Дед и худой веник. Родственная миниатюра

   Моя мама в конце далекого одна тысяча девятьсот пятьдесят восьмого года меня, сыночка семилетнего,- в охапку и с одним чемоданчиком из одного большого советского города маханула к отцу с матерью на север  (республика Коми – край ссыльных и заключенных в те годы). От своего мужа, моего отца, сбежала. Это предисловие.
   Добрались мы до далекого таежного поселка лесозаготовителей, где жили мои дед с бабкой, моя тётя-сестра матери и её сын. Все остальные многочисленные дети и внуки разъехались к тому времени по стране. Это- продолжение предисловия.
   Приехали, Дед мой, впервые увидев еще одного своего внука, городского худенького мальчика, сказал, а я услышал: « худой веник» - моя характеристика прозвучала. Вспоминаю, что тогда я не обиделся, может быть, потому, что и не понял её. Ныне уже домысливаю: пусть и худой, но орудие полезное само по себе.
   Дед мой был репрессирован и выслан вместе с многочисленными детьми и женой на север из Курской области, как кулак и верующий. Случилось это в начале массовых сталинских репрессий в конце двадцатых годов прошлого века.   Дед не был худым веником – брошенный с семьей в коми тайгу с одним топором  вырыл землянку для родных. Затем был труд на лесоповале и всякий другой в образовавшемся колхозе. Рядом находился лагерь осужденных по разным статьям людей. Заключенные, бывало, убегали из - под стражи, и дед в своем, построенном доме, прятал бежавших политических. Одна моя родственница рассказывала: «Ночью НКВДэшники зашли в дом, фонариком по полу светят, где вповалку спала вся семья: дети, взрослые-мужчины и женщины, и среди всех их-политический. Не заметили-ушли.
   Бывало, когда в районный центр посылался какой-то работник колхоза на телеге с лошадью, то некоторые из них спрашивали:
   -Кто повезет?
   -Степан Аникеевич, - отвечал начальствующий.
   -С ним не поеду – опять о Боге говорить будет.
   Не худым веником был мой дед.
   Я ныне, просматривая свой жизненный путь, понимаю: давая мне характеристику, дед видел во внуке что-то глубинное – тот неприспособленный к физическому труду мальчик, таким же неумехой и во взрослой жизни остался.
   Всякие веники бывают: худые и крепкие. Но что интересно, вера во Христа Иисуса и у моего деда, и у меня, думаю, одинаковая – не худая.
   Недолго нам осталось до встречи на небе, где дед не назовет меня ни веником,ни, тем более, худым.

07.05.2024г.


Рецензии