VII-1-6. Пассионарий, победивший русофобию

               
                «Математику называют «поэзией чисел» А поэзия всегда               
                национальна. Истинная поэзия всегда народна. Не случайно               
                Игорь Ростиславович Шафаревич так любит стихи».
                Владимир Бондаренко.               
               
https://dzen.ru/a/ZHth1Pu8FV95YhaO  - Игорь Шафаревич. «Победивший русофобию. 100 лет русскому мыслителю».
/Очерк включен в книгу Егора Холмогорова "Добрые Русские люди от Ивана III до Константина Крылова. Исторические портреты деятелей русской истории и культуры".  — М.: Книжный мир, 2022/.
               
                Егор Холмогоров – Российский политический деятель, публицист, режиссер-документалист, блогер. Обозреватель телеканала Russia Today.
Компиляция:

                = Академик Игорь Ростиславович Шафаревич (1923-2017) — выдающийся математик, смелый общественный деятель, один из главных идеологов русского пути, уводящего от «Двух дорог к одному обрыву».  Так назвал мыслитель одну из самых известных своих работ. Он прожил долгих 93 года. В это без малого столетие уместились, на самом деле, не одна, а несколько жизней.
                Первая — жизнь одного из ведущих не только в России, но и в мире математиков. В 17 лет окончен ВУЗ, в 19 кандидат, в 23 — доктор, в 35 членкор, множество решенных сложнейших задач, выстроенных математических систем, признаний, званий и премий.
               
                = Звания академика пришлось дожидаться неожиданно долго — до 68 лет. Тому причиной была вторая жизнь Шафаревича — жизнь историка и философа.  Шафаревич пишет убийственное в своей гуманитарной обоснованности и аналитической точности исследование «Социализм как явление мировой истории». Он находит истоки социализма не у Маркса и Кампанеллы, а в империи инков и в древних восточных деспотиях, таких как Третья династия Ура в Шумере, построенная на строжайшем учете и контроле трудовых ресурсов и государственном распределении продуктов.
                Философская основа социализма – это метафизическое неприятие отдельности как формы существования мира. Свою философию истории и жизни Шафаревич изложил в своих лекциях «Духовные основы российского кризиса ХХ века», предсказав, что падение советского коммунизма предвещает падение и его близнеца – западного либерализма.

                = Именно это привело к его третьей жизни – жизни диссидента. С 1955 Шафаревич подписывает письма, участвует в самиздате, поддерживает Солженицына в самые трудные минуты. Он один из тех русских телят, которые бодаются с советским дубом. Солженицын сразу отметил в Шафаревиче какое-то глыбное национальное начало: «Вход в гражданственность для человека не гуманитарного образования — это не только рост мужества, это и поворот всего сознания, всего внимания, вторая специальность в зрелых летах... (притом свою основную специальность упуская, как иные, или не упуская, как двудюжий Шафаревич, оставшийся по сегодня живым действующим математиком мирового класса)...
                А еще Шафаревичу прирождена самая жильная, плотяная, нутряная связь с русской землей и русской историей. Среди нынешних советских интеллигентов я почти не встречал равных ему по своей готовности лучше умереть на родине и за нее, чем спастись на Западе... Глыбность, основательность этого человека не только в фигуре, но и во всем жизненном образе, заметны были сразу, располагали...».

                = «Русофобия» — трактат-предупреждение. Шафаревич показал в нем, с удивительной научной точностью, ту идеологию, которая будет править сатанинский бал на наших просторах с начала перестройки.  И не утихомирилась в полной мере и до сих пор.
                Любой русофобский текст в современной российской журналистике составлен из штампов, уже зафиксированных в работе Шафаревича, который сделал обширные и показательные выписки из классиков и современников русофобской совокупности убеждений. Шафаревич был человеком с глубоко научным складом ума. Увидев симптом, манифест проблемы, его мозг начинал работать, пока не достигал определенного теоретического понимания. А мозг этот был весьма богатым и изощренным. Он владел английским, французским и немецким, был всегда в курсе новейшей литературы и интересовался передовыми, но не «модными» в дурном смысле слова новейшими западными теориями.

                = Математик Шафаревич имел первоклассную подготовку гуманитария. Он построил стройную концепцию «малого народа» как меньшинства, навязывающего себя большинству в качестве элиты и социального посредника. Сущность этого «малого народа» в восприятии себя как избранных, как гигантов, в ногах у которых должны валяться ничтожные простые смертные. Они воспринимали себя как орден, призванный владеть и править.
 
                = Из его концепции следует, что до начала ХХ века никакой генетической ненависти к русским в еврейской среде не было. Это могут быть религиозная группа (в Англии — пуритане), социальная (во Франции — III сословие), национальная (определенное течение еврейского национализма — у нас). Но, как во Франции в революции играли видную роль священники и дворяне, так и у нас можно встретить многих русских или украинцев среди ведущих публицистов „малого народа“. Лев Николаевич Гумилев назвал это явление термином «антисистема».

                = Шафаревич не боялся никого не только ментально, но даже в самом обычном человеческом смысле, когда стреляют. О чем Александр Проханов оставил удивительную зарисовку, относящуюся к поездке русских патриотов в Приднестровье:
«Поразил Игорь Шафаревич. Интеллигент, ученый с мировым именем, уже не молодой человек, он шел по простреливаемому мосту, не сгибаясь и не кланяясь пулям. Он чувствовал, что обязан и таким образом защищать Россию, русский народ. Он был в этот момент воедино с казаками, сражающимися в Бендерах, с приднестровским ополчением..., и мы любовались им».

                = Все свои работы Шафаревич писал прежде всего в интересах русской нации, заботясь о том, чтобы в сложном многонациональном концерте раздирающем СССР и Россию интересы русских не пострадали. Если он в полной мере и не преуспел, то по крайней мере создал точку сборки, создал тот анти русофобский дискурс, ту систему идейной поддержки русских национальных интересов, без которых нам в эти страшные годы было бы гораздо тяжелей…

                = Свою философию истории и жизни Шафаревич изложил в своих лекциях «Духовные основы российского кризиса ХХ века», предсказав, что падение советского коммунизма предвещает падение и его близнеца – западного либерализма. Похоже мы подходим к той точке, когда это пророчество сбывается, причем либерализм трансформируется перед концом в коммунизм самого левацкого и жизнененавистнического толка.

                = Это был удивительный парадокс Шафаревича — будучи математиком, представителем одной из наиболее абстрактных и идеалистичных форм человеческой мысли, он, на деле, был, пожалуй, самым крупным представителем ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ в ХХ веке. Он — защитник всего органичного, природного, того, что рождается, развивается и умирает, а не того, что висит на жизни сковывающими путами. Такими путами он всегда считал коммунизм.

                = Игорь Ростиславович Шафаревич опубликовал статью под названием «Русизм. Выбираем Путина», в которой он разделил русизм на три составляющие:
              «Россия превыше всего. Россия - государство русских. Господь с Россией и русскими».

              «Угасание патриотизма — самый верный признак начала конца народа: из живого существа он превращается в мертвую машину, отключенную от движущего ее источника энергии. А искусственное разрушение патриотизма — самый надежный путь уничтожения народа». И. Шафаревич.
               
                = Видео. Игорь Шафаревич - Я живу в России.
               
                = Видео. О чём нас предупреждал Игорь Шафаревич.


Рецензии