То, что вспомнилось в Светлый Понедельник
Каждый раз, когда получается пройти то или иное испытание, я вполне осознаю, что сам я этого сделать не мог. Это Бог. Однако же я и вполне осознаю то, что все равно есть какая-то почва, куда можно бросить семя Сеятелю, Который вышел сеять. И тогда да, можно сказать, что проделан труд моими родителями. И да, тогда можно сказать, что воля наша, ее рывок в момент выбора, чрезвычайное имеют значение.
Все и во всем - Бог. Но и человеческий след есть. Бывает ведь такое, что людям дано нечто, но надо это взять и приумножить. И каждый поступает по-разному. К сожалению и к радости. Кто-то приносит много плода. Кто-то чуть меньше. А кто-то бросает. Останавливается. И порой даже становится богоборцем. И все это рывки нашей воли. Все это наши душевные движения в ту или иную сторону.
Душу возделать чрезвычайно трудно. И кто брался за этот труд, тот-то и может вполне понять ценность нахождения истинного пути. Единственно возможного. Правильного. Кто заботится о своей душей по-настоящему, тот и поймет ценность Православия. А кто просто хочет жить счастливо, тот и будет выбирать религию под себя, свои страсти, свои хотения. И будет мучиться.
В моем детстве у Мамы был Храм. Он и сейчас есть у нее, это понятно. Но в моем детстве на меня влиял Храм моей Мамы. Она туда ходила. Нет, она туда бежала. Она была там во все возможные моменты своей жизни. Есть свободная минутка - она туда. Иногда мне даже казалось, что как-то это скучно. Храм да Храм. Храм и ничего больше. Иногда казалось, что мамы других детей живут интереснее.
Это ведь только с годами понимаешь, что если нашел жемчужину, надо не только ее держаться, но и все стараться отдать, чтобы снова и снова ее приобретать. И если ты действительно пытаешься беречь свою душу, то конечно, среди всех возможных отдыхов и расслаблений ты выберешь тот, что очень быстро и качественно приведет тебя в чувство, сохранит твой мир, - ты выберешь молитву.
Моя Мама очень скромный человек. Она говорит, что дети ее всегда были брошены. А я вот помню, что она ни на миг не оставляла нас. Я помню постоянную ее заботу и опеку в самом лучшем значении этого слова. Мама наша все наше детство вела нас к Богу. Не образование дать старалась. Не таланты развить. А старалась привести своих детей к Богу. Кажется, так можно выразиться.
Я не помню выходного дня не в Храме. Только если заболел и не мог встать. И вот загадка. Как так ей удалось привить эту Любовь к Богу. Что с годами мне хотелось в Храм. Мне хотелось молиться. Не много. Не тоннами вычитывать молитвы. А просто хотелось бывать наедине с Богом. Прогуливаться долго до Храма. В свободное время задумываться над Евангельскими сюжетами.
Много лет я думаю над этим. Не знаю, правда, зачем, но думаю. Сначала мне казалось, что она вот так старалась и у нее получилось. Но потом я огляделся и увидел, что многие старались воспитывать правильно, но не у всех дети полюбили Бога. И долгое время я бился и думал, что же за ингредиент был, что безотказно во всех четырех случаях Мама попала в десятку.
Ведь это же результат! Четыре попадания из четырех возможных выстрелов! Почти как в биатлоне. Или в серии пенальти. Когда я говорю про четыре попытки, я имею в виду четырех ее детей. Могло же быть и так, что только один любит. Или двое. Или трое, а я - последний - отрекся. Могло быть? Конечно, могло! Значит,есть какой-то безотказный ингредиент воспитания.
Но ведь мы знаем, что не может быть чего-то автоматического в отношениях с Богом! Значит, нет никакой схемы! А есть каждый случай! Каждый ребенок отдельно. Ваня. Маша. Катя. Петя. Нет масс. Есть индивидуум. И его надо как-то сделать личностью. И не как в светском мире - привить мораль. Нет. Надо так себя поставить перед Богом, чтобы Дух Святой оплодотворил дух индивидуума.
Это не значит, что все делает только Бог. Да, все от Бога. Все в Боге. Но работы у человека - непочатый край. И понимание того, что сделав все, ты ничего не сделал, - это сколько надо над собой трудов произвести! Можно бесконечно преклоняться перед человеком, который воспитал достойного человека! Но не это важно! Важнее то, что тот, кто сделал все, продолжил считать, что он ничего не сделал!
Вот моя Мама и говорит, что она ничего не делала. Бросала и убегала в Храм. И можно ведь, правда, поверить в это. Но имеющий уши слышать да услышит! Мама совершала множество дел. Но ее молитвенный опыт привел ее к мысли, что она ничего не делала. Иными словами - к Смирению. И вот здесь-то, на мой взгляд, и зарыт ответ на мой вопрос, который я зачем-то решаю.
Мама могла работать на трех работах и дать нам кучу знаний, сводить в разные секции, сделать так, чтобы мы поступили в престижные вузы и так далее. Но Мама бегала в Храм. Служила. Получала иногда милость. И этого едва хватало на жизнь. Даже с Папиной зарплатой. Но она сделала главную ставку в своей жизни. Она поставила на Бога. И вела всех своих детей к Богу.
Если мы и уйдем оттуда, чисто теоретически, то соскучимся и вернемся. В этом смысле Мама и положила все четыре патрона в цель. В этом смысле она и сделала верную ставку. Человек все может приобрести, да. Но какой ценой. Душу свою потеряв, будет трудно вернуть ее обратно. А если у человека есть Бог, то все приложится. И не нужно суетиться. С Богом все найдется.
В детстве я не сразу ходил в Храм на Пасху. Сначала мы ночевали дома. Мы с моим двоюродным братом Димой. А наши Мамы - Зина и Таня, две родные сестры, - приходили под утро с детьми постарше. Мы просыпались, разговлялись и ложились спать далее - до обеда. Складывалась интересная обстановка. Не знаю, задумывала ли это Мама специально, но мы тоже хотели в Храм на Пасху.
Нам говорили: "Вы не выдержите, рано еще, не сможете". А мы говорили: "Нет, сможем". И так несколько лет. И конечно, первый выход мы проиграли. Я помню только крестный ход. Потом мы поднимаемся на верхниее хоры, присаживаемся и засыпаем. И вот нас будит тетя Таня. "Причастие сейчас будет!" Ну, ничего. В следующий раз получится! И так потихоньку-помаленьку...
С нами оставался Папа. Папа всегда должен был быть дома. Потому что за ним всегда могли приехать и вызвать на работу. Папа - безотказный. Вдруг что-то случается - и его вызывают. Это таинственное слово "вызвать" будет звучать в моих ушах все детство. Оно никак не сочетается с тяжелым Папиным трактором. Но его можно вызвать. Он - Папа. Он подстраховывает.
И вот Папа был дома. Он не ходил на ночную. Он ждал вызова. И как оказывалось, он не просто сидел. А помогал Маме. Он был с нами. Чтобы мы не оставались одни. Раньше было немного труднее. И в этом была Благодать. Люди шли на ночную, и не знали, как доберутся обратно домой. Зачастую шли пешком. А это очень далеко. В нашем случае надо было еще полтора-два часа идти домой.
Представьте себе. Ты выходишь из дому в десять вечера. А иногда и пораньше. В двенадцать начинается служба. Она заканчивается в три-четыре утра. И потом еще два часа идешь домой. Вот это Богомолье! А предшествует этому длиннющий Великий пост. И люди на последнем издыхании шли. Шли на последнем издыхании, чтобы их подхватил Дух Святой и дал сил. Так оно ведь и было!
На этом, пожалуй, я остановлюсь. День первый. Светлый Понедельник. Пасха 2024 года.
_______________________________________________________
Немного помощи в поиске других частей (если позволите):
То, что вспомнилось в Светлый Понедельник - данный текст (см. выше)
То, что вспомнилось в Светлый Вторник: http://proza.ru/2024/05/07/1029
То, что вспомнилось в Светлую Среду: http://proza.ru/2024/05/08/1071
То, что вспомнилось в Светлый Четверг: http://proza.ru/2024/05/09/1065
То, что вспомнилось в Светлую Пятницу - http://proza.ru/2024/05/10/1020
Свидетельство о публикации №224050601049