Медитативное чтение книги Германа Гессе Игра в бис
Медитативное чтение книги Германа Гессе « Игра в бисер «
Часть третья .
Герман Гессе родился и рос в религиозной атмосфере немецкого пиетизма . Иммануил Кант , о котором идут споры в связи с трёхсотлетием со дня его рождения - принадлежит ли он к немецкой культуре , или , как трофей , как его родной город Кенигсберг , ставший потому Калининградом , принадлежащим уже и русской культуре .
Странно , что никто не подумал о том , что в случае его принадлежности к русской культуре его следовало переименовать в Калинина ( или в кого – нибудь ещё ) , так вот , Иммануил Кант родился и вырос так же в семье пиетистов . Так что на его склад мысли , как и на склад мысли Германа Гессе , повлиял пиетизм .
Чисто немецкое явление , ибо те , кто придерживался пиетизма , более стремились к собственным , личным взаимоотношениям с Богом , но , как и в русском православии , теологи решили , что Бог должен был принять их национальные особенности вкупе с библейскими .
Так сказать , должен учитывать земные реалии более , чем небесные . И склониться обречённо перед упрямством природного человека . А Герман Гессе начал , к тому же , учёбу в семинарии в Маульбронне , образ которой , должной бы быть , по мнению Гессе таким , как он этого желает , перешёл в место возрастания Йозефа Кнехта .
То есть Герман Гессе описывает в книге чертежи его собственного монастыря , как его создатель .
Герман Гессе не был чужд вопросам богословия .
И он так пишет о своём отношении к благодати :
« Есть два пути к спасению - путь праведности для праведников , и путь благодати - для грешников .
А я , грешник , опять совершил ошибку , попытавшись достичь чего - то праведностью . Никогда у меня с ней ничего не получится . Бальзам для праведников , для нас , грешников , праведность - яд , она нас озлобляет . Видно , мне суждено опять предпринимать такие попытки , делать такие промахи ,
так же как в духовной области мне , писателю , суждено всякий раз пытаться овладеть миром не силой искусства , а мыслью . Опять и опять отправляюсь я в эти дальние и трудные одинокие путешествия , настойчиво пытаюсь чего - то достичь разумом , но всегда это кончается болью и потерянностью . Но всегда за этой смертью вновь рождаешься на свет , всегда на меня нисходит озарение , и боль , и потерянность уже переносимы , блуждания были не напрасны , поражения были драгоценны , ибо они отбросили меня на лоно матери , вновь дали мне возможность испытать озарение « …Это слова по крайней мере триждырождённого , подобно Гермесу Трисмегисту , к трудам которого Гессе обращался , как и Карл Юнг . Или слова Диониса , не однажды растерзанного , но воскресающего вновь и вновь .
Для того , чтобы в свою очередь терзать ему не покорившихся . Это то ,что присуще Дионису с пронзительными холодными глазами , родоначальнику искусства под названием Театрон - Зрелище .
И кто говорит на самом деле - Гессе , или тот , кто в нём , трудно разобрать . Как бы кот Мур в очередной раз пишет на полях страдающего капельмейстера , своею смертью продолжающего жизнь этого живчика - кота Мура , или кота Бегемота . Ибо это вопрос власти в языческом её исполнении - право остановить закон .
Становясь неподсудным .
Судят языческих богов и их ставленников только за то , что проиграл : пусть проигравший плачет ! В смертельной игре .
Но Гессе считает , что разгадал тайну истинного счастья :
( немного передёргивая , как в нечестной игре ) :
« Тайна истинного счастья , истинного блаженства заключена в этом речении . А если хочешь , можно повернуть его и на индусский лад и толковать так : люби ближнего , ибо это ты сам ! … Ах , истинная мудрость так проста , была уже так давно , так точно и недвусмысленно высказана и сформулирована ! Почему же она нам доступна только временами , только в хорошие дни , а не всегда ? … Быть может , несчастье нашего времени в том и состоит , что эта высшая мудрость предлагается на всех углах , что всякая признанная государством церковь наряду с верой во власть предержащую , в денежный мешок и национальную исключительность проповедует веру в Чудо Христово и что Евангелие , кладезь ценнейшей и опаснейшей мудрости , можно купить в любой лавке , а миссионеры раздают его совсем задаром . Быть может , такие неслыханные , дерзостные , даже ужасающие истины и прозрения , которые содержатся во многих речах Иисуса , следовало бы тщательно скрывать и хранить за семью замками . Быть может , было бы хорошо и правильно , чтобы человек , дабы узнать хотя бы одно из этих могучих слов , вынужден был тратить долгие годы и рисковать жизнью , подобно тому , как это делает в жизни ради других высших ценностей . »
Если подумать , то и право рождать и иметь продолжение своего рода даётся всем , а не тем , кто заслужил это .
Есть слово , которое уничтожает всё , сказанное Германом Гессе , это слово : « вынужден был … » .
Это слово уничтожает свободу человека выбирать .
Так что Гессе не замечая этого , имел тоталитарное мышление . Как , впрочем , и я . Ибо мы - часть общества , как бы мы не старались отвергнуть общество , методично выискивая в нём недостатки . И Гессе говорит о несчастье времени , или общества , можно сказать .
В то же время предлагая счастье , не основанное на речах Иисуса , доступных всем ,а на словах индийских мудрецов , постигаемых через изучение санскрита . Но и эти слова пришли из духовных миров , о чём свидетельствует история индуизма , и не только , но и обряды , охраняющие эти слова , и способствующие акутализации должно быть .
Но они могут быть симулякрами , действенными только в нашей чёрной дыре , и бесполезными в том , чтобы выйти из неё с Божьей помощью , то есть по благодати .
И нет спасения по праведности , но только по благодати .
А Гессе хотел стать праведником , минуя благодать .
И потерпел крах . И не он один .
Так что - это общечеловеческая болезнь .
Но слова Гемана Гессе - всё же не слова доктринёра , они пронизаны болью . Как - то в комментариях на Новый Завет Уильяма Баркли я прочла о том , что есть люди действия , как апостол Пётр , а есть те , которые умрут , если не поймут предмета веры . Которые должны понять прежде , чем поверить , прежде , чем не вложат персты свои в раны Иисуса как апостол Фома … Добавлю от себя : прежде чем не испробовать на себе всё , что есть в жизни . И постичь горечь Экклезиаста , испробовавшего всё , доступное человеку так , что до сих пор идут споры о том , обретёт ли царь Соломон спасение или нет . Ведь и он , если верить мидрашам ,имел взаимоотношения с Асмодеем так , что этот царь демонов Асмодей сидел однажды на его троне вместо Соломона . Испробовав всё , Екклезиаст сказал :
« Всё суета сует !... томление духа … «
В книгах Германа Гессе явственно ощущается это томление духа , суета … Которой он предался . Это царская болезнь .
Но по моему мнению , после второго пришествия Иисуса Христа , грядёт тысячелетие с Ним - разбор полётов … во сне и наяву , разбор ошибок . Всех людей . Чтобы побудить их вернуться к лучшей версии себя , опять таки силу получив на это по благодати . К тому , каким человек был задуман Богом изначально . И только в том образе , которому вернулись и образ , и подобие Бога , быть возможным осуществлять замыслы Божьи . И вдыхать дыхание жизни в безжизненные просторы Вселенной , чтобы разные формы жизни , рождённые в человеке , актуализировались .
И на самом деле человек бы осуществлял свои мечты .
Рождал миры и уничтожал . Как , по мнению евреев , поступал Всевышний . Но не только , но и давал жизнь и силу рождённому . Поэтапно .
Как то верующий , рождённый свыше , и крещённый Духом Святым , в начале 2000 - х годов , рассказывал своё видение того , что Бог вначале хотел отдать первенство в нашей Вселенной Солнцу , но оно не выдержало испытание , и Земля тоже . Тогда был создан человек . И он вроде бы не выдержал испытание . Но … Всевышний одел его в « кожаные одежды « - по моему мнению , в те гены , которые принадлежали обезьянам , и которые будут сняты в конце концов , как не принадлежащие человеку изначала .
Если будет стремление к победе над своей животной природой . Но это во вторых . А во первых - стремление к Всевышнему . Как сказал Пётр , не поняв сказанного Иисусом в ответ на вопрос Иисуса « И вы уйдёте ? « ответил :
« Куда нам идти , у Тебя глаголы вечной жизни ! «
Не понимая , но принимая . Но не Герман Гессе .
Он хочет понять прежде , чем принять .
И принимает животную свою природу и тех , кто стоит за ней . И пишет о Йозефе Третьем .
Почему Третьем ? Должно быть потому , что первый - библейский Йозеф , второй - осмысленный Томасом Манном , а Третий - Германом Гессе .
Или вторым стал Иосиф Второй у Гёте , взяв за образец Иосифа , земного отца Марии , как бы пытаясь повторить жизнь Иосифа , смочь родить второго Иисуса .
Противореча , по словам Гессе « царящим законам и обычаям духовной жизни … нашей духовной жизни … - стирание индивидуальности , как можно более полное подчинение отдельного лица иерархии Педагогического ведомства наук «
То есть мы в книге находимся в Педагогическом ведомстве наук . Должно быть так воспринимал Гессе семинарию Маульброн при воспоминании о ней .
Трагическом воспоминании , ибо он убежал в холодное время года и спрятался в стогу сена . По существу он вводит Йозефа Кнехта , как чужеродное тело , каким он видел самого себя в Маульбронне , каким видел Томас Манн Своего прекрасного Йозефа в среде своих братьев .
Запечатлев , как его ещё один герой - Златоуст , образ Мастера Игры Третьего , Ludi magister JosephusIII , как :
« … образ «мудреца» или «совершенного человека» у древних китайцев, например, или идеал сократовского учения о добродетели почти неотличимы от нашего идеала; да и некоторым крупным духовным корпорациям были знакомы сходные принципы, например, римской церкви в эпохи ее подъема, и иные величайшие ее фигуры, скажем святой ФомаАквинский, кажутся нам, наподобие раннегреческих скульптур, скорее классическими
представителями каких-то типов, чем конкретными лицами.»
То есть Йозеф Кнехт - классический пример некоего типа . Поэтому у него почти нет индивидуальности .
И язык , которым Гессе описывает своего героя , похож на язык средневековых рукописей , описывающих святых .
И , так же , как и средневековых авторов , Гессе не интересует « его духовная предыстория, его воспитание при помощи любимых занятий, любимого чтения и так далее не представляют для нас особой важности. Для нас герой и достоин особого интереса лишь тот, кто благодаря природе и воспитанию дошел до почти полного растворения своей личности в ее иерархической функции, не утратив, однако, того сильного, свежего обаяния, в котором и состоят ценность и аромат индивидуума. И если между человеком и иерархией возникают конфликты, то именно эти конфликты и служат нам пробным камнем, показывающим величину личности. »
Ибо «Когда дело идет о героях, об этих действительно образцовых людях, интерес к индивидууму, к имени, к внешнему облику и жесту кажется нам дозволенным и естественным, ибо и в самой совершенной иерархии, в самой безупречной организации мы
видим вовсе не механизм, составленный из мертвых и в отдельности безразличных частей, а живое тело, образуемое частями и живущее органами, каждый из которых, обладая своей
самобытностью и своей свободой, участвует в чуде жизни.»
Итак , перед нами святой , то есть его образ наполнен религиозными каннотациями . И потому сама « игра в бисер « должна напоминать некий ритуал , некое религиозное действие … но к какому богу направлен этот ритуал ? Должно быть к Абраксасу , о котором Гессе говорит в « Демиане « . И он сам - святой этой новообретённой религии . И описывает самого себя в образе Йозефа Кнехта . И , как всякое религиозное действие « игра в бисер « требует полного посвящения ей :
« Правила этой игры игр нельзя выучить иначе, чем обычным, предписанным путем, на который уходят годы, да ведь никто из посвященных и не заинтересован в том, чтобы правила эти можно было выучить с большей легкостью . Эти правила, язык знаков и грамматика Игры, представляют собой некую разновидность высокоразвитого тайного языка, в котором участвуют самые разные науки и искусства, но прежде всего математика и музыка (или музыковедение), и который способен выразить и соотнести содержание и выводы чуть ли не всех наук. » Игра в бисер - не для профанов ,а для посвящённых ей , в конечном виде сопровождает занятия наукой , если эти занятия напоминают религию .
« Игра в бисер – это, таким образом, игра со всем содержанием и всеми ценностями нашей культуры, она играет ими примерно так, как во времена расцвета искусств живописец играл красками своей палитры. Всем опытом, всеми высокими мыслями и произведениями искусства, рожденными человечеством в его творческие эпохи, всем, что последующие периоды ученого созерцания свели к понятиям и сделали интеллектуальным достоянием, всей этой огромной массой духовных ценностей умелец Игры играет как органист на органе, и совершенство этого органа трудно себе представить – его клавиши и педали охватывают весь духовный космос, его регистры почти бесчисленны, теоретически игрой на этом инструменте можно воспроизвести все духовное содержание мира.»
Не много и не мало - « воспроизведение всего духовного содержания мира « Может быть , это произведения Мирче Элиаде , например ? Но у Элиаде нет задействования математики и музыки . У Эйнштейна ?
Должно быть , да . Когда он играл на скрипке , что тогда происходило ? Неизвестно , ибо существует тайна творческого процесса .
«Улисс « Джойса ? выпускника иезуитской школы .
Или когда автор учебника по физике игра на саксофоне ?
Что делал джаз ? для игроков в бисер ?
Попытаемся понять , насколько это возможно .
Насколько сможем проникнуть в замысел автора , не будучи при том конгениальными ему .
«А клавиши эти, педали и регистры установлены твердо, менять их число и порядок в попытках усовершенствования можно, собственно, только в теории: обогащение языка Игры вводом новых значений строжайше контролируется ее высшим руководством . »
И у этой игры есть высшее руководство , которое строжайше контролирует . Это увидел Герман Гессе в тех мирах , в которые он погружался с помощью психоаналитика .
Гессе - несомненно наблюдатель ,чтобы активизировать Игру . Потому что « как у всякой великой идеи, у нее, собственно, нет начала, именно как идея Игра существовала всегда. ( идея игры от вечности , утверждает Герман Гессе , как потенция , чтобы она превратилась в всемирный феномен , её необходимо было активизировать посвящённому в тайны этой игры -магистру игры . )
Как идею, догадку и идеал мы находим ее прообраз во многих прошедших эпохах, например у Пифагора, затем в позднюю пору античной культуры, в эллинистическо-гностическом кругу ( оттуда именно был поднят в земную историю забытый ранее Абраксас - бог гностиков , бог с петушиной головой ) , равным образом у древних китайцев, затем опять на вершинах арабско-мавританской духовной жизни, а потом след ее предыстории ведет через схоластику и гуманизм к математическим академиям XVII и
XVIII веков и дальше к философам-романтикам и рунам магических мечтаний Новалиса. В основе всякого движения духа к идеальной цели universitas litterarum , всякой платоновской академии, всякого общения духовной элиты, всякой попытки сближения точных и
гуманитарных наук, всякой попытки примирения между искусством и наукой или между наукой и религией лежала все та же вечная идея ( !!! ), которая воплотилась для нас в игре в бисер. Таким умам, как Абеляр, как Лейбниц, как Гегель, несомненно, была знакома эта мечта –выразить духовный универсум концентрическими системами и соединить искусство с магической силой, свойственной формулировкам точных наук. В эпоху, когда музыка и
математика переживали классический период почти одновременно, обе дисциплины часто дружили и оплодотворяли друг друга. А двумя столетиями раньше, у Николая Кузанского, мы находим положения из этой же сферы, например: « Ум перенимает форму потенциальности, чтобы все мерить модусом потенциальности, и форму абсолютной необходимости, чтобы
все мерить модусом единства и простоты, как то делает бог( !!! ), и форму необходимости связи, чтобы мерить все с учетом его своеобразия, наконец, он перенимает форму
детерминированной потенциальности, чтобы мерить все в отношении к его существованию. Но ум мерит и символически, путем сравнения, как тогда, когда он пользуется числом и
геометрическими фигурами и ссылается на них как на подобия ». …Мы полагаем также, хотя не можем подтвердить это цитатами, что идея Игры владела и теми учеными музыкантами XVI, XVII и XVIII веков, что клали в основу своих музыкальных композиций математические рассуждения. В древних литературах то и дело встречаются легенды о мудрых и магических играх ( !!! ) ( речь идёт о магии - этого симулякра религии ) , которые были в ходу у монахов, ученых и при гостеприимных княжеских дворах, например, в виде шахмат, где фигуры и поля имели, кроме обычных, еще и тайные значения…» И о силе музыки : » И общеизвестны ведь рассказы, сказки и предания ранних периодов всех культур, приписывающие музыке, помимо чисто художественной силы, власть над душами и народами, которая превращает ее, музыку, не то в тайного правителя, не то в некий устав людей и их государств. От древнего Китая до сказаний греков сохраняет свою важность мысль об идеальной, небесной жизни людей под владычеством музыки…( То есть сила музыки простирается до магического влияния на людей тем , что они в силах будут вести идеальную , небесную жизнь , разумеется , с точки зрения древних эллинов . )… С этим культом музыки («меняясь вечно, смертным шлет привет музыки сфер таинственная сила» – Новалис) игра в бисер теснейшим образом связана. Хотя идею Игры мы считаем вечной и потому всегда, задолго до ее осуществления, жившей в мире и о себе заявлявшей, ее осуществление в известной нам форме имеет свою историю… ( история актуализаций ): «фельетонная эпоха» : …она… не знала, что ей делать со своей духовностью, вернее, не сумела отвести духовности подобающие ей место и роль в системе жизни и государства. … в особенной мере «мещанская » и приверженная глубокому индивидуализму эпоха…
то есть борьба разума, чувствующего свою суверенность и зрелость, против господства Римской церкви, и – с другой стороны – тайные, но страстные поиски узаконения этой его свободы, поиски нового авторитета, вытекающего из него самого и ему адекватного…
эти бои за «свободу» духа свершились и …привели к тому, что дух действительно обрел неслыханную и невыносимую уже для него самого свободу, преодолев церковную опеку полностью, а государственную частично, но все еще не найдя настоящего закона, сформулированного и чтимого им самим, настоящего нового
авторитета и законопорядка.
( то есть дух человека , желающего освободиться от опеки римско - католической церкви , обрёл невыносимую для него свободу , по словам Гессе и ввергся в фельетонную эпоху ) …Тысячи людей, в большинстве своем выполнявших тяжелую работу и живших тяжелой жизнью , склонялись в свободные часы над квадратами и крестами из букв, заполняя пробелы по определенным правилам…
( потому что ) … они жили в постоянном страхе среди политических, экономических и моральных волнений и потрясений, вели ужасные войны , в том числе гражданские, и образовательные их игры были не просто бессмысленным ребячеством , а отвечали глубокой потребности закрыть глаза и убежать от нерешенных проблем и страшных предчувствий гибели в как можно более безобидный фиктивный мир… Они … мечтательно погружались в решение кроссвордов – ибо были почти беззащитны перед смертью, перед страхом , перед болью, перед голодом, не получая уже ни утешения у церкви, ни наставительной помощи духа… ( оказались в тисках страха , и игра была способом отвлечься от этого страха , но не удалить его ) Читая столько статей и слушая столько докладов, они не давали себе ни времени, ни труда закалиться от малодушия и побороть в себе страх смерти , они жили дрожа и не верили в завтрашний день… и бандиты духовного поприща предлагали обывателям того времени , еще очень цеплявшимся за лишенное своего прежнего смысла понятие «образование » ... множество докладов… в порядке бешеной конкуренции и в неимоверном количестве… приближалась ужасная девальвация слова…
Неуверенность и неподлинность духовной жизни того времени , во многом другом отмеченного энергией и величием , мы, нынешние, объясняем как свидетельство ужаса, охватившего дух , когда он в конце эпохи вроде бы побед и процветания вдруг оказался лицом к лицу с пустотой… глубокий упадок нравственности, безверие народов, фальшь искусства... люди оказались в тисках страха смерти . Собственно говоря , а как оказались ?
Без наставлений , которых избегали , говорит Гессе , получив необычайную ранее свободу , с которой не знали , что делать . Породив сами фельетонную эпоху и духовных бандитов , на фоне войны , ужасов её .
Придумав способы избавления от страха смерти тем , что закрыли глаза на причины и следствия пороков времени .
Вот , говорят , коррупция …
Ищут причины , не замечая того , что коррупция обнаруживает гниение в теле общества .
И бороться с коррупцией , только вскрывая язвы , но пренебрегая лечением процессов в обществе , не взывая к тому , что необходимо прийти к Богу , исцеляющему язвы и в человеке ,и в обществе .
Гессе констатирует возросший в обществе цинизм :
« …был еще циничный способ сопротивляться этому великому ощущению гибели: люди ходили танцевать и объявляли любые заботы о будущем допотопной глупостью… с каким - то самоубийственным сладострастием констатируя в фельетонном мире, который сами же построили из бумаги, полную деморализацию духа, инфляцию понятий, делали вид, будто с циничным спокойствием или вакхическим восторгом смотрят на то, как погибают не только искусство, дух, нравственность, честность, но даже Европа и «мир» И как следствие - впадали в пессимизм :
« …Среди людей добрых царил молчаливый и мрачный, среди дурных – язвительный пессимизм …»
Гессе говорит о таком явлении как совесть , не говоря об её корнях , то есть так называемая « совесть учёных « не онтологична , а скорее образна , но что она отображает , Гессе не поясняет :
« Совесть ученых искала прибежища в исследованиях и методах обучения истории музыки, ибо эта наука как раз тогда была на подъеме, и внутри «фельетонного» мира два ставших знаменитыми семинара разработали образцово чистую и добросовестную методику… И словно сама судьба вздумала поощрить эти усилия крошечной когорты храбрецов, в самые мрачные времена произошло то дивное чудо, которое было
вообще-то случайностью, но показалось божественным подтверждением: нашлись одиннадцать рукописей Иоганна Себастьяна Баха, принадлежавшие некогда его сыну Фридеману ! »
Эта находка должна была противиться порче ( коррупции ) общества каким то образом по мнению Гессе .
Это первое место сопротивления порче .
А второе место сопротивление порче должно было стать Братство паломников в Страну Востока - занимаясь воспитанием души , в которую входила забота о благочестии и почтительности . И этому должна способствовать именно Игра в Бисер и форма гигиены духа в виде созерцания
( должно быть созерцания именно идеальных форм благочестия и почтительности , но есть вопрос :
где и у кого , и что означают эти благочестие и почтительность ) :
« Вторым местом сопротивления порче было Братство паломников в Страну Востока, члены которого занимались не столько воспитанием интеллекта, сколько воспитанием души, заботясь о благочестии и почтительности, – отсюда наша нынешняя форма гигиены духа и игры в бисер получила важные импульсы, особенно по части созерцания.»
И вот каким способом :
« Причастны были паломники в Страну Востока также к новому пониманию сущности нашей культуры и возможностей ее дальнейшей жизни – не столько благодаря научно-аналитическим достижениям, сколько благодаря своей основанной на давних и тайных упражнениях способности магического проникновения в отдаленные времена и состояния культуры. Были среди них, например, музыканты и певцы, относительно которых утверждают, что они обладали способностью исполнять музыку прежних эпох во всей ее старинной чистоте, играть, например, и петь музыку начала или середины XVII века в точности так, словно все позднейшие моды, утончения, виртуозные изыски еще неизвестны … оркестр паломников в Страну Востока впервые публично исполнил одну сюиту догенделевской эпохи без всяких усилений и приглушений, с
наивностью и чистотой другого времени и другого мира… Один из членов Братства построил в его зале между Бремгартеном и Морбиобаховский орган, совершенно такой, какой заказал бы себе Иоганн Себастьян Бах, будь у него на это средства и возможности.»
То есть подобно тому как Гётевский Йозеф Второй старался жить жизнью , подобной жизни земного отца Йозефа хотел достичь подобного ему результата без того , чтобы родиться ему из рода Давидова , над которым Бог работал 2000 лет , чтобы родились Йозеф и Мария с подлинными благочестием ,а не подделкой его , так и Братство паломников в Страну Востока ожидали результата , подобного результату по крайней мере Фридемана Баха , если не самого Иоганна Себастьяна , построив орган и найдя записи их нот .
Я не понимаю вот этой надежды Германа Гессе .
Над Иоганном Себастьяном Бахом были раскрыты Небеса ,он их слышал и пытался передать то , что он слышал .
И никак иначе . Не станешь Йозефом , став плотником , даже проживя какое - то время в каком нибудь подобии жилища того времени , не живя в окружении , в котором он жил , не обладая теми чувствами , которыми обладал Иосиф .
Не говоря уже о том , что не придёт вновь Ангел к Марии , и к Йосефу во сне , и е сталкиваясь с теми угрозами , с которыми они сталкивались и преодолели , потому что Мария складывала Божьи слова в своё сердце , да и Йосиф также .
Надо быть подлинными , а не подделкой , пусть даже и очень искусной . Но по видимому , сам дьявол , очевидно , хочет родить Антихриста , подобного Христу , но по его собственным чертежам . Мне жаль , что Гессе каким - то образом был очарован той мыслью , что можно повторить чей - то опыт , найдя какие - то древние рукописи , например
И создать музыку или книгу , равную .
Но Гессе вычленяет важнейшее - музыкальную эстетику , важнейшую для чего ? для подъёма математики , но для чего подъём математики в свою очередь ? Потому что заявленная Гессе цель - благочестие и почтительность .
« …Одним из важнейших была самая молодая наука, история музыки и музыкальная эстетика, затем – последовавший вскоре подъем математики, сюда прибавились капля бальзама из мудрости паломников в Страну Востока и, в теснейшей связи с таким новым восприятием и толкованием музыки, этот храбрый, столь же веселый, сколь и смиренный, взгляд на проблему возраста культур. ..
Важнейшим результатом этой новой точки зрения, вернее, этого нового включения в культурный процесс были полный отказ от создания произведений искусства, постепенное освобождение людей высокодуховных от мирских дел и – что не менее важно и как венец всего этого – игра в бисер.»
О цели Гессе не говорит , но говорит о результате :
отказ от создания произведений искусства с венцом на этом сложном построении - игре в Бисер .
И он как архитектор , но чертежи не его , а чьи ?
И каким образом в этом сложном нагромождении вырисовываются хоть как благочестие и почтительность ?
Свидетельство о публикации №224050700067