Победы финских асов - 8

Лаури Ниссинен одержал 32.5 победы, и одновременно он является самым результативным из финских асов, погибших в боях. Впрочем, он погиб не по своей вине, в него врезался 17 июня 1944 года сбитый самолёт другого финского аса Сарьямо, сбитый пилотом 159 иап Рузиным Анатолием Васильевичем. Про этот бой мы подробно рассказывали в статьях о поражениях финских асов. Большинство побед ас одержал в 41 году в районе Ленинграда, сверка их трудна, поэтому мы рассмотрим его успехи кратко. В 42 году ас в основном действовал в небе Карелии, где бои были довольно редко. Но он поучаствовал в самом, наверное, крупном разгроме, который реально, а не в сводках учинили здесь финны. 6 апреля они атаковали группу из 10 «Харрикейнов» 767 и 609 иап, которые сопровождали СБ, и сбили пять из них, а также смогли сбить один из СБ. Три победы в том бою заявил Ниссинен. Конечно, не факт, что он все их реально одержал, например Лаури Пекури тоже заявил три победы, но некоторые из этих побед, без сомнения, он одержал. Также 8 июня на лобовой атаке он сбил «Харрикейн» 152 иап, погиб пилот Кузнецов. Затем Ниссинен сосредоточился на командной работе, летал мало. За 43 год он одержал всего две победы, обе в одном бою 31 августа над ЛаГГами. Обе они подтверждаются, по данным Марченко и, видимо, так и есть, хотя мы и писали, что при определённых условиях эти победы могла одержать пара Юутилайнена, но оперативные документы говорят в пользу Ниссинена. Отметим, что он их одержал, летая на «Буффало».

Весной 44 года ас снова был в Карелии, заявил здесь четыре победы, по две 16 и 28 мая. Все – Ла-5. Причём на сей раз в первый день боев не отмечено вовсе, а во второй бои были, но потерь в них Ла-5 не имели.

В боях за Выборг ас не слишком пополнил счёт. 15 июня он заявил Ла-5, а 17, в последнем своём бою, Ил. 17 числа он никого не сбил. А вот 15 числа он одержал реальную победу, в его прицел попал опытный ас 159 иап Богатырев Сергей Яковлевич, имевший 14 побед на счету. Атакующий самолёт замечен не был, поэтому потеря отнесена на огонь ЗА.

В общем, данных для окончательных выводов в отношении этого аса у нас всё же маловато, но и того, что есть, достаточно, чтобы понять: ас этот был серьёзный и, вероятно, один из лучших в Финляндии. У него была интересная особенность: он любил лобовые атаки, что на «Буффало» в целом делом было не совсем гиблым, учитывая его мощную защиту спереди. Неоднократно в этих атаках самолёт аса получал попадания, но всегда благополучно возвращался.


Эмиль Веса имел 29.5 побед на счету. Он начал карьеру аса в 42 году. 25 июня 43 года в бою против 152 иап, о котором мы рассказывали в статье об Юутилайнене, он оформил первую победу, не имеющую подтверждения. Не подтверждается и его вторая победа – заявленный 18 августа и-16. В 43 ас продолжал воевать на «Буффало». Причём сбивал на нем в том числе и новейшие Ла-5. За год он оформил 6 побед лично и 3 в группе. Из них вероятна победа, заявленная 2 марта над и-153 из 71 иап. В том бою финны заявили три таких самолёта, реально сбит один. Всё же больше вероятности, что его сбил более опытный Кархунен. 23 августа он, скорее всего, в паре с Катаяйненом сбил Байсултанова, опытного аса Кбф, о чем мы уже говорили. Ну и 10 ноября он сбил Як-7б, причём в том бою был потерян и один «Брюстер». Сбитый Як-7 был из 13 иап. Примечательно, что бой был довольно долгий и масштабный, но финны по своему обычаю не стали в нем заявлять кучу побед. Итак, 3 победы аса в тот год подтверждаются или довольно вероятны, а 6 не подтверждаются.

Основные успехи – 20 побед, он одержал в 44 году. Открыл он счёт победам 2 июня, ещё до начала полномасштабных боев. Потерь в нем никаких советские пилоты не понесли, сами сбили одного из финских пилотов, а известный ас Нильс Катаяйнен был подбит и ранен. Заявка Весы ровным счётом никакого основания не имеет, так как финны пытались атаковать Илы, но при атаке Ла-5 начали удирать. Две следующие заявки аса, 6 и 13 числа, тоже не имеют основания. А вот 20 числа ас заявил два Ила и одну Кобру. Как минимум один «Ил» очень близок к подтверждению, так как в том бою был сбит «Ил» 277 шад. Весьма вероятна и «Кобра» из состава 196 иап, который понес в тот день большие потери. Заявка на Ла-5 от 21 числа не подтверждается, а вот 22 числа ас заявил три «Ила», причём один из них фигурирует как Р-10. Этот совершенно раритетный на тот момент самолёт периодически виделся финнам тут. Но шутки шутками, а в том бою было сбито реально сразу два Ила 872 шап, и очень вероятно, что ас сбил оба из них. 28 числа ас заявил ещё два «Ила», обе эти победы сомнительные, тем более ас и сам был подбит огнём стрелка либо истребителем сопровождения. Он посадил самолёт на брюхо вне аэродрома. Очень вероятно, что аса подбил пилот 14 гиап Дубовик Иван Михайлович из группы сопровождения.

30 числа ас, который в предыдущем бою ранений, увы, не получил, заявил Як и Ар-2. Ох уж эти финны с их оригинальной идентификацией! Самое забавное, что финны умели, в отличие от немцев, отличать ЛаГГи, МиГи, Р-40 и Яки и редко их путали между собой, уж не говоря о путанице Яков и Ла-5, что у немцев не особо редко. Зато они гораздо чаще, чем немцы, заявляли всякие р-10, Спитфайры, Мустанги, Ар-2 и прочий эксклюзив. Естественно, это был самый обычный Пе-2, который был потерян в тот день всего один и, конечно же, от действий Весы. Скорее всего, именно в это время три своих «Яка» при сопровождении Пе-2 потерял 404 иап, и, таким образом, обе заявки Весы можно считать подтвержденными.

1 июля ас заявил Ла-5, который не подтверждается, а вот ДБ-3 3 июля весьма вероятен. Затем он заявил победы 5, 10 (сразу две) и 19 июля. Из всех этих побед подтверждается, скорее всего, одна – 10 июля на Ла-5 из состава 191 иап. Сбит был опытный лётчик Макаров.

В общей сложности за 44 год из 20 заявок аса близки к подтверждению 8 штук. А всего за карьеру – 11 штук. Реальный счёт аса, наверное, чуть меньше, тем не менее, это далеко не плохой показатель по финским меркам. Ас этот, как можно видеть, реально вёл много боев, часто атаковал «Илы», вступал в групповые бои с истребителями, в общем был добротный вояка.

Клаус Алакоски одержал 26 побед, все лично. Летал он с 41 года, сначала летал на «Фреччье» и за два года одержал всего одну победу – допотопный и-153. Но в 43 пересел на «мессер» и быстро начал наверстывать упущенное, на нем он одержал 25 побед, то есть почти все.

16 мая 43 года он заявил первую победу на новом самолёте, сбил и-153. Это был на самом деле и-16 из 71 иап Кбф, пилот был спасён. Поскольку в бою участвовали и и-16, и и-153, ас немного запутался. 17 числа он заявил ещё один такой же биплан, но на сей раз ни боев, ни потерь не зафиксировано.

Зато уже 21 мая ас заявил два ЛаГГа. Это был большой бой над морем с участием нескольких полков Кбф, а также нескольких групп немцев и финнов. В бою были в частности сбиты два ЛаГГа 13 иап, и явно оба сбиты именно Алакоски.

26 июля ас поучаствовал в ещё одном довольно ожесточённом бою с группой Кбф, 3 гиап, заявил Ла-5, однако на сей раз подтверждения нет. Не подтверждается и заявка от 4 сентября на ЛаГГ. А вот 7 сентября от действий аса вновь пострадал 13 иап. В бою звено на звено он заявил две победы, из которых, по некоторым данным, подтвердили ему только одну. В бою снова сбит был один Як полка, а второй подбит и сел на аэродроме. Так что вторая победа действительно не подтверждается, но оснований для неё больше, чем у подавляющего большинства побед такого аса, как Юутилайнен, к примеру. На следующий день ас снова участвовал в бою, который проходил при полном перевесе финнов, подробности есть у Марченко. В этом бою ас заявил то ли ЛаГГ, то ли Ил, снова данные разнятся. Во всяком случае, он точно либо сбил, либо серьёзно повредил один из советских самолётов.

Это были его последние успехи в 43 году. Из 8 побед мы нашли точное подтверждение в четырёх случаях и ещё в одном есть условное подтверждение. Для финнов это прекрасные показатели объективности. И напомним, что это больше, чем за тот же год сбил, к примеру, Юутилайнен или Туоминен.

В 44 году дела у аса пошли резвее. 17 мая он заявил Пе-2 и Як. Это было отражение удара по транспортным кораблям ВВС Кбф, в ходе боя было потеряно четыре Пе-2, два из которых отнесены на огонь ЗА, вероятно ошибочно. Поскольку финны атаковали пе-2 парами и звеньями, то, наверное, правильно считать многие победы групповыми. Так, Алакоски частенько ходил в паре с другим известным асом Лехтоваара и, кажется, обе заявленные ими в том бою победы можно считать парными. Кстати, Алакоски, как кажется, был более сильным пилотом, чем Лехтоваара, если брать истинное положение дел. При этом Алакоски не брезговал быть ведомым. Як, заявленный им, не подтверждается. Отдадим финнам должное: они прорвались к Пе-2, даже несмотря на серьёзное противодействие истребителей прикрытия.

19 числа ас заявил ещё одну «Пешку». На сей раз потери составили два таких самолёта, заявлено три, но один сбитый отнесен на огонь ЗА. Причём если это не так, то Алакоски сбил именно этот отнесенный на счёт зениток, так как по времени и месту второй Пе-2 сбил Пааво Мюллюля.

После этого ас отличился только 14 июня, заявил вновь «Ил», и снова у него эту победу оспаривают зенитки, по советским данным именно огнем МЗА был сбит потерянный штурмовик.

19 числа ас заявил Ил и Кобру. На сей раз Ил весьма вероятен, учитывая, что в указанное время был потерян один штурмовик, а заявок на него всего три. Ну а Кобра точно подтверждается. Сбит пилот 196 иап Мандрыкин и спасся на парашюте. 20 числа, вероятно, ас снова сбил самолёт из 196 иап, но конкретики нет. 22 числа ас заявил очередную «Кобру», но она уж точно не подтверждается.

Затем 28 числа ас заявил Як и два Ила. К сожалению, нет точных данных насчёт этих заявок. А 29 ас заявил два Пе-2. По советским данным, в том бою сбито было три таких самолета 276 бад. Один, не дойдя до цели, сгорел. Очевидно, судя по месту, сгорел он после атаки неуловимого Пухакки. Остальные два сбиты в районе цели. Как минимум один из них, очевидно, сбил Алакоски. Наконец, 30 числа заявленная им «Кобра» не подтверждается.

В июле ас одержал ещё три победы. 3 числа он заявил два ДБ. Реально в том бою потерян один, скорее всего это было итогом групповых атак. И, скорее всего, в них Алакоски принимал основное участие. Ну и 9 июля ас завершил карьеру сбитым Илом. 277 шад потеряла в тот день от действий бф-109 два Ила, что согласуется с заявками финнов, так что эта победа аса подтверждается.

В общем, за два года мы нашли 9 подтверждающихся побед аса, ещё в 8 случаях победы аса весьма вероятны. То есть примерно половина от его заявок имеет подтверждение. Это – хорошие показатели. Ас этот заслуживает, безусловно, внимания. Случаев, когда сам он был сбит в 43 или 44 году, нами не найдено. При этом ас этот был настоящий трудовой финский боец: бои с его участием выглядели как групповые схватки, прорыв с боем к Илам и Пе-2, долгие бои с истребителями сопровождения. Он не был, как Пухакка, неуловимым охотником, это хороший пример «трудовика», любителя группового боя.


Пааво Мюллюля известен весьма мало, так как одержал всего 21 победу, то есть 20 личных и 2 в паре. Однако, как установил Марченко, на деле это был один из лучших асов Финляндии.

Начал карьеру истребителя он в 41 году, но преуспел поначалу мало. «Полторы» победы за 41 год и ни одной в 42 году. Он летал тогда на «Моране», на котором побед добиться было очень сложно. Но в 43 году будущий ас пересел на бф-109, перейдя в LeLv34, и дело пошло веселее.

13 апреля 43 года ас заявил Пе-2, открыв счёт победам на «мессере». По Марченко, это был перехват одиночного разведчика, который, несмотря на все усилия Мюллюля, ушёл и благополучно сел на аэродроме, хотя и был повреждён в бою. Затем 1 августа ас заявил два Пе-2, один в паре с Лехтоваарой. Этот бой описывает Марченко, из четверки 73 бап тогда вернулся всего один бомбардировщик, причём, как отмечают советские документы, атаку действительно производила всего одна пара истребителей. Увы, «Пешки» шли без сопровождения…

Затем 8 сентября ас заявил ЛаГГ. Этот бой с маленькой группой советских самолётов мы уже упоминали, и без сомнения и эта заявка Мюллюля близка к подтверждению, однако пока ничего замечательного, несмотря на высокий процент подтверждения, мы в его действиях ещё не нашли. Но вот 19 ноября его победа выглядит уже весомее. Ас вылетел на перехват Пе-2 в паре с Линнфорсом. Однако неприятным сюрпризом стало столкновение с группой ЛаГГов и Яков, которые сопровождали Илы, но решили помочь своему разведчику, что им и удалось, хотя напарник Мюллюля заявил его сбитым. Сам Мюллюля смело принял бой и заявил одну победу. По советским данным, пилот одного из Яков был ранен, а самолет, хотя и дотянул до аэродрома, но из-за повреждений вынужден был садиться на брюхо. В общем в целом Мюллюля провел неплохой бой. А из его 5 заявок в 43 году условно подтверждаются три, в одном случае атакованный им самолёт сильно повреждён, ещё в одном также получил попадания. В общем, мы не видим ни одной полностью фейковой заявки.

6 марта 44 года ас открыл счёт победам в новом году сбитым Пе-2. Это уже была не охота за одиночным разведчиком, а отражение полноценного удара по Котке 12 Пе-2. В ходе отражения этого удара Мюллюля и сбил один Пе-2.

Затем 17 мая ас снова поучаствовал в отражении удара группы Пе-2 и Яков, заявил истребитель и бомбардировщик. Пе-2 он сбил реально, и на сей раз финны нанесли Пе-2 гораздо большие потери, чем в предыдущем бою с участием Мюллюля, однако потерь истребителей не отмечается.

Очередной налет был 19 мая, и снова Мюллюля был активен. Он оформил снова истребитель и бомбардировщик в ходе ожесточённого группового боя. Обе победы очень вероятны: финны заявили три Пе-2, реально сбиты были два, один огнём ЗА, а на три заявки истребителей была одна реальная потеря. Но и по времени и по месту именно заявки Мюллюля близки к подтверждению, разве что сбитый им истребитель, вероятно, добил пилот Нуорала.

В июне ас вёл бои активно, но отличился не так много, как ему хотелось бы. 17 числа он впервые в карьере сбил Ил. Ему в том бою удалось пробиться к группе 281 шад и сбить один штурмовик. Затем он заявил Ил 19 числа. Причём снова эта заявка, учитывая высокое качество честности аса и небольшой оверклайм в том бою, скорее всего подтверждается.

А 20 числа ас добился главного своего успеха, уверенной победы над 159 иап. Бой этот очень подробно описал Марченко. Причём мы можем кое-что добавить. Так, нам известно, что пара бф-109 подбила Головачева, ведомого Лихолетова, который был командиром группы, и затем его долго преследовала. Но он всё же ушёл. Явно это была атака пары лётчика Лампи из LeLv24. По финским данным, именно эта группа вступила в бой первой, и, очевидно, Лампи долго преследовал Головачева, но в бой уже не вернулся.

Затем бой вела уже пара Мюллюля, которая грамотно действовала, атакуя оставшуюся четверку, которая потеряла головную пару. Чёткими атаками были отсечены ведомые от ведущих, а ведущие затем сбиты. Мюллюля сбил Пащенко Ивана Григорьевича, имевшего 9 побед на счету, он был тяжело ранен и более не воевал, и Семёнова Василия Ивановича (15 побед на счету), который погиб. Стоит заметить, что 159 иап сбивал много вражеских самолетов, но и сам нес много потерь, достаточно вспомнить бои 26 и 28 июня, гибель Серова, Гречки и Васильева. Правда, в тех случаях потери стали следствием атак немецких пилотов. Кажется, некоторым недостатком полка было не совсем идеальная слетанность в группе, так как во всех этих боях потери стали следствием именно расчленения группы. Как бы то ни было, Мюллюля сработал грамотно, в немецком стиле, не стал ввязываться в групповой бой, чем грешили финны, а атаковал серией внезапных ударов. Вероятно, это вообще был лучший бой в истории финских ВВС отдельно взятого пилота против советских истребителей.


После столь успешного боя ас взял паузу, но в июле уже снова работал вовсю. 1 числа заявил Пе-2, но тут мы не находим подтверждения. Зато 2 числа он реально сбил Ил 281 шад. В тот день финны весьма настойчиво атаковали группы этой дивизии и нанесли ей значимые потери. 3 числа от действий аса пострадала уже 277 шад. А 5 числа в бою над морем уже и сам ас был сбит и спасся с парашютом в ходе большого группового боя. Марченко установил, что сбил его пилот Володин Иван Яковлевич из 3 гиап Кбф. После этого ас только 15 июля заявил Як, реально не подтверждающийся. А 25 июля в ходе боя над морем он заявил Ил. Это был большой бой, в нем был потерян один Ил Кбф, на эту же победу претендует Лууканнен, но, скорее всего, отличился именно Мюллюля, учитывая его хорошую репутацию.

То есть мы видим, что из 14 заявок аса в 44 году 11 штук имеют либо точное, либо условное подтверждение, и одержаны эти победы, в отличие от побед 43 года, в сложных групповых боях. Только три заявки не имеют подтверждения. Учтя его успехи 43 года, мы видим, что у этого аса вообще очень высока подтверждаемость. Но тогда ему ещё не хватало искусства, часто атакованный им самолёт был лишь повреждён. В 44 году мы видим уже многогранного пилота, который умел всё. Он мог, как показал бой со 159 иап 20 июня, проводить короткие и точные атаки в немецком стиле, мог вести групповой изнурительный бой, используя мастерство пилотажа, отражал массированные удары Илов и Пе-2, прорываясь к ним с боем. В общем, был универсал. И его можно назвать одним из лучших асов 44 года, который сильно превосходит всяких распиаренных героев типа Винда, Юутилайнена, Туоминена и даже таких асов, как Лехтоваара, с которым он долго ходил напарником, или Лууканнен. Его в 44 году можно сопоставить с такими асами по мощи, как Кархила и Алакоски.


Йорма Саариннен одержал 23 победы за карьеру. Причём только 5 из них в 43 году на «Буффало», большую часть – 18 побед, он одержал на «мессере» в 44 году. Он погиб 18 июля в бою, разбился на подбитом самолёте, причём стал последним погибшим финским асом в боях Второй Мировой. Мы можем сделать полную сверку его побед.

Из его пяти заявок на «Буффало» вероятна заявка от 18 апреля на ЛаГГ, но, учитывая неадекватно большое количество финских заявок и то, что сбили два «Яка», а не ЛаГГи, и заявки на «Яки» есть, то она, почти наверняка, не подтверждается. А вот 20 августа ас добился блестящего успеха – сбил Ла-5 на «Буффало». Случай редчайший. Удалось выиграть бой у четверки 4 гиап, ведущим был знаменитый ас Василий Голубев. Сбито было два Ла-5. Конечно, «Буффало» имели перевес в численности, но всё же это был колоритный успех. И, кажется, из пяти заявок Сааринена только эта в 43 году и подтверждается

В 44 году у него успехи начались в июне. Он часто летал в паре с Пуро. Мы уже помним, как лихо последний оформлял фейковые заявки. Сааринен от ведущего не отставал. Подобно многим асам Финляндии, он любил ходить именно ведомым. Из 12 заявок аса в тот месяц разве что один из заявленных 28 числа «илов» может подтверждаться, и то вряд ли. Все остальные заявки не имеют подтверждения. В июле ас заявил ещё 6 побед. Из них только заявка на Ла-5 от 10 июля имеет малую вероятность на подтверждение. И 11 июля, похоже, он реально сбил Ла-5. Это был самолёт 159 иап, пилот Спиридонов был ранен.

18 июля в своём роковом бою с теми же Ла-5 он заявил последнюю победу, но и сам был сбит. Он снова вёл бой со 159 иап. Потерь полк в бою не понёс. Сбил финского аса выдающийся ас полка Веденеев Валентин Иванович.

Ну а в целом, как мы видим, из 23 заявок Сааринена только две (!!) имеют подтверждение, и ещё две-три возможны, но вероятность их мала, особенно учитывая низкую объективность аса. Остальные 18 уже никак не подтверждаются. Словом, Саариннен был из числа весьма необъективных финских асов.

Кьёсти Кархила имел 32.5 победы на счету. До весны 43 года он воевал в Карелии, в составе LeLv32, причём служил на устаревшей технике – на самолёте «Хоук» фирмы Кертисс. В этот период он воевал довольно успешно, но далеко не все его победы поддаются сверке. Только в мае 43 он оказался в LeLv24. И перебрался на современный самолёт бф-109.

4 мая он поучаствовал в ожесточённом бою с группой истребителей ВВС КБФ. Он заявил в том бою два ЛаГГа, а всего финны заявили 6 ЛаГГов и Ла-5. На самом деле, в бою участвовали Ла-5 4 гиап ВВС Кбф. В ходе этого ожесточённого боя было сбито два из них. В том числе – Герой Советского Союза, один из лучших асов полка Васильев Михаил Яковлевич. На его счету было 23 победы, одержанных в ходе Великой Отечественной, и ещё три в Финскую. Среди его побед был сбитый 16 мая 42 года ас JG54 Герхард Лаутеншлегер, 33 победы на счету, ведомым у этого аса в тот период был будущий грозный Новотны. Мы про тот бой уже рассказывали. Конечно же, столь сильного аса сбить мог тоже только пилот экстра-класса, особенно учитывая тот факт, что бой шёл на виражах, где всё решало личное искусство пилота. Скорее всего, это как раз и был Кархила, так как из заявивших победы он был наиболее опытен.

21 мая ас поучаствовал ещё в одном масштабном бою с группой истребителей КБФ, но на сей раз его заявка на Ла-5 не подтверждается. Очередная заявка – на Пе-2 19 июля, не подтверждается тем более, так как по советским документам отмечен вылет разведчика, но боев с его участием не отмечено. Наконец, 20 числа он заявил Ла-5, но в указанное им время не отмечено никаких потерь и боев с участием этого самолёта. То есть, за 43 год подтверждается только одна заявка аса, зато победа эта была весьма колоритной.

В 44 году 28 мая ас заявил Ла-5, снова без особых оснований. В июне, когда начались серьёзные бои, ас почти не отличился, заявил всего две победы, причём заявка на Ил от 21 числа  вероятна, а 30 числа ас заявил Як, и он, скорее всего, подтверждается, один из трех потерь 404 иап.

Зато в июле ас начал стремительно наверстывать упущенное. Он заявил 11 побед. Это один из лучших результатов финских асов в тот месяц.

1 июля ас заявил Ил, Марченко установил, что это был самолёт из состава ВВС Кбф, он реально подтверждается. 3 числа он заявил ещё один Ил. Скорее всего, и он подтверждается, он был из состава 277 шад. 4 числа ас заявил Р-51 «Мустанг», который был «Яком» с выпуклым фонарём из 14 гиап ВМФ. Пилотировал его лётчик Данилко Степан Фёдорович, командир эскадрильи, опытный ас, имевший 6 побед на счету. Правда, после ранения в 43 году он только недавно вернулся на фронт. Это был бой с большой группой полка, состоявшей из 18 Яков. Интересно, что советские пилоты тоже опознали своих противников почему-то как «Спитфайры». 5 числа ас заявил Як, это был снова большой бой над морем с флотскими истребителями, в котором, собственно, и был подбит и тяжело ранен Катаяйнен, а вот заявка Кархилы на сей раз не подтверждается. Зато 7 числа он снова заявил «Мустанг», и снова это был Як 14 гиап КБФ, пилотом был новичок Тебеньков, он погиб в том бою. Причём это снова был масштабный бой.

Подтверждается и Ил, сбитый асом 9 числа, но уже над сушей. Он был из состава 277 шад. А вот 10 числа ас заявил Як и Ла-5. Як точно не подтверждается, а Ла-5 под вопросом, так как на две реальные потери 159 иап есть 11 заявок. И, поскольку в одном случае победитель известен, то конкуренция ещё жёстче.

Зато 11 числа ас снова одержал реальную победу. Он сбил Ла-5 159 иап, причём в прицел аса попал толковый пилот Миляев Дмитрий Михайлович, имевший 5 побед на счету, он попал в плен. 16 числа ас заявил Як, вновь не только подтверждающийся, но вдобавок в прицел Кархилы попал снова сильный советский пилот. Кроме Кархилы, отличился в том бою пилот Лаури Туомикоски. Оба сбили асов 14 гиап (уже не того, который входил в состав Кбф, а из состава 275 иад). Овечкин Геннадий Георгиевич, имевший 10 побед, погиб в бою, а Скляренко Иван Григорьевич, имевший 7 побед на счету, попал в плен. 18 числа ас заявил Ла-5, и эта была последняя его заявка в карьере. Впрочем, она оформлена скорее от досады, так как в том бою был подбит его напарник Йорма Саариннен, имевший 23 победы, и на обратном пути разбился. Кстати, последний погибший финский ас в ходе Войны. Это был бой против звена того же 159 иап.

В целом у Кархилы просто блистательная статистика в июле. 6 из 11 побед точно подтверждаются, вдобавок в трех случаях он сбил опытных асов. Ещё 2 победы вполне вероятны, только 3 заявки не имеют подтверждения. Хотя в 43 году у аса с подтверждением было всё хуже. Но мы плохо знаем, как у него было с подтверждаемостью в Карелии, а ведь там он заявил очень много побед.

Во всяком случае, понятно, что Кархила был толковый и опасный ас, сбивший за карьеру четырёх опытных советских асов-истребителей. Нельзя сказать, чтобы он был очень уж падок на победы, в июне ему бы не составило труда накрутить себе результаты, но он этого не делал. Это был очень финский ас: старательный, охотно шедший на большие групповые бои до изнеможения, великолепный пилотажник, судя по воспоминаниям. Даже в боях, где его заявки не подтверждаются, он действовал как правило упорно и агрессивно. Это, конечно же, не Юутилайнен и не Винд и, если наши выводы верны, то его можно отнести к самым лучшим асам Финляндии. Мы не исключаем вероятности, что он был на деле вторым после Пухакки по результативности, но тут, конечно, нужно более глубокое исследование. Одно понятно: такие финские асы, как Кархила, были реально очень опасными и серьёзными противниками.

Туро Ярви одержал 28.5 побед. Интересно, что он в основном сбивал Илы и Пе-2. 5 Пе-2 и целых 11 Илов он сбил за карьеру. Причём все – в 44 году, до этого он сбивал только истребители.

Первую победу он одержал ещё в 41 году, в 43 он заявил две победы. Причём 22 ноября он заявил «Спитфайр». Мы упоминали тот случай применительно к Юутилайнену, который сбил в том бою самолет, судя по описанию. Ярви теоретически тоже мог это сделать, но всё же в данном случае более вероятна победа Илмари.

В 43 году ас всё ещё воевал на «Буффало», дела у него шли не так, чтобы очень. 10 марта он открыл счёт, заявил ЛаГГ, без всяких на то оснований. А всего в тот год он заявил 6 побед, одну в паре, и все они не имеют никаких оснований.

Последнюю из них он заявил 5 июня. И практически через год, 7 июня 44 года, он заявил очередную победу. Он заявил «Кобру», причём эта «Кобра» была, кажется, первой его реальной победой в карьере. В том бою со 196 иап был подбит лётчик Гаврилов, сел на вынужденную. Хотя есть и другой претендент на эту победу с финской стороны – пилот Урхо Сарьямо.

Затем 10 числа ас заявил разом три Пе-2, причём ни один не имеет подтверждений. Аналогично и оба заявленные 23 числа «Ила». Это было начало серии аса по истреблению штурмовиков. 26 числа он заявил ещё парочку. Учитывая огромное завышение в тот день по этому типу со стороны финнов и наличие среди заявителей гораздо более объективных людей, мы можем утверждать, что и эти победы не имеют подтверждения. 28 числа он заявил ещё три, в тот день финны всего сбили три штурмовика, а заявили аж 20. Как вы понимаете, и эти заявки маловероятны. Более вероятна заявка 29 числа, так как в указанном бою сбито было три Ила, финны заявили как раз три, ещё два заявили немцы, и их заявки, учитывая надёжную репутацию заявителей, не вызывают сомнений. Финны один «Ил» сбили, и автором победы мог быть Ярви. 2 июля он завершил свою серию ещё двумя «Илами». Этот случай подробно описан у Марченко и, кажется, эти заявки вполне вероятны. Хотя завышение со стороны финнов и было, но в целом, будем честны, по причине скверного сопровождения они добились крупной победы над штурмовиками.

Но эти победы, если имели место быть, стали последними в карьере аса, так как он заявил ещё 4 самолета в июле, но они не подтверждаются. То есть в целом мы нашли 4 заявки аса, которые довольно близки к подтверждению, и может ещё в паре случаев он реально одержал победу, но вероятность этого низка крайне. Всё остальное было фантазией этого горе-вояки. Мы можем сказать определённо, что Ярви ничего особенного не представлял как пилот и интересен только своим враньем.

Антти Тани одержал 21.5 побед. Основную часть – в 43 и 44 году, так как до этого он летал на «Моране-Солнье», машине, как мы говорили, совершенно не приспособленной для ведения серьёзного воздушного боя. В 43 году он пересел на бф-109, и дело пошло на лад. Он получил перевод в LeLv34 из LeLv28, которая продолжала нести службу в Карелии и страдать на «Моранах» аж до самого конца Войны с Советским Союзом.

21 мая ас на новой машине оформил первую победу – заявил Ил. Причём, судя по всему, и реально её одержал в большой групповой схватке с самолётами КБФ. Затем в паре с Пухаккой он заявил 29 августа «Як», опять же в бою с парой флотских истребителей. Пострадал 12 иап, атакованный Пухаккой истребитель был сбит почти сразу, а Тани своего долго гонял, тот в итоге получил серьёзные повреждения и сел вынужденно на острове Сескар. Затем 8 сентября он заявил Ил. Как отмечает Марченко, в том бою финны почти уничтожили маленькую группу советских самолётов, но, судя по описанию, один Ил был сбит Алакоски, а Тани атаковал второй и нанес ему повреждения, однако тот дотянул до аэродрома.


Затем ас отличился 10 октября, в паре сбил одиночный Бостон-Разведчик. Причём победу ему засчитали как парную, однако на самом деле он нанес «Бостону» непоправимые повреждения, тот совершал посадку на воду, и его ведомый Ляйно просто добил «Бостон». Ещё один такой самолёт ас заявил 14 числа, причём атакованный им разведчик искусно уходил от атак, маневрировал, и Тани, расстреляв полностью боезапас, вернулся ни с чем. Но позже его обрадовали, сообщив, что «Бостон» всё же совершил вынужденную посадку из-за повреждений, экипаж попал в плен. Звали искусного пилота Асар Самедов. Советские данные снова подтверждают потерю одного «Бостона», но есть одно «но»: и 10, и 14 октября время заявки аса не совпадает с временем вылета «Бостонов». Скорее всего, имеет место ошибка во времени вылетов у одной из сторон.

Так или иначе, у аса имеются условные подтверждения на все (!) 5 заявок за 43 год, оформленные в небе Финского Залива. В паре случаев, правда, самолёт был не сбит, а тяжело повреждён. Другой вопрос, конечно, насколько ценны были эти победы, так как большинство из них одержаны при полнейшем перевесе со стороны аса.

В 44 году ас порой уже начал завираться, но всё же не переходил грань. Справедливости ради, большинство финнов всё же «знали меру» во вранье, в отличие от некоторых немецких асов, которые, начиная врать о своих успехах, совсем забывали о допустимых границах этой лжи. Так, 6 марта ас заявил за один вылет целых три Пе-2. Впрочем, в том бою он честно пытался отразить чуть ли не в одиночку налет советской группы Пе-2, однако реальные потери составили всего один, плюс ещё один был нефатально повреждён. Во втором вылете на отражение нового удара он уже взял на себя истребители, предоставив своему напарнику Юутилайнену одерживать фейковые победы над Пе-2. Пока последний неизвестно за кем гонялся, Тани потел в бою с группой Ла-5, один из которых он заявил сбитым, что не соответствует реальности. Затем он 8 мая заявил Як. Снова при отражении налёта Пе-2. Атаку он проводил, но Як отделался лёгкими повреждениями.

Очередную победу он заявил уже 16 июня. Он вылетел на задание в паре с Олави Пекури, опытным асом. Они атаковали вдвоём ведущий четверки 703 шап «Ил» Графова. После первой атаки погиб стрелок, убитый Пекури. Но во время второй атаки Пекури так увлёкся атакой, что не заметил, как «Ил» лётчика Белоуса, шедший сбоку, довернул вбок свой самолет и дал точную очередь, после чего Пекури был сбит и попал в плен. Он потом красочно описывал ужасы советского плена в финской манере. Вообще говоря, Тани должен бы был страховать своего ведущего, вместо этого он полез сам сбивать «Ил» Графова. Отметим, что у финнов была обратная сторона их тактики «равнозначные пары», так как ведомые в бою не столько страховали своих ведущих, сколько сами рвались в атаку. В итоге Тани продолжил преследование «Ила» Графова, расстрелял боезапас и записал его на свой счёт, хотя падения не видел. Графов, однако, действительно не довёл свой самолёт до аэродрома, вынужден был спастись с парашютом. Это была классическая победа в паре, но каждому пилоту засчитали её как личную. Затем 20 числа ас заявил «Кобру» и, по мнению исследователей, реально сбил один такой самолёт 196 иап. А 21 числа заявил Як. Кажется, это реально был флотский ЛаГГ, об этом случае пишет Марченко. Место потери точно совпадает, время же несколько различается, но мы уже видели на примере двух «бостонов», что у Тани с временем боев иногда были странности. Так что мы можем ему засчитать победу, за неимением других претендентов. Заявки на «Кобры», подходящие по времени, явно сделаны в боях с «сухопутниками». Да и спутать ЛаГГ и Кобру было проблемно даже для немцев.

Этими тремя победами успехи аса в тот горячий июнь и ограничились. Зато они подтверждаются. Это, конечно, лучше, чем куча абсолютно бумажных побед от Винда или Юутилайнена, но нельзя сказать, чтобы ас принёс огромные проблемы Советским ВВС.

А вот 1 июля ас за один бой заявил три «Ила». Этот случай разбирает Марченко, и все эти три победы совершенно ни на чем не основаны. Довольно странно для относительно скромного в претензиях аса. Объяснение этому есть: ас совершал вылет в паре с Юутилайненом, тот оформил две липовых заявки и, вероятно, чтобы Тани ему их подтвердил, от щедрот отсыпал и ему три «сбитых». Такую систему давно уже некоторые немецкие асы поставили «на поток» (классический пример Рудорффер-Тангерманн). А 11 числа ас заявил последний в карьере самолёт – «Ил», не имеющий подтверждения.

Итого мы насчитали 9 условных подтверждений из 16 заявок аса в 43-44 году. При нуле собственных поражений. Вроде бы, процент очень хороший. Но, учитывая характер этих побед, язык не повернётся назвать Тани сильным асом. Объективным – да, по финским меркам особенно, тем более и в некоторых случаях, когда победа не была одержана реальна, он всё же повредил атакуемый самолёт. Но Тани был из разряда упорных, трудолюбивых финских асов, однако его нельзя назвать ни выдающимся пилотажником, ни блестящим тактиком, а менее всего метким стрелком. Именно его упорство позволяло ему одержать довольно много побед, он, что называется, «дожимал» в каждом бою. Это была хорошая особенность. Но подлинного таланта у него, наверное, не было, и он уступал, на наш взгляд, таким асам, как Катаяйнен, Мюллюля, Кархила, Ниссинен, Алакоски, Веса довольно ощутимо, не говоря уже о Пухакке. И дело тут даже не в формальном количестве побед, а скорее в качестве. И все же Тани заслуживает нашего интереса, тем более с учётом его карельских побед он, возможно, входит в число лучших финских асов по итогам Войны.

Йорма Кархунен был пилотом из «старой гвардии», участник и ас ещё Финской. Интересно, что он последние победы одержал в 43 году, далее сосредоточился на командной работе. Ещё интересно, что все победы в ходе Войны им одержаны на «Буффало».

Сверка его побед сопряжена с известными сложностями, поэтому мы рассмотрим их кратко. С конца 41 по август 42 он служил в Карелии. Здесь им заявлено 5 побед, но все они сомнительные, хотя мы не обладаем полнотой информации. Но по имеющимся данным в эти дни не было зафиксировано потерь личного состава ВВС КарФ.

4 августа ас уже на новом участке фронта, в Финском Заливе, заявил Харрикейн, без больших на то оснований. А потом он поучаствовал в трех больших боях. 14 августа заявил два «Харрикейна», 16 августа – три и-16, 18 августа – два и-16 и «Пешку». Бои эти отлично описаны у Дикова. В каждом из них, хотя финны заявляли кучу побед, реальные потери составляли по одному истребителю. 14 числа как раз, судя по описанию боя, именно Кархунен сбил этот самый истребитель. Пилотом был опытный ас Чепелкин Пётр Афанасьевич, имевший 5 побед на счету, из 3 гиап. Он погиб в бою. Как отмечалось, он допустил ошибку, слишком увлёкся преследованием одного из «Буффало» и был сбит. Хотя финны и говорили, что бились с большой группой советских истребителей, на самом деле им реально противостояла всего одна четверка балтийцев.

Не меньше финские вояки изоврались 16 и 18 числа. Подробности боев, опять же, можно прочитать у Дикова. Так, 16 числа единственный потерянный и-16 сбил в лобовой атаке – случай очень редкий. Мы помним, что подобную победу заявил Юутилайнен, но это было 18 числа, и тогда как раз сбитых на лобовых не отмечено. 16 числа Кархунен заявил три и-16, и ни один из них на лобовой, как и Юутилайнен, из чего ясно, что отличился кто-то не столь известный, как они. 18 числа заявка Кархунена вполне вероятна, кроме того, он же в паре с другим пилотом сбил Пе-2, хотя каждому засчитали по личной победе. Об этом опять же пишет Диков. В общем, из 8 заявок за август реально подтверждаются две или три.

Осенью ас заявил два «Спитфайра», которые по мною финнов в этот период активно здесь работали. 20 сентября эта заявка совсем не подтверждается, а 26 октября более вероятно, что победу одержал Юутилайнен, если исходить из описания событий. А в 43 году ас заявил три победы. 23 февраля он заявил и-16, на 6 заявок финнов пришлась одна потеря. Более вероятен 2 марта и-153, в том бою на три заявки одна потеря. Ну и наконец заявки 21 апреля на Як и 4 мая на и-153 совсем уж не имеют подтверждения.

В целом, вопрос об объективности и силе Кархунена до конца не закрыт. Понятно, что он кое-что умел в небе, понятно и то, что он врал с удовольствием, как и другие финские асы. Но, безусловно, окончательная оценка этого аса на основе имеющихся данных невозможна.


На этом мы завершаем рассмотрение побед финских асов и перейдём к итогам. Конечно, было ещё много асов, но всех их рассматривать мы не будем. Это заняло бы слишком много времени и вряд ли было бы очень интересно российскому читателю.

Есть две крайности. Одна группа историков и любителей авиации испытывает уважение перед финнами и активно в их адрес поёт дифирамбы. Как-то на одном довольно либеральном форуме один из наших соавторов попробовал усомниться в квалификации Юутилайнена, которому там была посвящена околонаучная статейка, и других финских асов, на что получил в адрес десятки гневных комментариев. Либералы – люди ограниченные и неспособные на критическое мышление, попросту тупые. Но и западные историки невысокого пошиба создают миф о сильных финских асах.

Есть и вторая крайность, что финские асы были никуда не годными вралями, что они слабые вояки, что их и изучать незачем. И они вообще советским пилотам были не соперники.

Обе позиции неверные. Финские асы не были великими мастерами, но они не были и ничтожными противниками. Характерно, что никто из пилотов Кбф не писал о них, как о ничтожных противниках, отмечая их искусство, хорошее владение самолётом, упорство, несомненно выше, чем у немцев. Техника у них была плоха, это тоже все отмечают, до появления бф-109. Но они не были ничтожны как противники, более того, некоторые асы о них отзываются как о равных противниках.

Ловушка, в которую может попасться любой историк, изучив немного брехню Юутилайнена и Винда, понятна. Но оба этих аса не входят в число лучших финских асов. Юутилайнен, если в 41 году его победы имеют подтверждение, ещё может претендовать хотя бы на вхождение в десятку лучших асов по итогам Войны, ну а Винд не входит, наверное, даже в двадцатку. Но ведь в Финляндии были и другие асы. И среди них мы находим весьма достойных противников. Упорные, крепкие асы, которые заслуживают внимания – Лууканнен, Алакоски, Кархила, Ниссинен, Кархунен, Катаяйнен, Веса, Мюллюля, Тани. Многие асы Финляндии, имевшие свыше 20 побед и рассмотренные нами, были большей частью посредственные врали. Их тоже хватает – Лехтоваара, Туоминен, Пуро, Сааринен, Ярви, хотя и они не были ничтожными, иногда могли провести хороший бой.

В то же время каждый по отдельности финский ас был не так уж силен. Ни у кого из них, кроме Пухакки, о котором речь будет отдельно, количество реальных побед не превышает 20, даже с учётом ориентировочного количества нами не рассмотренных побед. Это не так уж много.

И только Пухакка добился существенно больших успехов. И это только потому, что он взял за основу боя немецкую систему, умел внезапно атаковать, его даже большей частью не замечали. Конечно же, этот ас является выдающимся мастером. Но он был только один, поэтому его пример не показателен.

Остальные были хорошие, добротные чернорабочие. Они, можно сказать, вымучивали каждую победу в тяжёлых боях.

Главная сила финнов – отличное владение самолетом и индивидуальное мастерство. Особо метких, кроме того же Пухакки, среди них кажется не было, если сравнить с немцами, которые были выдающиеся снайпера. Финны были пилотами атакующего типа, так как им почти не приходилось сопровождать свои бомбардировщики (просто потому, что их было очень мало), они в основном сами отражали налёты и охотились за разведчиками. Поэтому их звенья хорошо работали в атаке и намного хуже, когда их самих крепко зажимали советские пилоты. Тут им порой доставалось. Финские ведомые при атаках были с ведущими как единое целое, но при обороне часто не страховали своих ведущих должным образом. Атакуя, финны не так часто, как немцы, добивались успеха в первой атаке, они чаще пытались навязать бой в выгодных для себя условиях и реализовать перевес. Однако отметим, что, не получив перевеса в ходе группового боя, финны не старались слинять, как немцы, а продолжали бой.

Если посмотреть, как играет финская сборная по хоккею, то можно увидеть много общего с действиями финских асов. Не имея в составе ярких звёзд, финны всегда стараются компенсировать это ровным составом пятёрок, где нет слишком сильных и слишком слабых, вязкой игрой с поиском слабостей у соперника и прекрасной игрой в большинстве.

Финские асы действовали так же. Получив перевес, они грамотно его реализовали, без спешки, как делали немцы, без суеты. Вцепившись в добычу, они старались дожать её во что бы то ни стало. Ярких звёзд, кроме Пухакки, у них не было, зато не было и откровенно слабых пилотов. Почти все финские пилоты были не ниже определённого уровня. К сожалению, в Советских полках было иначе, зачастую было довольно много неопытных пилотов. Да и у немцев эта проблема была. У финнов пилотов было мало, но все они умели вести бой.

Кстати, самые замечательные врали, Юутилайнен, Винд, Туоминен, как раз этой финской упертостью не отличались. Юутилайнен был больше ас немецкого типа, любил внезапные атаки, долгие бои вёл реже, и больше в своих фантазиях, чем в реальности. Туоминен и Винд тем более, они вообще не особо лезли в бой. Поэтому всё же этих персонажей нельзя считать образцом среднестатистического финского пилота.

Завышали финны много, это правда, но это больше касалось всё же топовых асов. А этих асов не так уж много. Но за счёт них завышение было огромным. Ведь основные победы шли на их счёт. Кроме того, они «развращали» иногда менее лживых пилотов, которые тоже начинали себе писать от души. Но, если отбросить заявки этих лоботрясов, падких до наград, то степень вранья остальных финских пилотов не будет очень уж большой и не превышает средние показатели. Учитывая, что групповые победы у финнов не особо практиковались, и порой трудно было решить, кто сбил тот или иной самолёт, а при их манере боя по одному самолёту, особенно если это бомбардировщик или штурмовик, могли отстреляться несколько пилотов, то процент завышения ещё ниже. Плюс на их самолётах, кроме бф-109, не было кинопулеметов, а на бф-109 их рассматривать было не принято. Им верили чуть ли не на слово. Кстати, процент лжецов среди немцев, на наш взгляд, был повыше, чем у финнов. Мы уже видели, что у немцев целые группы погрязали порой в грубых накрутках, чего у финнов не наблюдалось. Мы потешаемся над фантазией Юутилайнена, Винда, Туоминена. Но они, по крайней мере, не заявляли по шесть-восемь фейковых побед за бой, а у немцев это было частенько.

Стоит ещё отметить, что немецкие пилоты редко за карьеру избегали поражений в боях с Советскими. У финнов же таких пилотов довольно много. Конечно, отчасти это объясняется тем, что и боев они вели на порядок меньше, чем немцы. Но всё же этот факт нельзя не отметить. Сбивать их было непросто.

В общем, это были неплохие, добротные противники, и победы советских пилотов в боях с ними не были победами над слабыми врагами, это были отличные победы, требовавшие высокого умения.


Рецензии