Жизнь мне лишь радость сулила...

«ЖИЗНЬ МНЕ ЛИШЬ РАДОСТЬ СУЛИЛА...»

Если бы однажды с трапа самолета в нашем астраханском аэропорту сходила Она, вряд ли бы в толпе встречающих я удостоился ее взгляда. А мне бы хотелось одного — поцеловать Тамаре Андреевне Милашкиной руку и протянуть ей розу. Красную розу...
Совсем недавно исполнилось ей... Впрочем, так ли уж важен этот факт для истинного служителя искусства, которое волновало тысячи человеческих сердец народной земле и далеко-далеко за ее пределами.
 Наверное, тот давний уже день 13 сентября для многих астраханцев был совсем обычным. И мало кого могло тогда взволновать появление на белый свет девочки по имени Тамара, кроме родителей и их родни. Кто мог тогда предположить, что в мир пришла будущая певица, которую Бог одарил голосом пленительным, легко парящим в пространстве.
Экая диковинка, возразят многие, в Астрахани каждый третий поет! Поет. Но не каждому везет на внимание со стороны людей проницательных и влиятельных. Наверное, и Тамара Милашкина шла бы к своей мечте долгой и тернистой дорогой, не пошли ей судьба счастливого случая. О чем речь впереди.
А пока скажу, что в Астрахани она училась в школе, закончила библиотечный техникум, где принимала участие в художественной самодеятельности. Что совсем юной девушкой пела, как помнят и сегодня ее бывшие однокашники и педагоги. Но не многие знают, как она поступила в Астраханское музыкальное училище. А было так. В тот год прием на вокальное отделение здесь не проводился. Но не отступила Тамара. Настойчивой абитуриентке сделали исключение. Специалисты прослушали ее и по достоинству оценили певческие данные Милашкиной. Приняли.
Какое-то время занималась она в классе пения у преподавателя С.Н.Бобарыки. И все... Его Величество случай вскоре положил конец этим занятиям. Во время очередного приезда в наш город Тамару Милашкину прослушала выдающаяся певица, наша землячка Мария Петровна Максакова. По ее настоянию Тамара едет в Москву и поступает на подготовительное отделение столичной консерватории. Через несколько месяцев ее переводят на дневное отделение к талантливому педагогу, профессору Елене Климентьевне Катульской.
Будучи студенткой 3 курса, Милашкина принимает участие в Международном конкурсе вокалистов, проходившем в рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Произошло это в 1957 году, когда Тамаре было всего 2Зтода! Из рук председателя жюри, знаменитого итальянского тенора Тито Скипы молодая певица получает золотую медаль лауреата!
С этого момента начался счастливый путь Тамары Милашкиной к вершинам оперного искусства.
Консерваторию она закончила в 1959 году, а годом раньше уже солировала в Большом театре. Она стала первой советской певицей, получившей возможность стажироваться в миланском театре La Skala. Эта счастливая пора продолжалась с 1961 по 1952 годы.
Возвратившись из Италии домой, в Москву, Милашкина интенсивно осваивает репертуар драматического сопрано, исполняемый ведущими солистами Большого театра. Как все просто — захотела и освоила. Так бывает только в сказках, а в жизни любое освоение — это напряженный каждодневный труд. У Милашкной был звучный, «полетный» голос, ровно звучаний во всех регистрах. А еще - завидная сценическая выносливость. Далеко не каждой певице удавалось свежо, на протяжении всего спектакля, исполнять труднейшие партии Лизы в «Пиковой даме» или Аиды в одноименной опере Д.Верди. Тамаре Милашкиной это удавалось.
Слушая записи оперных спектаклей с участием Т.Милашкиной, я всегда ловил себя на мысли: а ведь она идеальная оперная певица! Казалось, что она вобрала в себя все лучшее от предшествующих знаменитостей и, вместе с тем, решительно отбросила все их слабости, шероховатости, штампы. Она стала певицей истинно современной.
Многие из вас еще помнят фильмы-оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Лично меня не все персонажи удовлетворяли чисто внешне. Их выбирал режиссер на свой вкус, на свое видение. Зато голос Милашкиной, звучащий за кадром, был голосом настоящей Лизы и настоящей Татьяны!
Был еще один фильм под названием «Волшебница из града Китежа», посвященный творчеству Тамары Милашкиной. Его название, конечно же, навеяно оперой Римского-Корсакова,  в которой партию девы Февроньи блестяще исполняла ведущая солистка Большого театра.
Удивительное дело: когда Милашкина исполняла партии героинь в русских операх, она была истинно русской. Однако лубоко убедительно трактовались ею образы Аиды, Леоноры, Маргариты, Тоски. Голос нашей прославленной землячки звучал на оперных сценах Польши, Чехословакии, Италии, Франции, Дании, Норвегии. Слышали его поклонники оперного искусства в США, и в далекой Австралии. Не было Тамаре Андреевне и сорока, когда ей присвоили самое высокое звание — народной артистки СССР.
«... Жизнь мне лишь радость сулила... Туча пришла, гром принесла...».
Я молча слушаю трагическую исповедь Лизы, ожидающей несчастного Германна. Поёт Тамара Милашкина, а в душе происходит что-то неладное — грусть, смешанная с восторгом. Как это было давно... А может, только вчера?

Газета «Горожанин» – №4 – 1995 г. - С.5


Рецензии