Шаман

               
     Немного я на своем пути встречал самородков, людей с выдающимися способностями и нашедших именно то дело, для которого они и появились на свет. Я даже придумал теорию относительно предназначения человека на земле. Согласно ей каждая личность рождается для определенной задачи, и только она   может  решать  её предельно успешно.
    Человечество не зря пыталось придумать и придумало несколько тестов для выявления таланта. Но они касаются очень небольшого круга  занятий. Казалось бы, ну чего проще определить абсолютный музыкальный слух или вокальные способности,  ан   нет,  и тут случаются сплошь и рядом ошибки, и не помогают ни профессора, ни целые учебные заведения. И совсем уж нет никаких критериев оценки способностей к подавляющему числу специальностей или роду занятий.
    Вот пример. Мой личный друг и тезка Сергеев Виталий Михайлович, высокий статный мужик со жгучим взглядом цыганских глаз, выучившись  на агронома, вдруг  быстро превратился в директора крупнейшего откормочного комплекса.
Меня всегда поражал стиль его управленческого поведения. Приходишь в кабинет к нему и на столе не видишь ни одной бумажки, не трезвонят у него и телефоны, а огромное хозяйство работает как часы, удивляя всех и вся великолепными результатами. Его талант руководителя ощущался во всем. Он на равных говорил и с механизатором, и с секретарем обкома. Проведя с ним несколько часов,  как бы слышишь песню его души  - он счастлив от того, что делает и заставляет окружение поддаться этому же настрою.
В те дремучие времена тотального слежения за нравственностью, Виталий умудрялся достаточно много времени тратить на любовниц, но ему партия прощала этот грех, поскольку понимали,  какую пользу  даёт его деятельность на посту директора совхоза. Не простила эти вольности только его законная жена,  и погиб этот самородок в рассвете своего таланта. А ведь он наверняка родился, чтобы быть руководителем именно на селе,  и судьба позволила ему быстро найти свое предназначение. Но основная масса людей обычно не находит  той своей специальности и мыкается всю жизнь.
       Соседний с совхозом Сергеева колхоз «Большевик» возглавлял   Бугаков  Ю. Ф.    Они крепко дружили  и соревновались. Когда страна собирала в среднем по 12-14 ц/га зерновых, в «Большевике» устойчиво получали по 20-24. Страна надаивала по 1600-2200 кг молока от бурё-нок, а колхоз  4600. Но было в колхозе одно поле, оно примыкало к Обскому рукотворному морю (сталинская дурость - строить ГЭС на равнинах). Оно было  как бы заколдовано. Над всеми полями льёт дождь, а тут хоть бы капля влаги. Наверняка,   море и создавало  эту аномалию.  Но   постоянная урожайность   этого  поля  не превышала  8-10 ц/га,   очень портила председателю настроение и тянула  вниз общий показатель урожайности.
Картина, которую я наблюдал более 20 лет назад в кабинете   председателя колхоза, отчетливо отложилась в моей памяти. Мы  с ним обсуждали одну идею, касающуюся  новых форм работы механизаторов.
Эту тематику наш институт механизации и электрификации (СибИМЭ) отработал успешно и чуть было мы не получили государственную премию за эти работы. Вдруг заходит секретарь и говорит, что какой-то тип настойчиво требует пропустить его к председателю. Тогда Юрий Федорович еще не был Героем Соцтруда и депутатом Верховного Совета,  не оброс бюрократическими  атрибу- тами, вернее,  не был  обставлен ими.
- Давай, Виталий Васильевич, прервемся на пару минут и сменим пластинку, -  обратился он ко мне и  попросил  своею помощницу  пригласить посетителя.  Тут же появился щупленький,  смуглый паренек с правильными чертами  лица, но явно не русский. Поздоровавшись, он тут же схватил быка за рога, резонно полагая  возможность вылететь из кабинета из-за авантюрности высказываемого предложения, а оно выглядело так.
 - Вот ваше шестое поле из года в год не дает урожаев, отдайте мне его на один год,   и я вам гарантирую урожайность в 50 центнеров  с  га! -  выпалил он и замолк.  –  Что значит отдать?
 - Значит то, чтобы никто, ни вы, ни ваши агрономы не совались на него до уборки.  Значит то, что вы обеспечите все работы, которые я  распишу по времени и объемам, - задиристо ответил парень.
       Надо сказать попутно, что даже в моем кабинете директора НИИ  иногда появлялись странные личности и изобретатели с рационализаторскими  предложениями  сомнительного происхождения. Отбиться от явной дури тогда бывало не так просто, а уж у тех, кто имел материальные ресурсы в руках в виде молока, мяса, яиц и прочего,  они появлялись чаще. Такие мысли пронеслись у меня в голове тогда.
  -  Предположим, что ты выполнишь обещанное, а  что ты за это хочешь?- спросил Юрий Фёдорович.
Осенью за эту работу вы мне дадите коня, - с достоинством ответил проситель.
Воцарилась тишина, и каждый из нас думал примерно одно  и тоже.  Бугаков прекрасно знал, что урожай с этого поля можно получить только при искусственном орошении, наверняка,  об этом знал и парень, изучив его историю, как потом, оказалось, через знакомого районного агронома. Знал и я про это поле. Мы однажды на нем проводили всесоюзный семинар по уборке всего биологического урожая с полей и с последующей его обработкой на стационаре.
 - Вы подождите насколько минут в приемной, а я обмозгую ваше предложение.
Парень молча встал, хитро так улыбнулся и вышел.
- Ну что ты скажешь? - обратился Ю.Ф. ко мне.
 - Похоже на авантюру, но что ты теряешь, если согласишься?
Юрий Федорович задумался, хотел, было, кому-то позвонить.
- Ничего я не теряю особенно. Наверняка он потребует  удобрений, еще чего-то, но ведь мы это все и так делаем. Тут же главная загвоздка - недостаток влаги, но дождей-то  я ему все равно не дам. А уж если  он выполнит обещанное, в чем я очень сомневаюсь, то плата-то мизерная. Мы каждый год до десятка лошадей выбраковываем. Давай попробуем!!
- Но я-то тут причем? - со смехом говорю я. 
- Давай заключим пари. Если  этот парень даст 50, то ты мне ставишь бутылку коньяка, если нет, то  я тебе! Хоть он и предлагает дело похожее на авантюру, но чем черт не шутит, он все же вызывает симпатию, Ты видел, что он не заискивает, держится достойно, а, вообще- то, тебе бы надо присмотреться к нему, он наверняка грамотный человек.
Все, решено, говорит председатель и по громкой связи приказывает:
- Скажите, пожалуйста, Вашу фамилию, что и когда Вы закончили.
 - Фамилия моя Алимов, окончил агрономический факультет Омского сельхоза. Рассказать биографию? - с ехидцей спрашивает он, - скажите лучше о вашем решении, а то мне еще до города надо засветло добираться.
Этот разговор проходил в начале февраля, а до города Новосибирска  без малого 80 км.
  - А зачем вам лошадь? -  спрашивает Ю.Ф.   - Я и моя семья не употребляем другого мяса, национальное блюдо - с достоинством и некоторым вызовом говорит парень, наверняка ожидая вопросов о национальности, вероисповедании и т.д.
Но председатель ничего этого не спросил и завершил разговор просьбой завтра ему позвонить,  и он сообщит о своём решении. На этом и распрощались.
-  Вот мы сейчас позвоним моему дружку в сельхоз  и выясним, с кем имели дело
 .   Я решил дождаться конца разговора, поскольку меня откровенно заинтриговала эта неожиданная встреча.
От дружка, который оказался на месте, мы узнали, что посетитель не от мира сего, что агрономические авторитеты для него не существуют, но в нем вроде как есть Божья искра. Председатель и без этой информации уже принял решение и от него не отступил.
     Как в течение весны, лета и осени мучил механизаторов, агрономов и снабженцев Алимов я слышал не раз, поскольку по своей работе часто бывал в колхозе и даже несколько раз помогал по мелочи этому одержимому человеку. Юрий Федорович его поддерживал во всем, поскольку,  видимо, и сам был заинтригован происходящим. Короче, я  выиграл бутылку коньяка  - с поля по кругу в том году точно убрали впервые за его историю 52 ц/га, парень получил лошадь и кличку «шаман», председатель прибавил славы своему колхозу и себе.  В дальнейшем были 62, а максимально 76,8 ц/га с клейковиной 41%. С помощью  КИТов  (коллективы интенсивного труда  -терминология академика Краснощёкова Н.В.- изобретателя их)   и шамана производство зерна по хозяйству довели  в среднем  до 46,0 ц/га на площади 12 тыс. га зернового клина.
           И,  действительно, все выглядело как настоящее шаманство, особенно,  для таких,  как я. Но и агрономы недоумевали. Ведь вроде этот самородок делал все им известное, а результат получил, который им и не снился. Надо сказать пару слов о КИТах.   Инженерное обеспечение этих коллективов лежало на наших плечах, и мы многого добились здесь. А первые КИТы  братьев Кожуховых показали выдающиеся результаты и по производительности,  и по организации всех процессов.
     И вот,  когда мне в руки попал доклад по докторской  К.Г. Алимова, я попробовал   разгадать шаманство этого талантливого человека. И, кажется, разгадал. Он впервые  сформировал  набор критериев и приёмов, которые в заданном сочетании обеспечивают  программируемый   урожай. Это явление и управление им  в зависимости от складывающихся погодных условий  может быть  обеспечено  на основе почти эвристических решений,  способность  принимать которые даны не каждому.   Таким образом, этот человек оказался  серьёзным  учёным   с несомненными выдающимися способностями агронома.
Конечно, заполучить такого самородка и приклеить себе имя его научного руководителя захотелось многим ординарным ученым с высокими званиями.   К.Г.  Алимов здесь проявил понимание их интересов и не очень сопротивлялся, когда его стали приглашать в состав научных коллективов. И все же душа-то никак не лежала к кабинетным делам. Его стихия - зерновое поле. И он таки нашел это единственное призвание,  для которого был рожден. Это его любимое дело и образ жизни.
Уехав из Сибири,  я пытался следить за его судьбой. А когда узнал, что ректор «Тимирязевки»  Баутин В.М. пригласил его для работы в Академии, был очень рад и лишний раз убедился в поразительном чутье нашего ректора на таланты. Но что- то у них не срослось в совместной работе, скорее всего опять то  же - неумение и нежелание «шамана» заниматься кабинетными делами.
    И вот уже несколько лет он удивляет своим «шаманством», а фактически глубокими знаниями академического уровня на полях Тамбовской и Курской областей, обратив в свою агрономическую веру собственных  дочь и сына. В Тамбове работает теперь институт,  занимающийся единственной задачей – учить, как делать рекордные урожаи.  Вся работа идет под лозунгом: «Хотите получить урожай, который вам до этого не снился, следуйте строго нашим указаниям».
Уму непостижимо, но факт: в одном из хозяйств Курской области они собрали урожай в 82-90 ц  с га.
    Не оскудела земля наша талантами, вот только дорогу им загораживают всякие околонаучные жучки - червячки. Недавно узнал, что К.Г. подал документы на звание члена-корреспондента РАСХН, лучшей кандидатуры нет. Но нынче туда избирают других - из высокой чиновничьей рати.
Жил и работал у нас в Сибири выдающийся человек Терентий Семенович Мальцев. Он в Курганской области творил чудеса по урожайности зерновых. Не окончив никаких институтов, и даже обычной школы, он сто очков вперед давал всем академикам, вместе взятым.
Его знания земли и растений были почти божественными, и мне иногда кажется, что и  Кайрулла Алимов из той же когорты Богом помазанных агрономов. Этот человек один из немногих, талант которых служит людям.
    Как-то осенью позвонил мне Кайрулла и попросил поддержать его дочь при защите ею кандидатской диссертации в «Тимирязевке».  – О чём её работа?»- спросил я. Я её научил шаманству - ответил он и засмеялся. – «Это же Вы с Бугаковым много лет назад приклеили мне эту кличку». На защиту  вышла самоуверенная девица  восточной красоты. На все вопросы отвечала примерно так: «Да вам это и не понять». Я всполошился, понимая,  что с таким поведением она завалит защиту, и выступил с пространной речью, где отметил  успешную работу  её отца   в Сибири.  А  результаты представленной  работы   получены на территории с  иными климатическими и  аграрными  условиями.  Она таки схватила 4 чёрных шара, но работа была принята.  Её успех мы отметили в небольшом кафе на Пушкинской площади. Больше я с Алимовым не встречался и, к сожалению, потерял с ним связь. А  РАН так и не признала его заслуг, не выбрала ни членом-корреспондентом, ни академиком. А зря!
февраль, 2010, Москва
       P.S.Сегодня бывший  колхоз  «Большевик» возглавляет сын Ю.Ф. Бугакова. Хозяйство сохраняет высокие показатели производства и завоевало у новосибирцев  непререкаемый авторитет    качеством своей продукции.
       Но, меня не покидает тревога совсем по другому поводу. Казалось бы, наша страна экспортирует громадное количество зерна за рубеж.  Это означает, что проблема  устойчивой продовольственной независимости у нас решена. Но, так ли это?  Действующие холдинги  волшебным образом держат на высоком уровне урожайность зерновых культур, используют современнейшую зарубежную технику, резко подняли производительность труда.  Неужели во всех этих хозяйствах появились свои шаманы? Но, если мы копанём вглубь, то,  что мы обнаружим, что семенной материал зарубежный, препараты для борьбы с сорняками и вредителями зарубежные, запчасти для машин зарубежные. Минеральные удобрения, правда, свои и не ограничены.  В округе этих  предприятий  исчезают последние деревни, уходят люди. Если это явление считать прогрессом и осознанной политикой государства, то обезлюдивание  наших исконных   сельских территорий  ничем иным, как вредительством я объяснить не могу. 
  Но, вернёмся к шаману. Несомненно,  дочь овладела его искусством получения высоких урожаев в центральных областях России.  Вплоть до 2015 года я старался следить за работой этих, несомненно, талантливых людей. И надеялся, что Академия наук по достоинству оценит оригинальность мышления и реальность достигнутых выдающихся результатов.  Но, увы, этого не произошло до сих пор.
06.05.2024 г. Минск


Рецензии