Медитативное чтение книги Германа Гессе Игра в бис

5  .  05  . 2024 
Медитативное  чтение  книги  Германа  Гессе  «  Игра в  бисер «
Часть третья  .
 Герман  Гессе  родился  и  рос  в  религиозной  атмосфере  немецкого пиетизма  .  Иммануил  Кант  ,  о  котором  идут споры  в  связи  с   трёхсотлетием  со  дня  его  рождения  -  принадлежит  ли он  к немецкой  культуре  , или  ,  как  трофей  ,  как   его  родной  город  Кенигсберг , ставший  потому  Калининградом  ,  принадлежащим  уже и  русской  культуре  .
Странно  ,  что  никто  не  подумал  о  том  , что  в  случае его  принадлежности к  русской  культуре  его следовало переименовать  в  Калинина  ( или  в  кого – нибудь ещё ) , так вот  ,  Иммануил  Кант родился  и  вырос  так  же  в  семье  пиетистов  .  Так  что  на  его  склад  мысли  ,  как  и  на  склад  мысли    Германа  Гессе  , повлиял пиетизм  .
Чисто  немецкое  явление  ,  ибо  те  , кто  придерживался  пиетизма  , более  стремились  к  собственным  ,  личным  взаимоотношениям  с  Богом  , но  , как   и  в  русском  православии  , теологи  решили  , что  Бог  должен  был принять  их национальные  особенности  вкупе  с библейскими  .
Так сказать  ,  должен учитывать земные  реалии  более  ,  чем  небесные  . И  склониться  обречённо  перед  упрямством  природного  человека  . А  Герман  Гессе  начал  , к  тому  же  , учёбу  в  семинарии  в  Маульбронне  ,  образ которой  , должной  бы  быть  ,  по мнению  Гессе  таким  , как  он  этого  желает  ,  перешёл  в  место  возрастания  Йозефа  Кнехта  .
То есть  Герман  Гессе  описывает  в  книге  чертежи  его собственного  монастыря  , как  его создатель  .
Герман  Гессе  не  был  чужд  вопросам  богословия  .
  И  он  так   пишет  о своём  отношении  к  благодати  :
« Есть два  пути  к спасению  - путь праведности  для  праведников  ,  и  путь  благодати  - для  грешников  .
А  я , грешник  , опять совершил  ошибку  , попытавшись  достичь  чего  - то праведностью  . Никогда  у  меня  с ней  ничего  не  получится  .  Бальзам  для  праведников  , для нас  , грешников  , праведность  -  яд  , она  нас  озлобляет  .  Видно  , мне  суждено опять предпринимать такие  попытки  , делать такие  промахи , 
так  же  как  в духовной  области мне  , писателю  ,  суждено  всякий  раз  пытаться  овладеть   миром  не  силой  искусства  ,                а мыслью  . Опять  и опять отправляюсь  я  в  эти  дальние  и  трудные  одинокие  путешествия  , настойчиво пытаюсь  чего  - то  достичь  разумом  , но  всегда  это кончается  болью  и потерянностью  . Но всегда  за  этой  смертью вновь  рождаешься  на  свет  , всегда  на  меня  нисходит  озарение  , и  боль  , и потерянность  уже  переносимы  , блуждания  были  не  напрасны  , поражения  были  драгоценны  ,  ибо  они  отбросили  меня  на  лоно матери  , вновь дали  мне  возможность  испытать  озарение  «  …Это слова  по крайней  мере  триждырождённого  ,  подобно  Гермесу  Трисмегисту  ,  к  трудам  которого  Гессе  обращался  , как и  Карл  Юнг .  Или  слова  Диониса  , не  однажды  растерзанного  ,  но  воскресающего вновь и вновь  .
Для  того  , чтобы  в  свою очередь терзать ему  не  покорившихся  .  Это  то  ,что  присуще  Дионису                с  пронзительными  холодными  глазами  , родоначальнику  искусства  под названием  Театрон  -  Зрелище  .
И  кто говорит  на  самом  деле  - Гессе  , или  тот  , кто в  нём  , трудно разобрать . Как  бы  кот  Мур в очередной  раз пишет на  полях  страдающего капельмейстера  , своею смертью  продолжающего  жизнь  этого  живчика  - кота  Мура  ,  или  кота  Бегемота  .  Ибо  это вопрос  власти  в  языческом  её  исполнении  -  право  остановить  закон  . 
Становясь неподсудным  .
Судят  языческих  богов  и  их ставленников  только  за  то , что проиграл  : пусть проигравший  плачет  !  В  смертельной  игре .
Но  Гессе  считает  ,  что разгадал  тайну  истинного  счастья  :
( немного  передёргивая  ,  как  в  нечестной  игре  )  :
«  Тайна  истинного счастья  , истинного  блаженства  заключена  в этом речении  . А  если  хочешь  ,  можно повернуть  его  и  на  индусский  лад  и  толковать так  :  люби  ближнего  ,  ибо  это ты  сам  !  …  Ах  , истинная  мудрость так  проста  , была  уже  так  давно  , так  точно  и недвусмысленно  высказана  и  сформулирована  !  Почему  же  она  нам  доступна  только  временами  , только в хорошие  дни  ,  а  не  всегда  ? … Быть может , несчастье  нашего времени  в  том  и состоит  , что эта  высшая  мудрость  предлагается  на  всех  углах  , что всякая  признанная  государством  церковь наряду  с  верой  во  власть  предержащую  , в  денежный  мешок  и национальную исключительность  проповедует веру  в  Чудо  Христово  и  что Евангелие  ,  кладезь  ценнейшей  и  опаснейшей  мудрости  , можно  купить  в любой  лавке  ,   а  миссионеры  раздают  его совсем  задаром  . Быть  может  , такие неслыханные  , дерзостные  , даже  ужасающие  истины  и  прозрения  , которые  содержатся  во многих  речах  Иисуса  ,  следовало бы  тщательно  скрывать  и  хранить  за  семью  замками  .  Быть может  , было  бы  хорошо  и  правильно  , чтобы  человек  , дабы  узнать  хотя  бы  одно  из  этих могучих  слов  ,  вынужден  был  тратить  долгие  годы  и  рисковать  жизнью  , подобно  тому  , как  это  делает  в жизни  ради  других  высших  ценностей  . »
Если  подумать  , то  и  право  рождать  и  иметь продолжение  своего рода  даётся  всем  ,  а  не  тем  , кто  заслужил  это  .
Есть слово  , которое  уничтожает  всё  , сказанное  Германом  Гессе  ,  это слово  :  «  вынужден  был  … »  .
Это  слово  уничтожает свободу  человека  выбирать  .
Так  что  Гессе  не замечая  этого  , имел  тоталитарное  мышление  . Как  , впрочем  ,  и  я  .  Ибо  мы  -  часть общества  ,  как   бы  мы  не  старались  отвергнуть  общество  ,  методично выискивая  в  нём  недостатки  .  И  Гессе  говорит  о несчастье времени  , или  общества  , можно сказать  .
В  то  же  время  предлагая  счастье  , не  основанное  на  речах  Иисуса  ,  доступных всем  ,а  на словах  индийских  мудрецов  , постигаемых  через изучение  санскрита  . Но  и  эти  слова  пришли  из  духовных миров  , о  чём  свидетельствует история  индуизма  , и  не  только  , но  и  обряды  ,  охраняющие  эти слова  , и  способствующие  акутализации  должно  быть  .
Но  они  могут  быть симулякрами  , действенными  только в нашей  чёрной  дыре  ,  и  бесполезными  в  том  ,  чтобы  выйти  из неё  с  Божьей  помощью  , то есть по  благодати  .
И  нет спасения  по  праведности  , но  только  по  благодати  .
А  Гессе  хотел  стать  праведником  , минуя  благодать  .
И  потерпел  крах  .   И не  он  один  .
Так  что  -  это  общечеловеческая  болезнь  .
Но  слова  Гемана  Гессе  -  всё  же  не  слова  доктринёра  , они  пронизаны  болью  .  Как  - то  в  комментариях  на  Новый  Завет  Уильяма  Баркли  я  прочла  о  том  , что  есть  люди  действия  , как  апостол  Пётр  ,  а   есть  те  , которые  умрут  ,  если  не  поймут  предмета  веры  . Которые  должны  понять прежде  , чем  поверить  ,  прежде  ,  чем  не  вложат  персты  свои  в  раны  Иисуса  как  апостол  Фома  … Добавлю  от себя  :  прежде  чем  не  испробовать на  себе  всё  , что есть  в  жизни  .  И  постичь  горечь  Экклезиаста  , испробовавшего  всё  , доступное  человеку  так  ,  что  до  сих пор  идут споры  о  том  ,  обретёт  ли  царь  Соломон спасение  или  нет  . Ведь и он  , если  верить мидрашам  ,имел  взаимоотношения  с  Асмодеем  так  , что  этот  царь  демонов  Асмодей  сидел  однажды  на  его  троне  вместо Соломона  . Испробовав  всё  , Екклезиаст  сказал  :
«  Всё  суета  сует  !...  томление  духа  …  «
В  книгах  Германа  Гессе  явственно  ощущается  это  томление  духа  , суета  …  Которой  он  предался  . Это  царская  болезнь  .
Но  по моему  мнению  , после  второго пришествия  Иисуса  Христа  , грядёт  тысячелетие  с  Ним  -  разбор  полётов …               во сне  и наяву  , разбор ошибок  . Всех  людей  .  Чтобы  побудить их  вернуться  к  лучшей  версии  себя  , опять таки  силу  получив  на  это  по  благодати  . К  тому  , каким  человек  был  задуман  Богом  изначально  .  И  только  в том  образе  , которому  вернулись  и  образ  ,  и  подобие  Бога  ,  быть  возможным  осуществлять  замыслы  Божьи  . И  вдыхать  дыхание  жизни                в  безжизненные  просторы Вселенной  ,  чтобы  разные  формы  жизни  , рождённые  в  человеке  ,  актуализировались  .
И  на  самом  деле  человек  бы  осуществлял  свои  мечты  .
Рождал   миры  и  уничтожал  .  Как , по мнению  евреев  , поступал  Всевышний  .  Но  не  только  ,   но  и давал  жизнь                и   силу  рождённому  .   Поэтапно  . 
Как  то  верующий  , рождённый  свыше  ,  и  крещённый  Духом  Святым  ,  в  начале  2000 -  х  годов  ,  рассказывал  своё                видение  того  , что  Бог   вначале  хотел  отдать  первенство   в нашей  Вселенной  Солнцу  , но  оно  не  выдержало  испытание  , и  Земля  тоже  .  Тогда  был создан  человек  . И  он вроде  бы  не  выдержал испытание  . Но  … Всевышний  одел  его  в  «  кожаные  одежды  «  - по моему  мнению  ,  в  те  гены  ,  которые  принадлежали  обезьянам  ,  и  которые  будут сняты  в  конце  концов  , как   не  принадлежащие  человеку  изначала  .
Если  будет стремление   к  победе  над своей  животной    природой  .  Но  это во вторых  . А  во  первых  - стремление  к  Всевышнему  . Как  сказал  Пётр  , не поняв  сказанного  Иисусом  в  ответ  на вопрос  Иисуса   « И  вы  уйдёте  ?  «  ответил  :
«  Куда  нам  идти  ,  у  Тебя  глаголы  вечной  жизни  !  «
Не  понимая  , но  принимая  .  Но  не Герман  Гессе  .
Он  хочет   понять    прежде  , чем  принять  .
И  принимает  животную  свою природу  и  тех  ,   кто  стоит  за  ней  .  И  пишет  о  Йозефе  Третьем  .
Почему  Третьем  ?  Должно  быть потому  ,  что  первый  -  библейский  Йозеф  ,  второй  - осмысленный  Томасом  Манном ,              а  Третий  -  Германом  Гессе  .
Или  вторым  стал  Иосиф  Второй  у  Гёте  ,  взяв  за  образец  Иосифа  , земного  отца  Марии  ,  как  бы  пытаясь  повторить  жизнь  Иосифа  , смочь родить  второго  Иисуса  .
Противореча  , по словам  Гессе  «  царящим  законам  и  обычаям  духовной  жизни  … нашей  духовной  жизни  … - стирание  индивидуальности  , как  можно  более  полное  подчинение  отдельного  лица  иерархии  Педагогического  ведомства  наук  «
То  есть  мы  в  книге  находимся  в  Педагогическом  ведомстве  наук  .  Должно  быть так  воспринимал  Гессе  семинарию  Маульброн  при  воспоминании  о  ней  .
Трагическом  воспоминании  , ибо  он  убежал в  холодное время  года  и  спрятался  в  стогу  сена  . По  существу  он вводит  Йозефа  Кнехта  , как  чужеродное  тело  , каким  он видел  самого себя  в  Маульбронне  , каким  видел  Томас  Манн  Своего прекрасного  Йозефа  в  среде  своих  братьев  .
Запечатлев  ,  как  его  ещё  один  герой  - Златоуст  ,  образ  Мастера  Игры  Третьего  , Ludi magister JosephusIII  ,                как  :
«  …  образ «мудреца» или «совершенного человека» у древних китайцев, например, или идеал сократовского учения о добродетели почти неотличимы от нашего идеала; да и  некоторым крупным духовным корпорациям были знакомы сходные принципы, например,   римской церкви в эпохи ее подъема, и иные величайшие ее фигуры, скажем святой ФомаАквинский, кажутся нам, наподобие раннегреческих скульптур, скорее классическими
представителями каких-то типов, чем конкретными лицами.»
 То  есть  Йозеф  Кнехт  -  классический  пример  некоего  типа  .  Поэтому  у  него  почти нет индивидуальности  .
И  язык  ,  которым  Гессе  описывает  своего героя  , похож  на  язык  средневековых  рукописей  ,  описывающих  святых  . 
И  , так  же  , как  и  средневековых  авторов  , Гессе  не  интересует  «  его духовная предыстория, его воспитание при помощи любимых занятий, любимого чтения и так далее не представляют для нас особой важности. Для нас герой и достоин особого интереса лишь тот, кто благодаря природе и воспитанию  дошел до почти полного растворения своей личности в ее иерархической функции, не утратив, однако, того сильного, свежего обаяния, в котором и состоят  ценность  и аромат индивидуума. И если между человеком и иерархией возникают конфликты, то именно эти  конфликты и служат нам пробным камнем, показывающим величину личности. »
Ибо  «Когда дело идет о героях, об этих действительно образцовых людях, интерес к  индивидууму, к имени, к внешнему облику и жесту кажется нам дозволенным и естественным, ибо и в самой совершенной иерархии, в самой безупречной организации мы
видим вовсе не механизм, составленный из мертвых и в отдельности безразличных частей, а  живое тело, образуемое частями и живущее органами, каждый из которых, обладая своей
самобытностью и своей свободой, участвует в чуде жизни.»
  Итак  , перед нами  святой  , то есть  его  образ  наполнен  религиозными  каннотациями  .  И  потому  сама  «  игра                в бисер  «  должна  напоминать некий  ритуал  , некое  религиозное  действие  … но  к  какому  богу  направлен  этот ритуал  ?  Должно  быть  к  Абраксасу  , о  котором  Гессе  говорит  в  «  Демиане  «  .  И он сам  -  святой  этой  новообретённой  религии  .  И описывает самого себя  в  образе  Йозефа  Кнехта   . И  , как  всякое религиозное  действие  «  игра в бисер  «  требует  полного посвящения  ей  :
 
«  Правила этой игры игр нельзя выучить иначе, чем обычным, предписанным путем, на который уходят годы, да ведь никто из посвященных  и не заинтересован                в том, чтобы правила эти можно было выучить с большей легкостью  . Эти правила, язык знаков и грамматика Игры, представляют собой некую разновидность  высокоразвитого тайного языка, в котором участвуют самые разные науки и искусства, но  прежде всего математика и музыка (или музыковедение), и который способен выразить и  соотнести содержание и выводы чуть ли не всех наук.  » Игра  в  бисер  - не  для  профанов  ,а  для  посвящённых  ей  ,  в  конечном  виде  сопровождает  занятия  наукой  , если  эти  занятия  напоминают  религию  .
«  Игра в бисер – это, таким образом, игра  со всем содержанием и всеми ценностями нашей культуры, она играет ими примерно так, как  во времена расцвета искусств живописец играл красками своей палитры. Всем опытом, всеми высокими мыслями и произведениями искусства, рожденными человечеством в его  творческие эпохи, всем, что последующие периоды ученого созерцания свели                к понятиям и   сделали интеллектуальным достоянием, всей этой огромной массой духовных ценностей  умелец Игры играет как органист на органе, и совершенство этого органа трудно себе  представить – его клавиши и педали охватывают весь духовный космос, его регистры почти бесчисленны, теоретически игрой  на этом инструменте можно воспроизвести все духовное  содержание мира.»
  Не  много  и  не  мало  -  «  воспроизведение  всего  духовного содержания  мира  «  Может  быть  , это произведения  Мирче  Элиаде , например  ?  Но  у  Элиаде  нет  задействования  математики  и  музыки  .  У  Эйнштейна  ?
Должно  быть  , да  .  Когда  он  играл на  скрипке  ,  что  тогда  происходило  ?  Неизвестно  ,  ибо  существует  тайна   творческого  процесса  .
«Улисс  «  Джойса   ?  выпускника  иезуитской  школы  .
Или  когда  автор  учебника  по  физике  игра на  саксофоне  ?
Что  делал  джаз  ?  для  игроков  в  бисер  ? 
Попытаемся  понять  , насколько  это возможно  .
Насколько  сможем  проникнуть в замысел автора  , не  будучи  при  том  конгениальными  ему  .
«А клавиши эти, педали и регистры установлены твердо, менять их число и  порядок в попытках усовершенствования можно, собственно, только в теории: обогащение  языка Игры вводом новых значений строжайше контролируется ее высшим руководством .  »
  И  у  этой  игры  есть высшее руководство  , которое  строжайше  контролирует  . Это  увидел  Герман  Гессе  в  тех мирах  , в  которые  он  погружался  с помощью психоаналитика  .
Гессе  - несомненно  наблюдатель  ,чтобы  активизировать  Игру . Потому  что   «  как у всякой великой идеи, у нее, собственно, нет начала, именно как идея Игра существовала всегда. (  идея  игры  от вечности  ,  утверждает  Герман  Гессе   ,  как  потенция  , чтобы  она превратилась в всемирный  феномен  , её  необходимо  было активизировать  посвящённому  в  тайны  этой  игры  -магистру  игры  .  )
   Как идею, догадку и   идеал мы находим ее прообраз во многих прошедших эпохах, например у Пифагора, затем в  позднюю пору античной культуры, в эллинистическо-гностическом кругу (  оттуда  именно  был поднят  в  земную историю  забытый  ранее  Абраксас  -  бог  гностиков  ,  бог с петушиной  головой  )  , равным образом у  древних китайцев, затем опять на вершинах арабско-мавританской духовной жизни, а потом след ее предыстории ведет через схоластику и гуманизм                к математическим академиям XVII и
XVIII веков и дальше к философам-романтикам и рунам магических мечтаний Новалиса. В  основе всякого движения духа к идеальной цели universitas litterarum  , всякой платоновской  академии, всякого общения духовной элиты, всякой попытки сближения точных и
гуманитарных наук, всякой попытки примирения между искусством и наукой или между  наукой и религией лежала все та же вечная идея  (  !!!  ), которая воплотилась для нас в игре в бисер. Таким умам, как Абеляр, как Лейбниц, как Гегель, несомненно, была знакома эта мечта –выразить духовный универсум концентрическими системами и соединить искусство с  магической силой, свойственной формулировкам точных наук. В эпоху, когда музыка и
математика переживали классический период почти одновременно, обе дисциплины часто  дружили и оплодотворяли друг друга. А двумя столетиями раньше,                у Николая Кузанского, мы  находим положения из этой же сферы, например: «  Ум перенимает форму потенциальности, чтобы все мерить модусом потенциальности, и форму абсолютной необходимости, чтобы
все мерить модусом единства и простоты, как то делает бог(  !!!  ), и форму необходимости связи, чтобы мерить все с учетом его своеобразия, наконец, он перенимает форму
детерминированной потенциальности, чтобы мерить все в отношении к его существованию. Но ум  мерит и символически, путем сравнения, как тогда, когда он пользуется числом и
геометрическими фигурами и ссылается на них как на подобия ». …Мы полагаем также, хотя не можем подтвердить это  цитатами, что идея Игры владела и теми учеными музыкантами XVI, XVII и XVIII веков, что  клали в основу своих музыкальных композиций математические рассуждения.   В древних литературах то и дело встречаются легенды о мудрых и магических играх ( !!!  ) (  речь идёт  о магии  -  этого симулякра  религии  )   , которые были в  ходу                у монахов, ученых и при гостеприимных княжеских дворах, например, в виде шахмат, где фигуры и поля имели, кроме обычных, еще и тайные значения…» И  о  силе  музыки :                » И общеизвестны ведь  рассказы, сказки и предания ранних периодов всех культур, приписывающие музыке, помимо  чисто художественной силы, власть над душами и народами, которая превращает ее, музыку, не то                в тайного правителя, не то в некий устав людей и их государств. От древнего Китая до  сказаний греков сохраняет свою важность мысль об идеальной, небесной жизни людей под  владычеством музыки…(   То  есть  сила  музыки простирается  до  магического  влияния  на  людей  тем  , что  они в  силах  будут   вести  идеальную  , небесную  жизнь  , разумеется  , с точки  зрения  древних  эллинов  . )…                С этим культом музыки («меняясь вечно, смертным шлет привет музыки сфер таинственная сила» – Новалис) игра в бисер теснейшим образом связана. Хотя идею Игры мы считаем вечной и потому всегда, задолго                до ее осуществления, жившей в мире                и о себе заявлявшей, ее осуществление в известной нам форме имеет свою  историю… (  история  актуализаций  ):    «фельетонная  эпоха»  :   …она…  не знала, что ей делать  со своей духовностью, вернее, не сумела отвести духовности подобающие ей место и роль в  системе жизни и государства. …                в особенной мере «мещанская » и приверженная  глубокому индивидуализму эпоха…
то есть  борьба разума, чувствующего свою суверенность                и зрелость, против господства Римской  церкви,   и – с другой стороны – тайные, но страстные поиски узаконения этой его свободы, поиски нового авторитета, вытекающего из него самого и ему адекватного…
эти  бои за «свободу» духа свершились и …привели к  тому, что дух действительно обрел неслыханную   и невыносимую уже для него самого  свободу, преодолев церковную опеку полностью, а государственную частично, но все еще не  найдя настоящего закона, сформулированного и чтимого им самим, настоящего нового
авторитета и законопорядка.
(  то есть  дух человека  , желающего освободиться  от опеки  римско  -   католической  церкви  , обрёл  невыносимую для  него свободу  , по словам  Гессе  и  ввергся  в  фельетонную  эпоху ) …Тысячи людей, в большинстве своем выполнявших тяжелую работу и живших тяжелой жизнью , склонялись в свободные часы над квадратами и крестами из букв, заполняя пробелы по  определенным правилам…
(  потому  что  )  … они жили в постоянном страхе среди  политических, экономических и моральных волнений и потрясений, вели ужасные войны  , в  том числе гражданские, и образовательные                их игры были не просто бессмысленным   ребячеством  , а отвечали глубокой потребности закрыть глаза и убежать от нерешенных  проблем и страшных предчувствий гибели в как можно более безобидный фиктивный мир… Они …  мечтательно  погружались                в решение кроссвордов – ибо были почти беззащитны перед смертью, перед  страхом  , перед болью, перед голодом, не получая уже ни утешения у церкви, ни  наставительной помощи духа… (  оказались  в тисках страха  ,  и  игра  была  способом  отвлечься  от  этого  страха  , но  не  удалить его )                Читая столько статей и слушая столько докладов, они не  давали себе ни времени, ни труда закалиться от малодушия и побороть в себе страх смерти  , они жили дрожа и не верили в завтрашний день… и бандиты духовного поприща  предлагали обывателям того времени  , еще очень цеплявшимся за лишенное своего прежнего смысла понятие «образование » ... множество докладов… в порядке бешеной конкуренции и в  неимоверном количестве… приближалась ужасная девальвация слова…
Неуверенность и неподлинность духовной жизни того времени  , во многом другом отмеченного энергией и величием  , мы, нынешние, объясняем как свидетельство ужаса, охватившего дух  , когда он в конце эпохи вроде бы побед и процветания вдруг оказался   лицом к лицу                с пустотой… глубокий упадок нравственности, безверие народов, фальшь искусства... люди  оказались в тисках  страха  смерти  . Собственно говоря  , а  как  оказались  ?
Без наставлений  ,  которых  избегали  , говорит  Гессе  , получив  необычайную  ранее  свободу  , с  которой  не  знали  ,  что  делать  . Породив  сами  фельетонную  эпоху  и  духовных  бандитов  ,  на  фоне  войны  ,  ужасов    её  .
Придумав  способы  избавления  от  страха  смерти  тем  , что  закрыли  глаза  на  причины  и  следствия  пороков  времени  .
Вот  , говорят  ,  коррупция  … 
Ищут причины  , не  замечая  того  , что коррупция  обнаруживает  гниение  в  теле  общества  .
И  бороться  с  коррупцией  ,  только  вскрывая  язвы  ,  но  пренебрегая  лечением  процессов  в обществе  ,  не  взывая                к  тому  , что необходимо  прийти к  Богу  ,  исцеляющему  язвы  и  в  человеке  ,и  в обществе  .
Гессе  констатирует  возросший  в обществе  цинизм  :
« …был еще   циничный способ сопротивляться этому великому ощущению гибели: люди ходили танцевать и объявляли любые заботы о будущем допотопной глупостью…               с каким  -  то  самоубийственным сладострастием констатируя                в фельетонном мире, который сами же   построили из бумаги, полную деморализацию духа, инфляцию понятий, делали вид, будто                с циничным спокойствием или вакхическим восторгом смотрят                на то, как погибают не только искусство, дух, нравственность, честность, но даже Европа и «мир» И  как  следствие  - впадали в  пессимизм  :
«  …Среди людей  добрых царил молчаливый и мрачный, среди дурных – язвительный пессимизм  …» 
Гессе  говорит  о  таком  явлении  как  совесть  ,  не  говоря  об  её  корнях  ,  то  есть  так называемая   « совесть  учёных «  не  онтологична  ,  а  скорее  образна  , но  что  она  отображает  ,  Гессе  не  поясняет  :
« Совесть ученых искала прибежища в исследованиях и методах  обучения истории музыки, ибо эта наука как раз тогда была на подъеме, и внутри «фельетонного» мира два ставших знаменитыми семинара разработали образцово чистую и добросовестную  методику…  И словно сама судьба вздумала поощрить эти усилия крошечной  когорты храбрецов,                в самые мрачные времена произошло то дивное чудо, которое было
вообще-то случайностью, но показалось божественным подтверждением: нашлись одиннадцать рукописей Иоганна Себастьяна Баха, принадлежавшие некогда его сыну   Фридеману !  »
Эта  находка  должна  была  противиться  порче                (  коррупции  )  общества  каким  то  образом  по мнению  Гессе  .
Это  первое  место  сопротивления  порче  .
А  второе  место  сопротивление  порче  должно  было стать  Братство  паломников  в  Страну  Востока  -  занимаясь воспитанием  души  , в  которую  входила  забота  о  благочестии  и  почтительности  . И  этому  должна  способствовать   именно  Игра  в Бисер   и  форма  гигиены  духа  в виде  созерцания   
(  должно  быть  созерцания  именно  идеальных  форм  благочестия  и почтительности  ,   но  есть вопрос  :
где  и  у   кого  ,  и  что  означают  эти  благочестие  и  почтительность  )   :               
 «  Вторым местом сопротивления порче было Братство паломников в Страну  Востока, члены которого занимались не столько воспитанием интеллекта, сколько  воспитанием души, заботясь о благочестии и почтительности, – отсюда наша нынешняя  форма гигиены духа и игры в бисер получила важные импульсы, особенно по части  созерцания.»
 И  вот  каким  способом  :
« Причастны были паломники в Страну Востока также к новому пониманию сущности нашей культуры и возможностей ее дальнейшей жизни – не столько благодаря  научно-аналитическим достижениям, сколько благодаря своей основанной на давних и   тайных упражнениях способности магического проникновения в отдаленные времена и  состояния культуры. Были среди них, например, музыканты и певцы, относительно которых   утверждают, что они обладали способностью исполнять музыку прежних эпох во всей ее   старинной чистоте, играть, например, и петь музыку начала или середины XVII века в  точности так, словно все позднейшие моды, утончения, виртуозные изыски еще неизвестны  … оркестр паломников в Страну Востока впервые  публично исполнил одну сюиту догенделевской эпохи без всяких усилений и приглушений, с
наивностью и чистотой другого времени и другого мира… Один из членов Братства построил в его зале между Бремгартеном и Морбиобаховский орган, совершенно такой, какой заказал бы себе Иоганн Себастьян Бах, будь у него  на это средства и возможности.»
 То  есть  подобно  тому  как  Гётевский  Йозеф  Второй  старался  жить  жизнью  ,  подобной  жизни  земного  отца  Йозефа    хотел  достичь  подобного  ему  результата  без  того  ,  чтобы  родиться  ему  из  рода  Давидова  , над которым  Бог работал  2000  лет  ,  чтобы  родились  Йозеф  и  Мария  с  подлинными  благочестием  ,а  не  подделкой  его  , так  и  Братство  паломников  в  Страну  Востока  ожидали  результата  , подобного  результату  по крайней  мере  Фридемана  Баха  ,  если  не самого  Иоганна  Себастьяна  ,  построив  орган  и  найдя  записи  их  нот  .
Я  не  понимаю  вот  этой  надежды  Германа  Гессе  .
Над  Иоганном  Себастьяном  Бахом  были  раскрыты  Небеса  ,он  их  слышал  и  пытался  передать  то  ,  что  он  слышал  .
И  никак  иначе  .  Не станешь  Йозефом  , став  плотником  , даже  проживя  какое  -  то время  в  каком  нибудь подобии  жилища  того времени  , не  живя  в   окружении  , в  котором  он  жил  ,  не  обладая  теми  чувствами  , которыми  обладал  Иосиф  .
Не  говоря  уже  о  том  ,  что  не придёт вновь  Ангел  к   Марии  , и  к  Йосефу  во сне  , и  е  сталкиваясь с теми  угрозами  ,  с  которыми  они  сталкивались и  преодолели  , потому  что  Мария  складывала  Божьи  слова  в  своё  сердце  , да  и  Йосиф  также  .
Надо  быть  подлинными  , а  не  подделкой  ,  пусть  даже  и  очень  искусной  .  Но  по видимому  , сам  дьявол  , очевидно  ,  хочет  родить  Антихриста  , подобного  Христу  , но  по  его собственным  чертежам  .  Мне  жаль  ,  что Гессе  каким  - то  образом  был  очарован  той  мыслью  ,  что  можно повторить  чей  - то  опыт  ,  найдя  какие  -  то древние  рукописи  , например
И  создать  музыку  или  книгу  ,  равную  .
Но  Гессе  вычленяет  важнейшее  -  музыкальную  эстетику  , важнейшую  для  чего  ? для  подъёма  математики  , но для  чего  подъём  математики  в  свою очередь  ?  Потому  что  заявленная  Гессе  цель  -  благочестие  и  почтительность .   
«  …Одним из важнейших была самая молодая наука, история музыки и музыкальная   эстетика, затем – последовавший вскоре подъем математики, сюда прибавились капля  бальзама из мудрости паломников в Страну Востока и, в теснейшей связи с таким новым   восприятием и толкованием музыки, этот храбрый, столь же веселый, сколь и смиренный, взгляд на проблему возраста культур. ..
Важнейшим результатом этой новой точки зрения, вернее, этого нового  включения в культурный процесс были полный отказ от создания произведений искусства, постепенное освобождение людей высокодуховных от мирских дел и – что не менее важно и  как венец всего этого – игра в бисер.»
  О  цели  Гессе  не  говорит  ,  но  говорит  о  результате  :
отказ  от создания  произведений  искусства  с  венцом  на  этом  сложном  построении  -  игре  в Бисер  .
И  он как  архитектор  , но  чертежи  не  его  ,  а  чьи  ?
И  каким  образом  в  этом  сложном  нагромождении  вырисовываются  хоть  как  благочестие  и почтительность  ?


Рецензии