Еще раз о Мастере с Маргаритой

Еще раз о «Мастере с Маргаритой».


Наконец, сумела посмотреть в записи фильм Михаила Локшина «Мастер и Маргарита» и составить свое мнение.
                Первое впечатление было крайне негативным. Согласна со многими рецензентами, включая моего друга, эмоционального писателя Ларису Малмыгину. Бутафорская помпезная Москва с роскошными зданиями сталинских времен и одновременно нищета трущоб, карикатура на милые моему сердцу заповедные Булгаковские места: «Нехорошую квартиру» (недавно была в замечательном доме на Садовой, где создан музей Михаила Булгакова), «Патриаршие пруды» с нелепыми водными каскадами и надписью на беседке «им. Карла Маркса»…, неуместные спортивные парады. Воланд действительно похож на фюрера, а его свита Азазелло и Фагот - истеричные пособники-клоуны. Вместо очаровательной ведьмы – изможденная эстонская актриса Полина Ауг, Галла-Гелла - ни дать, ни взять фашистский надзиратель со зверским взглядом. Бедного кота Бегемота, как только не уродовали ранее разные режиссеры, но прелесть данного персонажа романа так никто отразить не смог. В данном фильме - просто жалкая кукла. Однако в конце фильма непревзойденную фразу «А я - что, я – ничего, сижу - никого не трогаю, примус починяю» все же как-то произносит. Именно «ничего»… Но это все нечистая сила... Что с них взять? Про Иешуа и говорить нечего - кощунственная пародия на Иисуса… В общем, действительно по-американски примитивно…
             Но «переспав с этим кошмаром ночь» и переварив все «содержимое» пришла к несколько иным выводам и поняла, как мне кажется, что хотели донести до зрителя авторы данной картины. Это вовсе не новая экранизация огромного многогранного эпического романа, который невозможно отразить в полуторачасовой ленте, не пародия и не подделка. Никто и никогда, кроме гениального Булгакова, будь он режиссером, на мой взгляд, не сможет понять и воплотить всю глубину и все аспекты столь масштабного произведения на экране.
            Авторы нового фильма, видимо, поставили себе более скромную задачу – выделить лишь одну сюжетную линию и, используя ее, рассказать о талантливом писателе, «Мастере», и в каком-то смысле о трагической судьбе самого Михаила Булгакова, преданно любящего свою родину - Россию, которого долгие годы гнобили и запрещали за критику перегибов советского строя. Ведь все его произведения увидели свет и дошли до рядового читателя лишь в 80-90 годы, не говоря уже об экранизациях и театральных постановках. Я прочитала затертую до дыр ксерокорпию «Мастера и Маргариты» (работа ксероксных была под строжайшим контролем тогдашних властей) в 1976.  Рукопись ходила по рукам, дали на 2 дня, а читать приходилось ночью…, чуть не под одеялом.
            Вспомните начало фильма. Что должен чувствовать драматург, Мастер, пьесу которого «Пилат» снимают перед самой премьерой? А затем изымают из печати и сам многострадальный роман. Автор ищет поддержку в литературных и театральных кругах, но вместо защиты его исключают из Союза писателей.  Он попадает в психушку и забывает собственное имя, которого его поневоле лишили, где вместе с ним оказывается и молодой поэт Бездомный, его постигла та же печальная участь. У кого же искать защиты, как не у сатаны? Ведь коллеги-литераторы – трусливый редактор Берлиоз, двурушник Майгель, мерзкий критик Латунский с куриной попкой вместо рта (вот уж гримеры постарались…) и директор театра, алкоголик, взяточник Лиходеев оказались полными мерзавцами, еще хуже и отвратительнее нечистой силы. Их роли, по-моему, совершенно блистательно сыграли актеры Князев, Гуськов, Лысенков, Башаров. Медперсонал в Ялте (Ярмольник и Сексте), кстати, тоже очень неплох.  И все негодяи понесли заслуженное наказание, именно благодаря дьявольскому колдовству…  А мораль сей «сказки» звучит в заключительной фразе фильма – дьявол, который призван делать зло, вынужден делать добро…

Идея очень актуальная и в наше время, близкая и понятная многим сегодняшним авторам - писателям,  драматургам, сценаристам, режиссерам, которые не могут издать свои произведения, поставить пьесы, снять фильмы из-за отсутствия средств. Только к дьяволу не обратишься и головы современным мздоимцам-чиновникам, редакторам, театральным деятелям не отрежешь… И ничего, увы, не меняется в нашем датском королевстве… Вот бы и они куда-нибудь  убежали, вместе с псевдопатриотами. Так нет же затаились и всех пересидят.  И еще одна мораль и заповедь для литераторов, которая все-же прозвучала в фильме, хотя и в адрес Маргариты – «никогда ни у кого для себя ничего не просите, сами все дадут».  Как все-таки велик Булгаков…
А что же Мастер с Маргаритой? С большим пиететом отношусь к талантливому актеру Цыганову, замечательно сыгравшем в «Оттепели». Внешне даже похож чем-то на Булгакова. Но мне показалось, что вяловат, до Мастера не дотягивает и в отличие от великого писателя, как-то уж сразу сломался. И если бы не Маргарита… Красивая актриса Снигирь с трогательными понимающими глазами, изумительной фигурой, пусть и сделанной с помощью компьютерной графики... Но ее в фильме было как-то маловато, и сыграла не очень убедительно. Где ярость в крушении квартиры Латунского и возмездие в защиту любимого с ее стороны? Очень скучный и невыразительный бал у сатаны…
           Не берусь судить, о том, кто финансировал производство фильма. Сомневаюсь, что государство могло выделить хоть какие-то средства. Но очень обидно, что британский олигарх, продюсер Блаватник явно поскупился. Все массовые сцены - дешевая неумелая поделка. Картонные муляжи памятников и зданий...

Советую ли я посмотреть этот фильм? Несмотря на все «огрехи», пожалуй, да.  Пусть зритель сам решает, кто есть кто, и делает свои выводы. А возможно, молодежь хоть как-то заставит задуматься и прочитать в оригинале, а не в кратком содержании, бессмертные романы Булгакова «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Собачье сердце», «Бег». Ведь рукописи не горят, сколько их не уничтожай и не запрещай.


Рецензии
Понравилась ваша мысль, которую я не раз пытался доносить до людей, правда, касаемо не только "Мастера и Маргариты", а вообще любого произведения: никто, кроме самого автора, не снимет фильм по книге так, чтобы можно было увидеть героев такими, какие они есть, прочувствовать атмосферу и понять идею. Новый фильм имеет огрехи, но мне понравился. И большинству, видимо, тоже, если судить по рейтингам и живым отзывам молодого поколения. Но ругают его с таким же вдохновением, например, мой начальник спросил, что мне там могло понравиться? Зачем же тогда мучаться и смотреть фильм, который с первых же кадров вызывает отторжение? Я вот, к слову, слышал, что "Золотой телёнок", где Остапа играет Олег Меньшиков, полностью провалился. Я видел отрывки, согласился, что это что-то не то, и не стал тратить своё время, да и рейтинги фильма-сериала говорят сами за себя. Хотя уверен, что кому-то он понравился. Так теперь нужно разнести в пух и прах тех, кто получил удовольствие от просмотра, обвинить их в безвкусии? А может, только учёные критики имеют право оценивать фильмы и давать им категории "удачный" и "неудачный"? Вот сейчас вспоминают фильм-сериал Бортко, хвалят, ставят в пример новому. А там ведь тоже множество несоответствий и невнятный Мастер (притом, что Бортко гениально снял этот замечательный фильм). Что ещё? Снято вроде бы строго по книге, но кое-что пропущено. Почему Коровьев получился таким обаятельным, хотя в книге он чётко обозначен как мерзкий гражданин, который надел треснутое пенсне и стал ещё гаже? Притом, что Абдулов гениально сыграл свою роль, лучше, думаю, никто не сыграет. Но это не булгаковский Коровьев. Между прочим, новый фильм ругает в основном старшее поколение, которое читало книгу, а на экране увидело какую-то пародию. Молодёжь же не читала, поэтому фильм и понравился. И это не говорит о глупости молодых, о моей или ещё чьей-либо глупости. Если в старом фильме перетянула на себя одеяло свита Воланда, то в новом акцент сделан на Мастера, и, думаю, он со своей задачей справился. А вялый он или не вялый... Откуда вы знаете? По мне внешне, например, тоже не скажешь, что я способен на эмоции и борьбу, но всё-таки способен. В книге было не так? Ну, об этом я написал выше. Бывало, когда снимали ленты по мотивам книг настолько далеко от текста, что можно было за голову схватиться. Режиссёр имеет право, хотя это дело очень неблагодарное. Между прочим, винить какие-то западные веяния тоже неразумно. У них есть фильмы ("Последний киногерой", "Дикий дикий Запад" и другие), которые на родине провалились в прокате, а у нас их с интересом смотрят до сих пор. Ну да, мне тоже не по душе вот это всё современное марвеловское, где взрывы, драки и прочие спецэффекты, а молодёжи нравится. Но почему у нас не снимут хорошее качественное кино? Тоже они в этом виноваты? Ведь хорошие советские фильмы нравятся и современным детям, потому что замечательное кино не стареет. Значит, молодым нужны не только спецэффекты, так получается. Ну, и напоследок: зря вы навесили бирку "по-американски примитивно". Они умеют снимать так же замечательно, как и у нас в советское время, это признают даже те, кто на дух не переносит Америку. Только, увы, в последние десятилетия их кинематограф свернул куда-то не туда. Возможно, сделали ставку на спецэффекты, людям же нравится. Впрочем, и у нас же произошло что-то такое, что качество фильмов даже гениальных режиссёров вроде Гайдая и Рязанова упало. Почему продолжение нашего легендарного белорусского фильма "Белые росы" не получилось таким же атмосферным? Или даже вот из новых, "Украсть Бельмондо" смотрели? И сюжет интересный, и актёры, но что-то не то.

Александр Чепа   02.08.2024 17:51     Заявить о нарушении
Александр, спасибо большое за ваш подробный отзыв на мою скромную рецу.
Я в общем-то не рецензент и не критик, а просто достаточно толерантный человек, и всегда стараюсь быть объективной и находить позитивные моменты.
Просто возмутило, что фильм дружно оплевали здесь, на Прозе, среди авторов есть люди которые сами не могут толком "ни петь, ни рисовать", ничего создать не могут, а поди ж ты считают себя чуть не пупами земли. Кто-то писал, что нужно запретить снимать, чуть ли руки не пообрубать...
Решила сама посмотреть, составить свое мнение и написать. Этот роман у нас в доме настольная книга. Смотрю любые версии и экранизации.

Совершенно согласна с вашей сентенцией - кто мы такие, чтобы судить и выносить какие-то оценки. И самое смешное, что это ни на что не может повлиять..., и не кому не нужно. Сотрясание воздуха. Фильм вышел в широкий прокат и его активно смотрят, молодежи нравится. Моему сыну он тоже очень понравился, больше, чем сериал Бортко. Он и книгу читал, и мне рекомендовал этот фильм, и даже ссылку прислал, чтобы я могла посмотреть на компе.
Никаких бирок я не навешивала. Просто очень люблю наши старые фильмы Герасимова, Калатозова, Шахназарова, Данелия - тонкие, умные, с глубокой драматургией. Обожаю и наши комедии гайдаевские и рязановские.
Американцы - люди с другим менталитетом, снимают по-другому, в другом жанре и в стиле примитивизма, и не заморачиваются на всякую там психологию. А Булгакова, я считаю, так снимать нельзя. Но это мое частное мнение.
Я вовсе не считаю, что примитивизм - это плохо. С удовольствием смотрю и блокбастеры, и хорошие боевики, и фантастику, фильмы со спецэффектами. В Голливуде есть просто замечательные фильмы - "Матрица", "5-й элемент", "Игры разума", "Вспомнить все", "Терминатор", Бондиана. "Аватар" смотрела несколько раз
В своих жанрах это настоящие шедевры. Не говоря уже о старом кино с моей любимой Одри Хепберн. Хотя в роли Наташи Ростовой она мне не понравилось. Смешно смотреть, как они изображают русскую действительность.
Зато наши боевики снимать не могут. На спецэффекты нет денег, нет технологий!
С 91 года вообще ничего не снимали. Советский кинематограф был фактически уничтожен, актеры пошли работать грузчиками, кочегарами. Либо поумирали в нищете...
А вот плоские современные американские комедии терпеть не могу... В этом смысле французский и итальянский кинематограф гораздо выше.

В целом, я безусловно приветствую выход на экран "Мастера и Маргариты". По сути это чуть ли не первый художественный фильм за 50 лет... Да очень много огрехов... Бутафория... Но надо понимать реальную ситуацию. Дикий капитализм, пандемия, спецоперация. Это вообще чудо, что нашлись хоть какие-то средства и смогли что-то снять... В любом случае низкий поклон режиссеру Локшину и всей съемочной группе. Они сделали, что смогли... Есть и прекрасные актерские работы.

В прошлом году была на встрече с замечательным режиссером Николаем Лебедевым, который тоже сам написал сценарий и мечтал снять своего Мастера. Продюсер мурыжил его 5 лет, но денег так и не дал... А когда средства нашлись, то Лебедев уже начал снимать "Нюрнберг" с другим продюсером... И предложили Локшину по другому сценарию. Обидно... Возможно получился бы шедевр... , но ничего не поделаешь. Не судьба. При этом Лебедев критиковать фильм коллеги не стал. У каждого свое видение и свой Мастер.
В общем, "втравили" вы меня в дискуссию. Очень приятно было с вами познакомиться. Еще раз спасибо.


Лидия Гладышевская   02.08.2024 22:49   Заявить о нарушении
Спасибо и вам за интересную дискуссию. Мне нравится, что мы высказали свои мысли и убеждения, без оскорблений и переходов на личности, что, увы, бывает достаточно часто. Я считаю, в таких случаях даже спорить не нужно начинать, а ещё встречаются провокаторы и тролли, которые нарочно разжигают холивары (модное слово, мне не очень нравится, но точно передаёт суть).

Александр Чепа   02.08.2024 23:45   Заявить о нарушении
Да, согласна с вами. Я хоть и недавно на портале, но уже понимаю, кто есть кто.
У некоторых маргиналов - даже "говорящие" фамилии и псевдонимы. Но с ними я ни в какие дискуссии не вступаю. Просто игнорирую их. В черные списки не ставлю, т.к. надо знать их логины. Да и пусть пишут и свою дурость показывают... Тут полно еще не только троллеров и диссидентов, но сумасшедших и психически неадекватных людей. Если уж откровенные оскорбления и мат - сообщаю в редакцию. Если пишут в личку, то блокирую.
Но я сейчас мало что на прозе выкладываю, только небольшие миниатюрки для поддержания страницы. Сейчас решила попробовать новый для себя жанр - самой написать сценарий телевизионного сериала по мотивам романа популярного на Прозе автора - Ларисы Малмыгиной - "Лилия Белая" (печатался в Канаде). Первые версии 8 серий начала выкладывать на сайте, но поняла, что нужно еще, как следует, доработать...


Лидия Гладышевская   04.08.2024 13:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.