Чандрагупта Мория. Тарини
Надеюсь, публикация картин известных художников (или фотографий) в качестве иллюстраций, оживляющих подачу материала, не будет считаться нарушением - ведь я УКАЗЫВАЮ ФАМИЛИИ ХУДОЖНИКОВ (обычно - в конце текста)! Это - общепринятая практика на всем просторе интернета!..
В крайнем случае - если вы сочтете это недопустимым - прошу просто УДАЛИТЬ КАРТИНКИ - либо известить меня, и я сделаю это сам!..
С уважением, Игорь Катанугин)
«ЧАНДРАГУПТА МОРИЯ». ТАРИНИ
(открытое письмо создателям фильма)
Здравствуйте, дорогие многоуважаемые авторы – создатели фильма «Чандрагупта Мория» (“Chandragupta Maurya”) – актеры, режиссер(-ы), композиторы, операторы – весь коллектив ваш дружный приветствует просто один из зрителей – один из внимательных любящих доброжелательных зрителей ваших – коих миллионы в Индии и по всему миру – да, как видите, и по всему миру также…
Вот уже много месяцев – практически полгода – с осени – 2023 – смотрел я с огромным искренним интересом, вниманием, сопереживанием два многосерийных фильма ваших, по сути и даже по действующим лицам тесно связанных между собою – «Порус» (“Porus”) и «Чандрагупта Мория» - 299 серий (эпизода) в первой картине и 208 серий – во второй…
Я оказался полностью увлечен, прикован к картине «Порус» с самых первых секунд, когда как бы случайно натолкнулся на эту картину на экране ТВ… Меня пленило всё там – даже просто сам внешний облик, лицо, глаза героя – Поруса – которые отражают благородство, высоту, чистоту, искренность его внутреннего мира…
Пленила сразу и навсегда та сюжетная линия, с которой я начал просмотр (то была уже 28-ая серия фильма) – Порус и та бродячая лишившаяся во многом рассудка женщина, которая постоянно баюкала – нежно баюкала, лелеяла на руках своих воображаемого ею младенца – когда парень спас ее от насмешек и пинков солдатни и наклонился над нею, лежавшей в пыли посреди площади…
И далее я уже не мог остановиться в просмотре картины – не мог, хотя, признаюсь, вовсе не являюсь привычным поклонником столь длинных кинокартин… Следил с живым интересом за развитием этих двух сюжетных линий картины – жизнь, становление двух лидеров – вождей народов великих, сильных, но столь непохожих между собою – Поруса – Пурушоттамы из индийского княжества Паурава и Александра из Македонии – имя которого станет употребляться вскоре на века и тысячелетия с эпитетом Великий (как он сам скажет впоследствии – не менее достоин того и Порус)…
Эти две линии исторические – и линии жизни людей – переплелись, связались, столкнулись впоследствии на раскаленной от южного солнца земле Индии – и замечательная картина ваша отслеживает подробно, детально, шаг за шагом всё развитие этого сплетения судеб – отслеживает так, как могут делать лишь люди, воистину горячо возлюбившие своих национальных героев, более того, способные отдать должное, всю дань уважения также героям иноплеменным – даже таким, кто принес немало горя и лишений индийцам – имею ввиду македонского царя Александра…
Мы, зрители, видим перед собою людей – живых людей с их самыми различными чувствами, переживаниями, страстями – от самых чудесных возвышенных – до самых низких ужасных…
Итак, делаю скачок во времени, скачок в развитии сюжета - прошла перед взором моим завершающая 299-ая серия фильма «Порус» - а я уже смотрел это кино не по ТВ, а на экране планшета в ютубе – благо, знакомый один подарил мне свой старенький планшет – как будто в ответ на невысказанные никому из людей потаенные желания мои…
И вот – появляется вдруг в том же окошечке на планшете первая серия другого фильма – «Чандрагупта Мория» - так, видно, работают алгоритмы ютуба – автоматически предлагают продолжение…
Начал я просмотр – и увидел, что, действительно, кинолента эта по сути является продолжением «Поруса»… Ряд героев первой картины перешли во вторую – Ачарья Чанакья – гуру как Поруса, так и главного героя второй киноленты, Махарадж Магады Дханананд и другие… Более того, по сути вторая лента продолжает первую – ибо та самая заветная мечта Поруса и всех друзей его – Единая Индия – мечта эта розовая так и осталась неосуществленной в первой картине – и перешла как заветная высокая Мечта и цель жизни к лучшим героям второй…
И – как и в случае «Поруса» - я просто не мог остановиться – так и смотрел, и смотрел вашу картину – вплоть до ее завершения… Да, даже такие фильмы заканчиваются – при всей их длине – более того, поскольку ты смотришь их с живым интересом, испытываешь какое-то удивительное чувство по их завершению – как будто вдруг неожиданно завершилось что-то очень важное для тебя – какая-то страница жизни…
Как видите, пишу сейчас такие слова, какие, наверное, было бы очень приятно прочитать и услышать создателям любой кинокартины – что зритель столь заинтересовался, столь высоко оценил их старания… (Конечно же, в этом смысле я далеко не полно высказался еще, более того – лишь начал выражать мое восхищение…)
Однако, при всем этом моем самом искреннем уважении, восхищении, при всей любви моей к вашим картинам и героям их славным – при всем при этом хотел бы сейчас поделиться с вами и некоторыми размышлениями моими, которые содержат СОМНЕНИЯ – да, именно так – сомнения в духовно-нравственной правоте главных героев…
Это кажется мне очень важным – иначе не стал бы писать, не стал бы отвлекать ваше внимание, время…
Опущу пока некоторые моменты, видимо, недостатки картин ваших, которые весьма очевидны и объясняются во многом просто недостатком финансов…
Перейду сразу к моменту одному – даже к целой линии сюжетной – которая кажется мне, возможно, самым слабым звеном вашего фильма и очень и очень важна, критически принципиальна для меня – по крайней мере, для меня самого…
Постараюсь сейчас писать как можно более кратко – вернее, найти золотую середину в объеме письма моего – кратко по возможности, но не настолько кратко, чтобы это было в ущерб пониманию…
Тарини, или Тара – вот имя героини, с которой связана эта сюжетная линия… Имя это стало для меня дорогим - ибо так и бывает, я уже давно это заметил – герои книг и кино, которые вдруг стали мне очень близки, становятся для меня дорогими друзьями – братьями и сестрами в сердце моем – которых люблю через пространство и время…
Таинство – ведь это же великое чудесное Таинство Искусства – без которого и зачем бы смотреть кино мне? Зачем бы и книги читать?...
Итак, Тарини – эта чудесная девушка, линия жизни которой оказалась тесно переплетена с судьбой Дханананда – жестокого правителя – тирана – когда тот еще не взошел на престол свой (проторив эту дорогу кровью целого ряда людей)…
Отец Тары (Тарини) был знаменитым мастером – гуру по целому ряду предметов (что интересно!) – начиная от этики, истории, философии, мудрости, духовных вопросов – и до сражения на мечах – фехтования, и он обучал всему этому как Дханананда – тогда еще просто одного из сыновей прежнего Махараджа Магады, так и дочь свою Тару…
И вот – между ними вспыхнуло чувство… Тара полюбила Дханананда – хотя еще и не сразу сама поняла это, и он полюбил ее – полюбил, насколько МОГ полюбить – насколько позволяло любить его эгоистичное сердце…
Итак, в фильме вашем замечательном мы видим, как постепенно развивается эта сюжетная линия… Прошу прощения у тех читателей этого скромного письма моего, которые, как и я, являются просто зрителями, но еще не смотрели эту картину! Ради вас я не должен бы был раскрывать сюжет киноленты – чтобы не лишать вас интриги, интереса при ВАШЕМ возможном просмотре ее…
Что делать? – Чтобы сформулировать мои размышления, сомнения мои по ряду моментов, я просто не могу обойтись без некоторого касания сюжета картины… Просто постараюсь сделать это как можно более кратко – насколько получится…
Итак – Дхананад почувствовал в сердце своем некое чувство к Тарини, которое сам он назвал бы любовью – и многие люди назвали бы – но вот отец девушки – он же гуру Дхананада – в качестве награды за свой курс обучения попросил высокопоставленного ученика своего об одном – чтобы тот оставил дочь его в покое, никогда бы к ней больше не приходил, оставил бы свою мысль о женитьбе на ней…
Просто старый Мастер духовности чувствовал, что Дхананад уже тогда положил в сердце своем, что самое главное для него – трон, АБСОЛЮТНАЯ ВЛАСТЬ над людьми, ради чего он не погнушался бы никакими грязными и кровавыми действиями…
Дочь же свою – Тарини – он прекрасно знал как девушку, трепетно и бескомпромиссно подходящую к вопросам нравственности, которая просто не смогла бы перенести никаких преступлений суженого своего – преступлений ради абсолютной власти – еще не свершенных им, но которые были неизбежны уже в самом скором будущем – что прекрасно предвидел отец ее прозорливый…
Старый мастер знал, что союз Дхананада с Тарини не может принести ей ничего хорошего, ничего, кроме нарастающих страданий – по мере того, как она будет открывать для себя крайне эгоистичную натуру избранника, его потрясающую жесткость к людям… В силу этого он и попросил Дхананада просто УЙТИ из жизни дочери его – Тарини…
Пропускаю целые долгие полосы – периоды истории этой – которые зритель увидит сам – если захочет просмотреть киноленту… (Этот сюжет там далеко не сначала появляется…)
Итак, вот уже вовсю разгорелось там – в Индии - пламя борьбы – бескомпромиссной борьбы главных героев истории против жесточайшей тирании Дхананадна, за Индию, Единую Бхарату – которая смогла бы объединиться вокруг одного нового справедливого гуманного Императора (Махараджа) – черты которого замечательный гуру – Ачарья Чанакья – рассмотрел в лице ученика своего – Чандрагупты…
Борьба была очень жестокой, так что было невозможно обойтись без самопожертвования… Многие патриоты Бхараты отдали свои жизни за эту будущую Единую процветающую страну, свободную от жестокостей, произвола…
И вот – на некоем этапе этой борьбы штаб патриотов – повстанцев (скажем так – на манер наших более современных реалий) – штаб этот – тот же гуру Чанакья, сам Чандрагупта, друзья их – решили отправить Тарини (которая на тот момент примкнула уже к ним в их борьбе) – решили отправить ее в качестве их тайного агента, информатора не куда-нибудь, а прямо во дворец Дханананда в столице Магадхи (это было, пожалуй, самое могущественное княжество Индии тогда – четвертый век до нашей эры)…
И – после ряда колебаний нелегких – Тарини наконец согласилась… И тут-то вот мы и приближаемся к этому моменту, который кажется для меня очень важным, принципиальным, критичным… Ведь в чем сама суть, сама душа, само сердце картины? – Показать, явить зрителю людей, красивых душою, сердцем – настоящих патриотов страны, людей добрых, сострадательных, милосердных – да, конечно же, очень сильных, мужественных, замечательных воинов – и при этом сострадательных мудрых, чутких к каждому человеку…
И вот – они посылают Тарини… Она была им нужна для добывания информации о планах Дханананда… К чему это могло привести? – А к тому, к чему и привело, к чему и пришла эта линия…
Видите ли? – Это – тонкий момент… Дхананад – жесточайший тиран – способный на любую жесткость ради сохранения власти своей абсолютной… И при всем при этом – КАК МОЖЕТ – он очень любит Тарини!.. Понимаете всю сложность момента? Видите его актуальность – актуальность и для наших дней тоже? – Может ли вообще ТАКОЙ человек любить?
Здесь – на этом важнейшем вопросе – предлагаю тебе, дорогой читатель, сделать вместе со мною сейчас несколько шагов назад в смысле развития сюжета фильма – отступим на несколько лет назад – на тот момент, когда Дханананд только что стал Махараджем (Царем) Магадхи (княжества Индии), проторив свою дорогу к этому трону, увы, ценою ряда самых чудовищных гнусных убийств…
Тогда он предложил своей избраннице – Тарини – стать его супругой – и автоматом – царицей (Махарани) Магадхи… Кажется, девушка была уже склонна вот-вот принять это его предложение (она не знала тогда о тех убийствах совершенно ужасающих, которые совершил Дханананд, чтобы прийти к власти и к исполнению всех эгоистичных желаний своих) – как вдруг произошло одно событие, круто всё изменившее…
Просто этот новоявленный правитель Магадхи решил завоевать соседнее княжество Пипливан – которым правил один доблестный честный справедливый благородный царь (супругой его была Махарани Мура, и у них уже был тогда совсем маленький еще сын – Чандрагупта Мория)… Он объявил об этом решении своем Таре – и это самым сильным ужасающим образом потрясло благородную девушку…
Она обратилась тогда к Дханананду со словами – о – такими, казалось бы, простыми – но такими при этом возвышенными… Она сказала этому молодому человеку, к которому испытывала сильные красивые чувства – сказала ему примерно такие слова:
«Остановись! Зачем тебе еще одно княжество (крошечное по сравнению с твоим)? Ведь для исполнения этого захватнического замысла тебе придется убить стольких невинных людей – солдат Пипливана и своих собственных, придется убить (или пленить – что равноценно для них) благородных правителей Пипливана!.. Ведь мы же с тобой УЖЕ ПРЯМО СЕЙЧАС имеем всё, что только можем пожелать для нашей самой счастливой жизни!..
Остановись! Давай мы поженимся, сыграем свадьбу, будем жить с тобой в любви и согласии, ты будешь править благородно Магадхой, будешь стремиться улучшить, облегчить жизнь твоих подданных, содействовать развитию их…»
Слушай, смотри, благородный читатель! Как будто и не прошло с той поры двадцать три – двадцать четыре столетия... Тот же выбор – в некоторых вариациях – стоит перед многими облеченными властью людьми и сейчас – с одной стороны, избрать ли самую простую, казалось бы, жизнь в любви и согласии с любимым человеком, создать крепкую спаянную искренней любовью семью, растить детей, служить по мере своих сил и способностей людям, жить в мире и согласии с миром…
С другой же стороны – амбиции низкого эго, связанные всегда с презрением к счастью, к самим жизням других людей, к их законным правам, агрессия в тех или иных формах и масштабах, жестокосердие, жажда стяжательства и власти над людьми…
Итак – тогда Дхананад выбрал второе, он отбросил прочь от себя пылкие отчаянные мольбы прекрасной добросердечной девушки, которая его полюбила, он предпринял агрессию против Пипливана, погубив при этом великое множество людей, подло убив благородного Царя этого соседнего княжества…
И потерял при этом Тарини… Девушка просто ушла, убежала от него, как говорится, куда глаза глядят – в самые далекие дебри, чащи лесные – ушла на долгих несколько лет (не менее пяти) – пока однажды не произошло той неожиданной, а вернее сказать, жданно-нежданной встречи ее с Чандрагуптой, учителем его Чанакьей – которые и направили ее в итоге обратно – во дворец Дхананада…
Итак – может ли такой человек любить? – Ну что же? – Любить ТАК, как просила, как молила его тогда – до захвата Пипливана – Тарини – нет, так любить он не мог тогда, и – как мы видим по ходу развития сюжета картины – увы, и потом он не смог преодолеть эту планку – такую, казалось бы, простую естественную – даже сладкую – о чем бы только мечтать…
Сам Махарадж Дхананад говорит о своих чувствах Тарини примерно так – по сути так: «Да, я ДОЛЖЕН удерживать мою власть железной рукою, я ДОЛЖЕН карать всех, кто идет против меня, я ДОЛЖЕН уничтожить тех, кто поставил целью мое низложение с трона! Во всем же ОСТАЛЬНОМ я готов сделать ВСЁ для тебя! Всё ради тебя, дорогая!»
Был ли он искренен в этом? – Без всяких сомнений – и авторы фильма красноречиво показывают это нам, зрителям… Можно ли было требовать от него чего-то другого? –
Увы, как показывает кинолента – и как во множестве аналогичных случаев демонстрирует жизнь – нет, но Тарини попробовала!..
По своей ли воле? – Нет! – Скорее, нет, чем да!.. Она не пошла бы, не решилась бы на такое – но ДРУЗЬЯ ее к тому подтолкнули – и наиболее весомым – и значит, с наибольшей долей ОТВЕТСТВЕННОСТИ – был в этом вопросе голос Учителя Ачарьи Чанакьи – ибо его все там признавали за ГУРУ – все, кто сплотились вокруг той Мечты о Единой Процветающей Индии…
И вот – после некоего периода открытого проявления ненависти к тирану (ненависти, вызванной крайней жестокостью его) – Тара стала пытаться – предприняла отчаянную попытку совершить невозможное – или почти невозможное - попробовала всеми силами своего прекрасного благородного сердца как-то влить новый Дух в сердце Дханананда – Дух справедливости, прощения, милосердия к людям, дух понимания их интересов законных…
Это усилилось после свадьбы их – да, ибо Дханананд настойчиво – и искренне – насколько он мог вообще быть искренним - попросил Тару об этом – попросил ее выйти замуж за него…
Прошу прощения – мне трудно балансировать на грани этой тонкой – с одной стороны – стараться говорить как можно меньше – чтобы зрителю было интересно смотреть, с другой стороны – все же что-то раскрыть из сюжета –чтобы обозначить вопрос и сомнения…
Девушка согласилась на предложение… Она совершенно искренне увидела, что она значит очень многое в жизни Дханананда – значит для него ВСЁ – после власти… Она совершенно искренне (а иначе и не могла) возмечтала как-то ВОЗВЫСИТЬ его в душе, в сердце – умягчить любовью своею его ожесточившееся сердце, влить в него частицу своего милосердия, своей доброты…
(Вспоминается мне в этой связи Анастасия – кроткая добросердечная праведная первая супруга нашего горе-царя Иоанна Четвертого, который будет назван впоследствии ГРОЗНЫМ… Аналогия сама собой вдруг возникла… Она тоже пыталась было умягчать любовью своей жесткое сердце супруга…) Картины потрясающей красоты… Трогает до глубины сердца, когда видишь это на экране – видишь глазами сердца…
Увы! Весь ход событий тех потрясающих, весь ход жизни, весь ход внутренней биографии Дханананда неумолимо нес его к отрицанию – к отрицанию этого благороднейшего побуждения супруги своей новоиспеченной…
Есть кадры в картине, которые высвечивают весь трагизм ситуации ясно, как в фокусе – просто уже не придумаешь ярче… Воистину – волшебная сила Искусства… Это невозможно забыть…
Царский жрец – он же целитель и хранитель традиций – сообщает Тарини, что она ждет ребенка… Боже – надо видеть этот момент! Сначала – расцвет чудесной улыбки на прекрасном лице юной девушки, улыбки столь чудесной милой сияющей, сколь чудесна сама жизнь на земле – улыбка девушки, впервые узнавшей, что она ждет ребенка…
И тут же – спустя какое-то мгновение краткое – исчезает, испаряется эта улыбка! И ужасное страдание отпечатывается на том же прекрасном лице – страдание от того, что Тарини тут же ВСПОМНИЛА – вспомнила все те совершенно ужасающие факты о чудовищной жесткости Дхананада, убившего в том числе и ее РОДНОГО ОТЦА горячо любимого – о чем друзья ее узнали и поведали ей незадолго до того момента – то есть уже после свадьбы ее с Дхананадом…
(Да, вы правильно догадались – Дханананд предательски убил отца Тарини практически сразу после того, как тот выдвинул ему свою просьбу – не касаться больше жизни его дочери, не помышлять о женитьбе на ней; просто узнала девушка об этом чудовищном факте много позже…)
И еще – как будто для самого наглядного подтверждения, что ничего не изменилось в эгоистичном жестоком сердце его, Дханананд сообщил Тарини – сообщил буквально вскоре после свадьбы их – что он СНОВА собирается захватить то же самое соседнее княжество Пипливан (из-за которого Тара когда-то и ушла от него) – ибо на тот момент уже Чандрагупта Мория – сын и наследник царственных родителей своих – правителей Пипливана – сумел отбить это княжество – Родину свою – у Дханананда…
И вот – Тарини напоминает об этом супругу своему – что из-за этого – из-за порочной жажды обладания этим княжеством - когда-то и нарушились, и расстроились все прекрасные планы их на счастливую семейную жизнь, на любовь, и вот – только вдруг буквально чудом каким-то они соединились, как говорится, в кои-то веки – как Дханананд решил снова наступить на те же самые грабли, и вообще – ни в чем не изменился по сути…
И она почувствовала вдруг всю обреченность, всю безысходность ситуации… Она беременна – но о чем ей мечтать?..
Вдумайтесь! Это – принципиальный момент… Как сказала еще Олимпия – мать Александра Македонского – в первом из этих фильмов – «Порус» - женщина должна с любовью ожидать рождения ребенка – ожидать увидеть в нем, в ней любимые черты СВОЕГО МУЖА…
В этом – сама соль, сама суть жизни, суть и соль материнства, священное право женщины – которое НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВО ОТНЯТЬ!.. (Сама Олимпия – до безумия любившая своего сына – просто была полна ГЛУБОЧАЙШЕГО ВОЗМУЩЕНИЯ против него, когда тот по сути нарушил этот духовный Закон, силой овладев персидской принцессой Барсини – формально ставшей уже супругой его – но лишь от безысходности полной…)…
Здесь же – ведь что получилось? – Самые, казалось бы, добрые положительные герои, казалось бы, воплощение Мудрости и Доброты – гуру Чанакья, Чандрагупта с друзьями – по сути ТОЛКНУЛИ Тарини на этот шаг – прийти во дворец к Дхананду – что привело ее к этому моменту трагическому – и просто не могло быть иначе!..
Гуру Чанакья не мог не понимать этого – так ПОЧЕМУ ЖЕ он на это толкнул девушку – толкнул, употребляя высокие слова о патриотизме??? Понимаете? – Мне кажется, просто заслать какую-либо девушку, как говорится, в постель к нужному человеку – даже такой постыдный шаг был бы МЕНЕЕ ОТВРАТИТЕЛЬНЫМ, менее ужасным!..
Да, борьба требует жертв – но вот вопрос – а есть ли пределы? А есть ли черта, за которую уже нельзя перейти? – Или что же имеем в итоге – цель оправдывает средства?.. Не хотелось бы верить…
Вот – я поставил вопрос – один из вопросов по фильму (прошу прощения, если был слишком многословен при этом – или если оказался спутанным, не вполне понятным рассказ мой – я старался, как мог)... Ваша привилегия – думать ли над ним? Отвечать ли?..
С уважением, со сладкой мечтой об общении от сердца к сердцу, Игорь Катанугин (Березкин), Тверская область.
5-30 мая 2024 года
PS
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
(Пасха была 5-ого мая – когда я начинал писать это письмо…)
PPS
Пожалуй, позволю себе расширить немного это письмо – этот очерк по фильму… Некоторое время назад – довольно уже порядочное – лет этак двадцать пять назад – четверть века (!) (Боже, как летит время!) я начал открывать для себя – да, по сути лишь НАЧАЛ открывать для себя Мир Искусства – кинематографа, художественной литературы, музыки, пения, живописи (хотя мне было тогда уже порядком за тридцать)… Так вот – в области художественной литературы я выбрал для себя – для этого начального знакомства – два имени – Шекспир и Джэк Лондон…
Начал читать пьесы Шекспира – и – по Милости Божией, как мысленно добавляю всегда – был готов – да, наконец-то я был готов уже тогда к их восприятию – пусть даже в силу моих личных текущих на тот момент сил и способностей… С жадностью – как жаждущий человек, долго шедший в пустыне, приникает к чаше воды – я начал читать – вдумчиво, с великим благоговением, уважением, почтением – эти чудесные произведения великого Гения, делал записи в специально заведенной тетради...
Так вот, есть там – в этом старом Дневнике моем литературном – такой раздел специальный – «О пьесах, приписываемых Шекспиру»… Особенно интересными мне показались высказывания по этому поводу Роберта Бойля – знаменитого английского философа, химика, физика, который был уже ранее знаком мне (как и многим из вас) в связи с открытым им Законом для газов PV=constanta при T=constanta (Закон Бойля – Мариотта – так он и фигурирует в наших учебниках физики!)…
(Не думайте, что я отклонился от темы – просто приближаюсь к ней по возможности обстоятельно – из глубочайшего моего уважения к этим вопросам!..)
Итак, Роберт Бойль (годы жизни его – 1627-1691) так писал по поводу ряда пьес, приписываемых Шекспиру: «…поверить, что Шекспир принимал какое-либо участие в создании «Двух знатных родичей» или «Генриха Восьмого» для меня представляется невозможным, так как в этих двух пьесах нет ни одной из этих сверкающих электрическими искрами картин (как в пьесах Шекспира – И.К.), буквально ни одной.»
И далее: «Ничто так не ставит Шекспира выше его современников, как чудная нежность и чистота его женских образов…» (что также не наблюдается в упомянутых – как и неупомянутых здесь - пьесах, приписываемых – лишь приписываемых - Шекспиру…)…
Итак, мы прошли некий круг и вернулись к кинокартине индийской – и, надеюсь и верю, дорогой читатель, ты уже ясно понял – ради чего затеял я этот экскурс и что хотел им сказать… Да, ты прав, так и есть – в этих двух фильмах индийских – «Порус» и «Чандрагупта Мория» - даже при всех их явных и не столь явных недостатках и слабостях, как упомянутых, так и неупомянутых мною – присутствуют эти два чудесные замечательные элемента, отмеченные Робертом Бойлем относительно Шекспировских пьес – «сверкающие электрическими искрами картины» - когда как бы течение некой сюжетной реки, ход жизненных линий героев – плавное постепенное неспешное – вдруг приходит к водопаду, разражается водопадом чудесным, в водной пыли которого сияет прекрасная радуга, и грохочут потрясающие мощью потоки, извергаясь на прибрежные камни…
И – «чудная нежность и чистота женских образов»… Боже праведный! Что в первой из этих картин, что во второй – целые галереи чудесных девушек, женщин – самых различных по статусу, но одинаково устремленных к Мечте своей – высокой чистой красивой – хотя во многом очень и очень простой, даже, казалось бы, обыденной, совершенно «обычной» - любовь, семья, дети, мир, благополучие в их узком кругу и далее всё расширяющимися кругами – благополучие, мир, процветание всё шире и шире…
Да, некоторые из этих девушек приходят к этому состоянию не сразу – но мы видим – такова была их судьба, в таких условиях они родились либо оказались по жизни, и тем пронзительнее, тем удивительнее в некотором смысле их решительный поворот к Добру - за что они нередко платят самую высокую цену…
Тара – Тарини – несомненно – из этого ряда нежных чудесных образов… Кто-то может сказать – но смотрите, она же берет в руки меч в ряде случаев, она участвует в битвах, и там – о ужас - убивает людей…
Да, так бывало… Ну что же? – Господь всех рассудит!.. Не забывайте – то было еще за три с лишним века до прихода Иисуса Христа… Мир тогда был, видимо, еще более жесток зачастую, чем теперь (хотя – честное слово – кажется порою, наблюдая за происходящим вокруг в наши дни – а имел ли место ДУХОВНЫЙ ПРОГРЕСС за эти две с лишним тысячи лет?), битвы на мечах были нередки, и зачастую и женщины практически не имели никакого иного выбора, кроме как принимать в них участие…
Тарини, Мура – мать Чандрагупты, а в фильме «Порус» - Махарани Анасуйя – мать главного героя ленты, Лачи – возлюбленная, а позже и супруга его, и другие – они действительно сражались мечами – но всегда лишь в защиту Добра – Добра в том высшем проявлении его, в том высшем видении, на которое они тогда были способны… Они защищали невиновных, невинных, безобидных, они отражали атаки злодеев, которые столь явно уже несли вокруг себя ужас, жестокость, смерть, страх, царство страха…
Повторюсь – Господь всех рассудит, и пусть хотя бы в НАШИ дни – в двадцать первом веке вроде бы таком просвещенном – настанет время, когда люди перестанут решать свои разногласия силой оружия, когда сильные мира сего перестанут руководствоваться амбициями, жаждой власти и денег, ненавистью, разрешая эти порочные желания свои ценою крови, ценою жизней людей…
Пусть хотя бы в наши дни, наконец, женщины – настоящие женщины – такие как Тара – добрые безобидные честные – смогут выпустить из рук своих стальные мечи – ибо не будет уже угрозы жизням родных их и близких….
Признаюсь – изначально я назвал это письмо так – «Чандрагупта Мория. Сомнения» - то есть сделав упор на слове СОМНЕНИЯ… Месяц – целый месяц вот уже – ношу в уме эти мысли, работаю над текстом этим – и вот решил сегодня изменить, сместить этот акцент, ударение…
«Чандрагупта Мория. ТАРИНИ» - так теперь назову этот очерк (он же письмо)! Тарини – пусть звучит это имя даже в названии… Пусть переменится таким образом акцент, ударение смыслов… Сомнения в духовно-нравственной правоте героев истории, отправивших Тару обратно во дворец Дхананада – это да, остается, конечно – и я на самом деле хотел бы услышать чьи-либо отзывы, отклики на сии мои мысли…
Вместе с тем, делаю главным, пожалуй, другое… Тарини… Пусть моими скромными усилиями зазвучит, будет увидено, услышано это имя – и кто-то – кто-то отзывчивый чуткий культурный – может быть, узнает, откроет для себя этот мир, этих героев его, эту чудесную девушку – откроет и познакомится с нею… И полюбит – как и я полюбил…
Как-то раз я написал в соцсети – на странице одного человека, которого называю духовным писателем, которого искренне считаю таковым и очень уважаю за это – написал по поводу героев шекспировской пьесы – Ромео и Джульеты – что они стали очень дороги мне, что я считаю их теперь моими дорогими друзьями, если угодно, моими братьями и сестрами в Свете Божием, в Духе, что я иногда разговариваю с ними мысленно (а порою и вслух – как в молитве)…
Так вот, писатель этот ответил – «Но ведь их же нет! Это же не реальные люди! Это просто образы литературные ведь…»
Ну что же? – Да, спору нет – Ромео, Джульетта - это образы – как и Тарини, как принцесса Дурдара, другие чудесные герои этих картин (хотя у многих из них есть и прототипы в истории)… Да, это – образы… Видите ли, понимаете ли вы? Задумывались ли вы об этом когда-то?.. Мне кажется, что здесь сокрыта великая Тайна – уходящая корнями в духовные Таинства, в глубочайшую природу вещей – природу одухотворенного Мира…
Ведь я же чувствую ясно явно чисто красиво светло – чувствую, что ИМЕЮ право ТАК вот относиться к этим героям – Шекспира ли, индийских ли фильмов – и иных произведений Искусства… Я отношусь к ним как к людям реальным – причем реальным в самом высоком смысле духовном – как к друзьям, как к братьям и сестрам моим во Христе – или, если угодно, в свете Господа Кришны…
Я чувствую, ЗНАЮ, что так можно, что так – хорошо, так – ЗАКОННО, что это не есть какое-то расстройство психическое – но какое-то проникновение вглубь (хотя здесь и сейчас на земле нередко – увы – между этими явлениями ставится знак равенства – глубокие прозрения духовные объявляются признаком помешательства умственного, болезни…)…
Вот – посмотрев этот фильм, например, я почувствовал явно, что стал богаче… Богаче стал в сердце моем – понимаете?!.. У меня появились новые друзья, новые братья и сестры, я могу с ними общаться в тишине сердца, могу слать им любовь и поддержку…
Или вот, например, испытываю я в чем-то трудность, чувствую слабость духовную – тогда – как часть молитвы, часть духовной поддержки, я обращаюсь также и к ним – например, обращаюсь к Тарини, мысленно разговариваю с ней, как с моей дорогой и любимой подругой, поверяю ей мои какие-то беды, проблемы – и духовная сила ее переливается мне, и также и я помогаю ей по мере моих сил и талантов, возможностей…
Если угодно, считаю это духовным общением как бы по горизонтали – в то время, как, например, молитвенное общение с Господом Христом, Господом Кришной и Буддой – это будет общение по вертикали уже (хотя деление такое в чем-то было бы схематичным, не абсолютным, условным)…
Кто-то скажет – ну вот, а как же насчет ОДНОГО ЕДИНОГО Господа? Как же он (то есть я в данном случае) и Иисуса Христа называет Господом, и Кришну, и Будду?... - Отвечу кратко так – всё это великие Учителя Света для меня – они же возлюбленные Братья в Свете, в Царствии Божием (как и Сестры там есть, несомненно)… Все они Едины – абсолютно бесконечно Едины меду собою, каждый несет Единое Послание, Свет, Волю Творца – сотворившего эту Вселенную и далее – весь этот Мир форм – Миры, Сферы Жизни последовательные…
Верность одному Учителю Света – при условии, конечно, что он или она – настоящий – автоматически означает и верность другому… Там – в Мире Горнем – нет разделения, столь характерного для нашей земли – прискорбного разделения, непонимания, вражды между людьми, что и влечет за собой все конфликты и войны…
Не надо переносить НАШЕ разделение НАВЕРХ – лучше постараться, наоборот, перенести ИХ ГОРНИЙ МИР к нам на землю – увы, местами столь еще погруженную в мрак и вражду…
Спасибо тебе, дорогая Тарини!.. Как умею, как могу, я протягиваю тебе мои руки теплой братской любви через пространство и время – тебе и всем тем, кто похож на тебя в глубине своего сердца, всем, кто участвовал в создании Образа твоего столь прекрасного, всем, кто разделяет твои Мечты – твои Мечты столь простые, казалось бы, и при этом столь красивые высокие чистые, столь безобидные невинные светлые…
Мир тебе, Любви тебе, Счастья!.. Радости, Покоя, отдохновения тебе в Царствии Небесном, Счастья, Благополучия, Мира, Любви в твоих воплощениях последующих! Успехов на стезе Вперед и Вверх! Новых красивейших удивительных открытий тебе в этом Путешествии Чудном! Новых горизонтов Чудесных, раскрывающихся, как лепестки Розы в Горнем Саду, как новые прекрасные Земли за великими Океанами, Морями неизведанными…
Вечных благословений тебе и всем безобидным сердцам – добрым сострадательным милосердным…
Христос Воскресе!
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе
Картина - из индийской духовной традиции... (из открытых источников интернета)
Свидетельство о публикации №224050600056