Еще раз о Мастере с Маргаритой

Еще раз о «Мастере с Маргаритой».


Наконец, сумела посмотреть в записи фильм Михаила Локшина «Мастер и Маргарита» и составить свое мнение.
                Первое впечатление было крайне негативным. Согласна со многими рецензентами, включая моего друга, эмоционального писателя Ларису Малмыгину. Бутафорская помпезная Москва с роскошными зданиями сталинских времен и одновременно нищета трущоб, карикатура на милые моему сердцу заповедные Булгаковские места: «Нехорошую квартиру» (недавно была в замечательном доме на Садовой, где создан музей Михаила Булгакова), «Патриаршие пруды» с нелепыми водными каскадами и надписью на беседке «им. Карла Маркса»…, неуместные спортивные парады. Воланд действительно похож на фюрера, а его свита Азазелло и Фагот - истеричные пособники-клоуны. Вместо очаровательной ведьмы – изможденная эстонская актриса Полина Ауг, Галла-Гелла - ни дать, ни взять фашистский надзиратель со зверским взглядом. Бедного кота Бегемота, как только не уродовали ранее разные режиссеры, но прелесть данного персонажа романа так никто отразить не смог. В данном фильме - просто жалкая кукла. Однако в конце фильма непревзойденную фразу «А я - что, я – ничего, сижу - никого не трогаю, примус починяю» все же как-то произносит. Именно «ничего»… Но это все нечистая сила... Что с них взять? Про Иешуа и говорить нечего - кощунственная пародия на Иисуса… В общем, действительно по-американски примитивно…
             Но «переспав с этим кошмаром ночь» и переварив все «содержимое» пришла к несколько иным выводам и поняла, как мне кажется, что хотели донести до зрителя авторы данной картины. Это вовсе не новая экранизация огромного многогранного эпического романа, который невозможно отразить в полуторачасовой ленте, не пародия и не подделка. Никто и никогда, кроме гениального Булгакова, будь он режиссером, на мой взгляд, не сможет понять и воплотить всю глубину и все аспекты столь масштабного произведения на экране.
            Авторы нового фильма, видимо, поставили себе более скромную задачу – выделить лишь одну сюжетную линию и, используя ее, рассказать о талантливом писателе, «Мастере», и в каком-то смысле о трагической судьбе самого Михаила Булгакова, преданно любящего свою родину - Россию, которого долгие годы гнобили и запрещали за критику перегибов советского строя. Ведь все его произведения увидели свет и дошли до рядового читателя лишь в 80-90 годы, не говоря уже об экранизациях и театральных постановках. Я прочитала затертую до дыр ксерокорпию «Мастера и Маргариты» (работа ксероксных была под строжайшим контролем тогдашних властей) в 1976.  Рукопись ходила по рукам, дали на 2 дня, а читать приходилось ночью…, чуть не под одеялом.
            Вспомните начало фильма. Что должен чувствовать драматург, Мастер, пьесу которого «Пилат» снимают перед самой премьерой? А затем изымают из печати и сам многострадальный роман. Автор ищет поддержку в литературных и театральных кругах, но вместо защиты его исключают из Союза писателей.  Он попадает в психушку и забывает собственное имя, которого его поневоле лишили, где вместе с ним оказывается и молодой поэт Бездомный, его постигла та же печальная участь. У кого же искать защиты, как не у сатаны? Ведь коллеги-литераторы – трусливый редактор Берлиоз, двурушник Майгель, мерзкий критик Латунский с куриной попкой вместо рта (вот уж гримеры постарались…) и директор театра, алкоголик, взяточник Лиходеев оказались полными мерзавцами, еще хуже и отвратительнее нечистой силы. Их роли, по-моему, совершенно блистательно сыграли актеры Князев, Гуськов, Лысенков, Башаров. Медперсонал в Ялте (Ярмольник и Сексте), кстати, тоже очень неплох.  И все негодяи понесли заслуженное наказание, именно благодаря дьявольскому колдовству…  А мораль сей «сказки» звучит в заключительной фразе фильма – дьявол, который призван делать зло, вынужден делать добро…

Идея очень актуальная и в наше время, близкая и понятная многим сегодняшним авторам - писателям,  драматургам, сценаристам, режиссерам, которые не могут издать свои произведения, поставить пьесы, снять фильмы из-за отсутствия средств. Только к дьяволу не обратишься и головы современным мздоимцам-чиновникам, редакторам, театральным деятелям не отрежешь… И ничего, увы, не меняется в нашем датском королевстве… Вот бы и они куда-нибудь  убежали, вместе с псевдопатриотами. Так нет же затаились и всех пересидят.  И еще одна мораль и заповедь для литераторов, которая все-же прозвучала в фильме, хотя и в адрес Маргариты – «никогда ни у кого для себя ничего не просите, сами все дадут».  Как все-таки велик Булгаков…
А что же Мастер с Маргаритой? С большим пиететом отношусь к талантливому актеру Цыганову, замечательно сыгравшем в «Оттепели». Внешне даже похож чем-то на Булгакова. Но мне показалось, что вяловат, до Мастера не дотягивает и в отличие от великого писателя, как-то уж сразу сломался. И если бы не Маргарита… Красивая актриса Снигирь с трогательными понимающими глазами, изумительной фигурой, пусть и сделанной с помощью компьютерной графики... Но ее в фильме было как-то маловато, и сыграла не очень убедительно. Где ярость в крушении квартиры Латунского и возмездие в защиту любимого с ее стороны? Очень скучный и невыразительный бал у сатаны…
           Не берусь судить, о том, кто финансировал производство фильма. Сомневаюсь, что государство могло выделить хоть какие-то средства. Но очень обидно, что британский олигарх, продюсер Блаватник явно поскупился. Все массовые сцены - дешевая неумелая поделка. Картонные муляжи памятников и зданий...

Советую ли я посмотреть этот фильм? Несмотря на все «огрехи», пожалуй, да.  Пусть зритель сам решает, кто есть кто, и делает свои выводы. А возможно, молодежь хоть как-то заставит задуматься и прочитать в оригинале, а не в кратком содержании, бессмертные романы Булгакова «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Собачье сердце», «Бег». Ведь рукописи не горят, сколько их не уничтожай и не запрещай.


Рецензии
Лидия, Вы просто очень добрая! Первое впечатление обычно самое верное. Фильм никудышный и безобразный. Насчет актеров соглашусь, Князев, Гуськов и другие сыграли отлично. Кроме... Мастера и Маргариты. Унылые, снулые рыбы. Снегирь полная бездарь, да и некрасивая. Ну, про Геллу, у которой мать эстонская фашистка и говорить нечего, чучело. В самом начале Вы все же невольно дали правильное определение: карикатура. Роман намного крупнее этого суррогата.

Однако спасибо, было, интересно почитать и узнать Ваше мнение.

С уважением

Фома Неверующий   27.05.2024 22:23     Заявить о нарушении
Спасибо за комплимент. Но я на самом деле - достаточно жесткий критик, и в целом тоже далеко не в восторге от фильма. Очень люблю роман, считаю что никому не удалось, даже Бортко, которого уважаю за гениальный фильм "Собачье сердце". Просто попыталась не быть столь категоричной и попыталась найти что-то хорошее в этой усеченной убогой версии.
Тем не менее, фильм в прокате собрал уже 2 млрд. рублей... Молодежь ходит валом, может, и роман потом почитают... это лучше, чем американские боевики смотреть, которые долгие годы крутили в кинотеатрах.
С уважением,

Лидия Гладышевская   27.05.2024 23:12   Заявить о нарушении
Да! Согласен! Фильм гадок, а может, почитают роман, что-то поймут.

Фома Неверующий   27.05.2024 23:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.