В боренье жажд и зим
на фотографии Архангельский собор Московского Кремля
***
В глумленье продавцов ты ль очередью кроткой,
Россия, ты ль стоишь, мечтаешь о еде?
И радуешься в крик – с прокуренною глоткой,
В красе одутловатой и беде...
Как перепел живешь меж пахотой и жатвой,
А над страной повис войны призывный марш.
Успеть бы песню спеть… Суметь бы продержаться,
Пока машин не выведет Тяжмаш!
Бежишь-бежишь-бежишь... С тринадцатого года
Ты вечно на ногах, с испугу – на крыло,
Но подан знак уже великого исхода,
И впереди до ужаса светло.
Не спрятаться уже в картофельные тропы,
В твой торфяной покой, в серебряный овес.
Но, может быть, в лучах вселенской катастрофы
Отвергнутого Бога призовешь?
1980
У ПАМЯТНИКА ПУШКИНУ
Унылы наши памятники – много ль
В них памяти! Все на один фасон.
Веселенький бульварный рослый Гоголь,
Плечистый и задорный солдафон.
Не тот, что маньякально нездоров,
От нежинской грязищи одичавши,
Что тешится узором для ковров,
Чтоб в Риме от России отдышаться.
Худой поручик… грудь его слаба,
Телячьи ноги с грацией субтильной.
Его ли жизнь – кавказская пальба?
А челюсти – в досаде предмогильной.
Титановый Гагарин – бедный столпник,
Кого всю ночь слепят прожектора,
Советский ангел, воплотивший облик
И дяди Степы, и богатыря.
Но пятым ли, десятым декабря ,
Одним свободным именем ведома,
Москва выходит к площади Страстной,
Хоть окрик милицейского кордона
Слышней над безъязыкою страной.
1980
Дядя Степа - персонаж стихов С.Михалкова.5 декабря-День советской конституции, 10 10 декабря - с 1977 г. День прав человека.
К СТАТУЕ ПЕРУНА
Нас тьмы, и тьмы, и тьмы.
А. Блок
Славянский идол, громовой игрун,
Четвероликий каменный Перун,
В реке утопленный комедией крещенья,
С любовью полигамною своей,
С дубовым алтарем среди степей,
С обязанностью кровного отмщенья...
В боренье жажд и зим, еще до схизм
Был насажден российский мазохизм.
Забыты тризны на кострищах черных
И головач с всезнающим лицом,
Чей символ – круг, прибитый над крыльцом,
Над каждой дверью деревень покорных.
Двуверием мы выживаем здесь,
В нас велика языческая спесь,
И терпеливость есть – от христианства.
Но восемь глаз перуновы горят,
Грозя огнем, на целый мир глядят
В земные беззащитные пространства.
И дума, точно каменным пестом,
Нам лоб толчет: тысячеверстый дом
Нам недостаточен, и не погасло
Желанье боли, что с крещенья в нас,
И алчность, что заложена в запас
Дохристианской верою поганской.
1986, Польша, музей археологии
***
Ты все ноешь. О чем? Небось, тебя не сослали
В город Томы, изгнаньем тебя не обидели.
Ненависть цезаря пропорциональна таланту Овидия.
Хочешь ты умереть на чужбине – хоть и со славой?
Посиди-ка в нужде, посиди-ка в дыре, в Кишиневе,
Не в молдавской лафе, в разливанной столице цветной,
Не в престижной своей переделкинской неге вишневой,
А в глуши и грязище сплошной!
Помнишь, где Заболоцкий свой бухгалтерский облик утратил
И, как пишут в его биографии, стал строитель дорог?
Ты бы мог, мой приятель?
Не дай Бог!
Иль как некий Иосиф без братьев, с клеймом тунеядца,
Что свезен исправляться в деревню одну для начала...
О, не слишком ли стали гордиться мы и бояться?
Все с рукою стоим и всего от эпохи мало.
Вот везение, вот одна удача поэта –
Умереть не в петле, не от пули своей дилетантской,
Вот награда душе, до звезд иногда долетавшей –-
От разрыва в груди замолчать посредине российского лета.
1980
* * *
Одинокий, идет по вагонам –
Вот, уже по вагонам пошли!
Костылей истерический гонор,
Инвалидной судьбины рубли…
Он брезентовой варежкой тычет,
В рукавицах, чтоб рук не казать,
И дают ему, ясно, не тыщи,
Торопливо отводят глаза.
Точно вижу увечного сына…
Этот, может, и выжил один,
А другие – в осенней полыни
Полегли средь украинских дынь…
Отчего, доброволец безногий,
Принимая полтинник и грош,
Ты меня оттесняешь с дороги,
И рубля моего не берешь?
Отчего же пошел брат на брата,
С двух сторон православных губя?
И он скажет мне: – «Ты виновата!
Ты молилась, но лишь за себя!»
2015
РЕСТАВРАЦИЯ АРХАНГЕЛЬСКОГО СОБОРА
Когда над Москвою стою на крыше собора,
У колокольни, обок с Иваном Великим,
Я становлюсь вдруг самой собою –
С открытым ртом и встревоженным ликом.
Прошла два поста проверки, а тут – свобода,
Свобода дышать и свобода слова.
Если Царь-колокол только не грохнется снова,
Куб кирпича в Успенском не рухнет со свода…
На высоте этой вопли столицы глуше.
Медная кровля то крута, то полога.
Прочно держусь! И здесь я делаюсь лучше
От страха упасть и от близости Бога…
1998
Опубликовано: журналы "Новый мир", "Плавучий мост", Антология МАГИСТРАЛЬ
Свидетельство о публикации №224050601422