0-Палех
Начиная с XVII века Палех — один из центров иконописи в традициях русской живописи XV—XVII веков, где под влиянием различных русских школ иконописи (в их числе: ростово-суздальская школа, новгородская, строгановская и другие) сложился особый неповторимый палехский стиль иконописания, достигший своего расцвета в XVIII — начале XIX века.
Автором первой палехской лаковой миниатюры «Адам в Раю», написанной в уникальном палехском стиле в 1920 году, был знаменитый палехский художник Иван Голиков, именем которого названа одна из улиц Палеха.
При советской власти в Палехе была организована артель, объединившая сельских художников для совместной коллективной деятельности: 5 декабря 1924 года состоялось собрание творческого союза — «Артели древней живописи», в которую вошли более 30 палехских художников. В марте 1935 года артель была преобразована в «Товарищество художников Палеха» и передана в ведение Всекохудожника (Всероссийское кооперативное объединение «Художник»), а с 1954 года — «Палехские художественно-производственные мастерские» (ПХПМ) Художественного фонда СССР; ПХПМ были закрыты в 1989 году.
Палех — русское поселение и уникальный культурный центр, рекомендуется для посещения группам туристского маршрута «Золотое кольцо России».
Рецензия на «0-Палех»
Из статьи в интернете о Палехе:
"История посёлка Палех
Палех — старинное русское село Владимиро-Суздальской земли, один из центров древнерусского искусства, находящийся в 60 километрах от областного центра.
Палех до 1947 года был селом, затем на основании Указа Верховного Совета РСФСР от 23.04.1947 года был переименован в поселок.
История Палеха уходит в глубокую древность.
Есть и легенда: «Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когда на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разорённое население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса, была великая палиха — отсюда и пошло название Палех.
Предположительно, с XIII (в составе Стародубского княжества) по XV век село принадлежало князьям Палецким из рода князей Стародубских. К середине XVI века род князей Палецких прекратился, и по Духовному завещанию Ивана Грозного в 1572 году село Палех было отдано в поместное владение его сыну, а в 1619 году пожаловано Ивану Матвеевичу Бутурлину за участие в ополчении Минина и Пожарского. Данные свидетельствуют, что по тем временам Палех уже был довольно большим селом. Село принадлежало роду Бутурлиных до 1861 года. Затем село перешло к родственникам Бутурлиных - Грязевым, при этом оно было поделено пополам: дома на "красном", то есть солнечном порядке, стали принадлежать Грязевым, а на "темном" - Бутурлиным.
Через село проходил оживлённый торговый путь из Шуи и Южи в Нижний Новгород - Балахнинский тракт. В начале XIX века вблизи Палеха был проложен знаменитый "аракчеевский тракт" - кратчайшая дорога из Санкт-Петербурга через Нижний Новгород на Казань. Несмотря на близость оживлённых дорог, Палех жил замкнуто, сохраняя патриархальный крестьянский уклад, древние традиции устного народного творчества, фольклора. Наибольшую славу Палеху принёс иконописный промысел, возникший здесь в XVII веке. Палехские иконы славились особой тонкостью письма, темперными красками с применением золота на одеждах святых. Иконы стараниями местных офеней расходились во все концы России, а также за границу, к сербам и болгарам, в турецкие и австрийские владения.
Палешане славились как мастера монументальных фресковых росписей. Известны их работы по возобновлению древних фресок во Владимирских соборах: Успенском и Дмитриевском, в Софии Новгородской, в соборах Московского Кремля и Троице-Сергиевой Лавры. Семья палехских иконописцев Белоусовых в 1882г. расписала Грановитую палату в Московском Кремле. Палешане украшали фресками и скромные провинциальные храмы в соседних городах и сёлах: Кинешме, Вичуге, Ярлыкове, Мугреевском и др.
После революции 1917 года промысел в Палехе прекратил своё существование. Иконописцам Палеха пришлось искать новые пути применения своих творческих сил. Палешане создали новый стиль миниатюрного письма, отличающийся особой тонкостью художественных приёмов. В 1920-х годах в Москве, в доме А. А. Глазунова, художником И. И. Голиковым была написана первая лаковая миниатюра «Адам в Раю» в уникальном стиле, который впоследствии получил название «Палехского». В декабре 1924 года в Палехе была организована "Артель древней живописи" по росписи изделий из папье-маше. Её учредителями стали И.И.Голиков, И.М.Баканов, А.В.Котухин, В.В.Котухин, И.В.Маркичев, И.И.Зубков. Бывшие иконописцы не отказались от привычной для них техники письма яичными красками и творёным золотом и сохранили характерную для иконописи условность форм. Искусство лаковой миниатюры принесло Палеху мировую славу".
Михаил Палецкий 30.10.2024 •
Свидетельство о публикации №224050600461
Автору удалось проникнуть в суть и основу явлений давно прошедших событий.
С уважением
Ольга Суханова 4 10.05.2025 20:17 Заявить о нарушении