Жизнь, полная иллюзий. Сальвадор Дали

      Сальвадора Дали считают самым необычным художником XX века. Он был экстравагантным, эпатажным, но чрезвычайно талантливым художником-сюрреалистом своего времени.  Картины Сальвадора Дали похожи на странный сон, после которого человек просыпается и вскакивает в недоумении – «приснится же такое». Слоны на паучьих ногах, вальяжно растекшиеся часы, антропоморфные шкафчики, диваны-губы, пиджак, обвешанный рюмками с ликером, бюст женщины с французским батоном на голове, муравьями на лице и со свешивающимися по плечам початками кукурузы вместо волос и многое другое, не поддающееся обычному человеческому мышлению. Картины эти удивляют, шокируют и восхищают. Они словно порождение инопланетного разума.
      Мир фантазий и грез уникального художника был навеян волшебными местами его родных мест в Каталонии. Испанский городок Фигерас в Каталонии был небольшим неприметным населенным пунктом, пока там не родился Сальвадор Дали, человек, получивший всемирную известность и «титул» гения сюрреализма. Произошло это 11 мая 1904 года. Родился он в обеспеченной семье нотариуса. Отцом его был дон Сальвадор Дали-и-Куси, матерью – донья Фелипа Доменеч. При рождении мальчик получил имя Сальвадор Фелипе Хасинто. У него была сестра, Анна Мария и старший брат Сальвадор, который умер в раннем детстве от менингита. Родители страдали о потерянном первенце и когда родился следующий мальчик, его тоже назвали Сальвадор. По-испански «Сальвадор» значит «спаситель», и годы спустя Дали с пафосом произносил: «Я спасаю современное искусство!».
      В детстве Сальвадор Дали был сообразительным, но заносчивым и неуправляемым ребенком. Он добивался своего капризами и симуляцией, всегда стремился выделиться и привлечь к себе внимание. Часто инсценировал свою болезнь: кашлял, чихал, плакал. Вызывали доктора, который проверял горло, ставил градусник, щупал живот, но все было нормально, и доктор уходил. А маленький проказник вскакивал и отправлялся гулять. Однажды, во время прогулки, он потребовал леденец, хотя магазин еще был закрыт, и устроил такой скандал, что окружающие упросили владельца открыть лавку пораньше и исполнить желание ребенка. Ему не нравилось, что в доме появилась его маленькая сестра. Иногда, если никого не было рядом, он подходил к колыбели и бил ее. А когда его спрашивали, зачем он это делает, отвечал, что просто хотел проверить, настоящая ли она.
      Отцу поведение сына не нравилось, и он часто наказывал непослушного мальчишку ремнем, а потом запирал его в темном чулане. После чего весь дом в течение долгого времени слушал истерические завывания Сальвадора. Совсем другие отношения складывались у мальчика с матерью. Все, что запрещал отец, она разрешала. Фелипа Дали обожала сына и прощала ему все выходки, потакала всем его прихотям и желаниям, наряжала в костюмчики с золотыми пуговками. Несмотря на любовь матери, мальчик все-таки чувствовал себя одиноким и покинутым и часто, без причины, впадал в панику. Младшая сестра вспоминала потом, что он часто боялся самых обычных вещей, таких как телефоны, кузнечики и т. п. Необъяснимый страх к насекомым у него остался на всю жизнь, и уже будучи известным художником, он рисовал их на своих картинах. Кузнечики для него были символом страха и ужаса, а муравьи означали смерть.
     В быту Сальвадор был абсолютно не приспособленным к жизни ребенком. Он не умел завязывать шнурки на ботинках, не мог дойти до булочной и обратно: он все время шел не в ту сторону, и взрослым приходилось его часто разыскивать. Зато он с большим удовольствием наряжался в костюм короля с мантией и произносил торжественные речи, стоя на балконе. Соседские мальчишки смеялись над ним, но ему нравилось, что он собирает толпу зевак под балконом.
     Мальчику часто снились сны. Иногда это были кошмары, иногда – невероятная фантасмагория, но всегда яркие видения, о которых он рассказывал взрослым. Они слушали его рассказы, но не придавали им особого значения.
     Единственное, что отвлекало маленького Сальвадора от проказ – это рисование. Талант в рисовании проявился у него с ранних лет. Родители это заметили и соорудили маленькому художнику мастерскую в подсобном помещении, где он с удовольствием проводил долгие часы. Однажды он нарисовал своего папу в виде людоеда, а себя с котлетой на голове, сидящим у него на руках. Он думал, что папа съест котлету, а его не заметит. Среди друзей семьи Дали был художник-импрессионист Рамон Пишо. Будучи в гостях у него вместе с родителями, маленький Сальвадор, гуляя по саду, сорвал горсть вишен, а потом увидел мольберт и краски, разложенные рядом, взял и нарисовал ягоды на двери сарая. Рисунок увидел художник и сказал родителям: «мальчик очень талантлив, и его надо учить». Но мальчик тут же ответил, что учить его ничему не надо, он уже и так все умеет.
      Когда Сальвадор подрос, то встал вопрос в какую школу его отдать. Мама, конечно же, хотела, чтобы любимый сын обучался в заведении для обеспеченных детей. Но отец видел, что в семье растет необычный ребенок, который вряд ли станет продолжателем его дела и записал сына в муниципальную школу, куда ходили дети бедняков в надежде, что там его научат жизни. Однако, на удивление, дети Сальвадора в школе не обижали, потому что в первый же день он разрешил им срезать все золотые пуговицы с костюмчика и позолоченные пряжки с туфель. Увидев такую щедрость, мальчишки приняли странного одноклассника в свою компанию. До школы Сальвадор умел неплохо читать и немного писать. Но в школе он мало интересовался занятиями и после окончания первого класса напрочь забыл все, что умел раньше. «Практически необучаемый», ; вынесли приговор учителя. Пришлось родителям переводить его в другую школу, где с первых дней занятий он не переставал удивлять школьников и учителей. Однажды на уроке каллиграфии ученикам выдали очень красивую бумагу, Сальвадор вдруг схватил ее и стал очень быстро что-то писать. Когда учитель посмотрел, то очень удивился: текст был написан идеальным каллиграфическим почерком.
      Стараясь привлечь к себе внимание, Сальвадор часто выступал в роли эпатажного, чудаковатого мальчишки, всегда поступающего вопреки чужим мнениям. Проигрывая в школьных азартных играх, он вел себя так, будто выиграл, и торжествовал при этом. Выход на улицу в школе был через площадку вроде балкона, далее справа и слева были лестницы. Как-то Сальвадор вышел на этот балкон и решил не спускаться с лестницы, а прыгнуть вниз с балкона. Он перелез через перила, и заметил, как все замерли, глядя на него. И тогда, к всеобщему ужасу, он прыгнул вниз. Все кинулись к нему, чтобы помочь: кто-то проверял, не сломаны ли ноги, кто-то пытался поднять его с земли, а кто-то бинтовал разбитую голову. А потом все провожали его домой, поддерживая под руки. Это был настоящий триумф и с тех пор он каждый раз так выходил из школы. Но однажды, стоя на балконе, он понял, что все ждут его прыжка. Тогда он перелез обратно через перила и просто спустился по ступенькам лестницы. И опять все были удивлены его поведением.
Сальвадору очень нравилось быть на виду и смотреть на всех остальных сверху вниз. У него было своеобразное отношение к деньгам. В школе он практиковал обмен своих карманных денег. Забирался на парту и объявлял, что сегодня меняет монету в два сантима на монету в один сантим. Это очень нравилось одноклассникам, и к нему сразу же протягивались десятки рук с монетками. А Сальвадор наслаждаясь вниманием окружающих, не спеша, с достоинством короля, менял монеты. При этом он не всегда различал достоинства купюр. Когда ему в трамвае говорили, что билет стоит пятьдесят сантимов, он отдавал пятьдесят песет. А это была большая сумма, на эти деньги средняя семья могла питаться целую неделю. Отец лишь качал головой и говорил, что его сын умрет нищим под забором. Самое интересное, что такое же отношение к деньгам у Сальвадора Дали наблюдалось и во взрослой жизни – он мог, расплачиваясь за такси, дать стодолларовую купюру и забыть спросить сдачу.
      В школьных учебниках и тетрадях на полях он часто рисовал карикатуры, чтобы рассмешить маленькую сестру. Когда Анна Мария подросла, они очень подружились. Она была не только подругой Сальвадора по детским играм и проказам, но и главной поклонницей, советчицей и моделью для его картин: «Фигура у окна», «Портрет Анны Марии», «Девушка со спины» и др.
      Параллельно с получением обычного образования мальчика записали в муниципальную художественную школу, где он учился изобразительному искусству. Окончив здесь обучение, Сальвадор поступил в Академию братьев ордена маристов в Фигерасе, где испанский художник Хуан Нуньес Вернандес обучал Дали методам оригинальной гравюры. Под его руководством юноша нарисовал картины «Сумеречный старик», «Тетушка Анна за шитьем в Кадакесе» и другие полотна. Уже первые работы показали, что Сальвадора мало интересовала академическая живопись.
      Когда юному живописцу исполнилось 14 лет, в Фигерасе открылась его первая выставка. Картины Дали представляли собой пейзажи живописных окрестностей родного города, к которым он до конца своей жизни будет испытывать трепетную любовь. Случайно или нет, но местом проведения выставки был выбран – городской театр. Возможно, именно это и положило начало стремлению Сальвадора Дали соединить свое творчество с театром. Дали стали приглашать к оформлению городских празднеств. По заказу муниципалитета Фигераса он написал импрессионистический по духу «Автопортрет» (так называемый «Автопортрет с рафаэлевской шеей»). Молодой художник стал известным человеком в Фигерасе.
Все свое внимание Дали отдавал творчеству. В школе он продолжал вести себя вызывающе, грубил учителям, учился плохо и его оттуда выгнали. Дали же решил доказать всем, что он может хорошо учиться и перейдя в другое учебное заведение, завершил среднее образование с блестящими оценками.
      В 1916 году, с семьей художника Рамона Пишо, он отправляется на каникулы в город Кадакес, где знакомится с современным искусством, изучает народные суеверия и мифологию.  Уже тогда в его творческий талант вплетаются мистические темы. Увлекшись европейским авангардом, стал изучать импрессионизм, фламандскую живопись. Кроме того, читает труды Ницше, Фрейда. Пробует себя в качестве писателя, сотрудничает с местным журналом «Студиум», публикует очерки о Веласкесе, Гойе, Эль Греко, Микеланджело и Леонардо да Винчи, иллюстрируя их собственными рисунками.
      Сальвадору было шестнадцать, когда умерла его мать. Он относился к ней почти с религиозным обожанием и пережил ее уход как величайшую трагедию. Но даже ее образ он осмысливал в сюрреалистическом ключе. Позднее Дали подробно описывал те мистические видения и впечатления, которые, по его словам, посещали его, когда он находился в материнском чреве, и которые открыли ему и сущность мироздания, и его великое предназначение.
       В сентябре 1921 года он поступил в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде. Тогда же во внешнем виде Сальвадора появились первые признаки будущей эксцентричности: он отрастил длинные волосы и бакенбарды, стал носить вычурные костюмы. Худощавый, небольшого роста, Дали привлекал к себе внимание своей экстравагантностью. Но по словам сестры, он только «прятал за этой яркой оболочкой свою ранимую душу». В 1922 году Дали принимает участие в коллективной выставке Каталонской студенческой ассоциации в галерее «Дельмо» в Барселоне. В прессе печатают благожелательные отзывы о его работах. Он знакомится с режиссером Луисом Бунюэлем, поэтами Федерико Гарсиа Лоркой, Педро Гарфиасом. Изучает новые течения в живописи, экспериментирует с методами кубизма и дадаизма, увлекается политикой. За участие в студенческих волнениях был арестован, некоторое время находился в тюрьме. Его исключили из Академии.  Но в 1924 году он вернулся в Высшую школу изящных искусств. Одновременно стал заниматься и в Свободной академии X. Моизеса, где осваивал приемы реалистической живописи.
      В мае 1925 года Дали выставил одиннадцать работ на групповой выставке в Мадриде. Семь его работ были выполнены в кубистическом стиле, а четыре – в более реалистичном стиле. Ряд ведущих критиков высоко оценили работу Дали. В ноябре этого же года Дали провел свою первую персональную выставку в Барселоне. Эта выставка включала двадцать две работы и имела успех как у критиков, так и коммерческий успех.
В 21 год Сальвадор Дали совершил свое первое путешествие в Париж, где посетил мастерскую Пабло Пикассо. Этот визит так сильно на него повлиял, что, вернувшись в мадридскую школу изящных искусств, Сальвадор отказался сдавать экзамен, заявив, что профессора недостаточно компетентны, чтобы судить его работы, он один знает больше, чем они все вместе взятые. После чего Дали был вновь исключен из Академии.
      Дальше свой творческий путь Дали продолжал самостоятельно. Развивая свой собственный стиль в течение следующих нескольких лет, он создал ряд работ под сильным влиянием Пикассо, Миро, Танги. В 1926 году в Барселоне была организована его вторая персональная выставка. На выставке были представлены картины, написанные как в неоклассическом стиле – «Девушка за шитьем», «Фигура среди скал», так и в стиле авангарда – «Натюрморт в лунном свете», «Барселонский манекен», «Кубистическая фигура» и др.
      С 1927 года творчество Дали все больше находилось под влиянием сюрреализма. Две из таких работ «Мед слаще крови», «Гайка и рука» были показаны на ежегодном Осеннем салоне в Барселоне в октябре 1927 года.
Выставки его работ вызывали большое внимание со стороны критиков. Его хвалили, о его творчестве спорили, отмечая несоответствие в его работах за счет использования как традиционных, так и современных методов.
      В 1927 году Дали проходит годичную воинскую службу в Фигерасе. Затем оформляет спектакль по пьесе Гарсиа Лорки «Мариана Пинеда» в театре «Гойя» в Барселоне, публикует поэму «Виноградная гроздь гонится за рыбкой».
      В 1928 году Дали вновь приезжает во французскую столицу, где знакомится с выдающимися сюрреалистами и примыкает к группе, организованной Андре Бретоном. Его работы демонстрируются на совместных выставках, он становится популярным.
С 6 октября по 3 ноября 1929 года Дали участвует в выставке современного искусства, организованной в Швейцарии Кунстха усом Цюриха. Параллельно проходит выставка его произведений в Париже, в галерее Камиля Гоеманса. На ней было представлено одиннадцать работ, среди которых несколько новых картин: «Мрачная игра», «Великий мастурбатор», «Просвещенные удовольствия», а также те, что были написаны ранее: «Аппарат и рука», «Бесплодные усилия».
      Живя в Париже, он регулярно пишет в барселонскую газету «Ла Публиситат», которая публикует его серию статей, в которых он резко осуждает академизм во всех его формах.
      Приняв участие в деятельности сюрреалистов, Дали вскоре становится одним из идеологов этого художественного течения. Вместе с Бунюэлем он пишет сценарий и снимает фильм «Андалузский пес». Вступив в 1931 году в Рабоче-крестьянский фронт, он выступал с лекциями на собраниях и вносил свой вклад в их партийный журнал. Однако по мере роста политических разногласий внутри сюрреалистической группы, Дали стал занимать более аполитичную позицию, отказываясь публично осуждать фашизм, который постепенно захватывал Европу. За что Андре Бретон обвинил его в симпатиях к Гитлеру. После начала гражданской войны в Испании в 1936 году Дали избегал принимать участие в политике. Однако сразу после победы Франко в 1939 году стал восхвалять католицизм и фалангу (идеология фашизма в Испании), за что и был исключен из группы сюрреалистов.
      В августе 1929 года в Кадакесе Дали встретил свою будущую жену и музу всей жизни. Это была русская иммигрантка Елена Дмитриевна Дьяконова, жена поэта-сюрреалиста Поля Элюара. Женщина называла себя Галой. Несмотря на то, что она была замужем и на десять лет старше Сальвадора, между ними начался роман, который продлится всю жизнь. Дали связывает с ней все свое творчество, даже подписывает свои работы «Гала-Дали», воспевает ее в стихах, посвящает ей все свои литературные сочинения и до конца дней пытается постичь тайну той, что с первой встречи освободила его от всех пожиравших его суеверий, сомнений и колебаний. Благодаря влиянию Гала, сюрреалистический период Дали будет очень плодотворен и позволит ему остро ощутить, что мир сновидений реальнее реального мира. В это время он пишет свои самые патетические работы, где прекрасное и уродливое, мягкое и твердое теряют смысл, обусловленный их противопоставлением, чтобы в сопоставлении образовать законченный синтез «совершенной жизни морфологии вырождения».
       В ноябре-декабре 1929 года была организована выставка картин Дали в парижской галерее Карла Гоэманса. Среди представленных работ «Мрачная игра», «Аккомодация желаний», «Портрет Поля Элюара», «Загадка желания», «Великий мастурбатор».
       Эпатажный образ жизни и связь с замужней Галой вызвали недовольство родственников Дали. А когда на картине «Священное сердце» Дали в гневе написал: «Иногда ради удовольствия я плюю на портрет своей матери», отец выгнал его из дому, лишив наследства. Сестра Ана Мария тоже разорвала с ним отношения и всю оставшуюся жизнь брат с сестрой провели порознь, не считая эпизодических встреч. Во всем они винили Галу. Разногласия с семьей вынудили Сальвадора уехать из Фигераса. Он едет к Гала в Париж, где проходит показ фильма «Андалузский пес» и открывается его очередная персональная выставка. После просмотра фильма критика разделяется на два лагеря. Одни в восторге, другие кричат о скандале.
       Дали поселяется в маленьком отеле близ Марселя, где заканчивает полотно «Человек невидимка», ставшее плодом всех его предыдущих исканий. Это первая картина, в которой присутствует двойной образ, и именно поэтому Сальвадор Дали всегда будет считать эту свою работу «параноическим фетишем», оберегающим Гала и его самого.
      Первым его меценатом становится виконт де Ноай, приобретший его картину «Мрачная игра». Он соглашается заплатить Дали вперед за новую картину «Старость Вильгельма Телля». На эти деньги Гала и Дали возвращаются в Каталонию. В рыбацкой деревне Порт-Льигат они покупают хижину. Здесь начинается самый трудный и самый насыщенный период для Гала и Дали. Они поселились в поселке Порт-Льигат, где купили ветхую рыбацкую хижину. Дали писал картины, а Гала отвозила их на рынок в Кадакес. Талант гения оказался не только ярким, но и удачливым: картины Дали выставлялись на экспозициях и хорошо покупались; популярность художника быстро росла. Благосостояние их семьи росло, рос и дом. Он разрастался за счет приобретаемых соседних владений. В конце концов получилось здание странной ступенчатой формы с большой оливковой рощей в придачу. Гала и Дали любили этот дом. Они много путешествовали, несколько лет жили в Америке, но всегда возвращались в свой дом на берегу моря.
      В июле 1930 года Дали публикует в новом журнале «Сюрреализм на службе революции» длинную поэму-манифест, озаглавленную «Разложившийся осел» («Дохлый осел»), сформулировав в нем сюрреалистические идеи двойного воображения и бредовых видений, в которой определяет свою теорию активного параноического процесса мышления. В журнале помещает репродукцию своей картины «Великий мастурбатор». Такое же название дает он и одной из глав, посвященной Гала книги «Видимая женщина», вышедшей в декабре 1930 года. Вместе с Бюнюэлем пишет сценарий фильма «Золотой век». Едва появившись на экранах, фильм вызывает скандал. Правые экстремисты и антиеврейская лига устраивают погром в кинотеатре и рвут выставленные в фойе работы Дали. Среди них – «Невидимые спящая женщина, лошадь и лев». Это одна из его многозначных картин, где изменение угла зрения перераспределяет формы таким образом, что «поза, тень, строение женской фигуры безо всякого ущерба для их реального вида воспринимаются как фигура лошади».
В июне 1931 года он впервые выставляется в галерее Пьера Колля в Париже. На выставке представлены двадцать четыре картины, среди которых «Постоянство памяти», «Человек-невидимка», «Память женщины-ребенка» и новая версия «Невидимых спящей женщины, лошади и львов». Впервые представлены три предмета в стиле модерн, которые Дали характеризует в каталоге следующим образом: «Декоративные предметы в стиле модерн раскрывают нам самым материальным образом стойкость снов в реальной жизни, поскольку при тщательном анализе эти предметы, оказывается, несут в себе самые невероятные галлюцинаторные элементы».
      Самой известной стала его картина «Постоянство памяти», в которой он разработал сюрреалистический образ мягких, плавящихся карманных часов. Общая интерпретация работы заключается в том, что мягкие часы отвергают предположение о том, что время является жестким или детерминированным. Эта идея поддерживается другими изображениями, такими как широко расширяющийся пейзаж и другие хромающие часы, изображенные пожираемыми муравьями. Это полотно в настоящее время размещено в Музее современного искусства в Соединенных Штатах.
      В конце 1931 года выходит ода, посвященная Гала «Любовь и память». Гала стала постоянной музой Сальвадора Дали. Он создавал ее портреты, видел в ней героинь мифов, сочетал ее образ с собственными видениями. Одним из первых ее портретов, созданных Дали, называется «Портрет Галы». А Гала, поверив в талант Дали, освоила профессию продюссера-агента и предлагала его картины ведущим галереям. Основала благотворительное общество «Зодиак», которое финансово поддерживало художника. Это по ее настоянию они отправились в Америку, где Дали и стал коммерчески успешен.
      Год 1932-й начинается для Дали с ретроспективной выставки «Сюрреалистическая живопись, рисунок и фотография», организованной в Нью-Йорке в галерее Жюльена Леви, на которой он представляет «Постоянство памяти».  Молодой испанский художник обретает популярность в Америке.
      Кроме того, открываются вторая и третья выставки Дали в галерее Пьера Колле и выставка группы «Новое поколение» в галерее Жака Бонжана в Париже. Это расцвет его «параноико-критического метода», уходящего своими корнями в учение Гегеля и Фрейда. Дали пишет новый сценарий «Бабауо» и публикует его в июле в «Эдисьон де Кайе Либр», предваряя статьей «Краткая критическая история кино», где отмечает, что «единственно верный путь к поэзии лежит через комедийные фильмы иррационального направления». Особо отмечает фильм братьев Маркс «Пожиратели животных», возводя его в ранг программных. Вслед за публикацией сценария и статьи он предлагает к постановке «португальский балет» под названием «Вильгельм Телль», но, как и его фильм, этот балет никогда не будет поставлен.
В ноябре 1933 года состоялась персональная выставка Дали в Нью-Йорке у Жюльена Леви. На выставке было представлено двадцать шесть работ, получивших название «замороженные кошмары». В декабре он выставляется в Каталонской галерее в Барселоне.
      Дали по-прежнему пишет для сюрреалистических журналов и начинает сотрудничать с «Минотавром», о создании которого было объявлено в последнем номере «Сюрреализма на службе революции». Этот новый журнал заявляет о себе как литературно-художественное издание, охватывающее изобразительное искусство, музыку, архитектуру, этнографию и психоанализ. Впоследствии Дали нарисует обложку к одному из номеров журнала. Кроме того, он готовит иллюстрации к «Песням Мальдорора» Лотреамона, вышедшим в издательстве Альбера Скира.
В эти же годы художник много работает с книжными иллюстрациями. Проходит его четвертая выставка в галерее Пьера Колле, а затем и новая персональная выставка в галерее «Дельмо» в Барселоне.
      30 января 1934 года в Париже Сальвадор Дали и Гала заключили официальный брак (8 августа 1958 года они обвенчались в церкви в Сант-Марти-Велл).
В ноябре 1934 года Дали приезжает в Соединенные Штаты. Его приезд широко освещается в прессе. В галерее Жюльена Леви в Нью–йорке он организует вторую персональную выставку, которая имела большой успех. В Музее современного искусства Дали читает лекции о сюрреализме. Устраивает сюрреалистический «бал сновидений». Из печати выходит его брошюра «Завоевание иррационального», в которой Дали формулирует теоретические основы «параноидально-критического метода». Он исследует то, что скрывается за первым, видимым планом картины мира. Одержимый идеей научить зрителя созерцанию и настоящему видению, он создает двойной образ или образ невидимого, которые могут означать одно или другое, что заставляет зрителя постоянно сомневаться в том, что же на самом деле предстает перед его глазами. В Америке Сальвадор Дали пишет много красивых картин, среди которых были и пейзажи. Картина «Тени исчезающей ночи» вошла в коллекцию самых выдающихся полотен, написанных Дали.
      Продолжается эпатажное движение Дали по миру. В 1936 году он принял участие в Лондонской международной выставке сюрреалистов «Коро-Сезанн-Дали». Туда он прибыл с бильярдным кием и привел пару русских волкодавов. Его лекция под названием «Подлинные фантомы параноиков» была прочитана в глубоководном водолазном костюме и шлеме. Он прокомментировал это так: «Я просто хотел показать, что я «глубоко погружаюсь в человеческий разум». Также в Лондоне прошла и персональная выставка Дали, которая включала двадцать девять картин и восемнадцать рисунков. Реакция критиков на его картины в целом была благоприятной.
      На выставке «Фантастическое искусство, дадаизм и сюрреализм» в Музее современного искусства Нью-Йорка, особое внимание привлекает к себе его картина «Мягкая конструкция с вареными бобами» (Предчувствие гражданской войны). Дали описал ее сюжет, как «огромное человеческое тело, распадающееся на чудовищные наросты рук и ног, рвущих друг друга в бреду самоудушения». 14 декабря 1936 года Дали появился на обложке журнала Time.
      После посещения Италии он серьезно увлекается искусством итальянского Возрождения. В его творчестве появляются черты академизма, что стало еще одним из его противоречий с сюрреалистами: «Метаморфозы Нарцисса», «Гала-Сальвадор Дали», «Осенний каннибализм», «Испания». Несколько месяцев супруги Дали проводят в Риме, затем отправляются в США, там проходят несколько персональных выставок художника. Кроме того, Дали работает в области дизайна, оформляет балет «Безумный Тристан» («Вакханалия»), премьера которого проходит в Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Пишет и публикует «Декларацию независимости воображения и права человека на безумие».
      В 1938 году на выставке сюрреалистов в парижской Галерее изящных искусств картины Дали стоят на первом плане. Художник посещает Зигмунда Фрейда, пишет «Портрет Фрейда».
      В начале Второй мировой войны Сальвадор с Галой оказались во Франции. После вторжения немцев в страну, им пришлось оттуда срочно уехать. Они переправились в Португалию и в августе 1940 года отплыли в Нью-Йорк. Зиму супруги провели в поместье Хэмптон-мэнор, в округе Кэролайн, штат Вирджиния, где Дали работал над различными проектами, включая свою автобиографию и картины для предстоящей выставки. Американские журналы следили за каждым их шагом, освещая их жизнь в прессе.
      На выставке в Нью–Йорке, состоявшейся в апреле-мае 1941 года он объявил о смерти сюрреалистического движения и возвращении классицизма. В своем эссе о каталоге и комментариях к СМИ Дали провозгласил возвращение к форме, контролю, структуре и Золотому сечению. На выставке было представлено девятнадцать картин. Среди них – «Рынок рабов» с исчезающим бюстом Вольтера, «Лицо войны» и другие работы. Однако выставка особого восторга не вызвала, продажи были небольшими, и большинство критиков не увидели, что в творчестве Дали произошли серьезные изменения.
      Желая вновь привлечь внимание к своей персоне, 2 сентября 1941 года Дали организовал сюрреалистическую ночь в Зачарованном лесу в Монтерее, благотворительную акцию, которая привлекла внимание всей страны, но, на удивление, мало собрала денег на благотворительность.
      С ноября 1941 по февраль 1942 года Музей современного искусства провел две крупные ретроспективные выставки Дали и Жоана Миро. На них Дали был представлен сорока двумя картинами и шестнадцатью рисунками. Здесь уже работы Дали привлекли значительное внимание и позже выставки проехали по городам, укрепив его репутацию в Америке.
      Кроме картин, в годы войны Дали пишет свою автобиографию. В октябре 1942 года вышла книга «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим», полная шокирующих подробностей жизни в родительской семье и психоаналитических откровений. Автобиография Дали была опубликована одновременно в Нью-Йорке и Лондоне, широко освещалась в прессе. Скандальная книга имела коммерческий успех. Рецензент журнала Time назвал ее «одной из самых неотразимых книг года». Среди других его литературных произведений были и романы «Скрытые лица», «Дневник гения», «Да здравствует параноидально-критическая революция». Дали публикует также стихи, эссе, художественную критику и техническое руководство по искусству. Его книга «50 секретов волшебного мастерства» представляла собой смесь анекдотов, практических советов по живописи и полемики с Далином.
      В ноябре-декабре 1945 года в галерее Бигну в Нью-Йорке прошла очередная выставка работ Дали, на которой были представлены его картины маслом, акварели, рисунки и иллюстрации. Выставка была примечательна работами Дали в стиле нового классицизма и работами, предвещающими его «атомный период». Среди них – «Корзина с хлебом», «Атомный и урановый меланхоличный идеал», «Три позвонка колонны», «Небо и архитектура», «Моя обнаженная жена, созерцающая собственное тело, превращенное в ступени». После ядерного взрыва в Японии в творчестве гения появляются новые мотивы, которые обращают взор зрителя к жизни молекул и атомов, что проявляется в картинах «Атомная Леда», «Расщепление атома» и др. Критики отнесли эти полотна к стилю мистического символизма.
      Работал Дали и по другим проектам. Выполнял эскизы для ряда балетов, включая «Лабиринт», «Сентиментальный разговор», «Кафе Чинитас». Создал последовательность снов для фильма Альфреда Хичкока «Зачарованный». Работал с Уолтом Диснеем и аниматором Джоном Хенчем над незаконченным анимационным фильмом «Судьба». Подготовил художественные работы и дизайны для таких продуктов, как парфюмерия, косметика, чулочно-носочные изделия, галстуки и др.
Продолжает работать и над живописными произведениями. В 1946 году картины Дали были представлены на выставке «Четыре испанца: Дали, Грис, Миро, Пикассо» в бостонском Институте искусств (США). С ноября 1947 по январь 1948 года в галерее Бинью он выставляет свои новые работы «Дематериализация возле носа Неро» (Разделение атома) и «Внутриатомное равновесие лебединого пера и исследование для Леды Атомики». Пропорции последней работы были разработаны в сотрудничестве с математиком.
      В 1948 году супруги Дали возвращаются в Испанию в свой дом в Порт-Льигате, на побережье недалеко от Кадакеса. Здесь происходит, наконец, его примирение с отцом.
      После возвращения в родную Каталонию Дали провозглашает себя католиком и мистиком и публикует «Мистический манифест». В живописи Дали этих лет просматривается сочетание христианских, фрейдистских и сюрреалистических мотивов. В 1949 году он написал картину «Мадонна Порт-Льигата» и подарил ее римскому папе Пию XII. Эта работа стала предшественником фазы, которую Дали назвал «ядерным мистицизмом». В картинах «Христос Святого Иоанна на кресте», «Распад постоянства памяти» и других, Дали стремился синтезировать христианскую иконографию с образами материального распада, вдохновленными ядерной физикой. К его более поздним работам по ядерному мистицизму относятся «Перпиньянский вокзал», «Галлюциногенный Тореадор» и другие.
      Приехав в Испанию, Дали публично поддержал фашиствующий режим Франко. У него было несколько официальных встреч с генералом Франко. Художник считал, что Испания должна стать абсолютной монархией. «Лично я против свободы, я за Святую инквизицию», – заявил он. Поддержка Дали режима Франко вызвала возмущение многих художников, выступающих против фашизма. Пабло Пикассо отказался упоминать имя Дали или признавать его существование до конца своей жизни. Бретон и другие сюрреалисты выпустили трактат, в котором Дали был назван «бывшим апологетом Гитлера и другом Франко». Дали окончательно расходится с художниками-сюрреалистами.
      Несмотря на сложную политическую обстановку в мире, творческая деятельность Дали по-прежнему бурная. В 1954 году в трех городах Италии проходит ретроспективные выставки его работ. Открываются персональные выставки в Нью-Йорке и Денвере. Дали также трудится для театра, читает лекции. В свет выходит издание «Божественной комедии» Данте Алигьери с иллюстрациями Дали. В Венеции поставлены опера и балет в декорациях Дали. Художник рисует иллюстрации к «Дон Кихоту» Сервантеса, к Библии, к «Одиссее» Гомера. Разрабатывает рекламу для законодателей моды: Коко Шанель, Нина Риччи, Ив Сен-Лоран, Кристиан Диор и др.
После Второй мировой войны Дали стал одним из самых признанных художников в мире. Его картины покупались за огромные деньги поклонниками и любителями роскоши. Громадные холсты, написанные Сальвадором Дали, оценивались огромными суммами. У многих миллионеров считалось шиком иметь в коллекции его картины.
Своим эксцентричным и показным поведением Дали был известен на протяжении всей своей жизни. Ему было все равно, что его постоянно ругали, главное, что звучало имя. «Важно, чтобы о тебе говорили», – считал он. И свою известность он поддерживал любыми способами. Его длинный плащ, трость, надменное выражение лица и поднятые вощеные усы стали символами его бренда. Гений постоянно эпатировал публику своими выходками. Хвастовство и публичные заявления о своей гениальности стали неотъемлемыми элементами публичного образа Дали. «Каждое утро, просыпаясь, я испытываю высшее наслаждение: быть Сальвадором Дали», – говорил он.
На лекцию в Сорбонне в 1955 году он приехал на «Роллс-ройсе», набитом цветной капустой. Чтобы продвинуть книгу Роберта Дешарна «Мир Сальвадора Дали», он появился в книжном магазине Манхэттена на кровати, подключенный к машине, которая отслеживала его мозговые волны и кровяное давление. Под таким наблюдением он раздавал автографы на книгах, а покупателю книги также выдавалась бумажная карта с записью его медицинских данных.
      Неоднократно Дали фотографировался с необычными животными, а однажды даже отправился на прогулку по городу с муравьедом, после чего появились его многочисленные фото в популярных изданиях. 
Он избегал платить в ресторанах, рисуя рисунки на чеках, которые выписывал. Художник считал, что ресторан никогда не захочет обналичить такое ценное произведение искусства, и оказывался прав.
      Известности Дали прибавляло и то, что он был частым гостем на телевидении в Испании, Франции и Соединенных Штатах, в том числе в программе «Вечернее шоу», в шоу «Какова моя линия» и др. Постоянно участвовал в многочисленных рекламных кампаниях.
      Дали проявлял живой интерес к естественным наукам и математике, что отразилось в дальнейшем в изображениях ДНК и форм рогов носорога в его работах. По словам Дали, рог носорога символизирует божественную геометрию, потому что он растет по логарифмической спирали. Дали также был очарован Тессерактом (четырехмерным кубом), используя его в «Распятии».
      Очень широко Дали использовал оптические иллюзии, такие как двойные изображения, анаморфозы, негативное пространство, визуальные каламбуры и тромпель, начиная с сюрреалистического периода, и это продолжалось в его более поздних работах. В какой-то момент Дали приказал установить стеклянный пол в комнате рядом со своей студией в Порт-Льигате. Он широко использовал его для изучения ракурса, как сверху, так и снизу, включая драматические перспективы фигур и объектов в свои картины. Он также экспериментировал с буллетистской техникой пуантилизма, увеличенной полутоновой точечной сеткой и стереоскопическими изображениями. Он был одним из первых художников, использовавших голографию в художественной манере. В последние годы жизни Дали по мнению молодых художников, оказал большое влияние на поп-арт.
      Дали всегда был полон идей и не стоял на месте. В 1960-е годы он снимает короткометражные фильмы, делает сюрреалистические фотографии. В фильмах использует в основном эффекты обратного просмотра, но умело подобранные объекты съемки (льющаяся вода, мяч, скачущий по ступенькам). Интересные комментарии, таинственная атмосфера, созданная актерской игрой художника, делает фильмы необычными образцами арт-хауса. Снимается в рекламе, причем даже в подобной коммерческой деятельности не упускает возможности для самовыражения. Телезрителям надолго запомнилась реклама шоколада, в которой художник откусывает кусочек плитки, после чего у него от эйфорического восторга закручиваются усы, и он восклицает, что сошел с ума от этого шоколада.
      В 1970-х годах Дали начал заниматься промышленным дизайном, выпустив серию посуды Suomi из 500 предметов работы Тимо Сарпаневы, которую Дали оформил для немецкого производителя фарфора Rosenthal. Он содействовал разработке рекламной кампании для конкурса песни Евровидение 1969 года, создал большую металлическую скульптуру на сцене, которая стояла в Театре Реал в Мадриде.
Дали разработал логотип и дизайн упаковки «Чупа-Чупса». Предприниматель Энрике Бернат придумал карамель на палочке «Чупа-Чупс», которая выпускалась в скромной обертке. Но популярность «Чупса» быстро росла, увеличивалось количество выпускаемой карамели, появлялись новые вкусы и нужно было придумать что-то оригинальное, чтобы «Чупс» узнавали все. Производитель обратился к Сальвадору Дали с просьбой нарисовать что-нибудь запоминающееся. Художник набросал картинку, где была изображена ромашка «Чупа-Чупс», которая в несколько измененном виде сегодня узнаваема во всех уголках планеты.
      Художник работал и в области графики, создав множество рисунков, офортов (гравюра на металле) и литографий. Среди наиболее заметных из этих работ – сорок офортов для издания «Песни Мальдорора» Лотреамона и восемьдесят переделок «Капричос» Гойи. Однако с 1960-х годов Дали часто продавал права на изображения, но сам не участвовал в печатном производстве. В результате было выпущено большое количество подделок.
       Важной частью творчества Дали на протяжении всей его карьеры были книжные иллюстрации. Его первой иллюстрацией к книге была публикация в 1924 году каталонской поэмы «Ведьмы Льеров» его друга и одноклассника, поэта Карлеса Фажеса де Климента. Другие его примечательные книжные иллюстрации, помимо песен Мальдорор, включают 101 акварель и гравюру для «Божественной комедии» и 100 рисунков и акварелей для «Тысячи и одной ночи».
      Дали создал целую галерею сюрреалистических скульптур, созданных по мотивам его самых известных работ и изображений – «Видение ангела». «Перст Божий», «Адам и Ева», «Улитка и ангел», «Танцовщица», «Человек с бабочкой» и др.
В творческой копилке Сальвадора Дали есть и ансамбль из 39 ювелирных украшений, многие из которых сложны, некоторые содержат движущиеся детали. Самая известная коллекция «Королевское сердце», сделана из золота и инкрустирована 46 рубинами, 42 бриллиантами и четырьмя изумрудами, созданными таким образом, что центр «бьется, как сердце».
      Гениальный художник-сюрреалист Сальвадор Дали являлся источником вдохновения для многих талантливых кутюрье, ювелиров, режиссеров, дизайнеров мебели и даже парфюмеров. В 1982 году парфюмер Жан-Пьер Гривори предложил Дали принять участие в создании парфюмерной марки, названной в честь него. Дали должен был разработать дизайн флакона, а Гривори отвечал за парфюмерную композицию. И уже на следующий год мир увидел первый аромат «Сальвадор Дали» (Salvador Dali), в основе которого лежали ноты любимого цветка Дали – жасмина и любимого цветка Галы – розы. В качестве основы для дизайна флаконов Дали взял брошь в виде губ, изготовленную им еще в 1949 году. После смерти художника Гриволи продолжал создавать новые ароматы «Сальвадор Дали», вдохновение для их создания он черпал из его картин.
      В течение нескольких лет Сальвадор Дали занимался созданием дома-музея в Фигерасе, который получил название «Дворец Ветров». В нем художник разместил большую часть своих картин.
      В 1980-е годы Сальвадор Дали получает множество премий и наград от правительства Испании и Франции. Его делают почетным профессором Академии искусств Парижа. 20 марта 1982 Сальвадора Дали награждают высшей каталонской наградой – Золотой Медалью Правительства Каталонии.  В 1984 году открывается Фонд Гала-Сальвадор Дали. Проходят выставки его работ в парижском Центре Жоржа Помпид, в лондонской галерее Тейт, в Национальном музее современного искусства в Мадриде.
      Отношения Дали с Галой были всегда непростыми. Живя с Сальвадором, Гала заводила отношения с другими поэтами и художниками, что в то время считалось приемлемым в богемных кругах. Однако и ей самой приходилось терпеть увлечения Дали с более молодыми музами. Но как бы не складывались отношения художника с Галой, он продолжал рисовать ее всю жизнь, создавая сочувственные и восхищенные образы.
      Долгое время Гала была для художника не только музой, но и менеджером. Она активно продвигала творчество Дали, находила покупателей его картин, убеждала писать работы, более понятные массовому зрителю. Когда не было заказа на картины, она заставляла Дали разрабатывать товарные бренды, костюмы. Но с годами они стали постепенно отдаляться друг от друга. В 1968 году Дали купил для Галы замок Пуболь, в котором она жила отдельно от мужа, и который он мог посещать лишь с ее письменного разрешения.
      Страх быть покинутым своей художественной музой способствовал депрессии и ухудшению здоровья Дали. Он лечился от депрессии, наркомании и болезни Паркинсона, включая сильный тремор в правой руке. Картины художника с годами упрощаются, на них преобладает мотив скорби. В связи с развитием болезни Паркинсона его последние работы «Петушиные бои» представляют собой простые закорючки, в которых лишь угадываются тела персонажей.
10 июня 1982 году в возрасте 87 лет умирает Гала. Напряженные и неоднозначные отношения Сальвадора и Галы, длившиеся более 50 лет, впоследствии были отражены в опере «Джо, Дали» («Я, Дали») каталонского композитора Ксавьера Бенгереля.
Дали переехал в замок Пуболь, где была похоронена Гала. Его посетил король Испании Хуан Карлос, который признался, что всегда был серьезным поклонником Дали. Художник подарил королю рисунок «Голова Европы», а тот пожаловал ему титул маркиза де Пуболь.
      Смерть любимой жены окончательно подкосила художника, он заболел воспалением легких. К концу 1983 года его состояние немного улучшилось. Он стал гулять по саду, начал писать картины. В музее была показана его картина «Ласточкин хвост». На эту работу оказала сильное влияние математическая теория катастроф Рене Тома.
      С каждым днем депрессия Дали усиливалась и он отказался от еды. Он заявлял о своем намерении ввести себя в состояние анабиоза, поскольку прочитал, что это могут сделать некоторые микроорганизмы.
      В 1984 году в замке, где находился больной Дали, произошел пожар. Он звонил в колокольчик, пытаясь позвать на помощь, но его не услышали. Больному художнику все-таки удалось сползти с кровати и добраться до двери, где он потерял сознание. С тяжелыми ожогами Дали был госпитализирован и долго лечился. Ухаживать за ним было трудно, он бросал в медсестер все, что подворачивалось под руку, кричал, кусался. Причиной пожара посчитали неисправность электрооборудования, хотя сам художник думал по-другому. До этого случая Дали хотел, чтобы его похоронили рядом с Галой, и даже приготовил место в склепе в замке. Но после выписки из больницы он покинул замок и переехал в театр-музей в Фигерасе, где последние годы жил в башне «Галатея» и был экскурсоводом в собственном музее.
      В июле 1986 года художнику был имплантирован кардиостимулятор. После чего Дали сделал краткое публичное заявление, сказав: «Когда ты гений, ты не имеешь права умирать, потому что мы необходимы для прогресса человечества».
      Сердце Сальвадора Дали остановилось 23 января 1989 года. Ему было 84 года. Его тело забальзамировали, как он просил, и на протяжении недели он лежал в своем музее в Фигерасе. Тысячи людей приезжали, чтобы проститься с великим гением.
      Завещание Дали было необычным – он хотел, чтобы его похоронили в таком месте, чтобы по нему могли ходить люди. Его воля была выполнена. Художник похоронен в склепе под сценой своего театра-музея в Фигерасе. Среди экспонатов музея есть надгробная плита с простой надписью: «Сальвадор Дали-и-Думенек. Маркиз де Дали де Пуболь. 1904-1989».
      Это место находится через дорогу от церкви Сан-Пере, где он принял крещение, первое причастие и похороны, и находится всего в 450 метрах от дома, где он родился. Все свои работы Сальвадор Дали завещал Испании.
      В 2007 году испанка Мария Пилар Абель Мартинес заявила, что является внебрачной дочерью Сальвадора Дали. Женщина утверждала, что много лет назад художник бывал в доме своего друга в городке Кадакес, где ее мать работала служанкой. Между Дали и ее матерью возникла любовная связь, в результате которой в 1956 году родилась Пилар. Она утверждала, что с самого детства знала о том, что является дочерью Дали. По требованию Пилар был проведен тест ДНК, образцом для которого стали волосы и клетки кожи с посмертной маски Дали. В случае признания отцовства, дочь Дали смогла бы получить права на его фамилию и часть наследства. Итоги экспертизы указали на отсутствие родственных связей между Дали и Марией Пилар, однако она потребовала эксгумации тела художника для проведения повторной экспертизы. В июне 2017 года по решению Мадридского суда была проведена эксгумация останков Сальвадора Дали для взятия образцов с целью проведения генетической экспертизы для установления возможного отцовства Марии Пилар. Однако тест ДНК вновь доказал, что Дали и заявитель не были родственниками. Испанский суд отклонил апелляцию истицы и обязал ее оплатить расходы на эксгумацию.
      После смерти художника, город Фигерас стал местом паломничества любителей искусства и живописи. Здесь находится музей-театр, созданный гениальным воображением Сальвадора Дали.
      В 1960 году бывший учитель истории из Жироны, занявший пост мэра Фигераса, обратился с просьбой к художнику подарить для муниципального музея свою картину. В ответ Дали решил сделать родному городу более ценный подарок и создать свой театр-музей. 8 августа 1961 года он заявил, что будущий музей расположится в здании сгоревшего городского театра постройки 1940-х годов XIX века.
      Но почему именно в театре? Сам художник объяснял свое решение так: «Где же еще, как не в моем городе, должны сохраниться и жить в веках самые экстравагантные и фундаментальные из моих работ? То, что осталось от муниципального театра, кажется мне очень подходящим по трем причинам: во-первых, потому что я, прежде всего, театральный художник; во-вторых, потому что театр находится напротив церкви, в которой я был крещен; а в-третьих, именно в этом театре, в его фойе, я впервые выставил свои живописные работы».
      Руины театра, которые были переданы Дали для обустройства музея, представляли собой останки фундамента, кое-где возвышающиеся стены и чудом сохранившиеся проходы в ложи и портальная арка сцены. Дали был воодушевлен идеей собрать все свои необыкновенные творения под одной крышей, объединив их в единый мистический ансамбль.
      Молодой каталонский архитектор Перес Пиньеро разработал проект реконструкции здания театра. Дали просил сохранить фасад, но переделать интерьер. Потолок заменили куполообразным витражом, на изготовление которого ушло 2160 разноцветных треугольных стекол.   Он лично контролировал каждый участок работ, отшлифовывая образ будущего «лабиринта сюрреализма» до мельчайших деталей. Это был самый крупный и самый затратный проект художника: на создание театра-музея ушли почти все личные сбережения Дали, а также правительственные субсидии и многочисленные пожертвования горожан и друзей. Строительные работы длились 14 лет.
      В результате город Фигерас приобрел уникальную достопримечательность с мировой известностью, а сам Дали стал одним из немногих гениев, чей талант был признан прижизненно и увековечен в музейной экспозиции. Открытие музея состоялось 28 сентября 1974 года.
      Музей Дали более всего напоминает театр сюрреализма. Когда художник задумывал свой музей, он планировал создать сюрреалистический лабиринт, в котором каждый посетитель чувствовал бы себя немного сумасшедшим и немного оторванным от реальности. Как это бывает в театре на постановке какого-нибудь великого мистификатора. Его замысел удался: музей-театр представляет собой мистический монолит, объединяющий в себе несколько архитектурных стилей, таящий множество тайн и раскрывающий шокирующий внутренний мир художника. Каждому, кто входит внутрь музея, предстоит совершить увлекательное путешествие по лабиринтам фантазий Сальвадора Дали.
      На территории музейного комплекса существуют обособленно и в то же время неразрывно 3 основных объекта: сам музей, занимающий территорию бывшего театра, башня Галы – «Галатея» и выставочный центр с драгоценностями, созданными по эскизам Дали.
      Попавшему в Театр-музей Сальвадора Дали впервые, может показаться, что он очутился в фантастическом месте, где есть загадка и нет системы, а грани реальности стерты. Но уже спустя некоторое время становится понятно, что первое впечатление ошибочно: хоть все экспонаты музея имеют собственный характер, они объединены общей идеей в единое целое.
      У входа в музей стоит своеобразный памятник каталонскому философу Франсеску Пужольсу, с которым дружили Сальвадор и Гала. Бюст Пужольса установлен на голове Гомера, которого Дали чтил, как первопроходца в мир подсознания. Большая фигура с яйцом вместо головы, вероятно, это сам Сальвадор Дали. Недалеко расположен памятник Исааку Ньютону с продырявленной головой.  Сальвадор Дали изобразил великого физика с яблоком, падение которого натолкнуло его на открытие. Но скульптор аллегорически соединил его с плодом познания Адама и Евы и поместил внутрь сквозного тела скульптуры. Отверстие в теле символизирует открытость и чистосердечность, а в голове – восприимчивость и объективность. На пьедестале из автомобильных шин расположился великий живописец Менсонье, вызывавший искреннее восхищение Дали. В центре находится «Леда с лебедем» – портрет Галы.
      Архитектурные мистификации начинаются уже на первом этаже музея. Здание, снаружи кажущееся трехэтажным, внутри оказывается пятиэтажным строением. Этот эффект удалось создать, сделав первый этаж музея разно уровневым. Вторая мистическая часть здания – прозрачный сферический купол, названный геодезическим. Купол стал значимым элементом музея и превратился в символ города Фигерас. Именно в центре купола музея Дали находится совершенно новый, неожиданный и чарующий мир сюрреализма.
      Под куполом расположена бывшая сцена, а на ней – несколько гениальных творений художника. Одной из величайших иллюзий Сальвадора здесь является «Обнаженная Гала, смотрящая на море». При создании этой картины впервые в изобразительном искусстве применялся цифровой метод. На расстоянии двадцати метров картина «трансформируется» в портрет Авраама Линкольна.
      Крышу необычного здания венчают огромные «Шалтаи-Болтаи», выглядывающие из огромных белых яиц, лежащих на бордовых стенах, усыпанных золотистыми крошками из настоящего хлеба. Их белоснежная скорлупа ярко контрастирует с темно-красными стенами с золотистыми вкраплениями из хлебных булочек – самого любимого фетиша мастера. Над крышей развевается черно-белый флаг Страны Сальвадора Дали.
      Но самое ценное в музее – собрание произведений художника: коллекции картин, гравюр, рисунков, скульптур. Коллекция насчитывает более 1500 экспонатов. Здесь собраны работы, отражающие весь творческий путь художника, от первых работ в стиле кубизма, футуризма, импрессионизма, до творений, рожденных в последние годы жизни, включая знаменитые – «Автопортрет с ветчиной», «Тристан и Изольда», «Портрет Пикассо», «Призрак сексапильности», «Корзинка с хлебом», «Девушка у окна», «Портрет отца».  На многих полотнах Дали запечатлена его муза – Гала: «Галарина», «Атомная Леда» и др. Одна из самых известных многогранных и многослойных работ Дали в музее – это «Исчезающие образы». Издалека изображение напоминает мужской профиль, который можно принять за автопортрет. Но на самом деле это художник Диего Веласкес, один из кумиров Сальвадора Дали. Если же присмотреться и взглянуть на работу под другим углом, то черты лица расплываются и превращаются в девушку, стоящую у занавески. Этот фрагмент перекликается с известным образом голландского художника Яна Вермеера «Дама в голубом, читающая письмо». Помимо работ самого Дали, в экспозиции музея есть картины и других художников: Эль Греко, Эвариста Вальеса, Антонио Питчота, Жерара Ду, Марселя Душама и других.
      В бывшем фойе городского театра, где проходила первая выставка 14-летнего Сальвадора находится Галерея Дворца Ветров. Это помещение представляет собой жилище художника: справа – спальня, слева – мастерская, а в центре – зал с его работами. На потолке можно увидеть две парящие в облаках фигуры – это сам Дали и его супруга Гала.  Тело художника, как и на его первых сюрреалистических картинах, – это шкаф с открытыми ящиками. Сам Дали говорил, что посетители видят вместо неба землю, а вместо земли находится море.
      В партере музея находится сад под открытым небом. Здесь стоит любимая инсталляция Сальвадора, названная самим автором величайшим сюрреалистическим памятником в мире. «Великая Эсфирь», тянущая за собой троянскую колонну из автошин, а на вершине – лодка Галы, на которой возлюбленная художника выезжала поохотиться на мужчин.
      В центральной части музея стоит старый кадиллак, прозванный «дождливым такси». На нем Гала и Дали путешествовали по Европе. Если опустить в слот монетку, то на манекены, сидящие внутри кадиллака, прольются «капли дождя».
Стены партера испещрены иероглифами, а в углублениях оконных проемов расположились символы современности: манекены, притворяющиеся жрецами из Древнего Египта, скелеты животных, фонари и даже флуоресцентные умывальники.
За чередой залов с картинами и инсталляциями находится комната-иллюзия, которую Дали «слепил» из черт лица киноактрисы Мэй Уэст. Здесь стоит самая известная деталь интерьера, придуманная сюрреалистом – диван в форме губ.
      В комнатах музея стоят самые необычные предметы декоративно-прикладного и ювелирного искусства – «Венера Милоская» с выдвижными ящиками, антикварное кресло со спинкой, куда вмонтирован эффектный пейзаж и др.
      Башня «Галатея» представляет собой галерею залов, в которых собраны поздние работы Дали, а также те его творения, которые стали собственностью музея уже после смерти художника. Здесь восприятием правит иллюзорность. В залах много стереоскопических и анаморфических работ, а также тех, в которых присутствуют приемы оптического монтажа. Выставлены подарочное издание книги Зигмунда Фрейда «Моисей и монотеизм» с иллюстрациями Дали, копия «Моисея» Микеланджело, выполненная скульптором Фредериком Маресом и дополненная сверху осьминогом и носорогом. В одной из верхних арок можно увидеть святого Себастьяна в характерной позе, а напротив него – силуэт Фрейда. Внутри зала, в преднамеренном полумраке располагается крупная центральная инсталляция с мобилем икопструкция Темпьетто, (часовни-ротонды) Браманте, с ювелирными работами по эскизам Дали и многое другое.
      В выставочном комплексе «Дали-драгоценности» представлена ювелирная коллекция художника. Кроме ювелирных произведений самого Дали, есть и несколько изделий, изготовленных по эскизам художника уже после его смерти. В этой же части музея можно увидеть и 36 ювелирных изделий из коллекции Оуэма Читама и 27 изображений на бумаге. Среди них – «Апофеоз доллара», написанный маслом; ювелирная экспозиция Дали-Хойас, которая насчитывает тридцать девять работ, выполненных из золота и драгоценных камней, а также около тридцати рисунков и дизайнерских эскизов. 
      Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе является самым ярким, многообразным, богатым и прекрасным творением эпохи сюрреализма. Дали создал свой музей еще при жизни, оставив тем самым необычайно яркий след в истории. Сегодня театр-музей Дали является самым посещаемым музейным комплексом Испании. Фонд «Гала-Сальвадор Дали», в полном соответствии с завещанием Дали, продолжает по сей день наращивать коллекцию, год за годом приобретая работы Дали на аукционах и у частных коллекционеров.  Ежегодно погрузиться в мир грез и символов Сальвадора Дали приезжают более миллиона человек.
       «Я хочу, чтобы мой музей был монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон» – писал Сальвадор Дали о своем музее. Все так и получилось, как он мечтал.
На родине прославленного художника в Каталонии находятся еще два музея: дом-музей Сальвадора Дали в Порт-Льигате и Замок Гала Дали в Пуболе. 
      Творчеству художника также посвящены Музеи Сальвадора Дали в Санкт-Петербурге (Россия) и Флориде (США).
      В его честь названы пустыня Сальвадора Дали в Боливии и кратер Дали на планете Меркурий.
      Испанский телесериал «Ограбление на деньги» включает персонажей, одетых в костюмы из красных комбинезонов и масок Дали. Создатель сериала заявил, что маска Дали была выбрана потому, что это культовый испанский образ.
Личность Сальвадора Дали была предметом многих споров, но его талант был оценен каждым, кому довелось прикоснуться к его творчеству.
      И сегодня Сальвадор Дали – известнейший в мире художник, картины которого являются предметом восхищения и подражания современных художников. Любое произведение Дали несет в себе бездну информации и каждый находит в них что-то свое. Однако, не каждый способен оценить истинную художественную ценность полотен автора. Ведь каждая картина, это не просто перенесение того или иного образа, а целая история, а в некоторых случаях и не одна. Поэтому некоторых они раздражают, на кого-то давят сюжетом, у кого-то вызывают недоумение, ненависть, негодование, а кому-то, наоборот, доставляют радость. В любом случае, глядя на картины гениального художника нельзя оставаться равнодушным.  Именно такие задачи Дали и ставил для себя – заставить людей чувствовать. Поэтому, знакомясь с произведениями Сальвадора Дали, лучше всего «выключить» разум и попытаться воспринять творчество художника эмоциями. А чтобы понять личность самого Сальвадора Дали, не нужно оценивать его поступки с точки зрения общепринятой морали, потому что вся его жизнь была такой же сюрреалистичной, как и само творчество.




Фото из Интернет


Рецензии