Про убеждения и установки

Почему одни установки приживаются в человеке, а другие - нет? И почему в одном человеке они приживаются, а в другом - нет?

Допустим, когда до ребёнка на детской площадке докапывается какой-нибудь взрослый, ребёнок (если ему хватит смелости и ярости) решает отвечать, защищать свои границы. Потом появляется мама, разруливает конфликт, а дома говорит ребёнку: "Зачем ты вступил в конфликт? Язык в жопу засунь и сиди". Гениальная просто фраза. Зачем защищать себя, зачем заявлять о том, что тебе не нравится? Просто "засунь в жопу язык и сиди". Так вот, ребёнок вырастает и теперь, прежде, чем высказать кому-то то, что ему не нравится, долго думает. А стоит ли, а нужно ли, а что будет, а вдруг он мне ответит так, а что я тогда ему отвечу.. в итоге человек решает не вмешиваться и отходит. Но ситуация-то сама не забывается, осадочек-то остаётся. А потом ночью спит и думает: "Блин, вот надо было ему тогда вот так ответить!..". Ёлы-палы, сколько способов в голове сразу появляется.. а ведь можно было реально ответить. И дело с концом.
Так вот, эта установка, "язык в жопу засунь и сиди" почему-то в память его прямо врезается.

Есть и другой момент. Сидишь на балконе, исписываешь листы стихами, заходит дед и говорит: "Чё фигнёй занимаешься? Бумагу только зря расходуешь. Вон, смотри, сколько листов зря ушло. Бумага-то недешёвая, экономить надо". А тетрадь, блин, три рубля стоит всего.
Так вот, эта установка ("стихи писать - фигнёй заниматься" или "надо экономить") может не прижиться в человеке. Его желание писать стихи окажется сильнее установок деда.
Вот, что интересно. Тон сказанного у матери и деда похожи, да? Условия, при которых сие было сказано, тоже похожи. Но почему-то одно прижилось. А другое - нет. Это потому что желание защищать себя и свои права слабее установки матери? Или почему?

Объяснений несколько.
1. Магическое объяснение. Каждый из нас рождён для определённого опыта. Кому-то нужно пройти урок терпения, а кому-то наоборот - научиться бороться. Одна установка, например, прижилась, потому что человеку в этой жизни нужно, чтобы он именно эту установку проработал и освободился от неё. А другая не прижилась, потому что он от неё освободился ещё в прошлой жизни.
2. Немагическое объяснение. Посмотрим с такой стороны. Один человек. Два ограничивающих убеждения. Одно убеждение на него повлияло, а на другое он и внимания не обратил. Почему? Потому что на определённом этапе жизни человек анализирует то, что ему доступно сейчас. Например, защищать свои права и свободы - это, в принципе, доступно, но пока непонятно для 10-летнего ребёнка. Раз мама говорит, что язык в жопе - это норма, так, может, оно так и есть, ведь мама жизнь прожила, мама знает. Не хочу расстраивать маму. То есть защита себя - это что-то сложное и далёкое для ребёнка, что-то "на взрослом".
А про то, что бумага дорогая - "Ну как же так, - думает ребёнок, - если я вчера с друзьями заходил в канцелярский магазин и видел, что тетрадка - 3 рубля за штуку. Это разве дорого?" То есть он проанализировал то, что ему доступно, сопоставил факты и пришёл к выводу, что дед, однако, не прав, но ладно, я ему это не скажу, не буду обижать. Но установка дедова уже заблокирована, потому что нелогична.
Вот так.

Интересный момент ещё, связанный с тем, почему на одних людей влияют установки, а на других нет. От чего это зависит? От множества факторов. От характера, от генетики, от воспитания, от отношений со взрослыми, от последующего опыта взаимодействия с родителями, от среды, в которую он попадает. Среда родительская повлияла одним образом, а среда родительская лучшего друга повлияла другим образом. Может так выйти, что среда друга окажет влияние сильнее, чем среда семейная.


Рецензии