Субъективно о возрасте человечества
Сократ
«Но река широка, река глубока
Река уносит нас за облака
Двадцать тысяч дней и ночей пройдет
Человек родился, - человек умрет»
Илья Кормильцев
I
Пожалуй, с некоторыми допущениями, развитие человечества, наиболее активной и субъектной его части, той, народонаселение которой живет в так называемых развитых странах, задающих тональность мировых социальных процессов, можно соотнести с развитием отдельно взятого человека.
Давайте попробуем найти аналогии стадии развития личности индивидуальной с личностью коллективной, обществом. На мой взгляд сравнение это вполне корректно, и подобно сравнению океанской капли и океана, не сравнимой количественно, но тождественной качественно, содержащей в своей малой части ту же химическую формулу.
Представим отдельно взятого человека как архэ человечества, проведя медиану в сторону культурного и социального многообразия из угла нашего обозрения.
Нулевая отметка, амур выпускает стрелу и задает вектор развития. Мы родились. Сущее предшествует сущности, точка на tabula rasa. Первобытное общество, наскальная живопись, первые попытки коммуникации, разработка примитивной знаковой и символьной системы. Первые "ма", "па", "дя", "ба".
Примерно с 2-х до 5 лет, мы находимся в волшебном мире изобилующем сверхъестественными событиями. Жизнь в нем не подчинена объективным физическим законам; это пространство магии, телепатии, телекинеза — пространство магического мышления.
Каждый феномен, будь то ливень с грозой, поездка с родителями в лес или к морю, смерть родственника, окрашивается в яркие, почти-что психоделические цвета эмоционального восприятия, усиливается бессознательными тревогами и предвкушениями, содержит в себе магические основания, которые слабо коррелируют с миром окружающих нас взрослых. Детский мир это мир мифа, мир магов.
Такую же перцепцию, и такой же тип мышления мы видим и в культовых обществах ранних цивилизаций Месопотамии, ориентированных на сверхъестественное. Боги, полубоги, дэвы и асуры живут в человеческом пространстве, так же как и зубная фея живет в спальне не засыпающего ребенка.
Ребенок начинает взрослеть, обучается, начинается процесс постижения, который сопровождается усложнением его социального взаимодействия с окружающими. Он начинает адаптироваться к более сложным организационным структурам. Простая и понятная кастовость семьи - папа, мама, сестра, брат, родственники, расширяется до двора, садика, школы; он становится социальным.
Эта стадия развития в рамках человечества, на мой взгляд, соответствует возникновению ранних греческих полисов и зарождающейся в них философии. Сакральные знания, полученные (по Диогену Лаэртскому) от жрецов и магов, адаптируются для более сложных, чем кастовые, социальных отношений (возникновение демократии), требующих разработки универсального словаря, отвечающего этой сложности.
Таков, на мой взгляд, генезис появления греческой философии и философии в целом, как науки, на протяжении веков подбирающей и усовершенствующей универсальный словарь, наиболее точно описывающий данную реальность во всем ее изменяющемся многообразии.
(Бытует мнение что основной корпус философских идей был разработан уже в рамках греческой философии, и в последствии мало чем был дополнен. Тут тоже можно привести аналогию, с тем, что морально-этический фундамент в воспитании ребенка закладывается как известно в возрасте до 12 лет)
Итак, ребенок идет в садик и постигает там азы совместной жизни, первые правила поведения в собрании равноправных. Ему уже почти 8-м. Далее школа, процесс обучения усложняется, словарь расширяет. Подростку 12, он уже не верит в крадущегося по полю сатира, и часто смеется и подшучивает над своим наивным и доверчивым младшим братом, рассказывая ему страшные истории про полтергейстов и домовых, с чувством легкого снисхождения наблюдая как тот округляет глаза и ищет спасение под простыней.
В сущности это уже сциентический взгляд на мир. Ирония Лукреция по отношению к крестьянским суевериям, появление скептицизма. Этика христианства, новый завет, величие Рима, конфуцианство, развитая китайская бюрократическая система, развитие даосской алхимии, буддизм, подступы к пантеизму и следовательно попыткам описания природных закономерностей.
Вспомните себя лет в 12, где-нибудь на рыбалке, или в странном походе с товарищем за черту города, превращающемся в увлекательное исследование бетонных плит заброшенного недостроя, которые тут же становятся мегалитическими сооружениями, оставленными нам древними, да еще и инопланетными цивилизациями, навеянными прочитанными за летние каникулы Кларком или Азимовым.
Телепатия и магия уступают поискам потерянного рая за линиями горизонта. Он завещан нам, мы можем наследовать его, но в нашей юдоли его нет. Теперь сакральное не очевидно, оно воображаемо, сублимируемо.
И тут бы и наступить той смой эпохе возрождения и новому времени, которые как раз и соответствуют, согласно моей градации, 13-14 годам. Но исторически в это время начинаются процессы, которые принято называть эпохой раннего средневековья.
Что же омрачило подростка, заронило зерно сомнения? Что заставило его поменять радость любопытства и активного исследования ойкумены на полумрак кельи и размышление схоласта?
Для ответа на эти вопросы нам не обойтись без психоанализа.
II
... продолжение следует
Свидетельство о публикации №224050600188