Исторический Иисус и мессианские чаяния его соврем

Имена , которыми называли Иисуса: Мессия, Сын Божий, Сын Человеческий, в древности понятные в контексте иудейской религиозной веры, сейчас звучат как отзвуки седой старины. «Исторический» Иисус из Назарета, живший две тыс. лет назад, слишком чужд и непонятен для нас.    Он слишком «несовременен». И  Он никак не вписывается в нашу эпоху. Понять Иисуса можно только в контексте иудейской эсхатологии 1 в. н.э. ( см также http://proza.ru/2024/04/03/164;   http://proza.ru/2024/04/07/1425  )

 Он проповедовал эсхатологическую идею , в ряде  его логий  и  в притчах утверждается, что время нашего мира на исходе.
Это было время,  когда мессианские чаяния еврейского народа принимали форму активных массовых движений.  Политическое и религиозное брожение при правлении Ирода и его преемников, а также римское владычество вызвало появление мессианских вождей. И чем  более  представлялось невероятным, чтобы Израиль когда-нибудь мог одержать верх над своими врагами, тем сильнее становились мессианские  ожидания ,  предчувствие, что конечному торжеству должно предшествовать полнейшее ниспровержение существующего мирового порядка.  Времени наступит внезапный конец и его место займет «новое время» , вступлением в которое будет «день Господень».
    Идея конечного торжества  Бога возникла и развивалась с развитием еврейской апокалиптики.  Грядущий «день Господень»  рассматривался  как время   свершения Страшного Суда  и окончательного торжества праведных над грешниками. Мессианским чаяниям посвящены книги  древних пророков, а также апокалиптическая литература, популярная в первом веке н.э., гл образом, Книга пророка Даниила , из которой Иисус  заимствовал   часто используемое им выражение «Сын Человеческий».
     «Мессии» неоднократно появлялись в Израиле,   «обольщали»  народ ; все заканчивалось кровавой расправой над обольстителем и обольщенными.. Уникальность Иисуса заключалась не в Его проповеди, в основе которой лежали идеи пророков , а в Его необычайной харизме, в той колоссальной мощи и силе убеждения, с которой Он нес свою весть, в подчинении тысячных толп своей воле. ТАК не говорил никто...Никто, как Он, не заявлял об  уже начавшемся наступлении Царства. Иисус заявил, что Царство Божье начинается  в Нем.
    Он обладал «эсхатологическим сознанием» своей власти, не зависящей ни от каких титулов.  Он был выше пророков.  Возможно, титул «Христос» не  имел к тому, как Он понимал себя сам, никакого отношения. Возможно , на него перенеслись традиционные мессианские  чаяния , то, что от Мессии ожидали окружающие, и это не имело прямого отношения к тому, как понимал Себя и свою миссию Он сам. 


Рецензии
"Иисус заимствовал часто используемое им выражение «Сын Человеческий»"

Христос и был сыном человеческим. Его родителями были сын Владимира Великого Глеб Владимирович и его жена Анна. Можете на них посмотреть:
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Boris_Savvin.jpg?uselang=ru

Пусть вас не смущает, что икона называется «Борис и Глеб». Название иконы есть лишь один из элементов фальсификации русской истории.

Валентин Великий   06.05.2024 13:39     Заявить о нарушении