Звучит дудук над Волгой

Однажды над просторами Волги, над бескрайними лесами и полями пронёсся необычный, незнакомый русскому уху звук. Он был очень похож на человеческий голос, он тосковал,  плакал, но мог зажечь и такую  огненную пляску, какой не видывали в этих краях. Музыка волжанам нравилась, она каким-то чудесным образом вызывала доверие к людям, извлекавшим волшебные звуки из небольшого инструмента, который   назывался дудуком… Дудук, один из символов армянского народа, неповторимое произведение из абрикосового дерева – и на Волге?!
Но он пел! И  не давным-давно, а сейчас, сегодня. И не где-то, а в одном из центров русского духа. И не в придорожной харчевне, а в лучшем  концертном зале Костромы!

А у русских людей, находившихся в зале Костромской филармонии вместе с армянами, пришедшими на концерт, тоже сжималось сердце. Иные картины вставали перед мысленным взором, но музыка – интернациональна, и чувства вызывает у разных людей одинаковые…  Она их объединяет.


На протяжении всей истории существования у  человечества отчётливо     сохранялись какие-то  черты, которые принято называть   психологическими рудиментами. К ним относится и стремление в меняющихся условиях жизни искать способы улучшения этой самой жизни: поиски новых территорий, способных прокормить племя, продвижение из некомфортных условий в более комфортные, бегство от болезней, нашествий врагов, умножившихся опасностей и так далее. Таких причин множество. Так или  иначе, но люди постоянно передвигаются по планете, и этот процесс всё время, по мере увеличения населения Земли, ускоряется. Невидимые обычному глазу, но точно прослеживаемые всеведущей статистикой, по планете передвигаются потоки людей, останавливаются в новых для себя местах, осваиваются на них, врастают…

Или не врастают. Тогда они двигаются дальше, в следующую неизвестность. Сегодня, в начале 21 века, такие потоки порой начинают  принимать устрашающие размеры. Правительства ломают головы над тем, что делать с сотнями тысяч, миллионами мигрантов, которые,  действительно,  страдали в   странах, где они прежде проживали, зачастую умирали от голода, а то и просто истреблялись такими «доброжелательными» соседями по планете, которые для улучшения своих условий жизни избрали   другой путь:   захват чужих территорий и истребление их бывших владельцев.  Что-то мы всё чаще в наше время сталкиваемся именно с таким вариантом. Но сегодня наш рассказ о случае мирном, протекающем без эксцессов.

Никто и никогда, может так статься, не сможет точно установить: когда на российской земле появился первый армянин. Точно так же и с землёй костромской. Нет таких точных исторических свидетельств. Только какие-то смутные отголоски в виде Арменского тракта и села Арменки могут заставить предположить, что представители этого удивительно активного, энергичного народа, тысячи лет назад создавшего на Ближнем Востоке и в Закавказье мощное государство, соперничавшее  с  самыми могучими государствами Древнего мира, проникали на Русь так же, как проникали в государства Европы, северной Африки, в страны Магриба. Их торговые караваны, подобно известному путешествию Афанасия Никитина, бывали во множестве стран, везли туда ковры, изделия искусных ремесленников, их мастера работы с камнем и архитекторы приглашались на работу далеко за пределы Великой Армении. И точно так же, вероятно, когда-то приехал в Кострому первый армянин. Одно только точно можно сказать, что не с мечом он пришёл, а с делами мирными, потому что армяне хоть и умели хорошо воевать, защищая свою землю, никогда не были агрессивными, не были захватчиками.

Это была и есть  миграция мирная и совсем уж незаметная. Заметной она становится только тогда, когда возникают какие-то проблемы. И вот тут-то внимательный наблюдатель сразу же скажет: но ведь  бывают случаи, когда с представителями некоторых народов  возникают какие-то трения. Бывают такие случаи, хоть и совсем немного, и среди армян.    Чем же они отличаются от других? А всё дело в том, что нарушения законов принимающей страны допускаются значительно чаще, если  миграция идёт из страны экономически неразвитой, в течение долгого времени по разным причинам изолированной от мирового общения, с низким культурным уровнем, а соответственно – и уровнем уважения  к другим народам. И ещё, что очень важно: из стран другого вероисповедания люди, склонные к нарушениям законов другой страны, в Россию прибывают чаще. Такие люди больше воспринимают пребывание в стране как временное явление, они приезжают не жить, а зарабатывать деньги в России.   В подавляющем большинстве их помыслы – на родине. Семьи –там, деньги идут туда, дети растут без отцов с неприязненным отношением к стране, которая отца у них забрала надолго, а часто и – навсегда.

Почему так важно совпадение веры? Дело в том, что религия (любая) в течение столетий вырабатывает особый кодекс морали, на который всю жизнь опирается каждый верующий человек. Для армян таким маяком ещё в начале позапрошлого тысячелетия стало христианство – со своими особенностями, но сохраняющее весьма бережно все постулаты разных ветвей христианства. И вот именно такое направление, такая заранее заданная общность   помогает армянам на протяжении многих столетий находить общий язык с народами других стран (и не только христианских), помогает осваивать языки и культуры смежных и далёких народов и быть терпимыми к несовпадениям обычаев, вкусов, привычек.

 Сегодня на костромской земле живут тысячи представителей армянского народа, выходцев из Армении. Живут и армяне, бежавшие из  Азербайджана,  приехавшие из республик Северного Кавказа, из Причерноморья, других  регионов бывшего Советского Союза. Многие из них – потомки людей, спасшихся ещё в начале двадцатого века от великого злодеяния – геноцида. В те страшные времена они были изгнаны со своих земель, ставших впоследствии турецкими. Другие уезжали в Россию из-за межнациональной вражды, искусственно разожжённой такими «демократичными» европейцами и американцами уже в конце двадцатого века. Третьи мечтали уйти от экономического упадка и безработицы, настигших Армению, бывшую благополучную республику Советского Союза. Четвёртые думали  избавить от всех этих «радостей» своих детей… Из опыта жизни все эти люди делали вывод, что всего этого можно достичь в России – большой и сильной.

А Россия в тот момент уже не была такой большой, и с каждым днём слабела. Но  приезжавших с открытой душой и надеждами всё равно принимала, помогала, как могла.

Костроме в известном смысле повезло. Среди приехавших сюда в поисках лучшей доли нашлись люди, которые силой опыта,   силой образования и высокой культуры, а кто и   силой заметного политического темперамента сумели не только удержать  соплеменников от замкнутости, изолированности, но наоборот – сумели им внушить необходимость вживаться в новую среду. Они напоминали соотечественникам о том, что  ещё во времена Российской Империи многие армяне сумели своими трудами и боевыми заслугами  пробиться в высшие эшелоны власти, оказывали государству чрезвычайно важные услуги. Имена героев Кавказа генералов Лазарева,  Мадатова и Бебутова, имя одного из самых первых русских разведчиков Манук-бея Мирзаяна, имена великих  художников – Айвазовского и Сарьяна, имена архитекторов Таманяна и Алабяна, композиторов  Спендиарова и Хачатуряна, многих дипломатов и политиков, выдающихся коммерсантов и религиозных деятелей наглядно показывали, что в России честный труд, талант  и самоотверженность ценятся высоко.

   И вот такой негласный, неофициальный идеологический центр во главе с удивительно энергичной женщиной Арминэ Джуваликян сумел преломить «временные» настроения (а они были вначале у многих!) и перенастроить людей на основательное вживание в русскую жизнь. Люди поняли, что только стабильность и надёжность, хорошая репутация помогут в новой жизни достичь тех целей, к которым они стремились, уезжая из Армении. Лидеры в Костроме смогли организовать работу так, чтобы этот сложный процесс протекал сознательно, целенаправленно, сумели наладить тесные связи с местными властями (которые, кстати, почти всегда охотно шли им навстречу, заинтересованность была обоюдной). Такие  животворящие, организующие центры в виде отдельных людей или самодеятельных культурных организаций появились   на костромской земле и у представителей других народов, переселившихся сегодня в область. Все они ведут немало нужных и полезных дел, все как-то наблюдают за  положением и поведением своих соплеменников в стране, которая их приняла. Но объективно в жизни Костромской области, пожалуй, самое заметное место заняла армянская община. Не числом, нет! Добрыми и умными делами, благотворительностью на постоянной основе и многим другим.

Чтобы убедиться в этом, нужно просто присмотреться к реальным делам костромской Армянской национально-культурной автономии, попробовать применить опыт этой общественной организации на пользу всему российскому сообществу народов. Ведь автономия избрала, хоть и самый сложный, трудный, но и самый верный путь в своей новой жизни.

Поскольку добрых дел окажется очень много, давайте возьмём только  последние годы. Лет тридцать назад, во времена, когда идеологическими врагами России методично уничтожалось всё, что только напоминало о Советском Союзе, армяне, приехавшие на костромскую землю, сами ещё толком не устроенные, начинали жизнь на новом этапе  с помощи людям ещё более обездоленным.  Особенно это касалось интеллигенции, о которой в вихрях безумных, а зачастую беззаконных преобразований попросту забыли. Многие учителя, врачи, музыканты, артисты буквально бедствовали. Именно поэтому они по сей день помнят о той, пусть небольшой, посильной поддержке.

А сами приехавшие из Армении люди тоже на всю жизнь запомнили, как 7 декабря 1988 года, тридцать пять лет назад, вся страна поднялась, чтобы не только спасать людей после катастрофического землетрясения, но и помогать поднимать республику из руин.

С того дня прошли  годы, наступили более благополучные времена. Спокойная жизнь убаюкивает память, заставляет забыть многие страшные события, которые забывать просто нельзя. Чтобы старшие не забывали, чтобы молодые знали и помнили о таком великом факте единения и братской помощи, по инициативе армянской общины   проводились в круглые даты со дня  катастрофы торжественные вечера памяти. Они не только почтили память  тысяч погибших, но  искренне благодарили все народы Союза, в первую очередь – русский народ, за братскую помощь.  Были приглашены костромские участники ликвидации последствий землетрясения – строители, транспортники, врачи, сотрудники правоохранительных органов, просто добровольцы… Общие слёзы воспоминаний, общая гордость за большую победу всей страны, достигнутую в самые короткие сроки. Разве можно переоценить значение всего этого для воспитания молодёжи, новых поколений людей разных национальностей? И разве появление на армянской земле памятника посланцу России, руководителю всех спасательных и восстановительных работ Рыжкову – не самая высокая оценка народа помощи России, помощи друзей?

В числе самых первых направлений работы появившейся в Костроме новой общественной организации было уже упомянутое знакомство населения города и области с какими-то основами армянской музыкальной культуры. Это был долгий, многолетний процесс постепенного узнавания незнакомых мелодий и ритмов, достижений армянской народной музыки. Это было привыкание к необычному звучанию армянских музыкальных инструментов и их возможностей. Это было и продолжается сейчас –   исполнение не только армянских народных мелодий, но и произведений армянских композиторов-классиков, а также композиторов советского периода. Нет, костромские армяне не настолько наивны, чтобы в одиночку поднимать такой огромный пласт культуры. Где взять такое количество музыкантов-исполнителей? Где найти талантливых руководителей музыкальных коллективов для десятков концертов, где на протяжении многих лет звучит армянская музыка?

А она звучит, гордо и достойно. За счёт чего? Армянская диаспора Костромы сумела не только заинтересовать костромичей-музыкантов непривычной музыкой, но и постепенно из небольших групп российских единомышленников вырастить уже завоевавшие известность коллективы, обогатить репертуар губернского симфонического оркестра, оркестра народных инструментов, прекрасного хора! Приглашались в Кострому известные армянские композиторы, певцы и инструменталисты, некоторые даже с мировой известностью, из Москвы, Еревана, других городов. Они общались с руководителями костромских коллективов Сорожкиным, Герштейном, местными музыкантами, подсказывали какие-то нюансы исполнения именно армянской музыки, демонстрировали наглядно на сцене своё мастерство.

Такое  явление, как  быстро набирающая в музыкальных кругах всего мира популярность дудука,  универсального инструмента, способного издавать звуки такие близкие к человеческому голосу, не могло остаться незамеченным в Костроме. Сюда не раз приезжали  из Еревана выдающиеся мастера из ансамбля «Дудук». Они выступали на центральной площади, в филармонии, в зале «Патриот» и их выступления становились своеобразным рассказом о древней стране и её народе… После этого регулярно приезжали  и  другие дудукисты. Они демонстрировали способность дудука сливаться с любым инструментом и прекрасно звучать в любом репертуаре вместе с … арфой, армянским каноном или даже с… органом.

А это уже не просто ознакомление публики с чем-то новым, это не экзотический  музыкальный трюк, а серьёзный поиск, большой вклад в культуру   города, области, страны, вклад, который кто-нибудь, когда-нибудь оценит по-настоящему. Именно после запомнившихся выступлений ансамбля «Дудук» почти на каждом мероприятии, проводимом армянским сообществом, слышен голос дудука, почти на каждом концерте костромских коллективов вместе с обычным, «штатным» репертуаром звучат мелодии армянских композиторов. Оказалось, что тропа от сердца одного народа к сердцу другого лучше всего прокладывается музыкой. 

Если внимательно присмотреться к деятельности армянского сообщества в Костроме, то неизбежно приходишь к мысли о том, что  она подчинена каким-то  очень устойчивым правилам. Мы уже говорили о правиле врастания и о правиле открытости и доступности  армянской культуры для людей разных национальностей. Но у врастания есть и оборотная сторона. В новых условиях, в новой языковой среде появляются новые поколения. Дети, приехавшие в Россию  вместе с родителями, обучаются русскому языку, приобщаются к другой культуре. Со временем они всё меньше и меньше говорят по-армянски.  Ещё позже они сами обзаводятся семьями, иногда смешанными, и неизбежно начинают забывать родной язык, как забывается любой язык, если он долгое время не находит себе употребления.

Армяне-костромичи всё время помнят о таком явлении. Для верующих они строят небольшой религиозный центр, где верующие армяне могут отправлять ритуалы по обычаям своих предков. Они создают добровольные классы, где каждый (не только армянин!) может освежить, обновить свои познания, а то и просто начать изучение такого древнего и интересного языка. Они всё время напоминают армянской молодёжи о важнейших событиях, фактах, именах их древней истории, внушая гордость за неё, побуждая быть её достойными наследниками. Община никогда не переходит тонкую грань между патриотизмом и национализмом, оставаясь в разумном пространстве интернационализма и толерантности.

Особенно важно соблюдать такую дистанцию, когда речь идёт о событиях мирового масштаба, таких, как геноцид армян в Османской империи, как участие армян во второй Мировой или Великой Отечественной войне.

 В апреле 2015 года   во всём мире отмечали столетие геноцида армян в Османской империи. В связи с этим трагическим периодом  истории в Костроме была организована выставка документов того страшного года. Фотографии злодеяний и их «авторов», свидетельства о нулевой реакции такого «демократичного» европейского сообщества, цитаты из документов, доказывающих каждому, что Германия, Великобритания, США не только никак не вмешивались в преднамеренное и планомерное убийство полутора миллионов человек, в истребление древнего народа, но и участвовали военной помощью в этом мировом злодеянии, из которого, кстати, чуть позже выросли болгарский и германский фашизм, давшие старт распространению фашизма   практически по всей Европе. А в Германии в число основателей партии нацистов вошли одними из первых немецкие офицеры, которые были инструкторами в османской армии. Множество подобных фактов сегодня практически неизвестно современным людям из-за нежелания тех же стран признавать сам факт геноцида, из-за дипломатического умалчивания тех страшных событий.

В течение недели не иссякал поток молодёжи в залах городской картинной галереи современного искусства. Именно молодёжи – курсантов военной академии, учащихся техникумов и училищ, школьников. Разумеется, были там и армяне, но в  большинстве посетители выставки были русскими и представителями других национальностей. Впрочем, слово «посетители» никак не подходит к этому событию в культурной жизни Костромы. Пришедшие  были людьми сопереживающими, многие из них впервые открыли для себя страшную страницу истории. Невозможно забыть полные слёз глаза, видевшие эту выставку, лица людей, слушавших рассказ о давних событиях  одного из добровольных членов костромской армянской организации, русского по крови, но давно и хорошо знающего армянскую историю.  Наверно, эти часы и минуты как-то повлияли на сознание молодых людей и остались навсегда в их памяти.

А ещё в те дни состоялся траурно-торжественный вечер «Помню и требую». Народные и постановочные танцы, музыка, стихи – всё говорило о том, что никогда не будут забыты те страшные времена, и ещё о том, что заветная мечта многих людей – назвать перед всем миром виновников и пособников той трагедии… Но была одна мысль, пожалуй, самая главная: несмотря ни на что, армянский народ выжил. В том числе и при помощи России.

Из никак не наказанного злодейства почти всегда вырастает злодейство новое, которое может оказаться страшнее изначального. Справедливость этой народной мудрости   в очередной раз в истории подтвердилась во Второй мировой войне. Собственно говоря, такое название войны совершенно неправомерно, потому что США с гитлеровским фашизмом воевали очень недолгое время, когда советские войска уже были в Европе. У американцев был другой противник, Япония. Франция отдала Гитлеру свою страну почти без боя. Великобритания тоже отсиживалась на своих островах  три года и прятала от главных сражений войны  поляков и французов. Так называемые нейтральные страны тайно способствовали фашистам. Зато все остальные,  сдававшиеся Гитлеру одна за другой страны Европы, все их военные и экономические ресурсы были направлены против Советского Союза, и к этой своре готовы были присоединиться ещё очень многие южные и восточные страны.

Для всех народов, населявших нашу тогдашнюю страну, та война стала воистину Великой и Отечественной. И Победа была достигнута только общими усилиями каждого. Именно это   армянская община Костромы постоянно  старается напоминать молодёжи, на которую рассчитаны все проводимые на эту тему мероприятия. Выросшие в Костроме дети должны знать и помнить  героев-победителей всех национальностей, населявших СССР. Но не должны, разумеется, забывать и тех армян – маршалов, генералов и флотоводцев, рядовых бойцов, которые встретили войну в Бресте, а закончили в Берлине, сплясав напоследок у Бранденбургских ворот армянский танец кочари. Не должны забывать, что из почти 500 тысяч армян, участвовавших в той войне, почти каждый второй погиб, что если бы не общая победа, то вообще о существовании армянского народа можно было бы забыть.

Новое поколение армян постоянно участвует в военно-патриотической работе, проводимой организациями области. Совместная работа, общие задачи сплачивают молодёжь, легче проходит взаимное узнавание.

На этом направлении бывают и настоящие события. Таким событием стало исполнение Концерта для скрипки с оркестром, который в афишах был назван так: «Штрихи к портрету ХХ века». А ещё было подчёркнуто, что вечер  посвящён Дню Победы в Великой Отечественной войне. Трудно  обычному человеческому сознанию объединить войну и скрипку. Однако костромичи впервые узнали имя выдающегося разведчика и организатора разведки Гайка Бадаловича Овакимяна, которому, как близкому другу, посвятил крупнейший советский, армянский композитор Арам Хачатурян свой Концерт для скрипки с оркестром, исполненный на вечере губернским симфоническим оркестром под управлением Павла Герштейна.

Овакимян лично добывал во многих странах государственные секреты, позже руководил действиями группы советских разведчиков, работавших за рубежом. Все его подчинённые впоследствии стали Героями Советского Союза. Только учёный, изобретатель и разведчик Овакимян по сей день остался никому, кроме профессионалов, не известным, хотя о его жизни написаны книги, хотя он лично причастен к раскрытию ядерных секретов США…

Армянская община Костромы обратилась к руководству страны с просьбой оценить по достоинству деятельность Гайка Овакимяна. Решение пока не принято.

Войны и огромные катастрофы являют миру не только  примеры самых низменных человеческих качеств. Гораздо важнее, что они демонстрируют  вершины человеческого духа. Именно такие стороны событий часто вспоминают армяне Костромы. Исторически традиционное уважительное, трепетное отношение армян к наукам, книге они привносят и в современную свою костромскую жизнь. Община берёт шефство над несколькими библиотеками, многие свои мероприятия проводит именно с самыми обычными, рядовыми  русскими читателями. В одной из библиотек был  создан отдел армянской литературы на русском языке, что значительно расширило интерес  людей к армянской культуре и истории. В этой и других библиотеках проходят вечера и встречи, посвящённые разным событиям культурной жизни. Широко отмечались юбилейные даты классиков армянской литературы и музыки Туманяна и Комитаса. Особо отмечалась трагическая гибель Комитаса в результате османского геноцида, рассказывалось и о роли Ованеса Туманяна, ходившего в те же годы меж враждующими сёлами с миротворческой миссией. 150-летним юбилеям этих выдающихся людей был посвящён   большой концерт «Откуда ты летишь, журавль?»  с участием артистов Ереванского оперного театра им. А.Спендиарова и  солистов московской школы «Дудук».    К юбилею Туманяна по его сказке «Кот-скорняк» был поставлен спектакль и с успехом показан в актовом зале костромского Дома народного творчества.

Исключительно важным направлением работы костромской армянской общины стало ежегодное проведение в феврале открытого турнира по рукопашному бою памяти трагически погибшего спортсмена, воспитанника военно-патриотического клуба «Юрасовец» Армена Казаряна. На турнире в азартных поединках встречаются дети в возрасте 8-11 лет и подростки 12-13 лет. Юные спортсмены дружат, не различая национальностей, приобретают здоровье, физическое развитие, а самое главное – независимо от числа побед они все готовы защищать Россию от  любых врагов.

При рассказе о работе армянской общины Костромы нельзя не упомянуть ещё об одной стороне этой деятельности. Речь идёт о том, чем ещё отличается Кострома от большинства других регионов. Здесь, несмотря на отсутствие крупной студии документальных фильмов, снимается таких лент немало. Причём, несколько телестудий области такими съёмками не занимаются то ли в силу информационной направленности работы, то ли из-за нежелания менять привычный ритм и стиль. А документальные фильмы всё же выходят в довольно немалом количестве. И всё это – благодаря тому, что оператор высшей категории, режиссёр, кавалер орлена  «Знак Почёта» Юрий Опельянц после работы на Центральном телевидении и  зарубежных командировок осел в Костроме и в 2009 году создал здесь небольшую студию «Кадр». Потомок разбросанной по миру после геноцида армянской семьи, сам он по рождению – российский гражданин, который, естественно, потянулся к костромскому армянскому сообществу. Многие события в жизни Костромы   были запечатлены его камерой. Но для полноценных документальных фильмов нужен сценарист. Им стал во многих случаях русский журналист, писатель, получавший второе высшее образование на сценарном факультете ВГИК-а.     Полноправный член армянского сообщества    родился в Закавказье, в украинско-русской семье офицера-пограничника и более сорока лет прожил в Армении. Владея языком, зная историю народа, он помогал Опельянцу создавать фильмы о работе диаспоры «Жить и помнить», «Уроки армянского» и другие. Но тандем двух людей разных национальностей на этом не остановился. Они начали создавать фильмы о Костроме, её известных людях, природе и исторических памятниках. Были созданы фильмы «Иван Третьяков», «Кострома – душа России», «Думы о Родине», «Юрий Смирнов. Шаг в бессмертие», «Кологрив – добрая душа», «Очарование Костромой», «Владимир Костров. Дорога на Родину», «Кострома кинематографическая» и многие другие. Это накопленное богатство предполагается в ближайшее время использовать в школах  на уроках краеведения, патриотического воспитания, в любых других подходящих случаях.
 
…Каждый год армянская община Костромы устраивает для себя и для всех жителей города   традиционные народные армянские  праздники. В летние дни на многих  площадках звучат песни далёкой Армении, идут народные круговые пляски в ярких костюмах, в руках людей – ветки деревьев… Это – праздник «Абрикос». Для армян абрикос – это священный плод и священное дерево. Легенда гласит, что косточку абрикоса ещё Ной получил на склонах Арарата, как послание Бога, и посадил после потопа её в армянскую землю. А самый любимый армянами, да и во многих странах, музыкальный инструмент делается из  абрикосового дерева, мы уже говорили о дудуке.

  В самые жаркие дни, через 14 недель после Пасхи, на улицы выплёскивается другой праздник «Вардевар». Причём, «выплёскивается» в буквальном смысле, потому что сопровождается он шутливым и беззлобным обливанием водой. Брызги попадают и на зрителей, и на участников традиционного действа, шутки, смех, праздник жизни! Исторически он посвящён Преображению Господню.

Время летит быстро, к концу каждого года община тоже традиционно готовится к новогодней ёлке для детей-инвалидов в Нерехтском доме-интернате…

В трудах и заботах, в добрых делах и думах о будущем живут в Костроме армяне, выбравшие для себя местом жительства Россию. Мы рассказали лишь  о небольшой части их добрых дел. А их множество. Разве можно учесть все виды благотворительности, помощи, поддержки, которые оказывает организация людям разных национальностей? А кроме того армяне всегда помнят свою поговорку, ставшую символом их жизни: «Сделал доброе дело – брось в воду!». То есть, не вспоминай об этом, не гордись этим, не выставляй это как свою заслугу. Сделал – забудь…

Вот с такими принципами, вот в такой атмосфере уважения к русской культуре и поддержки культуры армянской выросло уже новое поколение армян, для которых Кострома, Россия сейчас стала Родиной. Такой же, как далёкая Армения.

Мирно и прекрасно звучит над волжской волной голос дудука…


Рецензии