Афоризмы 5 Классики о творчестве
Неистовство разрешалось в молитвах богам и служении им, и человек, охваченный им, удостаивался очищения и посвящения в таинства, становясь неприкосновенным на все времена для окружающих зол, освобождение от которых доставалось подлинно неистовым и одержимым.
Третий вид одержимости и неистовства — от Муз, он охватывает нежную и непорочную душу, пробуждает ее, заставляет выражать вакхический восторг в песнопениях и других видах творчества и, украшая несчетное множество деяний предков, воспитывает потомков. Кто же без неистовства, посланного Музами, подходит к порогу творчества в уверенности, что он благодаря одному лишь искусству станет изрядным поэтом, тот еще далек от совершенства: творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых.
Платон «Федр»
***
Микеланджело: Искусство это «тень божественного совершенства»
***
Гете: искусство это «попытка сказать неизречимое».
***
Андре Жид: искусство это «сотрудничество между Богом и художником, и чем меньше делает художник, тем лучше».
***
Ромен Роллан:
- Одно только и есть счастье — творить. Живет лишь тот, кто творит…Все радости жизни — радости творчества.
***
Александр. Блок: «Сотри случайные черты — И ты увидишь: мир прекрасен».
***
Альбер Камю: «Красота — это вечность, длящаяся мгновение».
***
Джек Лондон: «Красота — абсолютна. Человеческая жизнь, вся жизнь покоряется красоте. Красота уже существовала во Вселенной до человека. Красота останется во Вселенной, когда человек погибнет, но не наоборот. Красота не зависит от ничтожного человека, барахтающегося в грязи».
***
Однажды Моцарта спросили, как он сочиняет музыку. Он ответил: «Я иногда, сочиняя в уме музыку, разгораюсь все более и более и, наконец, дохожу до такого состояния, когда мне чудится, что я слышу всю симфонию от начала и до конца сразу, одновременно, в один миг! ... Эти минуты – самые счастливые в моей жизни».
Моцарт писал: «Все это воспламеняет мою душу, и если меня ничто не обеспокоит, занимающий меня предмет все разрастается, приобретает конкретные очертания и форму, и весь целиком, как бы велик он ни был, возникает почти полностью завершенный в моей голове, так что я могу одним взглядом обозреть его целиком, подобно прекрасному полотну или изящному изваянию. Все части его не звучат в моем воображении последовательно одна за другой, а, как уже бывало, я слышу их все одновременно. Какой это восторг – на словах передать невозможно!»
***
Бетховен: «Я начинаю тщательно продумывать произведение во всей его широте, ограниченности, возвышенности и глубине, и, поскольку мне известно, что я собираюсь делать, лежащая в его основе идея никогда меня не покидает. Оно поднимается, разрастается, я слышу и вижу перед собой его образ под любым углом, как если бы оно было отлито, подобно изваянию, и остается лишь потрудиться перенести его на бумагу...»
***
Всякая музыка, которая существует в мире, представляется мне существовавшей и до сочинения ее конкретным композитором. Она имеет видимость объективно существующего некоторого творения природы, композитор по отношению к ней – «приемник».
А. Шнитке (1976)
***
Рильке:
Ты - превращений тайная стезя,
идущая высоко над судьбой;
дремучий лес, мы встали пред Тобой,
ни с чем другим сравнить Тебя нельзя.
Ты - внутренняя истина, Ты - суть,
оставшаяся в тайне, в глубине:
землей Тебя считают на челне,
но с берега Ты - челн, плывущий в путь.
***
Для Орфея Эвридика – « сокрытая под прикрытием имени и покровом вуали, — та бездонно-темная точка, к которой, похоже, тянутся искусство, желание, смерть и ночь»
(Морис Бланшо. Взгляд Орфея)
***
В творчестве поэт спускается в мир теней, иной мир, силой своего дара он «ведёт» Эвридику, он не может её увидеть, только вести её за собой. «Его деяние — про-изведение ее назад к дневному свету, с тем чтобы в свете дня облечь ее в форму, очертания и явь. Орфей может все — только не глядеть прямо на эту "точку", не заглянуть в центр ночи в ночи. Он может спуститься к ней, он может – еще большая власть — привлечь ее к себе и увлечь за собою наверх, но только от нее отвернувшись. Отвернуться — его единственное средство к ней приблизиться: таков раскрывающийся в ночи смысл сокрытия.
Морис Бланшо
***
Рильке о Гельдерлине:
Для тебя же, божественный, жизнь была, заклинатель,
единым обликом, если ты ее называл, строка
завершалась, словно судьба, и смерть была
даже в самой нежной из них, и ты вступал в нее; но
бог предварял твой путь и тебя вызволял.
***
«Звук должен быть окутан тишиной»
Генрих Нейгауз
***
В чем чистоты исток, загадка? Песня
Ее раскроет вряд ли. Ибо
Как ты начнешь, с тем и останешься,
И как бы ни сгибали беды
И надзор, заложена основа
От рождения
И от луча света, что
Новорожденного встречает.
Гельдерлин – (Из поэмы «Рейн»)
***
«Парадокс, но можно даже утверждать, что «основной инстинкт» не есть половой инстинкт. Основной, первичный, базовый инстинкт целостного мышления, самый первый по времени, самый доминантный по значимости, который отключает все остальные инстинкты, – это именно Красота».
Гераимчук И.М. - из кн. «Философия творчества»
***
«Искусство есть ничто иное, как созерцание мира в состоянии милостивого просветления. Показывать Бога за каждой вещью (явлением) — вот что такое искусство».
Герман Гессе
***
Красота – это бесконечность, выраженная в законченной форме.
Фридрих Шеллинг
***
Ты сказал, что Микеланджело был депрессивным психопатом, который изображал себя на картинах мучеником с содранной кожей. Генри Матисс бросил ремесло адвоката из-за аппендицита. Роберт Шуман стал писать музыку только тогда, когда ему парализовало правую руку, и его карьере концертного пианиста был положен конец. Ты рассказывал про Ницше и его третичный сифилис. Про Моцарта и его уремию. Про Пола Клее и склеродерму, скрутившую его суставы и мышцы и приведшую к смерти. Фрида Кало и расщепленный позвоночник, из-за которого ее ноги покрылись кровоточащими язвами. Лорд Байрон и его хромота. Сестры Бронте со своей чахоткой. Марк Ротко со своим самоубийством. Флэннери О'Коннор с кожным туберкулезом. Вдохновение нуждается в болезнях, травмах, безумии.
Чак Паланик
***
Романтизм есть дух, который струится под всякой застывшей формой и в конце концов взрывает ее.
Александр Блок О романтизме.
***
Писать — значит осмеливаться.
Эмиль Чоран
***
Так называемое современное искусство чаще всего фикция, ибо ошибочно полагать, что метод может стать смыслом и целью искусства. Демонстрацией этого своего метода с каким-то необузданным эксгибиционизмом занимаются большинство художников нашего времени.
Андрей Тарковский «Запечатленное время»
***
У меня Кельвин решает остаться на планете без какой-либо надежды, а Тарковский создал картину, в которой появляется какой-то остров, а на нем домик. И когда я слышу о домике и острове, то чуть ли не выхожу из себя от возмущения. Тот эмоциональный соус, в который Тарковский погрузил моих героев, не говоря уже о том, что он совершенно ампутировал «сайентистский пейзаж» и ввел массу странностей, для меня совершенно невыносимых.
С. Лем
***
Если у художества родины нет, то у художников она имеется.
Камиль Сен-Санс
***
"Что же такое искусство, как не философия, перешедшая в состояние экстаза, как не Betrachten (наблюдение - нем.) познания, перешедшее в область чувства восторга (Рёскин) или страдания (Пшибышевский). И странно, при виде красоты (что для меня святая святых) мой "экстаз" клонится к полюсу страдания».
(Из письма 17-летнего Бориса Пастернака к П.Д. Эттингеру)
***
Свидетельство о публикации №224050600712