Афоризмы 5 Классики о творчестве

***

Неистовство разрешалось в молитвах богам и служении им, и человек, охваченный им, удостаивался очищения и посвящения в таинства, становясь неприкосновенным на все времена для окружающих зол, освобождение от которых доставалось подлинно неистовым и одержимым.
Третий вид одержимости и неистовства — от Муз, он охватывает нежную и непорочную душу, пробуждает ее, заставляет выражать вакхический восторг в песнопениях и других видах творчества и, украшая несчетное множество деяний предков, воспитывает потомков. Кто же без неистовства, посланного Музами, подходит к порогу творчества в уверенности, что он благодаря одному лишь искусству станет изрядным поэтом, тот еще далек от совершенства: творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых.
Платон  «Федр»

***

Микеланджело: Искусство это «тень божественного совершенства»

***

Гете: искусство это «попытка сказать неизречимое».

***

Андре Жид: искусство это «сотрудничество между Богом и художником, и чем меньше делает художник, тем лучше».

***

Ромен Роллан:
- Одно только и есть счастье — творить. Живет лишь тот, кто творит…Все радости жизни — радости творчества.

***

Александр. Блок: «Сотри случайные черты — И ты увидишь: мир прекрасен».

***

Альбер Камю: «Красота — это вечность, длящаяся мгновение».

***

Джек Лондон:  «Красота — абсолютна. Человеческая жизнь, вся жизнь покоряется красоте. Красота уже существовала во Вселенной до человека. Красота останется во Вселенной, когда человек погибнет, но не наоборот. Красота не зависит от ничтожного человека, барахтающегося в грязи».

***

Однажды  Моцарта  спросили,  как  он  сочиняет  музыку. Он  ответил:  «Я  иногда,  сочиняя  в  уме  музыку,  разгораюсь  все более  и  более  и,  наконец,  дохожу  до  такого  состояния,  когда мне  чудится,  что  я  слышу  всю  симфонию  от  начала  и  до конца  сразу,  одновременно,  в  один  миг! ...  Эти  минуты  – самые счастливые в моей жизни».
Моцарт писал: «Все  это  воспламеняет мою  душу,  и  если меня  ничто  не обеспокоит,  занимающий  меня  предмет  все  разрастается, приобретает конкретные очертания и форму, и весь целиком, как бы  велик  он  ни  был,  возникает  почти  полностью  завершенный  в моей голове, так что я могу одним взглядом обозреть его целиком, подобно прекрасному полотну или изящному изваянию. Все части его  не  звучат  в  моем  воображении  последовательно  одна  за другой, а,  как  уже бывало, я  слышу их  все одновременно. Какой это восторг – на словах передать невозможно!»

***

Бетховен: «Я начинаю тщательно продумывать произведение  во  всей  его  широте,  ограниченности, возвышенности  и  глубине,  и,  поскольку  мне  известно,  что  я собираюсь  делать,  лежащая  в  его  основе  идея  никогда меня  не покидает.  Оно  поднимается,  разрастается,  я  слышу  и  вижу перед собой его образ под любым углом, как если бы оно было отлито,  подобно  изваянию,  и  остается  лишь  потрудиться перенести его на бумагу...»

***

Всякая музыка, которая существует в мире, представляется мне существовавшей и до сочинения ее конкретным композитором. Она имеет видимость объективно существующего некоторого творения природы, композитор по отношению к ней – «приемник».
А. Шнитке (1976)

***

Рильке:
Ты - превращений тайная стезя,
идущая высоко над судьбой;
дремучий лес, мы встали пред Тобой,
ни с чем другим сравнить Тебя нельзя.

Ты - внутренняя истина, Ты - суть,
оставшаяся в тайне, в глубине:
землей Тебя считают на челне,
но с берега Ты - челн, плывущий в путь.

***

Для Орфея Эвридика – « сокрытая под прикрытием имени и покровом вуали, — та бездонно-темная точка, к которой, похоже, тянутся искусство, желание, смерть и ночь»
(Морис Бланшо. Взгляд Орфея)

***

В творчестве поэт спускается в мир теней, иной мир, силой своего дара он «ведёт» Эвридику, он не может её увидеть, только вести её за собой. «Его деяние — про-изведение ее назад к дневному свету, с тем чтобы в свете дня облечь ее в форму, очертания и явь. Орфей может все — только не глядеть прямо на эту "точку", не заглянуть в центр ночи в ночи. Он может спуститься к ней, он может – еще большая власть — привлечь ее к себе и увлечь за собою наверх, но только от нее отвернувшись. Отвернуться — его единственное средство к ней приблизиться: таков раскрывающийся в ночи смысл сокрытия.
 Морис Бланшо

***

Рильке о Гельдерлине:
Для тебя же, божественный, жизнь была, заклинатель,
единым обликом, если ты ее называл, строка
завершалась, словно судьба, и смерть была
даже в самой нежной из них, и ты вступал в нее; но
бог предварял твой путь и тебя вызволял.

***

«Звук должен быть окутан тишиной»
Генрих Нейгауз

***

В чем чистоты исток, загадка? Песня
Ее раскроет вряд ли. Ибо
Как ты начнешь, с тем и останешься,
И как бы ни сгибали беды
И надзор, заложена основа
От рождения
И от луча света, что
Новорожденного встречает.
Гельдерлин – (Из поэмы «Рейн»)

***

«Парадокс,  но  можно  даже  утверждать,  что  «основной инстинкт»  не  есть  половой  инстинкт.  Основной,  первичный, базовый  инстинкт  целостного  мышления,  самый  первый  по времени,  самый  доминантный  по  значимости,  который отключает все остальные инстинкты, – это именно Красота».
Гераимчук И.М. - из кн. «Философия творчества»

***

«Искусство есть ничто иное, как созерцание мира в состоянии милостивого просветления. Показывать Бога за каждой вещью (явлением) — вот что такое искусство».
 Герман Гессе

***

Красота – это бесконечность, выраженная в законченной форме.
Фридрих Шеллинг
 
***

Ты сказал, что Микеланджело был депрессивным психопатом, который изображал себя на картинах мучеником с содранной кожей. Генри Матисс бросил ремесло адвоката из-за аппендицита. Роберт Шуман стал писать музыку только тогда, когда ему парализовало правую руку, и его карьере концертного пианиста был положен конец. Ты рассказывал про Ницше и его третичный сифилис. Про Моцарта и его уремию. Про Пола Клее и склеродерму, скрутившую его суставы и мышцы и приведшую к смерти. Фрида Кало и расщепленный позвоночник, из-за которого ее ноги покрылись кровоточащими язвами. Лорд Байрон и его хромота. Сестры Бронте со своей чахоткой. Марк Ротко со своим самоубийством. Флэннери О'Коннор с кожным туберкулезом. Вдохновение нуждается в болезнях, травмах, безумии.
Чак Паланик

***

Романтизм есть дух, который струится под всякой застывшей формой и в конце концов взрывает ее.
Александр Блок О романтизме.

***

Писать — значит осмеливаться.
Эмиль Чоран

***

Так называемое современное искусство чаще всего фикция, ибо ошибочно полагать, что метод может стать смыслом и целью искусства. Демонстрацией этого своего метода с каким-то необузданным эксгибиционизмом занимаются большинство художников нашего времени.
Андрей Тарковский «Запечатленное время»

***

У меня Кельвин решает остаться на планете без какой-либо надежды, а Тарковский создал картину, в которой появляется какой-то остров, а на нем домик. И когда я слышу о домике и острове, то чуть ли не выхожу из себя от возмущения. Тот эмоциональный соус, в который Тарковский погрузил моих героев, не говоря уже о том, что он совершенно ампутировал «сайентистский пейзаж» и ввел массу странностей, для меня совершенно невыносимых.
С. Лем

***

Если у художества родины нет, то у художников она имеется.
Камиль Сен-Санс

***

"Что же такое искусство, как не философия, перешедшая в состояние экстаза, как не Betrachten (наблюдение - нем.) познания, перешедшее в область чувства восторга (Рёскин) или страдания (Пшибышевский). И странно, при виде красоты (что для меня святая святых) мой "экстаз" клонится к полюсу страдания».
(Из  письма 17-летнего  Бориса Пастернака к П.Д. Эттингеру)

***


Рецензии