Глупость или
/Традиционно приписывается Будде/
Нередко люди с легкостью принимают на веру мнение других по самым жизненно важным вопросам. Одновременно можно слышать восклицание-вопрос: Неужели он такой глупый, что принимает за истину подобный вздор ! ?
Однако, надо хорошо понимать, что (1) умение рассуждать и (2) готовность мыслить критически – это два разных аспекта, которые характеризуют способность личности противостоять лжи. . Способность к рассуждению относится к когнитивным навыкам, связанным с анализом, оценкой и выводами. С другой стороны, готовность все подвергать сомнению больше связана с мотивацией и склонностью или внутренним отношением к критическому мышлению.
Люди имеют разные уровни когнитивных навыков, и на них могут влиять многочисленные факторы, такие как образование, окружающая среда и личный опыт. Кроме того, на готовность мыслить критически могут влиять ценности, убеждения и мотивация человека.
Критическое мышление — это сложный процесс, который включает в себя готовность искать знания и истину, бросать вызов общепринятым убеждениям и логически обосновывать свою позицию. Это также навык, который можно развивать и укреплять с течением времени с помощью практики и правильной образовательной поддержки.
Поэтому неверно говорить, что кто-то не способен рассуждать или не желает думать; – все более сложно. У каждого есть потенциал для развития навыков рассуждения и развития готовности мыслить критически, но только при наличии желания, правильных условий и возможностей.
Люди, естественно, будут мыслить более критично, если устранить препятствия, мешающие критическому мышлению развиваться само по себе. Эти препятствия возникают в форме:
**Эмоции
Такое эмоциональное препятствие, как страх, может либо пригасить, либо вдохновить на критическое мышление. Страх и беспокойство – этим часто пользуются телефонные мошенники, которые под видом близких родственников, якобы попавших в дорожную аварию, выманивают деньги у их родных. Гнев, оборонительная реакция и обида — все это мощные эмоциональные препятствия для критического мышления.
С другой стороны, если ложь вызывает положительные эмоции, она также реже подвергается критическому осмыслению. Например, в идею построения бесконфликтного общества верили миллионы, не задумываясь о том, насколько это вообще возможно.
**Убеждения
Убеждения играют двойную роль и, возможно, являются самым мощным препятствием и самой вдохновляющей силой, влияющей на критическое мышление. Человек, который считает, что от него ничего не зависит, часто не задумывается вообще. Те, кто уверен, что руководство действительно стремится к реализации своих идей, и, что индивидуальные ценности имеют значение для успеха, вовлекают себя в эти идеи и критически относятся к мерам по их исполнению.
**Привычка
В некоторых социальных группах руководство, иногда само того не желая, вырабатывают у подчиненных привычку не относиться критически к предлагаемым решениям. Их лозунг: мы люди маленькие, что нам прикажут, то и делаем. Участие персонала в планировании и принятии решений, развивает критическое мышление.
**Озабоченность
Личности, которым не безразлична судьба общества по убеждению или личным мотивам (наличие в семье детей или пожилых родителей), склонны проявлять критическое мышление в большей степени, чем те, которым все равно, как развернутся события.
На принятие решений и рассуждение влияют некоторые распространенные когнитивные отклонения и нюансы, которые создают предвзятое отношение к предмету анализа. Вот часть из них:
**Предвзятость подтверждения
Склонность искать, интерпретировать, отдавать предпочтение и вспоминать информацию таким образом, чтобы она подтверждала ранее существовавшие убеждения или гипотезы.
Например, если кто-то твердо верит в определенную политическую идеологию, он может обращать внимание только на новости, подтверждающие его взгляды, даже если они вводят в заблуждение или ложны.
**Предвзятость привязки
Распространенная человеческая тенденция слишком сильно полагаться только на один отдельный факт, который становится монолитным фундаментом для выработки суждения. Очень часто этим основанием является первая предложенная информация («якорь»), которая и определяет принятое решение. Например, если первоначальное новостное сообщение о событии неверно, последующие сообщения, исправляющие дезинформацию, могут быть проигнорированы, и человек продолжит верить лжи.
**Эффект дезинформации
Включение вводящей в заблуждение информации в память после события. Например, память человека, ставшего свидетелем преступления, может быть искажена ложными показаниями, предоставленными другими, что приведет к тому, что он будет относиться к событию с ложных позиций.
**Предвзятость ретроспективного взгляда
Склонность считать события, которые уже произошли, более предсказуемыми, чем они были до того, как все случилось. Например, можно услышать, что кто-то предсказал результат событий задолго до их завершения.
**Предвзятость субъекта-наблюдателя
Люди склонны приписывать свои действия внешним факторам, а действия других – их характеру. Если кто-то лжет и оправдывает это реакцией на ситуацию, он может не распознать ложь в других, вместо этого приписывая ее природе человека.
**Эффект ложного консенсуса
Это переоценка того, насколько другие согласны с нами. Если человек верит лжи и думает, что все остальные чувствуют то же самое, он с меньшей вероятностью будет подвергать сомнению обоснованность этого убеждения.
**Эффект ореола
Предвзятость, при которой наше общее впечатление о человеке влияет на то, что мы чувствуем и думаем о его характере и взглядах. Это когнитивное предубеждение может заставить нас предположить, что, поскольку кто-то хорош в чем-то одном, он хорош во всем. Например, если человек уважает знаменитость за ее актерское мастерство, он может некритически принять ложные заявления, сделанные этой знаменитостью. Например, советы по лечению заболеваний от известной актрисы часто принимаются без консультаций с врачом.
**Корыстная предвзятость
Если ложь приносит пользу кому-то, он может сопротивляться признанию ее ложью, потому что она служит его личным интересам. Так, желающие получить дополнительную прибыль на вложенные средства, несли свои деньги в пирамиду МММ, поверив в обещания организаторов аферы.
**Эвристика доступности
Это тенденция переоценивать важность легкодоступной информации. Например, если ложь повторяется достаточно часто, она становится более «доступной» в чьем-то сознании, и, таким образом, они могут поверить, что это правда.
**Предвзятость оптимизма
Эта предвзятость заставляет людей думать, что они с меньшей вероятностью столкнутся с неприятностями, чем другие. Если ложь более оптимистична и позитивна, чем правда, люди могут поверить в нее, потому что это соответствует их стремлению к положительному результату. Так, например, желающие получить машину несли свои деньги "Властилина" даже после того, как ее организатор была арестована.
Эти предубеждения могут затруднить противодействие лжи, поскольку они могут исказить восприятие и память, что приводит к тому, что ум уступает лжи. Поэтому важно осознавать эти предубеждения, чтобы критически оценивать информацию и противостоять обману.
Очень часто разобраться с вопросом и принять правильное решение мешают одновременно несколько факторов. Напрмер, вкладчики МММ просили возобновить работу АО в надежде вернуть свои деньги. Тут сказались предвзятость оптимизма,
корыстная предвзятость, предвзятость привязки и подтверждения.
Осознание этих и других предубеждений поможет вам задуматься о своих собственных мыслительных процессах и принять более взвешенные и обоснованные решения.
Это также полезно для понимания поведения других и содействия более эффективному общению и решению проблем в различных аспектах жизни.
Свидетельство о публикации №224050700476