Субъективно о возрасте человечества

«Познай самого себя, - и ты познаешь мир»
Сократ

«Но река широка, река глубока
Река уносит нас за облака
Двадцать тысяч дней и ночей пройдет
Человек родился, - человек умрет»
Илья Кормильцев

I

Пожалуй, с некоторыми допущениями, развитие человечества, наиболее активной и субъектной его части, той, народонаселение которой живет в так называемых развитых странах, задающих тональность мировых социальных процессов, можно соотнести с развитием отдельно взятого человека.

Давайте попробуем найти аналогии стадии развития личности индивидуальной с личностью коллективной, отличающейся эмерджентностью своих свойств, но все же обладающей одинаковым составом, как океанская капля, не равная, но тождественная стихии, её содержащей.

Представим отдельно взятого человека как архэ человечества, проведя медиану в сторону культурного и социального многообразия из угла нашего обозрения.

Нулевая отметка, амур выпускает стрелу и задает вектор движения. Мы родились. Сущее предшествует сущности, точка на tabula rasa. Первобытное общество, наскальная живопись, первые попытки коммуникации, разработка примитивной знаковой и символьной системы. Первые "ма", "па", "дя", "ба".

Примерно с 2-х до 5 лет, мы находимся в волшебном мире изобилующем сверхъестественными событиями. Жизнь в нем не подчинена объективным физическим законам; это пространство магии, телепатии, телекинеза — пространство магического мышления.

Каждый феномен, будь то ливень с грозой, поездка с родителями в лес или к морю, смерть родственника, окрашивается в яркие, почти-что психоделические цвета эмоционального восприятия, усиливается бессознательными тревогами и предвкушениями, содержит в себе магические основания, которые слабо коррелируют с миром окружающих нас взрослых. Детский мир это мир мифа, мир магов.

Такую же перцепцию, и такой же тип мышления мы видим и в культовых обществах ранних цивилизаций, ориентированных на сверхъестественное. Боги, полубоги, дэвы и асуры живут в человеческом пространстве, так же как и зубная фея живет в спальне не засыпающего ребенка.

Ребенок начинает взрослеть, обучается, начинается процесс постижения, который сопровождается усложнением его социального взаимодействия с окружающими. Он начинает адаптироваться к более сложным организационным структурам. Простая и понятная кастовость семьи - папа, мама, сестра/брат, родственники, расширяется до двора, садика, школы; он становится социальным.

Эта стадия развития в рамках человечества, на мой взгляд, соответствует возникновению ранних греческих полисов и зарождающейся в них философии. Сакральные знания, полученные (по Диогену Лаэртскому) от жрецов и магов, адаптируются для более сложных, чем кастовые, социальных отношений (возникновение демократии), требующих разработки универсального словаря, отвечающего этой сложности.

Таков, на мой взгляд, генезис появления греческой философии и философии в целом, как науки, на протяжении веков подбирающей и усовершенствующей универсальный словарь, наиболее точно описывающий данную реальность во всем ее изменяющемся многообразии.

(Бытует мнение что основной корпус философских идей был разработан уже в рамках греческой философии, и в последствии мало чем был дополнен. Тут тоже можно привести аналогию, с тем, что морально-этический фундамент в воспитании ребенка закладывается как известно в возрасте до 12 лет)

Итак, ребенок идет в садик и постигает там азы совместной жизни, первые правила поведения в собрании равноправных. Ему уже почти 8-м. Далее школа, процесс обучения усложняется, словарь расширяет. Подростку 12, он уже не верит в крадущегося по полю сатира, и часто смеется и подшучивает над своим наивным и доверчивым младшим братом, рассказывая ему страшные истории про полтергейстов и домовых, с чувством легкого снисхождения наблюдая как тот округляет глаза и ищет спасение под простыней.

В сущности это уже сциентический взгляд на мир. Ирония Лукреция по отношению к крестьянским суевериям, появление скептицизма. Этика христианства, новый завет, величие Рима, конфуцианство, развитая китайская бюрократическая система, развитие даосской алхимии, буддизм, подступы к пантеизму и следовательно попыткам описания природных закономерностей.

Вспомните себя лет в 12, где-нибудь на рыбалке, или в странном походе с товарищем за черту города, превращающемся в увлекательное исследование бетонных плит заброшенного недостроя, которые тут же становятся мегалитическими сооружениями, оставленными нам древними, да еще и инопланетными цивилизациями, навеянными прочитанными за летние каникулы Кларком или Азимовым.

Телепатия и магия уступают поискам потерянного рая за линиями горизонта. Он завещан нам, мы можем наследовать его, но в нашей юдоли его нет. Теперь сакральное не очевидно, оно воображаемо, сублимируемо.

И тут бы и наступить той смой эпохе возрождения и новому времени, которые как раз и соответствуют, согласно моей градации, 13-14 годам. Но исторически в это время начинаются процессы, которые принято называть эпохой раннего средневековья.

Что же омрачило подростка, заронило зерно сомнения? Что заставило его поменять радость любопытства и активного исследования ойкумены на полумрак кельи и досужие размышления?

Для ответа на эти вопросы нам не обойтись без психоанализа.

II
... продолжение следует


Рецензии