О книге Виталия Безрукова Есенин
Книга начинается с письма Президенту РФ В. В. Путину за подписями трёх человек. Кто же подписал письмо? Подписи: племянницы поэта С. П. Есениной, заслуженного артиста С. В. Безрукова и Историка-архивиста А. С. Прокопенко. На самом письме дата обращения отсутствует. Но, в конце книги приводится ответ Администрации Президента от 25.04.2025 года о регистрации обращения и направлении его на рассмотрения в Генпрокуратуру Р. Ф.
У меня, как у читателя, сразу возник вопрос:
- Книга уже издана в 2005 году, и обращение поступило в апреле 2005 года. Зачем?
Выделяется ещё одна деталь в тексте письма. Цитирую:
«В 1980 - 1992 гг. выяснение смерти поэта на общественных началах занималась комиссия Есенинского комитета. С самого начала была задана версия 1925 года, поэтому и материалы подбирались для её подтверждения».
И в конце письма:
«Мы, как и многие соотечественники, уверены в том, что такое расследование опровергнет факт самоубийства и восстановит настоящий облик С. А. Есенина».
Не является ли, завершающая письмо фраза, тоже призывом к подбору материалов для защиты уже написанной книги и телесериала, находящегося в производстве. А скорее всего - уже готового к показу? По логике авторов обращения такой вывод напрашивается сам собой. Подтверждает это и обращение автора к читателям на 639 (непронумерованной) странице. В нём автор напоминает нам, что роман - художественное произведение и он (автор) «вправе строить и излагать собственную систему взглядов на жизнь и гибель одного из своих любимых поэтов». Не могу спорить по поводу права на изложение взглядов на жизнь. Как и не могу согласиться, что автор имеет право пересматривать детали гибели конкретной исторической личности. Мне кажется, такого права ни у одного автора нет. Выдумайте своего героя, пусть читатель гадает о его прообразе, похожести на известных поэтов; пользуйтесь воображением и умением излагать - сколько вздумается.
Только не стоит забывать про «эффект бабочки» или «теорию хаоса». Об этом нам напоминали Рей Брэдбери, Станислав Лем, Стивен Кинг, Айзек Азимов и многие другие.
В итоге, книга вызывает у меня протест и раздражение из-за безответственности автора. Хорошо, если только безответственность, а не направленное и намеренное искажение истории. Кстати, в книге нет ссылок на архивные документы или воспоминания друзей и близких поэта, она же художественная.
Книга состоит из трёх частей. В первой части автор знакомит нас со следователем Эдуардом Хлысталовым, который ведёт частное расследование гибели Есенина. Это тоже историческое лицо. С 1963 года работал в органах МВД. За двадцать лет прошёл путь от районного следователя до инспектора Политического управления МВД СССР. Википедия не уточняет, когда Хлысталов закончил служить в органах. Зато стал лауреатом и дипломантом ряда литературных и журналистских конкурсов. Кстати, в фильме он становится Александром Хлысталовым, а Эдуард Хлысталов его прототипом. Наверное, для свободы творческого воображения.
А оно и в книге, и в фильме не слабое. Например, Леночка, сотрудник архива, работающая над диссертацией, которую никто никогда прочесть не сможет, рассказывает очень интересные факты. Цитаты из книги:
«- Знаете, Эдуард Александрович, что Есенин находился в тюрьме ВЧК восемь суток! … Он каждую ночь слышал, как во дворе расстреливают арестованных». И тут же пересказывает наизусть, показанный ей сокурсником, один документ со словами: «Нет. Я его не назову даже вам, не обижайтесь. Ну, он так просил. Поставил условие… В общем так. Начальный бюллетень эссеров, - начала она, понизив голос». И дальше подробно, как расстреливают, добивают, крутят и мнут шейные позвонки.
А вот цитата из очерка Эдуарда Хлысталова в прошлом инспектора Политуправления СССР, переключившегося на писательскую и журналистскую деятельность. В интрнет-журнале «Молоко» (Молодое око», если что) за 2003 год очерк Эдуарда Хлысталова «Неизвестное уголовное дело Сергея Есенина»:
«Ни одна страна мира не издевалась с такой иезуитской кровожадностью над своими гениями, как Россия, ни одна страна не уничтожала такого огромного числа своих лучших людей».
От всего прочитанного у меня закипает мозг. Страна - то же, что Государство (Большой толковый словарь русского языка». А государство - Политическая организация господствующего класса страны во главе с правительством и его органами, имеющими задачей защиту интересов этого класса и подавление его классовых противников, а также сама страна с такой организацией».
При этом про «иезуитскую кровожадность» страны, своей страны пишет человек, который большую часть жизни прослужил ей в органах на защите интересов господствующего класса. Сделал крутую карьеру. На основе его расследования написана книга с массой нестыковок и добавлений авторского воображения. По этой книге сделан фильм из одиннадцати серий. Так и хочется просить у творцов очерка, книги, фильма:
- Чего же вы хотите? Вам не хватило бурь и цунами? Уверены, что «эффект бабочки», и «теория хаоса» - выдумка?
Думаю, что не многие читатели будут вдумываться в детали и копаться в интернете, кто, что и как. Тем более большинство зрителей вообще не читали, и не будут читать книгу. В итоге, кто-то поверит фильму, кто-то книге. А уж читать другие книги о Есенине ( и не только книги) сравнивать и делать свои выводы - это дело исследователей, литературоведов или очень увлечённых людей. Я могу говорить пока только о трёх книгах про Есенина. О книге Виталия Безрукова высказалась здесь.
Свидетельство о публикации №224050700088
Валентин Великий 07.05.2024 06:00 Заявить о нарушении
Елена Громова 2 07.05.2024 11:52 Заявить о нарушении