Великие маэстро Франц Легар. Часть 1
Франц Легар - выдающийся австро-венгерский композитор. Отличительной чертой легаровской музыки является искренний, романтический лиризм, виртуозное мелодическое богатство оркестровки. Не все либретто легаровских оперетт достойны его музыки, хотя Легар немало экспериментировал в этом отношении, стремясь отойти от фарса в сторону реальной драмы и искренних чувств.
Родился композитор 30 апреля 1870 года в королевстве Венгрии и был старшим сыном Франца Легара (старшего), австрийского капельмейстера, и венгерки Кристин Нойбрандт.
В то время как его младший брат Антон поступил в кадетскую школу в Вене, чтобы стать профессиональным офицером, Франц изучал скрипку в Пражской консерватории, и втайне от отца посетил несколько уроков по композиторству, утвердив за собой звание композитора-самоучки.
После окончания школы в 1888 году он присоединился к оркестру своего отца в Вене в качестве помощника дирижера. Два года спустя он стал дирижером оркестра в Лосонце (сегодня Лученец, Словакия), что сделало его самым молодым дирижером в австро-венгерской армии на тот момент, но вскоре он уволился из армии и поступил на флот.
В военно-морском флоте(1894-1896) он был первым капельмейстером. Уйдя в отставку, Легар занялся сочинительством оперы «Кукушка», переделанная в «Татьяну» в 1906 году. Успех её был средним, и Легар вернулся в армию, где служил в гарнизонах в Триесте, Будапеште (1898) и, наконец, Вене с 1899 по 1902 годы. В 1902 он стал дирижером исторического Венского театра на Вене, где в ноябре того же года была поставлена его оперетта "Венские дамы".
Франц Легар наиболее известен своими опереттами, самой успешной из которых является "Веселая вдова". Он также написал сонаты, симфонические поэмы и марши, сочинил несколько вальсов, самый популярный из которых - "Золото и Зильбер", написанный для бала "Золото и серебро" принцессы Паулины фон Меттерних в январе 1902 года. Некоторые из них были взяты из его знаменитых оперетт.
Отдельные песни из оперетт стали стандартами, в частности, "Вилья" из "Веселой вдовы" и "Ты - отрада моего сердца" из "Страны улыбок". Его самая амбициозная работа "Джудитта" 1934 года ближе к опере, чем к оперетте. В ней содержится популярная песня "Meine Lippen, sie kissen so hei;" ("Мои губы, они так горячо целуются").
Композитор был тесно связан с оперным тенором Рихардом Таубером, который пел во многих его опереттах, начиная с оперетты "Зигунерлибе" в 1920 году, а затем "Фраскита" в 1922 году.
Легар ненадолго появился в экранизации 1930 года "Страна улыбок" с Таубером в главной роли, а в период с 1925 по 1934 год написал шесть оперетт специально для его голоса. К 1935 году он решил создать свое собственное издательство Glocken-Verlag, чтобы максимально увеличить личный контроль над правами на исполнение своих произведений.
Следует заметить, что творчество Легара пришлось как раз на годы нацистского режима, отношения с которым у него были непростыми. Композитор всегда использовал еврейских либреттистов для своих опер и был частью культурной среды Вены, которая включала значительный еврейский контингент. Хотя сам Легар являлся католиком, его жена Софи была еврейкой до своего обращения в католицизм после замужества, и этого было достаточно, чтобы вызвать враждебность к ним лично и к его работе.
Тем не менее, Гитлеру нравилась музыка Легара, и враждебность по всей Германии уменьшилась после вмешательства Йозефа Геббельса. В 1938 году миссис Легар получила статус "Эренарийрин" (почетный ариец по браку). И всё же один раз предпринималась попытка добиться ее депортации.
Нацистский режим знал об использовании музыки Легара в пропагандистских целях: концерты его музыки давались в оккупированном Париже в 1941 году. Несмотря на это, влияние Легара было ограниченным.
Утверждается, что композитор пытался лично заручиться гарантией Гитлера безопасности одного из своих либреттистов, Фрица Ленер-Беды, но он не смог предотвратить убийство Ленер-Беды в Освенциме-III. Он также пытался предотвратить арест певца Луи Треуманна, первый Данило в "Веселой вдове", но 70-летний Треуманн и его жена Стефани были отправлены в концлагерь Терезиенштадт 28 июля 1942 года, где Стефани умерла в сентябре того же года, а Луи умер 5 марта 1943 года.
Демонстрируя свою благосклонность к автору прекрасных оперетт, Гитлер лично дважды наградил Легара в Берлине(1939) и Вене(1940), в том числе вручил медаль Гете. На день рождения Гитлера в 1938 году Легар преподнес ему в качестве особого подарка томик из красной сафьяновой кожи в ознаменование 50-летия постановки "Веселой вдовы".
23 января 1946 года Легар и его жена Софи уехали в Швейцарию лечиться и провели два года в Цюрихе. В мае 1947 сюда приехал Таубер, и они вместе строили планы новых постановок и записей. В августе Таубера пригласили в Лондон, и друзья расстались, как оказалось, навсегда (Таубер умер полгода спустя). Семь лет нацистского террора не прошли бесследно для жены компзитора. 1 сентября 1947 года у неё отказало сердце. На помощь Легару приехала из Будапешта сестра Эмми, недавно овдовевшая.
Легар, здоровье которого сильно пошатнулось, вернулся в свой дом в Бад-Ишле, где составил завещание и умер 24 октября 1948 года, пережив жену всего на год. Могила его находится там же, рядом с могилой матери композитора. В день похорон Легара по всей Австрии были вывешены траурные флаги. Над могилой, как того пожелал сам композитор, прозвучала «Волжская песня» (Wolgalied) из оперетты «Царевич».
Свой дом в Бад-Ишле Легар завещал городу; там сейчас музей Франца Легара. В своём завещании он запретил неавторизованные переделки своих произведений — они должны исполняться в том виде, в каком были написаны.
После смерти композитора австрийские власти постарались увековечить его имя, назвав в Вене улицу в его честь. Кроме того, в нескольких городах Нидерландов в его честь названы улицы (например, в Гааге, Лейдше-Рейне, Утрехте, Эйндховене и Тилбурге). Кроме того, в его честь названы улицы в Сараево и Пуле, а также в Праге.
Кроме этого, астероид 85317 Легар, открытый немецким астрономом Фреймутом Бернгеном в 1995 году, был назван в его память.
Ария Джудитты из оперетты «Джудитта»
https://www.youtube.com/watch?v=E1mrkV88IE0
Ария принца Су Чонга из оперетты «Страна улыбок»
https://www.youtube.com/watch?v=ide2x2ljBek
Свидетельство о публикации №224050700317
Оказывается, жизнь его была полна трагизма и страданий.
Но самое удивительное для меня, что он почти мой современник.
А я его ставил в ряд с Шубертом и семейством Штраусов!
Век учись! Спасибо, Людмила!
Георгий Иванченко 10.12.2024 01:46 Заявить о нарушении
открылся Легар, когда стала о нем писать.
С уважением и теплом,
Людмила Каштанова 10.12.2024 02:12 Заявить о нарушении