Внучка-кошка

Быль и сказка, Любовь и Пасха
Детская постановка
Действующие лица:
Актёры:              Бабушка (Б)
   Дедушка (Д)
   Старшая внучка Матрёна (М)
   Младшая внучка Алёнка (А)
Куклы:                Кот Баюн (К)
   Кошка Кнопка (Кш)
Кукла и актёр:   Волшебник (В)

Декорации: ширма с домашней обстановкой. Перед ширмой стол с чайным сервисом, стулья. Слышатся приближающиеся разговоры. На сцену выходят бабушка, дедушка, внучки. Все выносят что-нибудь из еды. На ширму взбирается кот (слева) и кошка (справа). Кошки моются. Люди заводят разговор.

Б: ну вот и закончился пост. Всех еще раз с Вербным Воскресеньем! Давайте праздновать.
Д: с праздником! Ты, мать, говори, да не заговаривайся. Пост-то кончился, а вот страстная неделя только начинается! А она, поди, построже Великого поста будет.
М: С праздником! Да ничего! Пост продержали, продержим и страстную. Ради Христа-то…
А: бубнит в сторону : ну вот, еще неделю без вкусняшек…
Б: Аленка, что эт-ты там бубнишь? Не расслышали мы.
А: громко, почти с издёвкой: С праздником, говорю!
Б: ну вот и ладненько…
К кошке: смотри, Кнопка, Аленка без настроения совсем.
Кш: да она уже несколько дней такая ходит. Что с ней приключилось, ума не приложу?
М: сестренка, давай ко мне поближе (стучит по стулу), я тебе самый большой кусок пирога отрежу! А чай – наш с тобой. Помнишь, в прошлом году вместе собирали? Листик к листику, цветочек к цветочку. Пахнет-то как!
А:  Да обычно он пахнет!
Д: обращается к Аленке : внучка, что это с тобой? Не в настроении ты что ли? Ведь праздник!
А: В нормальном я настроении. Устала просто. Пойду прогуляюсь. Вы тут празднуйте, я позже присоединюсь. (уходит)
Б: Матрёна, может ты что-нибудь знаешь? Что это с ней? Мы так ждали этого дня…
М: да я и сама не пойму. Ходит уже пару дней такая. «Меня никто не любит»
Д: с чего это она взяла?
---
К: (продолжая облизываться): да что тут не понятного? Соскучилась она по вкусняшкам. Стырила конфеты, что на Пасху приготовили, вот и боится, что обнаружат.
Кш: Баюн, да не в конфетах, кажись дело. Мне кажется, завидовать она стала.
---
М: может я что не так сделала?..
Б: ну что будем делать?
Д: да ясное дело, не будем без нее праздновать. Давай отложим на вечер. Там и поговорим.
(начинают убирать со сцены)
---
К: и кому же это она завидовать стала? Не тебе ли? (смеется)
Кш: боюсь мне…
К: да ты мышей, кажется, объелась! В чем человеку нам животным завидовать?
Кш: она, когда гладила меня шептала: «хорошо тебе, Кнопка, спишь сколько хочешь, ешь сколько хочешь, гладят тебя все…»
К: так и меня гладят. Правда, только когда я этого захочу. Хотя спору нет: любимица ты в этой семье. Даже я тебе самых жирных мышей приношу. Пойдем и мы пройдемся.
Кш: пойдем…

Все уходят. Пустая сцена. На сцену из-за ширмы медленно выходит Аленка с руками в карманах. Пинает ногой шишки, камушки.
А: сама себе: никто меня не любит, никому я не нужна…
Выходит волшебник с тростью (костылем). Медленно. Согнувшись от старости и опираясь на трость.
В: бывай здорова, юная леди! Я слышал, ты тут что-то о любви говорила. (роняет перед ней трость)
А: говорила. Так. Размышляю. А есть ли она вообще? Любовь…
В: сомневаешься, значит? И как же ты ее себе представляешь? (делает вид, что пытается поднять трость. Аленка не реагирует)
А: а просто. Тебе лучшее отдают. Тебе вкусное отдают. Работать не заставляют.
В: вон оно что! А когда сестренка твоя тебе бОльший кусок пирога отдает, это не любовь?
А: наелась, вот и отдает.
В: а бабуля, в лохмотьях ходит, платье тебе новое покупает, это не любовь? (указывает на трость)
А: а что мне в обносках ходить?
В: а дед, на санках да телеге катает, уставший после работы, это не любовь?
А: а когда ему еще меня катать, если он работает!
В: так говоришь нет ее, любви-то? (уже прямо намекает, чтобы Аленка подала ему трость)
А: может и есть. Только не со мной она. Еще и назвали меня, как шоколадку – «Алёнка»!..
В: так и имя тебе не нравится? А может ты просто завидуешь кому?
А: Кнопке нашей. Все ее гладят, вкусненькое дают. Никуда не гонят, ничего не требуют. Спит себе, да ест.
В: поднимает трость сам: и ты так хочешь?
А: хочу.
В: ну что ж… (проходя мимо Аленки) будь по-твоему. Бывай здорова, юная леди. (уходит своей дорогой)
А: оборачивается на него и провожает его взглядом: странный какой-то. Ладно, пойду домой.

Пустая сцена. На ширме появляется кошка Кнопка.
Кш: какое-то странное чувство. Чешется всё. В животе бурлит. Надо бы съесть чего-нибудь что ли...
К: вылазит на ширму с другой стороны, спокойно начинает вылизываться: чешется — это блохи. В животе бурлит – это сосиска вчерашняя. Чувство странное – это…
Кш: А!!!! Баюн, я тебя слышу!!!
К: испуганно: тьфу ты! Чего кричишь, как ошпаренная? Слышишь, конечно. Мы ж коты. Слышим друг друга.
Кш: (осматривает себя) А!!! Я КОШКА!!!
К: (опять дергается от испуга): тьфу ты! Конечно кошка. Не собака же. Сидел бы я с тобой рядом, будь ты собака.
Кш: я не кошка! Я Аленка!
К: ага. А я дедушка тогда.
Кш: Баюн, я АЛЕНКА! Это все он! Это все он! (мечется по ширме)
К: кто он? Что он?
Кш: тот старик во дворе. Это он меня превратил в Кнопку!
К: (шарахается от кошки): похоже сегодня кое-где дверь открытых дверей. Пойду-ка я подальше… (уходит со сцены. Появляется волшебник)

В: ну вот твоё желание и сбылось.
Кш: бросается к нему: что ты наделал?
В: ничего. Просто исполнил то, что ты хотела. Теперь тебя будут все любить и жалеть.
Кш: ты… ты… ты все не так понял! Я не хотела стать кошкой!
В: ты мне об этом не говорила. Ты сказала, что хочешь, чтобы тебя все любили. Хотя ты и так была, как говорят «всех красивей и милее»
Кш: а ну-ка верни всё назад.
В: не-а! Никак! Это желание работает только в одну сторону. Теперь, чтобы вернуть всё назад, тебе придется потрудиться.
Кш: что я должна сделать?
В: все просто. Отдать самое дорогое, что у тебя есть. Если услышишь в свой адрес «Спасибо», считай, что на этот раз повезло. И кстати, у тебя времени всего одна неделя. Не успеешь, останешься кошкой навсегда! (уходя со сцены произносит) Одна неделя! До Пасхи!
(на ширме остается одна кошка в недоумении, затем медленно спускается за ширму, приговаривая) Что же теперь делать? Что же теперь делать…

Из-за ширмы выходит Аленка с куклой-кошкой на руке и поет песню (необязательно)

Что же я затеяла?
Жизнь свою рассеяла!
БЫла просто внучкою,
Стала злой колючкою!
Жадности поддалась я,
Над сестрой смеялась я,
Быть теперь мне кошкою
С шерстяной одёжкою.
Чтоб себя назад вернуть
Сердце надо распахнуть,
И жить начать не для себя одной;
Прогнать всё зло долой!
Чтоб получить покой…

 По окончании уходит за ширму и появляется в виде куклы. Или остается одна после диалога с Волшебником. На сцену выходят дед и бабка:
Б: что это с Баюном случилось? Чуть не снес.
Кш: бабушка, дедушка!
Д: глядя на кошку: Да и Кнопка вон что-то разоралась. Мяучит без остановки. Голодная что ли?
Кш: да не голодная я! Это я, Аленка!
Б: а ну-ка замолчи. Что разоралась?
Выходит Матрёна
М: вы случайно Аленку не видели?
Кш: да здесь я, Матрёна!
М: а ну брысь! (кошка исчезает)
Б: я не видела.
Д: и я.
М: где же она запропастилась? Надо бы ее поискать.
Д: пойдем-ка во двор поищем…
(уходят. Кошка двигается за ними.)

Пустая сцена
Сказитель говорит. Или просто голос за ширмой
«Прошло два дня»

Из-за ширмы выходит кот. За ним семенит кошка
К: так говоришь, что волшебник это был?
Кш: да… Я думала, это простой старик. Рассказала ему все…
К: если бы ты не сказала, что видела, как я сосиску со стола стащил и погнала меня веником, ни за что бы не поверил, что это ты, Алёнка. Тогда действительно кроме нас с тобой никого рядом не было.
Кш: прости за веник.
К: а если бы я тебя веником за конфеты?
Кш: Ты и про это знаешь?
К: да ладно. Мне не больно было. Да и не голодный я был тогда. (останавливается, задумавшись) Думал Кнопке отдать. Хорошая кошка… Не то, что ты.
Кш: Баюн…
К:  Ладно, ладно. Шучу я. Все вы люди одинаковые, и от настроения зависите. Сегодня добрый – на сосиску, завтра злой – на веник! Сегодня уже вторник, обыскались тебя все. Третий день ищут. Всю деревню на ноги поставили. Так, а что делать-то будем? Как тебя народу являть?
Кш: (начиная плакать): не знаю…
К: (обнимая кошку и успокаивая ее) : Ну, будет тебе…. Не плачь. Пойдем в сарай, мышей погоняем, да что-нибудь придумаем. Матрёна-то страх как мышей и крыс боится! И кстати, спасибо тебе за того пса соседского, которого ты прогнала от меня.
Кш: спасибо? Ты сказал спасибо? (оглядывается по сторонам, оглядывает себя)
К: ну да, спасибо. Покусал бы. (идет в сторону выхода)
Кш: (обреченно): не сработало… (идет за котом)
К: не думал, что ты такая смелая. (продолжает идти) А еще дед пошел в лес тебя искать.
Кш:  В лес?.. Там же капканы! (срывается и бежит в другую сторону)
К: Кнопка! Тьфу! Алёнка! Ты куда?
Кш: (из-за ширмы): В лес! За дедом!
Кот вздыхает и уходит за ширму: Никогда я их не понимал…

Пустая сцена
Сказитель говорит. Или просто голос за ширмой
«Прошло еще два дня»

Пустая ширма. Из-за ширмы выходят дед и бабка. Дед с перевязанной ногой. Хромает. Кряхтит.
Д: ой…ой…
Б: больно?
Д: больно.
Б: присядь. (дед садится) Как же это тебя угораздило?
Д: да кто-то капканы поставил! Всю жизнь лесником работаю, каждый кустик знаю, а тут не углядел. Ой…
Б: а чего тебя в лес потянуло? Два дня искали! Вся деревня и так на ногах стоит. Дежурства круглосуточные. А тут еще ты пропал.
Д: да хотел еще раз пройти, Аленку глянуть. Четверг уже. Через пару дней Пасха. Вдруг?.. (на ширме появляется кошка)
Б: да уж… И Пасха в этом году не радостная будет. (присаживается к деду, обнимает) Где там внучка наша? Все леса обошли, все деревни вокруг осмотрели. Как в воду канула.
Кш: да не канула я никуда. Здесь я.
Б: (смотрит на кошку): Вон и Кнопка размурлыкалась. Прямо как будто про неё говорят.
Д: (поднимаясь и подходя к кошке): кстати о кошке! Это же ведь она меня нашла, и к вам побежала. (начинает ее гладить) Хорошо, что вблизи меня ягоды - морошка зимняя, да сыроежки ранние оказались.
Б: а я-то думаю! Прибегает, орет. Никогда так не мяукала. Мечется перед дверью. (поднимается и тоже подходит к кошке). Я к ней, а она отбегает. Я к ней, а она еще пуще орать и в лес тянет. Так я тебя и нашла.
Д: ух ты моя спасительница! (гладит). Спасибо тебе, пушистик!
Кш: Спасибо? Снова спасибо! (оглядывает себя и обреченно говорит) не получилось…
Б: смотри-ка! Ещё сильнее замурлыкала. Любит ласку!
Д: она на этой неделе вообще особенная стала. Не отходит от нас…
Б: Давай-ка, дед, провожу я тебя до кровати, (накидывает его руку себе на плечо) а сама компресс для твоей ноги приготовлю.
Д: да я и сам могу дойти. Не сильный капкан был, на легкого зверя. (бабка провожает деда за ширму. Сама частично видна из-за ширмы)
Б: давай, давай, ложись. А я сейчас печечку растоплю, да водичку нагрею. (растапливает печку) Вот и славненько, загорелись дровишки… (отходит от своего места и направляется через сцену к другой части ширмы. Кошка наблюдает за происходящем. Вдруг замечает, что искра выпала из печки)
Кш: бабушка, горим!
Б: (смотрит на кошку): Да, моя хорошая, и мы скучаем по Аленке! (не замечает пожара, занимается своим делом)
Кш: БАБУШКА! ГОРИМ!!!
Б: Да что ж ты разоралась-то, Кнопка?
(кошка хватает кувшин, чайник, кастрюльку, кружку, бежит к противоположной части ширмы) Бабушка, горим, мяукаю! («заливает» огонь, обжигая себе лапы) Горели… (дует на лапы)
Б: (замечает действие кошки): Ой, Боженька! Чуть не сгорели. Кнопка! Ты опять нас выручила. Ой спасибочки! Ой спасибо! Дед! Дед! Чуть беда не пришла… (убегает за ширму к деду)
Кш: (дует на свои лапки): Ой, больно-то как… (потом прекращает дуть, смотрит на свои лапки). Опять не получилось… (спускается за ширму)

Пустая сцена
Сказитель говорит. Или просто голос за ширмой
«Наступила Пасхальная суббота»

На сцену с разных сторон выходят все артисты, кроме волшебника. Выносят кулич, яйца и проч.

Б: ну вот наконец и пришла долгожданная Пасха. Совсем скоро мы поприветствуем друг друга Христос Воскресе!
Д (прихрамывая, с перебинтованной ногой): да уж… Как бы грустно не было без Аленки, но это все же самый великий в году праздник. И надо встретить его по всем правилам и традициям.
М (грустно): надеюсь моя сестренка где-то сейчас рядом с нами.
Б: Да ладно хоронить-то! Найдется! Что случилось - то случилось. Нам не изменить. Мы сделали все возможное для поисков Аленки. (смотрит на кулич) Что-то кулич у меня в этом году совсем не поднялся.
М: и у меня яйца никак не хотели окрашиваться (показывает непрокрашеные яйца)
Д: а у меня индейка пасхальная пригорела. (показывает уголь)
К: а я мышей не заготовил на Праздник.
Кш: а я конфеты стащила (начинает плакать)
Д: ну раз такое дело, давайте достанем наши заготовки. Не зря же мы их летом катали.
Б: дед дело говорит! Матрена, ты у нас самая молодая, нырни-ка в «подпол», достань салатиков да тушенки.
М: хорошо. Я мигом. Там еще и сладости наши Пасхальные. Тоже к столу прихвачу.
Д: давай, родная, давай… (Матрена убегает за ширму)
Кш: ой, что сейчас будет! (закрывает лицо лапами)
К: да ничего тебе не будет, ты же кошка, любимица наша!
 Из-за ширмы слышится шум, разбивается посуда, потом крик Матрены:
М: Ай!! Тут мыши! (шум продолжается)
Кш: Ах так?! Кто это смеет пугать и обижать мою сестру?! Ну держитесь серые! (срывается в прыжке с ширмы в погреб)
Д: Бабуля, смотри-ка на Кнопку!
Слышится шум борьбы и боевое мяукание кошки. Все замирают. Наступает тишина.
На сцену выбегает Матрена с банкой в руках.
М: (запыхавшись): Вы видели? Вы это видели? Кнопка… Она туда шась!.. А они на нее шмяк!.. А она им хмысь!.. А они как драпанут! Вот спасибо ей! (ставит банку на стол) Где она? Где Кнопка? Я ее сейчас расцелую.
(убегает за ширму. Оттуда слышится голос Матроны)
М: кошечка моя! Дай я тебя обниму! Дай я тебя расцелую! Спасибо тебе!
Наступает тишина. Все замершие. Ширма сдвигается, за ней стоят Аленка и Матрена, крепко обнявшись.
Б: (крестясь и падая на стул): Христос воскресе…
Д: (крестясь) : Воистину воскресе… Аленка?
М: (отталкивая Аленку на вытянутые руки): Аленка!!!
Появляется волшебник. Без трости. Не сгорбленный.
В: Христос воскресе!
Все оборачиваясь на него : Воистину воскресе!
В: нет ничего удивительного в том, что доброе сердце способно справиться с любой бедой. Я знал заранее, что у Аленки доброе сердце, как и у любого из вас (обращается к залу), и был уверен, что она победит зло, пытавшееся завладеть ею.  Все мы совершаем порой поступки, о которых потом сожалеем, но я уверен, что все мы пытаемся стать лучше, чтобы в итоге встретиться с Тем, Кто ждет нас всегда. С Иисусом Христом.

Христос Воскресе!!!


Рецензии