могли раньше других помиловать.  Однако иудейские  начальники «возбудили народ отпустить» не Христа, а  Варавву. Обещание префекта – закон, и он дарует жизнь убийце.

   Понтий Пилат  попытался ограничиться бичеванием: «Итак, наказав Его, отпущу». То есть, наказание состоится, но без распятия на кресте. «И в иудейских синагогах  наказывали розгами, но определенное число ударов было невелико (до 40 по Втор.25:3). Бичи делались из веревок или ремней, в которые по местам ввивались острые костяные или  металлические (свинцовые) палочки, (по форме гантелей). Нередко осужденные умирали под бичами» [36].  По римскому праву количество ударов плетью было не лимитировано. Но   представителей Синедриона такой приговор и уже состоявшееся наказание не устроили.

   Дополним слова Луки описанием этого судилища Иоанном: «Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины.  Тогда вышел Иисус в терновом венце и багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек! Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы и распните; ибо не нахожу в Нем вины» [37].  В этой фразе, как представляется, скорее звучит раздражение, а не неподкованность в иудейском Законе римского наместника, так как право на распятие имеют только римляне.

   «С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» [38]. 
 
  Нашим современникам без пояснений  не понять всю тяжесть обвинения – ты не друг кесарю. Римским  императором в то время был Тиберий, названный в евангелиях Тиверием, пришедший к власти  после смерти Октавиана Августа. Очень вероятно, что при своём назначении префектом Понтий Пилат  не имел статуса «друга Кесаря» (на латыни – amicus Caesaris).
 
   Но, безусловно, другом римского императора был  всесильный Сеян. Очень вероятно, что при его участии состоялось назначение Пилата префектом Иудеи в 26 году. После этого события, спустя 5 лет, 18 октября 31 г. Сеян пришёл в Сенат, там ему зачитали письмо императора Тиберия с обвинениями, в тот же день сенат (не забываем, что Сеян – сенатор), приговорил его к смерти, незамедлительно состоялась казнь. В тот же год были умерщвлены все дети Сеяна, а ещё 2 года шли суды и расправы над его сторонниками и ставленниками. Такое наказание получил человек, который перестал быть «другом Кесарю».

    Пилату надо было опасаться возможных аналогичных обвинений в свой адрес, время подтвердит обоснованность этих  опасений. Если забежать из рассматриваемого периода на 3 года вперёд, в 36 или 37 год, то префекта всё-таки отстранят от должности после жалобы, но не иудеев, а самаритян, их ближайших соседей, и римский легат в Сирии Луций Виттелий (под его руководительством находился префект Иудеи, Самарии, Идумеи Понтий Пилат), отстранил его от должности и отправил  в Рим.
    Что с ним произошло далее – достоверных фактов нет, как возможные варианты называются ссылка или казнь, но то, что он после жалобы самаритян не вернулся в Иудею – это бесспорно, так как на его место был назначен Марцелл.
 
    Возвращаемся к Великой неделе.  В конце этого судилища, в пятницу, 14 нисана 33 года,  пишет ещё один евангелист, Матфей: «Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы» [39], после чего  приговаривает Иисуса к смерти через распятие на кресте.
 
   Пилат - римлянин, из сословия всадников (ниже сенатора, но выше плебса), использует жест иудейского судьи, принимающего решение, демонстрирующее свою неповинность в преступлении и очищения от пролитой крови человека: умывает руки [40].
   Это настолько сильный жест побежденной Иудеи, который использует их победитель-римлянин, что он не остался незамеченным:   «И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и детях наших» [41]. В этих словах, как представляется, есть с одной стороны, сакральный смысл – народ подтверждает вину осуждаемого и свидетельствует об этом перед Богом, а с другой,  возможно, что не по воле участников процесса,  буквальный.

    Представляет интерес сравнение  двух судебных заседаний, прошедших под  председательством Каиафы и Понтия Пилата, которые объединяет  то, что хотя они и состоялись в один и тот же день в пятницу, 14 нисана 33 года, а так же то, что имели   исключительный, особый характер рассмотрения дела,  но имели и принципиальные различия,  которые для удобства восприятия, изложены разным шрифтом текста: строчные буквы - особенности суда синедриона, ПРОПИСНЫЕ - РИМСКОГО:
– смертельный приговор вынесен во вторник, за два дня до судебного заседания синедриона, собранием первосвященников и книжников, ПРИГОВОР В ДЕНЬ ЗАСЕДАНИЯ СУДА;
– допрос, который состоялся в доме Анны/Хананны до предъявления обвинения, ДОПРОС ВО ВРЕМЯ СУДА;
–  место проведения суда – дом Каиафы, ДВОР РЕЗИДЕНЦИИ ПИЛАТА В ИЕРУСАЛИМЕ;
–  без простого народа, С НАРОДОМ;
 – время: ночь, ДЕНЬ.

   Все три судьи: Каиафа, Ирод Антипа, Понтий Пилат,   категорически не хотели публично приговаривать к казни Христа, при этом Пилат до окончательного вердикта три раза оправдывал Его.

   Как и сейчас, так и две тысячи лет назад, судьи, если не преследуют какую-то вторичную цель,  предпочитают молчать о том, что же заставило их вынести определённый приговор. Такое молчание создает ореол объективности вынесенного решения, как бы лишает его субъективности, которая, в данном случае, повлекла судебную ошибку [42].
 
   Поэтому сегодня можно только предположить следующие возможные причины того, что римский прокуратор Иудеи приговорил Иисуса к распятию: во-первых, искусственно созданная  поспешность рассмотрения дела, то, что называется сейчас – цейтнот, так как  казнённые в этот конкретный день должны были умереть на крестах сегодня же, до наступления праздника, хотя  обычно страдания при этой казни могли длиться днями,  а во-вторых,   чрезвычайный характер судебного рассмотрения дела, для которого со времён инквизиции и французской революции применяют термин со смыслом, противоположным изначально заложенному, – трибунал.

    Хронологически первым возникло  понятие   «трибунал» у римлян, задолго до времён Христа,  – это было дневное, открытое, преимущественно под открытым небом, чтобы боги всё видели, рассмотрение судебного дела. Оно шло на городской площади, при котором жители города могли увидеть  ход процесса  от начала до конца, более того, жестами, высказываниями и просто междометиями выражать своё мнение о словах и действиях всех участников процесса, и не только защитника, свидетелей, но и самого судьи. Во избежание возможного панибратства толпы по отношению к служителю Фемиды, он  находился на небольшом возвышении, трибуне, сооруженной примерно на высоте груди зрителя. Как иронизировали по этому вопросу греки, они постоянно видели у своего лица ноги римского судьи.

   Спустя многие сотни лет возникло современное определение трибунала как производство правосудия по другим правилам, колебания в которых позволили в новой истории повторить то, что было две тысячи лет назад – ночные судилища с упрощенным ведением судопроизводства,  с участием в процессе только двух сторон – судей и осуждаемых.

   Интересно отметить,  что  Евангелисты «вслепую», то есть, не имея специальной подготовки, дали такую юридическую картину трех ветвей судопроизводства Иудеи, которая соответствует сегодняшним знаниям о них.

   Как 12 нисана, в среду, планировало собрание первосвященников и книжников Иерусалима, так всё и получилось:
 1. Распятие Христа состоялось в пятницу, 14 нисана, в предпраздничную неделю, но если посмотреть строго формально, то до наступления самого праздника Пасхи, который выпадал на 15 число и начинался с вечера 14 нисана: «но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе».
 2. смертельный приговор, вынесенный синедрионом за богохульство, неожиданно стал приговором в деле о Царе Иудейском, рассмотренным римским наместником. 
 3. народ против распятия не только не протестовал, но и взял вину за казнь на себя. 
   
   Вот так и была одержана быстрая, за три дня - со среды до пятницы, кажущаяся победа иудейских начальников над Мессией!

 
 8.   За что распяли Христа?

     В этом вопросе надо различать два аспекта: юридический (лат.: de-jure) и фактический (de-facto).
    По первому  Евангелисты дают ответ: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский... и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски» [43].   Внимательный читатель скажет – по 25 знаков на каждый из трёх языков на табличку не поместить, и будет прав. Написаны были только первые буквы четырёх слов. Из этой таблички следует, что юридически Пилат не принял сказанное ему: «Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» [44]. Слова подтверждены были и поступком, вспомним въезд Его в Иерусалим на ослике, представьте себе земного царя на этом непарнокопытном животном.

    Таким образом, de-jure римский наместник в Иудее приговорил  Иисуса за буквальное понимание утверждения, – Царь Иудейский,  а именно – за покушение на власть римского императора.
 
   Если рассматривать второй аспект, de-facto, то необходимо вспомнить, что после описанного всеми евангелистами разгона торгующих и меновщиков в понедельник, первое рассмотрение дела Иисуса прошло сначала заочно, без обвиняемого, в среду, когда состоялось  заседание начальников Иерусалима: «Тогда собрались первосвященники и книжники во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить».
 
   Синедрион в ночь с четверга на пятницу только оформил своим судилищем приговор начальников Иерусалима, вынеся вердикт – богохульствует, так как Иисус не дал отрицательного ответа на заданный вопрос: «скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?». Эта же формулировка  постоянно повторялась и на римском суде.  Хотя  внешне Пилат разговаривал с народом, но по доводам, звучавшим с иудейской стороны, можно утверждать, что именно представители синедриона вели линию обвинения, а толпа её всего лишь озвучивала.
 
    Резюмируя, можно сказать, что Иисус был распят:
– юридически – как  Царь Иудейский,
– фактически – как Сын Божий.


 9. Воскресение.

   После необходимых  погребальных ритуалов тело казнённого было помещено в высеченный в скале гроб, принадлежавший  Иосифу Аримафейскому и где ещё никто не был положен. По традиции вход был завален громадным камнем – времена были голодные, иногда расхитители могил снимали с покойников всё с целью дальнейшей продажи, поэтому, чтобы этого не происходило, камень могли двигать только несколько человек и при соблюдении определенных условий.
У места погребения казненного выставили охрану.

   В субботу царил покой, как и положено в праздничный день.
   Дальше всё пошло совсем не так, как думалось первосвященникам.

   В воскресенье, 16 нисана 33 года, утром, женщины, пришедшие к высеченному в скале гробу для проведения полагающихся в таких случаях ритуалов, нашли отваленный камень,  тело исчезло, плащаница, плат и другие предметы – не разграблены, охрана сбежала. Напомню – римскому солдату за оставленный пост полагалась смертная казнь.
   Именно женщины первыми узнали, что Иисус Христос воскрес.

  Сейчас чаще, чем ранее, высказывается сомнение в Воскресении, ведь рациональное знание человека, считающего себя разумным, этого не допускает, а раз так, то ставится под сомнение правдивость тех, кто это описал. Произошло это только один раз за десятки тысяч лет изученной человеческой истории, в это можно только верить или не верить, только сердце подскажет - обоснованны или нет сомнения.
 
   Тем, кто больше доверяет своему разуму, а не сердцу, адресую вопросы:

 1. Ученики в конце Великой недели отвернулись от Учителя, не рискнули своими жизнями для Его спасения. Свидетелями чего же они были, что после этого до гробовой доски рассказывали всем о Его жизни и учении,  более того, не скрыли того, как они смалодушничали? После этого пронесли через десятилетия готовность умереть за полученное от Него Учение, а многие приняли мученическую смерть, так же как и последующие ученики Учеников, как и многие тысячи христиан.

 2.  Большинство из Апостолов были из рыбаков,  часть –«от сохи». Что же они такое увидели и услышали, что это открыло им уста? Кто из вас напишет Евангелие или послание, которое кто-либо будет читать и миллиарды раз перечитывать и обдумывать  две тысячи лет?


 10. Что  сказано в Ветхом Завете о тех, кто не послушает Мессию?

  «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты (Моисей), и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» [45].



 Литература:

 Многочисленные ссылки на Ветхий Завет даны не из любви к иудаизму, а для того, чтобы показать, какими законами должны были руководствоваться члены синедриона, книжники, старейшины и народ в рассмотрении дела Иисуса Христа.

1. Ин. 11:43-44.
2. Был царем Иудеи с 40 по 4 г. до н.э.
3. Название города - от латинского Cesar, двойное прочтение одного слова: Цезарея, Кейсария.
4. И. Флавий.  Иудейские Древности, книга шестнадцатая, глава вторая.
5. В данном случае – мера веса благородного металла, в разных странах имела значение от 16,8 до 60,4 кг,  еврейский талант  - 44,8 кг.
6.   Отец Ирода I, – Антипатр Идумеянин, которого Александр Ионей, царь иудейский, сделал правителем  Идумеи, пройдя определенный путь, стал в действительности правителем Иудеи. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона., С-Пб, 1890-1907.   
7. Mashias по древнееврейски  - Помазанник, то есть помазан оливковым маслом, елеем – при возведении  монарха на престол, либо при посвящении священника в сан; это же определение по-гречески - Cristos.
8. Летосчисление нашей эры было произведено в 525 году папским архивариусом Дионисием Малым. Точно год рождения Иисуса по привязке к опорным историческим датам сегодня не установить, так как они противоречат друг другу, поэтому, хотя сегодня историки оценивают рождение Иисуса Христа в период с 12 года до н.э. по 6 г. н.э., мы все уже полторы тысячи лет пользуемся летосчислением Дионисия Малого.
9.  У иудеев день начинался с захода солнца.
10.  Прозелит – от греческого proselytes, пришедший, пришлец, чужеземец. Иудаизм  принял отец Ирода I Антипатр Идумеянин.
11.  Иосиф Флавий. Иудейская война. Книга 6, глава 3.
12. Тогда ещё не было банков, металлические деньги имели самостоятельную ценность. Инфляции в нашем понимании не было, но были исторические факты изготовления монет не по нормативам содержания драгоценных металлов. Такая идиллия длилась тысячи лет. С появлением бумажных ассигнаций картина мира радикально изменилась.
13. Святитель Иннокентий Херсонский (Борисов). «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, изображённые по сказанию всех четырёх евангелистов». Часть II. – Одесса, 1857. – С. 10.
14. Мф. 5:39
15.  Мф. 26:3-5.
16. Исх. 21:32. «Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями».
17. Тетрарх  – «правитель четверти», куда входили Галилея и Перея (земля за Иорданом),  то есть примерно 1/4 от царства Ирода Великого, отца Антипы. Царство было поделено на несколько неравных частей между тремя сыновьями Ирода по его завещанию, которое после смерти было утверждено  римским императором.
18. Лев. 24:15-16.   
19.  Втор.  18:10-12.
20. Втор.  13:1-3 и  18:22.
21. Втор.  18:20.
22. Ин. 18:12
23.  Ин. 18:19-21.
24. Мф. 26:59-61.
25. Мф. 26:63.
26. Втор. 18:20
27. Мф. 26: 64-66
28. Лев. 10:6 – "Аарону же и Елиазару и Ифамару, сынам его, Моисей сказал: голов ваших не обнажайте и одежд ваших не раздирайте, чтобы вам не умереть и не навести гнева на все общество".
29. Ин. 18:29-31.
30. Лк.23:1-4.
31.Триумвират состоял из 3-х человек - Галия Юлия Цезаря Октавиана, Марка Антония и Марка Эмилия Лепида. Первым из тройки выбыл Лепид, вторым – Антоний, единоличным императором стал Октавиан Август.
32. Лк.23:5-7
33. Тога белого цвета без украшений была форменной одеждой большинства магистратов и жрецов. Сергеенко М. IV. Одежда./Жизнь Древнего Рима.– М. – Л. Наука, 1964.
34. Лк.23:13-16.
35.  Лк.23:17-23.
36. Святитель Иннокентий Херсонский (Борисов). «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, изображённые по сказанию всех четырёх евангелистов». Часть II, глава 21– Одесса, 1857.
37.  (Ин.19:4-6).
38.  (Ин.19:12 )
39  Мф. 27:24.
40. «Если в земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе во владение, найден будет убитый, лежащий на поле, и неизвестно, кто убил его,... и придут священники... и все старейшины города того, ближайшие к убитому, пусть омоют руки свои над [головою] телицы, зарезанной в долине, и объявят и скажут: руки наши не пролили крови сей, и глаза наши не видели; очисти народ Твой, Израиля, который Ты, Господи, освободил [из земли Египетской], и не вмени народу Твоему, Израилю, невинной крови. И они очистятся от крови. Так должен ты смывать у себя кровь невинного, если хочешь делать  [доброе и] справедливое пред очами Господа [Бога твоего]." (Втор. 21:1-9).
41.   Мф 27:25.
42. Судебная ошибка – осуждение и наказание невиновного лица за преступление, которое он не совершал.
43. Ин.19:19-20.
44. Ин.18:36.
45. Втор.  18:18-19.


Рецензии
Ну вы потрудились. Хотя важнее внутреннее зрение. Как когда брением Иисус открывал глаза слепорожденному, то сперва тот сказал "вижу проходящих людей, как деревья". Это о зрении Адама в раю, садовника и стража братьям и сестрам. Как у Св Андрея Критского внешнее зрение - Лия, а внутреннее - Рахиль. Хотя и внешнее может становиться Рахилью.
+
И Иисус с крестом женщинам нижнего Иерусалима не вступившимся за него ни перед властями римскими, ни в религиозном сообществе, ни в народе, когда фарисеи агитировали за Варавву. Но принесшим дурманящий слегка болеутоляющий состав уксуса и желчи - не стал пить, как жертву фарисея Каина, "лучше плачьте о себе и детях ваших, что сделают с сухими деревьями, если так поступают с деревом зеленеющим...".
+
И по Св Иоанну Кронштадтскому в евангелии Иоанна сперва Дух Святой ради сана сказал Каифе, что Иисус - Мессия, но Каифа сразу стал извращенно этим пользоваться "не думайте, что лучше нам, чтобы Один человек умер за народ, чем, чтобы весь народ погиб". И потом Иисус молчал в синедрионе. Каифа использовал клятву сана первосвященника Ветхозаветного с расчетом, что если Дух Святой ради сана ответил, то и Сын ответит, зная заведомо, как злой виноградарь из притчи о Достоинстве Бога Сына Вочеловечивовшегося - Иисуса Христа . И так хуля окончательно Дух Святой - без извинения ни в веке нынешнем, ни в будущем.
+
В целом же змей помысел фарисейский быть идолом себя самого солгал Еве о высокомерном Боге, ущербном творении и значит плохой заповеди жизни. И Ева отчасти повелась за нарциссизм поверхностно, но после все же спохватилась от стыда. И Бог становится человеком, показывая Себя Кротким, а творение не ущербным нисколько. И разрушая яд змея - князя, фараона мира сего. Многим это помогает. Но есть фарисеи мнимо свободные от греха, надсмоторщики фараона над творением. Их, злых виноградарей, это не устраивает. Хотя для них дилемма этого собрания как поступить "не думайте, что лучше нам, чтобы один человек умер за народ, чем, чтобы весь народ погиб". Уже попались "не видите, что ничего не успеваем, весь народ идет за Ним".
+
И выявляют себя фарисеи, как легион демонов. У пророка "священники твои, как засада разбойников на пути в Сихем". А Иуда Искариот являет собой сатану, не устыдившегося, но ощутимо проигравшего. Как и Каифа - сего падшего ангела.
+
И нет у Него Иисуса Христа 3ей щеки для вечных заушений. Приходит с ответом каждому из римских воинов в казарме насмехавшимся "прореки кто ударил тебя", яко тать.

Дмитрий Хохлов 2   06.05.2024 13:26     Заявить о нарушении