Из истории русской оперы. Елизавета Антонова
совершенно выдающейся певицы в истории русского вокального искусства, обладавшей бесподобным контральто - мощным и глубоким, мягким и пылким, необычайно наполненным и упоительно роскошным по звучанию.
Для "фанатов" вокала Антонова всегда была особым явлением, даже при том, что в "официальной" истории советского оперного театра её имя не так часто фигурировало среди "первачей". Последнее понятно: она в основном представала либо в далеко не "титульных" партиях "оперных мальчиков", либо в характерных ролях. Хотя, конечно, для певицы с таким голосом надо было специально ставить оперы Генделя и глюковского "Орфея", наверное, она была бы прекрасным Орсини или чудесным Сметоном в операх Доницетти, а возможно, могла бы предстать и россиниевскими Арзаче и Танкредом. А какой она могла быть Далилой или Эрдой!..
Но об этом не было и речи.
Спасибо, что был Глинка!
Е.И. Антонова - пожалуй, единственная, несмотря на несметное богатство голосов, певица 20-го века, воплотившая идеал настоящего "глинковского контральто", который в веке 19-м являла собой А.Я. Воробьёва-Петрова.
Её Ваня и Ратмир - это золотые страницы русской оперы.
Ещё были великолепная Княгиня в "Русалке" Даргомыжского (в которой она дебютировала на сцене Большого театра в 1933 году), Кончаковна в "Князе Игоре", Нежата и Лель в операх Римского-Корсакова, Полина -Миловзор и сочная, яркая и, при этом, поющая роскошным голосом Солоха в "Черевичках" Чайковского...
Мы тут уже посетовали, какой, мол, Елизавета Ивановна могла бы быть прекрасной Эрдой, но в её творческой биографии была всё же одна вагнеровская партия - Фрика в "Валькирии". В 1940-м году эту оперу в Большом ставил гениальный Сергей Эйзенштейн. Известна его дневниковая запись о работе артистки: "Фрика - Антонова явная удача. Просто приятно глядеть. И богиня, и стерва. И монумент".
К сожалению, это всё, что мы можем знать о Фрике Антоновой. Записей не осталось.
Зато были полностью записаны "Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила", "Евгений Онегин", "Черевички", "Майская ночь" с участием певицы.
Кроме того, Елизавета Ивановна участвовала в фильме "Глинка", сыграв роль своей знаменитой предшественницы - Воробьёвой-Петровой, - жаль, что там она занята лишь в каких-то совсем крохотных фрагментах.
А ещё, в фильме "Светлый путь" именно её голос звучит в песне "Высоко, под самой тучей" Дунаевского.
Эти записи, многие из которых изданы и за рубежом, помогают сохранять память о певице, ибо дают возможность и сегодня наслаждаться этим волнующим бархатным голосом, подобного которому до сих пор нет.
(Материал с музыкальными фрагментами можно найти в "QUI la VOCE" во ВК)
Свидетельство о публикации №224050701291