Киноляпы в фильмах о войне
***
Некоторые читатели спрашивают, почему я считаю, что многие, упоминаемые мною в негативном ключе, фильмы не только в историческом плане не соответствуют, но и сняты бездарно. Давайте посмотрим это на примере двух киноэпопей, созданных одной и той же группой — «Освобождение» и «Битва за Москву». К первому произведению, конечно, можно придираться. И техникой настоящей создатели фильма не располагали, и не всё можно сделать средствами кинематографа, да и многие исторические события в советское время преподносились иначе. Тем не менее создатели «Освобождения» смогли дать потрясающие батальные сцены, к которым может придираться станет уж только самый изощрённый критик. И если после выхода «Освобождения» ещё можно было что-то критиковать, то после появления на экране следующих киноэпопей, становилось понятно, что есть более достойные для критики цели.
У меня устойчивое ощущение, что съёмочная группа исходила из полной обречённости фильма на успех, и особо не старалась даже. Кое-как что-то изобразили, сняли и готово. Думать над нелепостью происходящего им и в голову не приходило. Кинокритики фильм на такую тему ругать просто не посмеют, показывать его будут массово во всех кинотеатрах и на всех телеканалах, и насмехаться над ляпами в военных фильмах народ не рискнёт.
Поскольку всегда под статьями на подобную тему, находятся люди, пишущие в комментариях, что по художественным фильмам не надо изучать историю, то я сразу и отвечу. Я совершенно согласен, что по кинематографу не стоит изучать историю, и автор имеет право на художественный вымысел. Но, беда в том, что у нас на подобные фильмы многие ссылаются, как на доказательство произошедшего. Ну верит у нас народ кино больше, чем документам. А во-вторых, речь ведь про фильм, который претендует именно на то, чтобы рассказать об определённых исторических событиях.
Потому для тех, кто свято верит, что в кино неправду не покажут, я решил сделать небольшой обзор эпизодов киноэпопеи «Битва за Москву», в которых показаны события, которых не было. Тем более, что и это тоже один из способов изучать историю.
Итак, начнём с фильма первого, под названием «Агрессия». В нём показаны события, от начала войны и до наступления на Москву. Собственно, они к названию фильма отношения не имеют, но мы их не пройдём мимо. Весьма нелепые и комичные даже сцены разных совещаний у Гитлера и Сталина мы трогать не будем, перейдём сразу к началу войны. К штурму Брестской крепости.
Там нам показывают, как Гудериан использует в районе Бреста танки подводного хода, срочно переброшенные от Ла-Манша. Эта легенда ходит в разных вариациях, место и время использования таких танков указывают разные. Но во всех этих местах, при проверке, не действовали дивизии, в которые передали танки, действительно подготовленные для высадки в Англии. Во-вторых, согласно всем немецким документам, оборудование для подводного хода было снято сразу, после отказа от операции «Морской лев». И кроме всего прочего, надо понимать, что те танки предназначались для морского десанта, а это гораздо более сложная операция, чем переправа через реку. Для переправы через Муховец и другие подобные речки, немцам было куда проще использовать понтоны, не говоря уж про то, что и обычные мосты были целы.
Есть и сцена в кремлёвском кабинете Сталина, когда Жуков «проявляет принципиальность» и требует отставки из-то того, что Сталин считает глупостью его предложение сдать Киев. Как свидетельствуют документы, подобной встречи не было вообще, после того как Жукова сняли с должности начальника Генштаба, он сразу отправился на Резервный фронт и никого его мнение про Киев не интересовало по определению.
Фильм второй — «Тайфун», должен поведать зрителю о том, как происходило немецкое наступление на Москву.
Нам показывают, как Жуков лично объезжает фронт в район Юхнова. Где встречает командира танковой бригады Троицкого, которого знал ещё по Халхин-Голу. Но, Троицкий, который действительно воевал на Халхин-Голе, не покидал во время войны Забайкальский фронт и под Москвой не был.
Собственно, и вся поездка Жукова, которую взяли из книги «Воспоминания и размышления» опровергается документами и события, в ней указанные не соответствуют действительности.
Не забыли создатели фильма и про Бородинское поле. Сам комдив Полосухин приезжает в музей, берёт знамёна 1812 года и вручает их частям и соединениям, которые будут сражаться на Бородинском поле.
Нам показывают и как лично фельдмаршал фон Бок вдохновляет солдат французского легиона идти в бой прямо на Бородинском поле.
Вот только французский легион, который действительно воевал под Москвой, прибыл значительно позже показанных событий. Само же Бородинское поле по своим размерам не позволяло разместить на нём столько войск, как нам перечисляют в кино. Кроме того, и находилось поле отнюдь не на главном направлении и потому на нём была лишь батарея. Основные события проходили несколько в стороне.
Зачем-то создатели фильма втиснули эпизод, в котором генерал Панфилов говорит, что у него полнокровная дивизия в 15 тысяч человек, сформированная ещё по старым штатам. Зачем зрителю такие подробности, тем более, что эта дивизия была сформирована по новым, сокращённым штатам, и было в ней 10 тысяч человек.
Показан эпизод, с выброской парашютного десанта прямо у штаба Жукова. Десант этот запросто уничтожается всяким штабным людом (хилые у Вермахта десантники), а у Жукова даже волнения нет. Вообще-то никаких воздушных десантов на Восточном фронте немцы не выбрасывали от слова совсем.
Правда, в защиту можно сказать, что хоть десантов и не было, но про них докладывали, с ними боролись и за их уничтожение получали награды. Так что можно было бы считать эпизод даже почти достоверным, но вот донесений (даже ошибочных) о выброске десанта у штаба Западного фронта в середине октября не встречалось.
Мы видим историю про Подольских курсантов, которые даже без шинелей спешно строем пошли на фронт. Лично Жуков приезжает их вдохновить, чтобы задержали танки. Курсанты не отступают и все гибнут в окружении.
Полк и дивизион курсантов Подольских пехотного и артиллерийского училищ действительно были выдвинуты в Малоярославецкий укрепрайон, в том числе и на Ильинский участок. Но надо не забывать, что кроме них там было ещё много разных войск — пехоты, танков, артиллерии. Возможно, показанная нам сцена гибели небольшой группы курсантов и имела место, но в целом же события несколько отличались. Немецкие войска, не стали штурмовать в лоб наиболее сильный Ильинский сектор, а обошли его. В результате чего войска наши в том районе оказались в полуокружении. Курсанты вышли из окружения, занимали позиции на реке Нара, но потом их с фронта вывели и организовали из них новое училище в Ивановской области.
Не обошли создатели фильма и легенду про парад 7-го ноября на Красной площади, по которой собирали сводные батальоны с фронта, а сразу после парада войска с площади шли на защиту Москвы. Однако, если посмотреть перечень колонн на параде, то среди них только войска Московского гарнизона и Зоны обороны Москвы. Никакие из этих подразделений на фронт не попадали, как минимум, в течении двух недель после парада.
Ну и не забыли включить в фильм, взятый из уже упомянутой книги «Воспоминания и размышления», телефонный разговор Жукова со Сталиным, где последний задаёт вопросом, удержим ли мы Москву. Всё это облечено в пафосную форму — «отвечайте, как коммунист», подходящую лишь для митинга. Само описание разговора полно противоречий, в нём переплетаются явно разделённые по времени события.
Я выбрал лишь немногие эпизоды, которые захотелось упомянуть. В целом, все четыре серии фильма можно брать в любом месте и объяснять, как было на самом деле.
Как мне кажется, в титрах фильма, раз уж его регулярно показывают по федеральным каналам, стоит написать что-то про «события вымышлены, все совпадения случайны». Самым же лучшим способом было снять новое кино в том же жанре, но без исторических ляпов. Однако, судя по тому, что ныне снимают, лучше уж и не тратить деньги.
Самое нелепое кино про битву за Москву, так и называется «Битва за Москву», причём это не просто кино, а киноэпопея, что следует понимать как рангом повыше.
Честно говоря, после киноэпопеи Юрия Озерова «Освобождение», от нового его творения ожидалось намного больше. То, что предложили зрителям, иначе как откровенной халтурой, чересчур напичканной лозунгами, назвать сложно. Я другого, более мягкого определения предложить не могу. К сожалению, это чушь до сих пор транслируется с федеральных телеканалов. Так что, в качестве противоядия, предложу хотя бы эту статью.
Разбирать весь фильм в пределах статьи невозможно, тем более, что из четырёх серий, непосредственно к обозначенной в названии теме имеют только две. В остальных же описан ход событий на Западном направлении от 22-го июня и до октября . Вроде как, авторы подводят к решающему событию.
Разумеется, с исторической точки зрения говорить о чём-то, каком-то соответствии совершенно невместно. Но задача ведь стоит в том, чтобы суметь как-то изобразить ход важных исторических событий. Что когда-то, в высшей мере неплохо удалось в киноэпопее «Освобождение». Увы…
Наверное, самым ярким примером будет попытка киношников показать своими средствами самый последний рывок немцев к столице.
Создатели фильма не представляли себе немецкое наступление иначе, как армаду танков.
По поводу 7-го танкового корпуса (он был не танковый, но это мелочи), который наступал «классическим строем немецких механизированных соединений», который именуют «ромбом» или «свиньёй», авторы явно слишком много смотрели фильм «Александр Невский» или читали детские книжки про Ледовое побоище. Описываемый порой строй Тевтонских и Ливонских рыцарей, именуемый «свиньёй», никак не может быть «или ромбом». Это слишком разные вещи. Разумеется, никакого классического строя немецких моторизованных соединений не существовало, тем более такого дурацкого ромба. Тактика немецких танковых соединений вообще была настолько другой, что все эти кинохудожества напоминают пресловутое натягивание совы на глобус.
Но самое интересное это то, как наши войска лихо победили это вяло плетущееся в чистом поле немецкое танковое стадо. Тяжёлой артиллерией, с закрытых позиций. Оказывается, так можно было? В принципе, нечто подобное возможно. Снаряд показанных 152-мм гаубиц-пушек при попадании в немецкий танк того времени превратил его в груду обломков. И даже взорвавшись рядом, лёгкий немецкий танк бы перевернул. С учётом того, конечно, что настоящие немецкие танки 41-го года мало общего имели со своим киновоплощением.
Но всё-таки вот так вот просто, дали залп из всех орудий и сразу все наступающие на Москву танки встали в чистом поле навсегда.
В реальности сосредотачивали войска, ставили зенитные орудия на прямую наводку в пригородах, даже самые древние пушки, способные на один-два выстрела со складов извлекли. А в кино всё гораздо проще. Сообщают Жукову о том, что немцы прорвали фронт, а он просто отдаёт приказ немцев уничтожить
Для информации, к началу наступления Западного фронта в декабре, имелось 508 исправных танков.
У немцев же их оставалось к началу ноября во 2-й группе — 38, в 3-й — 77, и в самой сильной 4-й было около сотни исправных машин, из которых 55 приходилось на 10-ю танковую дивизию.
Кому-то может сказать, что не стоит тратить время на каждый неудачный фильм, но мне кажется, что польза, как минимум, в лишнем поводе поговорить на интересную тему.
В результате появилось кино, которое непонятно на кого рассчитано.
Давайте вспомним «лучшие моменты» из того, что нам упорно продолжают демонстрировать на федеральных телеканалах с завидной регулярностью.
Начнём со штурма Брестской крепости. Немцы, бегущие толпой, навстречу им выбегают полуголые люди. Почему все считают, что защитники Брестской крепости должны были воевать без штанов.
С одной стороны, про бои в Брестской крепости мы знаем очень мало, лишь по немногим немецким документам. Но хорошо известно, что сражалась там не какая-то толпа… даже слово не подобрать приличное, как назвать показанных в фильме людей… а достаточно крупные, хорошо организованные и вооружённые части РККА и НКВД, с артиллерией и танками.
Эпизодом, мимо которого просто не мог пройти, был контрудар 6-го механизированного корпуса. На каком-то холмике нам показывают одинокого командующего корпусом генерал Хацкилевич. Генерал стоит рядом с бронемашиной и в микрофон кричит команды, которые больше напоминают лозунги и непонятно зачем нужны. Командующий корпусом, в котором танков больше, чем в любой из немецких танковых групп, да ещё и тысячи бойцов и командиров, десятки пушек и миномётов, по мнению киношников должен вот так руководить боем? Стоя один, аки Наполеон, а на него прут немецкие танки.
Давайте скорее перелистнём эту страницу.
Шедеврально показаны бои за Могилёв. Почему-то бойцы наши снова без штанов. Но более всего умиляют немцы, танки которых идут в атаку под патефон. В результате все идущие (как обычно в этом кино) гурьбой немецкие танки лихо жгут наши бойцы. Непонятно лишь, как немцам хватило сил вообще взять Могилёв, если их в таком количестве уничтожали. Как-то невольно сравниваешь с фильмом «Живые и мёртвые», где говорится о тех же событиях.
Впрочем, по количеству совершенно абсурдных, нелепых, глупых (не знаю, какие ещё подобрать приличные слова) немецких атак, фильм может претендовать на самое лидирующее место.
Показывая Смоленское сражение, киношники создали, наверное, самое… гм… …тское зрелище танкового боя. Когда медленно (чтобы не столкнуться) по полю ползают танки на расстоянии нескольких метров друг от друга, и, как бы сражаются. Чтобы оценить всю глупость эпизода, надо его смотреть целиком, даже отрывки полного представления не дают.
Это уж точно не берущее за душу изображение танкового боя на Курской Дуге в «Освобождении». Даже сравнивать смешно. Просто хочется (как это не смешно), спросить у тех, кто снимал эту чушь, а смотрели ли они «Освобождение».
А мимо кадров Жукова, идущего под музыку по освобождённой им Ельне, пройти невозможно.
Также не мог пройти мимо сцены, когда Рокоссовскому, в самый напряжённый момент боя, в землянку приходит лично Александров со своим оркестром. Группа музыкантов, изображающая оркестр, играет в землянке, а через телефонные трубки звук передают на передовую. Оказывается, именно этого и не хватало нашим бойцам, чтобы остановить немцев.
Перечислять можно бесконечно, но давайте к финалу. А в финале мы видим кучку немецких танков посреди поля, что должно было изображать решающее наступление на Москву. И видим советские пушки, которые дают несколько залпов по немецким танкам. После чего все немецкие танки горят. И всё. Оказывается, можно было прямо так. И зачем так долго мучились, с грантами под танки, когда одним залпом можно было.
Конечно, никакой пересказ не даёт полноты впечатлений. Уверен, что фильм этот будут показывать ещё не раз. И если вы вообще смотрите телевизор, и на него наткнётесь, то посмотрев, увидите ещё много нелепого и глупого, из того что я не упомянул.
***
И я хочу снова сказать о так называемых консультантах военных фильмов в званиях генералов, полковников. Правда, это звания они получили в далекое послевоенное время и настоящих боев за столицу не видели. А вот историю им в академиях преподавали неважно. Ведь получить звание полковника и уж тем более генерала, можно лишь выпускнику военной академии. А вот там, как пишут многие эксперты, современной войне учат по прошлой, и уж тактику танков в годы войны должны разложить по полочкам. Но, видимо, режиссер фильма Озеров, участник войны, кстати, не прислушивался к мнению консультантов, если они были. Или в угоду кинематографической картинке игнорировал эти советы. И прав автор, историю не стоит изучать по фильмам или только по мемуарам больших военачальников. Они видят её из штабов вдали от боевых действий и далеко не всё. Но авторам картин на исторические темы надо больше работать в архивах, где намного больше материалов, чем в мемуарах генералов и маршалов. Это дело не режиссера, а сценариста и тех консультантов, которые привлекаются к постановке таких фильмов. Но в нашей стране часто историю и особенно статистику подгоняют под политику властей, находящихся в тот или иной период существования государства под названием Россия. Ведь замечательный фильм «Третий удар Сталина» во времена Хрущева вначале вообще запретили показывать, а потом показали, вырезав все кадры с Верховным Главнокомандующим. Слава Богу, что «Освобождение» начали снимать, когда Хрущев спровадили на пенсию. А то неизвестно что вообще могло получиться.
Свидетельство о публикации №224050600448