Отзыв о фильме А Кончаловского Грех
«Грех». Материальная правда средневековья
(Режиссёр Андрей Кончаловский)
Грех–отступление от праведной жизни, нарушение предписаний Бога.
Этот фильм о гениальном художнике, архитекторе, скульпторе Микеланджело Буонарроти, который жил в эпоху Возрождения в Италии на рубеже XV–XVI веков.
О своей эпохе Микеланджело так писал в стихах:
С годами, лживый мир,
Я глубже сознаю, сколь слеп и сир
Погрязший во грехах наш род людской.
Эпоха, погрязшая в грехах, но создавшая гениального Художника Микеланджело Буонарроти, изображена режиссёром Андреем Кончаловским в фильме «Грех».
В беседе о своём фильме А. Кончаловский рассказал, что для него было важно показать колорит Италии начала XVI века. Ему действительно это удалось сделать так точно, живописно, что зритель верит: перед нами Италия эпохи Возрождения.
На протяжении фильма мы видим величественные храмы и мрачные грязные улицы, фрески Сикстинской капеллы и неуютные интерьеры домов, величественные интерьеры соборов и помои, выплескивающиеся из окон на головы идущих по улицам, неприкрытый секс, пьянство, рваные нестиранные годами одежды, постоянные драки на улицах, кровавые выяснения отношений сильных мира сего между собой. Шестиметровая скульптура Микеланджело «Давид» стоит рядом с повешенным человеком и отрубленной головой. По словам А. Кончаловского, воссоздаётся реальная картина, «материальная правда» средневековья.
Зло, греховные деяния человека показаны в фильме в жанровых сценах, в которых участвуют люди, живущие во Флоренции в начале XVI века.
Нет уважения друг к другу в семье Микеланджело. Каждый из членов семьи нарушает
заповедь: чти отца своего.
Библейские заповеди: не укради, не убий, не блуди, не завидуй, не предавай, не будь тщеславным, жадным – иллюстрированы в бытовых сценах, похожих на те, которые изобразил Босх, современник Микеланджело, в своей картине «Столешница». Правда, в фильме эти сцены выглядят мрачнее и бесчеловечней, чем у Босха.
Женщины избивают девушку за блуд. Предаёт своего Учителя его помощник, которого подкупили, и он готов отравить Мастера. Кто-то убивает недобросовестного кузнеца, по вине которого погиб в каменоломне человек.
Сильные мира сего, богатые люди, постоянно живут в обители зла: враждуют между собой, унижают и даже уничтожают друг друга. Где деньги, там всегда подлость, бесчеловечность – грех. Люди сознают, что их жизнь греховна. Они уверены, что их ждёт ад, но страх геенны огненной не меняет их жизнь.
Как писал в стихах Микеланджело, «Видать, земное наше прозябанье / Дано нам в наказанье».
Обычно деятели культуры, которые воссоздают жизнь и творчество гениальных людей, будь то книги из серии «Жизнь замечательных людей» или фильмы, сосредоточены на личности выдающегося человека и его творчестве. А эпоха, люди, которые окружают героя, – это фон, который необходим автору, чтобы показать конфликт личности и власти, личности и общества. Так изображён Микеланджело, скульптор и живописец, в романе Ирвинга Стоуна «Муки и радости». На фоне конфликта Скульптора и Папы разворачивается процесс творчества Микеланджело, который создаёт шедевры, прославляющие величие, мощь и красоту человека.
А как у Кончаловского? С первых кадров фильма мы слышим, как сам Папа восхищается творениями Микеланджело, гениального Мастера, называя его произведения божественными, видим фрески на огромном плафоне Сикстинской капеллы, созданные Микеланджело, на которых изображены библейские сюжеты о сотворении мира.
Режиссёр противопоставляет Гения греховной толпе? Нет, у режиссёра другой замысел. Гениальный художник творит произведения, достойные божества, но он обуреваем теми же страстями, грехами, что и обыкновенные люди.
Высокомерие, тщеславие, чрезмерная горделивость – самые страшные людские грехи – присущи и Микеланджело. Получив выгодный заказ, он хочет работать один, чтобы ни с кем не делить славу. Он завидует таланту Рафаэля, хотя признаёт, что Рафаэль – гений. Жаден, хотя денег у него целый сундук, гневлив, подозрителен. Он зависим от сильных мира сего, от знатных, богатых и влиятельных в обществе людей: Делла Ровере и Медичи – и понимает, что потерять таких заказчиков – значит обречь себя на изгнание, нищету, а может, и на смерть.
Он содержит свою семью, но упрекает в этом своих родных. Правда, щедро одаривает девушку, которая выходит замуж.
Я грешен, как никто на свете,
И за грехи мне корчиться в огне, –
писал Микеланджело в одном из своих стихотворений.
Не только вдохновение и талант, помогает рождению шедевра, но и большая, напряжённая работа Мастера. Творческий процесс и постоянные житейские заботы идут рядом. Для Микеланджело всё очень важно: и участие в работе каменотёсов по спуску огромного мраморного блока для будущей скульптуры, и шлифовка уже выполненной части скульптуры, и выбор натуры. Случайно увиденная рука реальной девушки потом воплощается в руку мадонны.
Он подвергается той же опасности, что и мастера-каменотёсы. (Один каменотёс погиб, придавленный каменной глыбой).
Микеланджело не ждёт озарений, он работает до самозабвения. (Я ослепну от этих фресок Сикстинской капеллы). Он сомневается в своём таланте, недоволен собою (Я урод, не достойный своих творений), одержим своим творчеством. С горечью замечает, что ищет Бога, но всё больше отдаляется от него, осуждает себя за то, что приходится творить красоту для развратников и убийц, лавирует, унижается перед сильными мира сего.
Он хотел выразить Бога, а изобразил красоту человека. Но красота, которую он творит, приводит его в отчаяние, потому что его творения рождают в людях греховные мысли и деяния: зависть, корысть.
Режиссёр показывает живую жизнь Мастера, его органичную связь со своей эпохой. Даже гениальный Художник не свободен от общества, в котором живёт.
И всё-таки в последних кадрах фильма Микеланджело – истинно свободный Гений.
Как это показывает Кончаловский?
Мастер стоит на краю скалы в полном отчаянии. Его взгляд скользит вниз – в пропасть. Он только что узнал о предательстве своего ученика, который мог его убить.
Земля, обитель зла,/ Зачем ты нас на свет произвела?» –
пишет Микеланджело в одном из своих стихотворений).
Но вот его взгляд устремляется вдаль и ввысь. На экране – прекрасный пейзаж: бездонное голубое небо с сияющими облаками и синеющие в лёгкой дымке горы, освещённые солнцем. Звучит торжественная музыка органа. На экране появляются фрагменты скульптур гениального Мастера: вдохновенное, мудрое лицо Моисея, скорбный лик мадонны, оплакивающей Христа; прекрасное лицо Давида, руки мадонны, торс Давида – божественное искусство, воспевающее духовно и физически совершенного человека.
Мощное звучание органа сопровождает Мастера, который быстро идёт по дороге в Рим, бережно неся в руках макет собора Святого Петра. С верой и надеждой устремлён гениальный Творец в будущее. Он выбрал свой жизненный путь. Он – свободный человек. Храм, который он спроектировал, самый большой и величественный в Европе, будет построен!
Микеланджело Буонарроти, шагая по дороге, устремлён в бессмертие.
Абсолютной свободы не бывает, живя в обществе, нельзя быть свободным от общества. Мне кажется, что для А. Кончаловского именно это и важно: правдиво воссоздать живую жизнь Гения, его органичную связь со своей эпохой. Как писал
А. Пушкин, «тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман».
Истинно талантливый человек, по мнению А. Кончаловского, внутренне свободен. Но при условии, если он может не лгать себе, ошибаться и признавать свои ошибки, быть недовольным своим творчеством, не предаваться «возвышающему обману», делать то, что доставляет радость. И, не жалея ни сил, ни времени, постоянно расти, совершенствоваться.
«Тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… тут дорог каждый час». (А. Чехов)
Фильм незаурядный, создан профессиональным, хорошо образованным режиссёром, Мастером.
Свидетельство о публикации №224050601136