Социальная революция. Александр Николаевич Тюханов

Современная библіотека по вопросамъ текущей жизни

                Александр Николаевич ТЮХАНОВ

             Почему необходима, что дастъ и когда возможна

                СОЦІАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦІЯ

ИЗДАНІЕ ГРУППЫ «НЕЗАВИСИМОСТЬ»

МОСКВА

1917

Типо-Литографія А. П. Келлеръ. Петровка, Салтыковскій пер., д. № 5

   — — —
 
   Текущая война, какъ известно, вызвана стремленіями правительствъ разныхъ странъ захватить чужія области и земли, чтобы устроить тамъ рынки для сбыта своихъ товаровъ. Кому же нужны эти рынки? Буржуазные писатели и ученые доказываютъ, (но доказать никакъ пе могутъ,) что рынки нужны всемъ народамъ, а не отдельнымъ классамъ этихъ народовъ.
   Они утверждаютъ, что если, напримеръ, Германія захватитъ рынки въ Африке и въ Азіи, а Россія — проливы и Константинополь, то народы этихъ странъ будутъ благоденствовать, такъ какъ будутъ обезпечены работой на фабрикахъ своихъ промышленниковъ.
   Работы въ самомъ деле будетъ много, потому что хозяева фабрикъ имеютъ место сбыта товаровъ, — работай, да работай. Но дело въ томъ, что при теперешнихъ усовершенствованныхъ машинахъ работа идётъ, такъ быстро, что рынковъ, сколько бы ихъ ни захватывали, все-таки мало. Въ будущемъ техника еще более усовершенствуется и производительность нынешней машины увеличится во сто и более разъ. Где же тогда найдутся рынки, чтобы фабрики постоянно работали, а рабочіе не оставались безъ дела? По рецепту ученыхъ милюковскаго пошиба выходитъ такъ, что мы должны захватить проливы и Константинополь и этимъ обезпечимъ себе благоденствіе на несколько десятковъ летъ.
     А потомъ новыя завоеванія новыхъ рынковъ и такъ до безконечности.
     Допустимъ даже, что мы, движимые любовью къ родине, успешно будемъ продолжать этотъ грабежъ и захватимъ не только Турцію съ Константинополемъ, а и всю Азію, и союзниковъ нашихъ—Францію, Англію и Америку и даже весь земной шаръ.
     Въ силу этого вся промышленность земного шара будетъ «наша» русская.
     Но для нее понадобятся новые рынки и гораздо большіе, такъ какъ она разростется къ тому времени до огромнейшихъ размеровъ.
     Возможно, что тогда наши

— 2 —

профессора, если они не поумнеютъ, будутъ посылать насъ завоевывать Луну, Марсъ, Венеру и другія планеты. Но не надо забывать, что такие умники и советники есть не только въ Россіи; въ Германіи, Франціи, Англіи, Австріи, Америке и другихъ культурныхъ странахъ они еще "умнее" и аппетиты ихъ еще ненасытнее.
   Все они также преисполнены любовью къ своимъ отечествамъ.
   Все они стремятся къ захватамъ.
   И выходитъ такъ, что люди, желая другъ другу везти на продажу свои товары, должны прежде всего подраться между собою и потомъ уже победитель будетъ снабжать побежденнаго изделіями своихъ фабрикъ. А такъ какъ, побежденный никогда не мирится со своимъ положеніемъ и вечно стремится не только вернуть потерянное, а еще и отомстить противнику въ соответствующей степени, то эта человеконенавистническая борьба превратится въ мертвую петлю для всего человечества, если, конечно, люди не додумаются устроиться какъ-нибудь иначе. Машинный трудъ, вместо того, чтобы облегчить работу труженику, отбиваетъ у него кусокъ хлеба и заставляетъ его искать рынковъ для сбыта своихъ изделій к убивать другъ друга изъ-за этихъ рынковъ. Но всего удивительнее то, что народы, гонимые завоевывать чужія страны для рынковъ, сами то во всемъ нуждаются. Ведь, они завоевываютъ рынки не потому, что у нихъ самихъ всего много, а потому, что капиталисты на чужомъ рынке продадутъ товары дороже, чемъ на своёмъ. У купца, напримеръ, есть фабрика. Работаетъ на ней 1000 человекъ. Платитъ хозяинъ имъ по 3 рубля въ день. Три тысячи въ день, значитъ. Да сырья съ разными другими расходами на столько же уходитъ. Расходуетъ, значитъ, купецъ 6000 руб. въ день. А товаръ на рынке продаетъ за 10.000 руб.
     Нельзя же безъ барыша!
     Теперь и подсчитайте: т; рабочіе, которые заготовляли сырье получили 3000 руб., да фабричные 3000 руб., всего 6000 руб.
     А какъ же они на эти деньги купятъ товаръ, который стоитъ 10.000 рублей?
     Четырехъ тысячъ не хватаетъ.
     Положимъ, что этотъ остатокъ раскупятъ разные прислужники купца (чиновники и другіе нерабочіе и безполезные люди), но все равно они берутъ деньги себе на жало-
 
— 3 —

ванье съ того же трудового народа въ виде налоговъ, а сами не участвуютъ въ созданіи техъ товаровъ и продуктовъ, которые ежедневно потребляютъ.
   Оставшійся товаръ купецъ норовитъ сбыть на чужой рынокъ темъ более, что тамъ можно и продать его подороже.
   А на томъ рынке уже хозяйничаютъ купцы другихъ странъ.
   Интересы ихъ, конечно же, сталкиваются.
   Мало того, что они стараются одинъ другому ножку подставить различными своими коммерческими комбинаціями, они призываютъ вооруженную силу, чтобы такимъ способомъ изгнать конкурента съ рынка.
   И вотъ ученые доказываютъ, если мы этотъ рынокъ не захватимъ, то промышленность наша упадетъ, рабочіе будутъ безъ работы, страна обнищаетъ и погибнетъ.
   Тогда начинается война
   Рабочіе одной страны воюютъ съ рабочими страны другой затемъ только, чтобы ихъ купцы и промышленники сбывали свой товаръ на чужомъ рынке.
   Въ настоящее время происходитъ одна изъ такихъ войнъ: народы разныхъ странъ истребляютъ другъ друга, чтобы завоевать для своихъ капиталистовъ рынки.
   А того имъ и въ голову не приходитъ, чтобы вместо завоеванія рынковъ оставить эти товары въ своей стране.
   Разве русскій, немецкій, французскій или какой-либо другой народъ не нуждается въ техъ самыхъ товарахъ, которые капиталисты стремятся сбыть на чужихъ рынкахъ, ради лишнихъ барышей?
     Разве отъ сытости русскаго земледельца вывозится хлебъ заграницу?
     Нетъ, деревня все время голодала, хотя сама своими руками добывала хлебъ, на которомъ спекулируютъ хлебопромышленники.
     А русскимъ сахаромъ откармливали свиней въ Англіи разве не потому, что въ Россіи чай пили и пьютъ «вприглядку и вприсоску черезъ тряпочку», какъ порекомендовала одна умная министерская голова.
     Вся находящаяся на содержаніи у государства и капитала ученая клика въ одинъ голосъ вопитъ о необходимости завоеванія рынковъ и помалкиваетъ о томъ, что все товары, вывозимые на рынки прежде всего необходимы себе.
     Такъ, нетъ же!
     Ты трудовой народъ, создавшій своими руками все ценности и богатства, голодай, нуждайся во всёмъ и иди завоевывать рынки, чтобы

— 4 —

купецъ съ бОльшимъ барышомъ продалъ то, что сделано твоими руками.
     И (О, безуміе!) люди не понимаютъ обмана и идутъ.
     Одна только Россія ежедневно тратитъ 50 милліоновъ рублей на содержаніе 16 милліоновъ людей самыхъ сильныхъ и здоровыхъ, оторванныхъ отъ семьи и отъ труда.
     Дорого же достанутся (да достанутся ли еще) намъ эти рынки!
     А сколько материнскихъ и детскихъ слезъ пролито о безвременно погибшихъ!
     Сколько сиротъ оставлено на произволъ судьбы!
     Сколько людей убито и искалечено!
     Для любой изъ воюющихъ странъ война эта обойдется дороже всехъ рынковъ даже тогда, когда она окончилась бы для опять-таки любой изъ нихъ самымъ благопріятнымъ образомъ.
     А окончится она скорее всего въ ничью.
     И будетъ это похоже на двухъ поспорившихъ дурней, которые по лягушке съели изъ-за того только, что утверждали одинъ про другого, что тотъ лягушку не можетъ съесть.
     Въ настоящей войне воюющіе народы доказали свою храбрость, и готовность защищать свои интересы до конца, и любовь къ родине, и кончилось это позорной печатью Каина-братоубійцы.
     Разве это не безуміе?
     Ученые профессора говорятъ, что нетъ.
     У нихъ въ книгахъ написано, что это историческая необходимость.
     А кто эти книги писалъ?
     Да, такіе же, какъ и они наемники государства и капитала, заслуженные (при царе выслуживались) профессора, пресмыкавшіеся у трона.
     Какъ отцы церкви кощунственно извратили ученіе Христово, такъ и эти ученые опозорили науку, сделавъ её орудиемъ въ рукахъ господствующихъ классовъ.
     И удивительное дело: наука въ той ея части, где дело не касается сильныхъ міра сего (царей, парламентовъ, капиталистовъ) чудеса делаетъ, и затменія умеетъ вычислять, и безпроволочный телеграфъ делаетъ, и воздушные корабли, подводныя лодки и массу другихъ удивительныхъ вещей, а какъ только дело дойдетъ до кармана буржуазіи или до власти, такъ и выступаетъ на сцену «историческая необходимость», вплоть до приглашенія на россійскій тронъ Мих. Романова по милюковскому рецепту.
     Собственность есть кража, – говоритъ Прудонъ.
     Многіе, считающіеся, возможно, что и по недоразум;-

— 5 —

нию, умными людьми изъ техъ же ученыхъ, (а учились они по указке царскихъ холоповъ въ Россіи и буржуазныхъ – за границей) считаютъ эту фразу чемъ-то въ роде шутки и повторяютъ ее съ насмешливой улыбкой.
   Мало ли, дескать, что скажетъ анархистъ, который и власти даже никакой не признаетъ.
   На самомъ же деле улыбаться, да еще насмешливо вовсе не къ чему.
   Не спорю, въ гостиныхъ у господъ такъ называемаго «высшаго света» убеждены, что земля должна принадлежать имъ, господамъ, спекулирующимъ на хлебе насущномъ, а не темъ землепашцамъ, которые надъ нею трудятся.
   Темъ более, что и услужливые кабинетные ученые готовы всячески подтвердить это.
   Землевладельцы-паразиты даже заинтересованы въ томъ, чтобы урожай былъ ниже средняго: тогда они припрячутъ кое-что, а какъ наступитъ голодный год, такъ начнутъ продавать хлебъ втридорога.
   Это у нихъ называется «хорошимъ годомъ».
   Но пахари не такъ смотрятъ на эту собственность.
   Они знаютъ, что земля эта полита ихъ потомъ, что деды и прадеды ихъ трудились надь нею и кости свои сложили тутъ и то всё-таки говорятъ о земле лишь то, что «ничья она, Божья».
   А вотъ есть спеціальное сословіе людей, которые только темъ и занимаются, что разбираютъ чужія дела — юристы, такъ те говорятъ, что земля «ничьей» быть не можетъ. Не знаю, что сказали бы они про воздухъ, солнце и звёзды, если бы все это можно было огородить и сказать: это мое.
   Надо заметить, что эти господа люди очень ученые.
   Они спеціально занимаются изученіемъ всехъ этихъ вопросовъ о праве, собственности и пр.
   Они и римское право изучаютъ, и государственное и международное и много другихъ.
   Но, вместе съ темъ у всехъ ихъ есть одна общая характерная для нихъ черта: при всякихъ спорахъ о собственности они всегда доказываютъ, что собственность принадлежитъ тому именно лицу, которое уплатило адвокату гонораръ за хлопоты.
   Случится, напримеръ, такъ: два соседа Сидоръ да Харитонъ не поделяетъ что-нибудь между собою и идутъ въ судъ.
     Добрые люди посоветуютъ имъ къ «брехунцамъ» (такъ простой народъ адвокатовъ называетъ) обратиться – дескать вернее будетъ: те

— 6 —

доки по этой части, все финты и подходы знаютъ.
     Обращаются Сидоръ и Харитонъ къ адвокатамъ и почти всегда такъ случается, что обоихъ ихъ адвокаты уверяютъ, что именно его дело правое, а соседъ неправъ.
     И странное дело: два адвоката люди образованные, ученые, знающіе, говорятъ, что честные, и всегда противоположныхъ мненій какъ разъ въ техъ самыхъ вопросахъ, въ которыхъ ошибки у нихъ кажется, не могло бы быть, въ вопросахъ права и собственности, которые они такъ много изучали.
     Но что еще более замечательно, такъ это то, что эти адвокаты всегда доказываютъ правоту лишь того, кто имъ заплатилъ.
     И вотъ более состоятельный всегда обращается къ помощи «брехунца» наиболее «зубастаго» и наверняка выигрываетъ дело.
     Не даромъ народная мудрость говоритъ: съ сильнымъ не борись, съ богатымъ не судись.
   Еще надо обратить вниманіе на слова «выиграть дело», употребляемые при разныхъ судейскихъ кляузахъ въ томъ числе и о праве собственности.
   Ведь, если дело, а значитъ и собственность можно «выиграть», да и то не где-нибудь, а въ доме такъ называемаго правосудія, въ царстве закона, то какое же можетъ быть уваженіе къ этой собственности и велика ли разница между собственностью выигранной и украденной, особенно, если игра была не совсемъ чистая?
   Но и это еще не все.
   Дело въ томъ, что собственность, напримеръ, земельная является орудіемъ расхищенія чужого труда, который пріумножая достояніе собственника, постепенно превращаетъ эту собственность въ кражу.
   Пояснимъ на примере: у помещика Кровопійцева есть земля, оцениваемая въ 100.000 рублей.
   Землю эту обрабатываютъ голодаевскіе крестьяне.
   Помещикъ ежегодно имеетъ отъ этой земли 10.000 руб. дохода.
   Половину дохода онъ проживаетъ самъ, а другую употребляетъ на округленіе, благоустройство и увеличеніе доходности земли.
   Такимъ образомъ, черезъ 20 летъ Кровопійцевъ получилъ деньги за свою землю, но благодаря трудамъ голодаевскихъ мужиковъ, онъ владеетъ землею и она стала вдвое дороже.
   Если бы помещикъ не бралъ себе и этихъ 5000 руб., то крестьяне не были бы вынуждены продавать за безценокъ хлебъ спеку-

— 7 —

лянтамъ и не были бы голодаевцами, какъ прозвали всю ихъ деревню, всегда нуждающуюся въ хлебе.
   Такая собственность, собственность земельная, есть ничто иное, какъ кража и не только кража, а еще и орудіе порабощенія и расхищенія народнаго труда, источникъ нищеты народа, а следовательно и его темноты и невежества.
   Крестьяне!
   Пока вы сильны, боритесь съ помещиками, но не судитесь съ ними.
   Помните: съ сильнымъ не борись, съ богатымъ не судись.
   Теперь перейдемъ къ другимъ видамъ собственности.
   Надо ли говорить о собственникахъ, живущихъ во дворцахъ, и палецъ о палецъ не ударившихъ для созданія этихъ дворцовъ.
   Съ паразитами нечего церемониться!
   Но вотъ мы возьмемъ домовладельца-промышленника.
   У него несколько домовъ, доходы отъ которыхъ даютъ ему возможность не только жить безбедно, а еще и пріумножать свои владенія, а следовательно и доходы, и капиталъ свой.
   Что же онъ делаетъ для того, чтобы получить это?
   Да ничего, кроме получки.
   А разве квартиранты сами не могли бы озаботиться о благосостояніи жилища?
   Обыкновенно между ними и домовладельцемъ ведется постоянная война изъ-за упорнаго нежеланія его улучшить жилищныя условія.
   Поэтому безъ домовладельцевъ было бы лучше.
   Они, какъ пауки опутали весь городъ.
   И собственность ихъ – несомненная кража.
   Но можетъ быть несправедливо отнимать у нихъ собственность.
   Ведь, если надъ созданіемъ земли люди не трудились, то дома-то всё-таки людьми сделаны. Да, людьми, но не теми, кто владеетъ этими домами, ибо, какъ, опять-таки, говоритъ народная мудрость, отъ трудовъ праведныхъ не наживешь палатъ каменныхъ.
     А домовладельцы, действительно, «наживаютъ» дома, а не строятъ ихъ.
     Настоящіе хозяева домовъ – строительные рабочіе, какъ и голодаевкіе крестьяне принуждены за безценокъ продавать свой трудъ и на этомъ спекулируютъ подрядчики и домовладельцы, собственность которыхъ не только кража, но и орудіе порабощенія.

— 8 —
 
     Такъ можетъ быть собственность фабрикантовъ, заводчиковъ, промышленниковъ и всякихъ купцовъ и банкировъ не кража?
     Посмотримъ.
     Что касается купцовъ и банкировъ, то такая разница между собственностью, «нажитою» путемъ барышничества (у купцовъ) и путемъ ростовщичества (у банкировъ).
     Последнее, т. е. ростовщичество даже по буржуазнымъ законамъ карается, если проценты взимаются выше, кажется, 13-ти.
     Но кто можетъ проконтролировать, сколько берётъ ростовщикъ, если проценты можно вписать въ сумму долга.
     Допустимъ, надо челов;ку 1000 рублей и занимаетъ онъ столько же, а вексель пишется на 1200 руб. да еще проценты.
     Кроме того, почему 15% считается преступленіемъ, а 10% не считается.
     Во всякомъ случае, если это не полное преступленіе, то 2/3 преступленія есть.
     Откуда взяли, что въ одинъ пріемъ ограбить человека нельзя, а въ два можно?
     Не всё ли равно какой-нибудь мелкой рыбке: сразу ее проглотитъ щука, или раскуситъ надвое.
     Поэтому банкирская и купеческая собственность даютъ возможность купцамъ и банкирамъ захватывать собственность чужую.
     Это чужая собственность, присваиваемая ими, даётъ имъ возможность расширять эти операціи присвоенія.
     Разве это не кража?
     Наконецъ остается еще одна значительная часть собственниковъ-промышленниковъ заводчиковъ и фабрикантовъ.
     Воры они, или нетъ?
     Надо полагать, что те изъ нихъ, которые сознательно противятся соціальной революціи, зная каковы будутъ ея последствія, не только воры и разбойники, а вообще преступники.
     Ведь, только закоренелый преступникъ, врагъ каждаго человека можетъ желать, чтобы люди гибли отъ непосильнаго труда, отъ безработицы и голода въ то время, когда можно дать всемъ работу и эти все создадутъ такія богатства, которыя обезпечатъ существованіе человечества безъ всякихъ заботъ о будущемъ.
     Тысячу летъ тому назадъ, когда люди добывали себе свой хлебъ насущный почти голыми руками, и то все-таки имъ хватало всего, чтобы существовать.   
     Но вотъ люди начинаютъ изобретать разныя машины и орудія, чтобы облегчить свой трудъ. Этого они достигаютъ.

— 9 —

   Даже самыя несложныя, простыя машины и станки увеличили производительность труда разъ въ десять.
   Но стали ли люди богаче въ десять разъ?
   Нетъ!
   Благодаря тому, что машины и орудія производства находятся въ частныхъ рукахъ, они не могли дать человечеству техъ благъ, которыя изъ нихъ можно было бы извлечь.
   Машины работали только тогда, когда это выгодно было хозяину, который старался не переполнять рынокъ, изделіями своей фабрики.
   Но вотъ техника шагаетъ дальше.
   Выдумываются новыя машины, которыя увеличиваютъ производительность труда во сто разъ.
   И что же? Разве во сто разъ стало богаче человечество.
   Нетъ.
   Опять-таки машина вырабатываетъ товара столько, сколько требуетъ рынокъ, а рынокъ требуетъ не больше того, что можетъ израсходовать весь трудящійся народъ, а расходы его ограничиваются скуднымъ заработкомъ за свой трудъ.
     И ждутъ труженики, когда тунеядцы сбудутъ весь товаръ съ рынка и снова позволятъ имъ работать.
     Современная техника шагнула впередъ съ головокружительной быстротой.
     Тысячесильныя машины работаютъ за человека, а разве они даютъ человечеству въ тысячу разъ больше первобытнаго работника?
     Нетъ, он; создали тысячи безработныхъ и вырабатываютъ пока что всё тотъ же рыночный порціонъ, за увеличеніе котораго милліоны людей, какъ зверье, бросились убивать другъ друга.
     И разве тотъ, кто сознательно противодействуетъ тому, чтобы машины всегда работали на людей для уничтоженія нужды, кто спекулируетъ на этой нужде, не есть воръ?
     Разве такая собственность не есть кража?
     Если это не кража, то что-то худшее, чему еще не придумано названія.
     Чтобы устранить все эти неурядицы, чтобы всехъ обезпечить работой, что обогатитъ все человечество въ тысячи разъ, необходимъ коренной переломъ въ хозяйственной жизни, необходима соціальная революция.
     Когда падутъ предразсудки о собственности, какъ они пали о царизме, произойдетъ освобожденіе труда от ига капитала.
     Люди, не дожидаясь, когда им позволятъ фабрикатны, сами возьмутся за работу.
     Не будетъ безработныхъ. Все будутъ работать. Это ничего,

— 10 —

что много товаровъ наделали, можно ихъ и расходовать больше.
     Не жалейте, товарищи, еще наделаемъ ихъ: машины въ нашихъ рукахъ, рабочія руки съ нами и каждый человекъ теперь – источникъ богатства!
     Нетъ теперь искусственныхъ перегородокъ, которыя не допускали человека къ труду, держали его въ нищете и заставляли грабить и убивать другъ друга!
     Все кь труду!
     Пусть полнымъ ходомъ работаютъ мощныя тысячесильныя машины! 
     Пусть они умножатъ наши богатства въ тысячи разъ.
     Потомъ мы построимъ новыя сильнейшія машины, которыя увеличатъ наши богатсва въ милліоны разъ и пусть позавидуютъ тогда милліардеры, живущіе въ хрустальныхъ дворцахъ на дне проходныхъ озеръ: мы сможемъ тогда построить сколько угодно такихъ дворцовъ, такъ какъ никто не удержитъ насъ въ вынужденномъ бездельи и не будетъ у насъ людей неработающихъ, какъ это было при капитализме, когда 3/4 людей занимались или охраной или грабежомъ чужаго имущества, которые въ самомъ ничтожномъ количестве вырабатывали полуголодные работники, то и дело отрываемые отъ работы, такъ какъ собственникамъ невыгодно было, чтобы на рынокъ выпускалось много товаровъ.
   Такъ пусть же теперь будетъ довольство для всехъ.
   Пусть мы вольные и радостные восторженно встретимъ Первый День Светлаго Мая въ первомъ году новой эры человечества, – эры полнаго освобожденія его.
   И будетъ этотъ день праздникомъ победы человека, такой победы, какой онъ никогда еще не одерживалъ; победы надъ собственной глупостью, жадностью и предразсудками.
   Придетъ жизнь, жизнь настоящая, достойная разумныхъ существъ, достойная человека — совершенства природы.
   И протянутъ братья народы другъ другу руки въ знакъ вечной дружбы, основанной уже не на лицемерныхъ дипломатическихъ договорахъ, а на солидарности и на взаимномъ пониманіи вреда, который является следствіемъ всякой вражды.
     Такъ какъ при производстве товаровъ на себя и для обмена на другіе товары, производимые другими работниками, рынки уже не понадобятся, то людямъ незачемъ будетъ «захватывать» и завоевывать земли

— 11 —

      Совершенно лишнее деленіе территорій на государства будетъ уничтожено. Уничтожатся также и границы между существующими теперь государствами, которыя только стесняютъ людей и свободу передвиженій. Не отъ кого будетъ защищать «отечество», такъ какъ съ уничтоженіемъ границъ никакихъ отечествъ не будетъ.
   Ведь, было время, когда древняя Русь делилась на множество княжествъ (Московское, Тверское, Ярославское, Костромское и мн. др.) и все эти княжества по приказу князей и на потеху имъ вели между собою постоянныя войны.
   Но стоило уничтожить ихъ и воевать стало не съ кемъ.
   Никогда и въ голову не придётъ костромичам и итти войной на ярославцевъ или на кого-либо другого.
   Также и другимъ народамъ мало охоты бросать свои места и идти куда-то въ чужія страны и грабить ихъ.
   Въ той же Россіи уживается масса народностей (малороссы, татары, калмыки, киргизы, чуваши, черемисы и мн. др.) и между собою они не враждуютъ.
   Если и притесняютъ и порабощаютъ ихъ, то только всяческія власти и начальство.
   И вотъ, чтобы никакихъ притесненій и порабощеній не было, то самое лучшее, что можно сделать — это вырвать зло съ корнемъ, т. е. всякое начальство и всякую власть уничтожить.
   Тогда некому будетъ затевать ссоры, вражду, войны между народами и они свободно будутъ жить въ вольнихъ городахъ, вольныхъ общинахъ, селахъ и деревняхъ.
   Зачемъ тогда солдатчина?!
   Зачемъ отрывать отъ труда и отъ своихъ близкихъ самыхъ сильныхъ и здоровыхъ людей и дрессировать ихъ, обучая убійству!
   Да еще содержать ихъ надо. Пустъ лучше трудятся.
   И имъ, и другимъ лучше будетъ.
   За то какая огромная экономія силъ и средствъ!
  «Но, – скажутъ, – какъ же безъ начальства, безъ власти, или хотя бы безъ руководителей? А какъ же и кто же будетъ заведывать производствомъ и потребленіемъ»?
     И въ самомъ деле, какъ-будто такъ.
     Но стоитъ только глубже вникнуть въ суть дела, то мы увидимъ, что для производства и распределенія продуктовъ надо не начальство, не власть, а только производители и распределители, какими можетъ быть каждый.
     Что касается того, что для руководства про-

— 12 —
 
изводствомъ необходимы лица со спеціальнами знаніями и съ образованіемъ, то и тутъ следуетъ указать на то, что производство и распределеніе после соціальной революціи приметъ совершенно иныя формы.
     Теперь все инженеры и руководители всякихъ производствъ въ силу требованій рыночной конкуренціи вынуждены заботиться лишь о томъ, чтобы предпріятіе дало барышъ хозяину, а объ остальномъ имъ дела нетъ.
     Поэтому очень часто бываетъ, что на рынокъ выпускается товаръ недоброкачественный, если хозяинъ уверенъ, что и так «сойдётъ».
     Это еще выгодно фабриканту и по такимъ соображеніямъ, что дрянной товаръ скоро износится и потребуется новый.
     О распределеніи теперь и говорить нечего; всехъ больше получаютъ те, кто всехъ меньше делаетъ и наоборотъ.
     Въ будущемъ техническія и спеціальныя знанія будутъ пріобретаться работниками съ детства вместе съ изученіемъ производства товара.
     А такъ какъ школа будущаго будетъ совершенно свободна, ей не понадобится вдалбливать въ голову ребенка всякую белиберду о святости собственности и власти и множество другой дряни, что отбиваетъ всякую охоту къ ученію, то знанія пріобретутъ большую ценность.
     Изученіе предметовъ будетъ не сухимъ теоретическимъ долбленіемъ отвлеченныхъ истинъ, а пойдетъ параллельно и совместно съ изученіемъ производства.
     Поэтому каждый работникъ будущаго имеетъ все шансы на то, чтобы быть интеллигентнее современнаго инженера.
     Это темъ более можно утверждать, что въ будущемъ люди, не обремененные постоянной борьбой за кусокъ хлеба и располагающіе массой свободного времени, могутъ гораздо больше уделять времени и силъ науке, но науке настоящей, а не такой, какая теперь, изыскивающая новыя и более совершенныя способы порабощенія трудовыхъ массъ и рекомендующая на троны Романовыхъ.
     Такимъ работникамъ, не нужны, конечно, никакіе руководители, никакія власти, никакое начальство, такъ какъ каждый изъ насъ, даже теперь, сознаётъ, что порядокъ необходимъ, и многіе ради этого готовы даже пойти въ кабалу какой либо власти.
     Но тысячелетія опыта показали, что отъ власти никогда

— 13 —
 
никому, кроме вреда, ничего хорошаго не было.
     И потому давно пора освободиться отъ нея.
     Производство и распределеніе можетъ обойтись и безъ начальства, какъ это делается въ различныхъ вольныхъ обществахъ и союзахъ, где если и есть т. н. руководители, то власти они никакой не имеютъ.
    Распределеніе продуктовъ въ будущемъ является вовсе не сложнымъ, такъ какъ при обиліи ихъ никому и въ голову не придетъ что-либо делить и оставлять себе «про запасъ».
   Кому чего сколько понадобится въ действительности, тотъ столько и будетъ иметь, но не скажетъ, что это «мое», какъ теперь делаютъ по отношенію къ такимъ богатствамъ, которыя и сосчитать не могутъ.
   Если каждый человекъ уверенъ, что его не ждётъ ни безработница, ни голодъ, если онъ уверенъ, что дети его, какъ только подрастутъ, будутъ также, какъ и все, обезпечены трудомъ и богатствомъ, то зачемъ человеку и безпокоиться о накопленіи благъ.
   Ведь, все равно, после смерти ничего из этого ему  не понадобится.
   Такимъ образомъ, соціальная революція освободить человечество отъ экономическаго и духовнаго гнёта, и отъ предразсудковъ.
   И тогда людямъ не понадобиться вступать въ борьбу между собою изъ-за какихъ-то призрачныхъ благъ, которыя они могутъ отнять другъ у друга.
   Нетъ, истинныя блага ожидаютъ человечество, когда оно, вооружившись наукою и знаніями, вступитъ въ борьбу съ природой и займется открытіемъ ея тайнъ.
     И сколько этихъ тайнъ хранитъ одна только наша земля, можетъ быть такихъ тайнъ, какъ радій, напримеръ, которыя могутъ осчастливить человечество.
     А ведь земля-то наша — только пылинка въ великомъ, прекрасномъ, вечномъ, безконечномъ и неограниченномъ міре.
     При вопросе о своевременности соціальной революціи, необходимо подробнее остановится на томъ, что нужно для совершенія соціальной революціи и есть ли въ наличности те благопріятныя условія, которыя необходимы для успеха ея.
     Когда-то въ древнія времена два полудикихъ человека заспорили между собою при дележе убитаго ими зверя.
     Въ пылу ссоры одинъ человекъ убилъ

— 14 —
 
другого, а такъ какъ онъ былъ людоедъ, то онъ воспользовался не только мясомъ зверя, а и своего соперника.
     Впоследствіи людоедъ этотъ сообразилъ, что убивать побеждённаго невыгодно: гораздо лучше заставить его работать на себя.
     И вотъ победители съ того времени объявили милость своимъ побежденнымъ: теперь они не станутъ убивать и пожирать ихъ, а дадутъ имъ жизнь.
     Только въ благодарность за эту милость побеждённые должны работать на победителей.
     Такъ началось рабство.
     Впоследствіи, чтобы рабы не бунтовались, рабовладельцы черезъ жрецовъ и поповъ сумели убедить ихъ, что все это «отъ Бога», иначе и быть не можетъ.      Если же не будетъ добрыхъ господъ, то кто о несчастныхъ рабахъ позаботится. Въ школахъ этому и детей учили. Те выростали, делалились учеными и писали мудреныя книги и законы, где уже съ «научной» и «юридической» стороны оправдывалось рабство.
   Затемъ, когда всё-таки рабы нетъ-нетъ, да и возставали, что грозило крутой расправой съ рабовладельцами, рабство стало ненадежно и опасно. Хотя разставаться съ нимъ господамъ и не хотелось, но все-таки пришлось, темъ более, что была найдена другая форма рабства – крепостничество, которое, въ зависимости отъ соотношенія силъ, меняло свои формы. Такъ, напримеръ, когда порабощенные народы не верили попамъ и юристамъ и готовы были освободиться, то господа делали частичныя уступки.
   Этимъ часть рабовъ удовлетворялась, а съ остальными непокорными господа умели расправиться. Но потомъ и крепостничество стало также невыгодно: что за работникъ изъ подъ палки, да еще то и дело бунты бываютъ. Того и гляди всехъ помещиковъ перевешаютъ.
     Нетъ, пусть лучше будучи «свободными» поработаютъ!
     И вотъ снова проявляется «милость» господская; крепостные получаютъ свободу.
     Но свобода эта такая же, какую дали людоеды своимъ рабамъ, отказавшись отъ ихъ мяса и поработивъ навсегда.
     Нынешнія формы рабства такъ ловко замаскированы, что и не догадаешься скоро въ чемъ это рабство кроется.

— 15 —

     Вотъ, напримеръ, содержанка банкира разъезжаетъ на автомобиле и растрачиваетъ бешеныя деньги на предметы роскоши.
     Сколько труда положено въ шахтахъ, въ рудникахъ, въ заводахъ, мастерскихъ и на фабрикахъ, чтобы изъ какой-нибудь безформенной массы получалась изящная, красивая, дорогая вещь.
     И что же работники за это получили?
     Да, какъ и рабы и крепостные, они получили лишь то, необходимое, чтобы не умереть съ голода. Впрочемъ, это даже не совсемъ такъ: въ древности, когда рабочія руки каждаго раба представляли ценность, то господа заботились о томъ, чтобы рабы были сильны, здоровы и не вымирали.
     Теперь же машинный трудъ заменяетъ человека и господа не особенно безпокоятся о благосостояніи свободныхъ рабовъ.
     И, действительно, болезни отъ недоеданія, отъ непосильнаго труда, отъ скверныхъ жилищныхъ условій очень много уносятъ жертвъ въ безвременныя могилы.
     Таковы въ настоящее время условія соціальныхъ отношеній и благопріятны ли они для соціальной революціи?
     Что же произойдетъ при соціальной революціи?
     Конечно освобожденіе.
     А было ли когда либо освобожденіе несвоевременнымъ?
     Попы и некоторые ученые всегда говорили, что это и богомерзко и несвоевременно.
   Рабы же всегда были не прочь освободиться, но тутъ являлись ихъ друзья и доброжелатели, которые уговаривали добиваться пока не полнаго освобожденія, а лишь некоторыхъ улучшеній.
     Благодаря этому формы рабства менялись и делались совершенными и незаметными.
     И разве когда-нибудь было несвоевременно древнему человеку убежатъ отъ победившаго его людоеда!
     Разве потомъ, въ любое время, несвоевременно было этому несчастному человеку освободиться.
     Всегда было своевременно, но не хватало силы.
     Сила была на стороне господъ.
     А потомъ господа стали порабощать людей ихъ же собственной силой при помощи поповъ и государственной машины.
     Освобожденіе стало гораздо труднее.
     Тутъ уже самимъ противъ себя приходится бороться.
     И чемъ дальше въ лесъ, темъ больше дровъ, – государство, какъ машина порабощения совершенствуется и все труднее и труднее

— 16 —

становится рабамъ путь къ свободе, такъ какъ машина даётъ возможность капиталисту содержать государство съ его наёмными защитниками современнаго строя.
     И вотъ теперь находятся люди, называющіе себя представителями «научнаго» соціализма, которые утверждаютъ, что они такъ вотъ доросли не только до того, чтобы быть свободными, а и до того даже, чтобы распоряжатся судьбой себе подобныхъ, а вы, пролетаріи, еще не доросли до свободы: даже, если вы и доросли до этого, то и тогда не должны стремиться вперёдъ, такъ какъ де формы производства не подходящи еще для того, чтобы произвести соціальную революцію.
    А кто поручится, что опять не готовится новая форма рабства, более тонкая, более совершенная, более незаметная, освобожденіе изъ которой будетъ еще труднее?
    Какія бы формы не принимало рабство, освобожденіе отъ него никогда не преждевременно.
     Разве не своевременно теперь, чтобы земля перешла въ руки пахарей?
     Разве не своевременнно, чтобы заводы и фабрики не бездействозали, чтобы строились новыя, чтобы не было безработицы?
     Разве не своевременно стереть границы между государствами и распустить солдатъ по домамъ?
     Все это своевременно и чемъ скорее осуществится, темъ лучше.
     Да здравствуетъ соціальная революція!

     — — —
 


Рецензии