Из истории вокального искусства. Мария Биешу

5 мая 2024 года* исполняется 90 лет со дня рождения Марии БИЕШУ.

В стране, которая называлась СССР, эту уникальную певицу с потрясающе роскошным голосом знали практически все.
Этот голос - редкой силы, полётности и красоты, объёма и округлости, глубины и мягкости, яркости и сочной "спелости", это пение какой-то особой органичности и эмоциональной отдачи - несколько десятилетий назад слышали в каждом доме по радио и телевидению, в разных праздничных концертах и трансляциях академических вечеров.

Насколько Биешу была редчайшим самородком, явившим "от недр земли" своё мощное дарование, настолько же она была "продуктом" советской системы жизни человека и общества.
Её жизнь - прекрасная сказка-быль о том, как бедная девочка из далёкого молдавского села стала Народной артисткой СССР, любимой и уважаемой всей страной, увенчанной званием "Герой Социалистического труда" и Ленинской премией, а кроме того, Депутатом Верховного Совета СССР - т.е., практически членом правительства.

Она родилась в селе Волонтировка на земле, относившейся тогда к Румынии. Её первые воспоминания детства - нищета, родители-батраки, школа, где их - детей - сильно били и куда она по этой причине старалась поменьше ходить, а потому часто пряталась в старом сухом колодце с ласточкиными гнёздами.
Они приняли как освобождение то, что после войны село стало частью советской Молдавии. Вся семья занималась крестьянским трудом. Мария, несмотря на то, что была самой голосистой, любила петь и устраивала представления в курятнике, поступила в сельхозтехникум. Но здесь советская система воспитания молодёжи уже начала её "вытягивать на свет": естественно, она участвовала в самодеятельности, её выдвигали, отмечали и поощряли на всех смотрах и так она дошла до консерватории, хотя ещё не знала, что это такое.
Учась в консерватории, она очень много пела и гастролировала с ансамблем народной музыки "Флуераш", а в 1957 году выступала с народными песнями на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве - осталось несколько уникальных записей этих выступлений.

После окончания консерватории, в 1961 году Мария дебютирует на сцене Кишинёвской оперы сразу в партии Тоски(!), которая на всю жизнь останется одной из "главных" в её репертуаре.
А уже в 1965-м Министерство культуры направляет её на стажировку в "вокальную мекку" - в Ла Скала. Там она занимается подготовкой на итальянском языке партий Тоски и Баттерфлай в операх Пуччини и вердиевских Аиды и Леоноры("Трубадур").
В 1966-м она становится лауреатом 3-ей премии Конкурса им. Чайковского, а в 1967-м Мария Биешу и Ламара Чкония получают первые места на Конкурсе им. Тамаки Миура на лучшее исполнение "Мадам Баттерфлай", проходившем в Японии. С тех пор у нас Биешу неизменно называли "лучшей Чио-Чио-сан мира". Она действительно была великолепна в этой партии, а без арии "Un bel di vedremo" редко какой её концерт обходился, и даже если основная программа была другой, то на "бис" это было почти обязательно!

Конечно, певицу с таким голосом не раз приглашали в Большой театр, но она, как говорят некоторые свидетельства, в том числе, дневник тогдашнего заведующего оперой, "чувствуя сильную оппозицию" в лице "главной примадонны" Большого тех лет, не пошла на это. Что, скорее всего, сыграло ей на пользу, т.к. у себя в Молдавии она была "вольною царицей" и для неё ставили такой репертуар, какой не шёл на столичных сценах - так она спела "Силу Судьбы" и "Норму", "Турандот" и "Сельскую честь", "Адриану Лекуврер" и "Набукко"...
А в Большом, как и во многих других театрах страны, она постоянно гастролировала, исполняя свои коронные партии - Тоски, Баттерфлай, Лизы, Татьяны, Аиды, Леоноры...

Биешу вела обширную концертную деятельность. Её программы были многочисленны и достаточно разнообразны - от арий Баха и Генделя до русских романсов и сочинений советских композиторов, от песен и даже циклов Шуберта и Шумана до миниатюр Шоссона, Делиба и Бизе, которые она пела, в основном, на русском языке. Она не была великой "стилисткой", но её врождённая, можно сказать, инстинктивная музыкальность и богатая вокальная палитра помогали находить ей разные краски и штрихи - от крупных и эмоционально ярких мазков, до довольно тонких и изящных приёмов нюансировки.

География международных гастрольных маршрутов певицы была очень обширна.
После победы на конкурсе в Японии, она не раз выступала в этой стране. Как-то на следующий день после её концерта, в городе Мацумото произошло извержение вулкана, "спавшего" до этого аж 400 лет. Газеты тут же написали, что "голос Марии Биешу разбудил даже вулкан".
Она пела концерты и спектакли в Европе и Америке, даже в Австралии.
В 1971 году Биешу дебютировала на сцене Метрополитен-оперы в партии Недды в "Паяцах" Леонкавалло. Успех был настолько большой, что дирекция МЕТ пожелала заполучить певицу на весь сезон 1972-73гг., предложив сразу несколько партий и направив соответствующий запрос в Госконцерт.
Советское "культурное руководство" этот проект не поддержало.
Самое удивительное, что Мария Лукьяновна по этому поводу как-то не сокрушалась и не сетовала (в отличие от многих других, которые потом целые книжки писали о том, как их притесняли). Она искренно считала, что спектакли дома, гастроли по стране, шефские концерты или её встречи с избирателями - не менее важны, чем выступления в какой-нибудь Америке. Она "отдавала себя" стране, которая "дала ей всё". В этом для неё не было никакого пафоса. В этом была её жизнь.
Крушение этой страны и этой жизни она восприняла драматически и переживала очень тяжело. Говоря иногда о "новых временах", замечала, что вряд ли сейчас девочка из глухой деревни, как она когда-то, смогла бы пробиться к высотам славы и почёта.

Для своей республики и для её культуры Мария Биешу сделала очень много - помимо повышенного внимания, роскошного репертуара и многочисленных гастролей Молдавского оперного театра, певица долгое время проводила фестиваль "Приглашает Мария Биешу", для участия в котором привлекала многих выдающихся артистов разных поколений.

После смерти певицы, оперный театр в Кишинёве носит её имя.

Последнее не отменяет того печального факта, что большинство из новой поросли не только слушателей, но и певцов не знает, кто такая Мария Биешу. Это неправильно. Надо знать, надо помнить, надо слушать!




(* - сегодня разные источники называют разные даты рождения певицы, мы ориентируемся на дату, которая указывалась при жизни певицы в биографических материалах и музыкальных календарях советского времени.)

Материал с музыкальными фрагментами можно найти в "QUI la VOCE" во ВК.


Рецензии