Великие маэстро Франц Легар. Часть 1

               
      Франц Легар  - выдающийся  австро-венгерский композитор.  Отличительной чертой легаровской музыки является искренний, романтический лиризм, виртуозное мелодическое богатство оркестровки. Не все либретто легаровских оперетт достойны его музыки, хотя Легар немало экспериментировал в этом отношении, стремясь отойти от фарса в сторону реальной драмы и искренних чувств.
         Родился  композитор 30 апреля 1870 года в королевстве Венгрии  и был старшим сыном  Франца Легара (старшего), австрийского капельмейстера, и венгерки  Кристин Нойбрандт.
        В то время как его младший брат Антон поступил в кадетскую школу в Вене, чтобы стать профессиональным офицером, Франц изучал скрипку в Пражской консерватории, и втайне от отца посетил  несколько  уроков по композиторству, утвердив за собой звание  композитора-самоучки.
 
      После окончания школы в 1888 году он присоединился к оркестру своего отца в Вене в качестве помощника дирижера. Два года спустя он стал дирижером оркестра в Лосонце (сегодня Лученец, Словакия), что сделало его самым молодым дирижером в австро-венгерской армии на тот момент, но вскоре  он уволился из армии и поступил на флот.
      В военно-морском флоте(1894-1896) он был первым капельмейстером.  Уйдя в отставку,  Легар занялся сочинительством оперы «Кукушка»,   переделанная в «Татьяну» в 1906 году.  Успех её  был средним, и Легар  вернулся в армию, где служил в гарнизонах в Триесте, Будапеште (1898) и, наконец, Вене с 1899 по 1902 годы. В 1902 он стал дирижером исторического Венского театра на Вене, где в ноябре того же года была поставлена его оперетта "Венские дамы".

        Франц Легар  наиболее известен своими опереттами, самой успешной из которых является "Веселая вдова". Он также написал сонаты, симфонические поэмы и марши, сочинил несколько вальсов, самый популярный из которых - "Золото и Зильбер", написанный для бала "Золото и серебро" принцессы Паулины фон Меттерних в январе 1902 года.   Некоторые из  них были взяты из его знаменитых оперетт.
       Отдельные песни из оперетт стали стандартами, в частности, "Вилья" из "Веселой вдовы" и "Ты - отрада моего сердца" из "Страны улыбок". Его самая амбициозная работа "Джудитта" 1934 года ближе к опере, чем к оперетте. В ней содержится популярная песня "Meine Lippen, sie kissen so hei;" ("Мои губы, они так горячо целуются").

       Композитор был тесно связан с оперным тенором Рихардом Таубером, который пел во многих его опереттах, начиная с оперетты "Зигунерлибе" в 1920 году, а затем "Фраскита" в 1922 году.
         Легар ненадолго появился в экранизации 1930 года "Страна улыбок" с Таубером в главной роли, а в период с 1925 по 1934 год  написал шесть оперетт специально для его  голоса. К 1935 году он решил создать свое собственное издательство Glocken-Verlag,  чтобы максимально увеличить  личный контроль над правами на исполнение своих произведений.

         Следует заметить, что творчество Легара пришлось как раз на годы   нацистского  режима, отношения с которым  у него были непростыми. Композитор  всегда использовал еврейских либреттистов для своих опер и был частью культурной среды Вены, которая включала значительный еврейский контингент.  Хотя сам  Легар являлся католиком, его жена Софи была еврейкой до своего обращения в католицизм после замужества, и этого было достаточно, чтобы вызвать враждебность к ним лично и к его работе.
         Тем не менее, Гитлеру нравилась музыка Легара, и враждебность по всей Германии уменьшилась после вмешательства Йозефа Геббельса. В 1938 году миссис Легар получила статус "Эренарийрин" (почетный ариец по браку). И всё же  один раз предпринималась попытка добиться ее депортации.
      Нацистский режим знал об использовании музыки Легара в пропагандистских целях: концерты его музыки давались в оккупированном Париже в 1941 году. Несмотря на это, влияние Легара было ограниченным.
         Утверждается, что композитор пытался лично заручиться гарантией Гитлера безопасности одного из своих либреттистов, Фрица Ленер-Беды, но он не смог предотвратить убийство Ленер-Беды в Освенциме-III. Он также пытался предотвратить арест певца Луи Треуманна, первый Данило в "Веселой вдове", но 70-летний Треуманн и его жена Стефани были отправлены в концлагерь Терезиенштадт 28 июля 1942 года, где Стефани умерла в сентябре того же года, а Луи умер 5 марта 1943 года.
        Демонстрируя свою благосклонность к автору прекрасных оперетт,  Гитлер лично дважды наградил Легара  в Берлине(1939) и Вене(1940), в том числе вручил  медаль Гете. На день рождения Гитлера в 1938 году Легар преподнес ему в качестве особого подарка томик из красной сафьяновой кожи в ознаменование 50-летия постановки "Веселой вдовы".

         23 января 1946 года Легар и его жена Софи уехали в Швейцарию лечиться и провели два года в Цюрихе. В мае 1947 сюда приехал Таубер, и они вместе строили планы новых постановок и записей. В августе Таубера пригласили в Лондон, и друзья расстались, как оказалось, навсегда (Таубер умер полгода спустя). Семь лет нацистского террора не прошли бесследно для жены компзитора. 1 сентября 1947 года у неё отказало сердце. На помощь Легару приехала из Будапешта сестра Эмми, недавно овдовевшая.

         Легар, здоровье которого сильно пошатнулось, вернулся в свой дом в Бад-Ишле, где составил завещание и  умер 24 октября 1948 года, пережив жену всего на год. Могила его находится там же, рядом с могилой матери композитора. В день похорон Легара по всей Австрии были вывешены траурные флаги. Над могилой, как того пожелал сам композитор, прозвучала «Волжская песня» (Wolgalied) из оперетты «Царевич».
        Свой дом в Бад-Ишле Легар завещал городу; там сейчас музей Франца Легара. В своём завещании он запретил неавторизованные переделки своих произведений — они должны исполняться в том виде, в каком были написаны.

       После  смерти  композитора  австрийские власти постарались увековечить его имя, назвав в Вене    улицу в его честь. Кроме того, в нескольких городах Нидерландов в его честь названы улицы (например, в Гааге, Лейдше-Рейне, Утрехте, Эйндховене и Тилбурге). Кроме того, в его честь названы улицы в Сараево и Пуле, а также в Праге.
       Кроме этого,  астероид 85317 Легар, открытый немецким астрономом Фреймутом Бернгеном в 1995 году, был назван в его память.

 Ария Джудитты  из оперетты «Джудитта»
https://www.youtube.com/watch?v=E1mrkV88IE0
 
Ария принца Су Чонга из оперетты «Страна улыбок»
https://www.youtube.com/watch?v=ide2x2ljBek


Рецензии
Легар... Кто не знает его жизнерадостной искрометной оперетты?
Оказывается, жизнь его была полна трагизма и страданий.
Но самое удивительное для меня, что он почти мой современник.
А я его ставил в ряд с Шубертом и семейством Штраусов!
Век учись! Спасибо, Людмила!

Георгий Иванченко   10.12.2024 01:46     Заявить о нарушении
Спасибо, Георгий, за прочтение и добрый отзыв! Да, мне тоже по-новому
открылся Легар, когда стала о нем писать.
С уважением и теплом,

Людмила Каштанова   10.12.2024 02:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.