Время

Время... Оно не только лечит, но и стирает из памяти лица людей, с которыми ты когда-то был знаком; улицы, на которых гулял; дома, которых давно уже нет.

Время беспощадно. Не оттого ли своей ценности не теряют картины и фотографии далеких, ушедших лет? Лет, которые мы теперь и вспомнить-то можем, лишь разглядывая их увековеченные на холстах и бумаге кусочки.

Время движется и толкает нас вперед. Сегодня я не в силах, как ни пытаюсь, вспомнить, каким был центр нашего города 20 лет назад. Любое изменение, зафиксированное удивленным взором, прочно укореняется глубоко в сознании с пометкой "Так и должно быть". Придя в это место в следующий раз, я не потеряюсь, потому что прекрасно помню, как оно выглядит. Сейчас. А каким оно было вчера?

Я смотрю на старинную фотографию Собора Воскресения Словущего. Я знаю, как он называется, потому что подсмотрела эту информацию в интернете. Я знаю, что никогда его не видела и не могла видеть раньше, ведь он был разрушен еще до моего рождения, а теперь на его месте стоит автовокзал.

Я вижу на фото надпись: "Вид от Штаба" и силюсь сопоставить то, что помню об этом месте сейчас, с лежащим передо мной изображением. Я мысленно вычисляю угол, с которого фотограф когда-то вел съемку, делаю скидку на то, что и мост, и река теперь выглядят иначе... Получается плохо.

Но разве не на то и дана человеку сила воображения, чтобы суметь представить, помечтать о том, чего холодный прагматичный разум увидеть не в состоянии?

И вот уже ожили, заспешили люди с одного берега на другой. Ежась от холодной мороси, иные из них с надеждой поглядывают на небо: не выглянет ли ласковое весеннее солнышко, не согреет ли первыми теплыми лучами? Другие же хмуро глядят под ноги - распутица. Пока доберешься до нужного места, не только ботинки, но и пальто перепачкаешь.

Утро. Вскрывшаяся ото льда полноводная Молога шумит, а свистящие над ней ветры норовят сорвать с прохожих их головные уборы. В воздухе пахнет весной, и никто вам не скажет, что это за запах. Просто, почувствовав его однажды, точно понимаешь - тепло и возрождение природы уже совсем близко.

В левом нижнем углу фотографии, там, за горой увесистых бревен, трудятся не попавшие в кадр суровые мужчины с большими сильными руками: сезон открылся, время сплавлять лес по реке.

Над городом, разносимая теми же озорными весенними ветрами, звучит невероятно красивая, воодушевляющая мелодия соборных колоколов...

Говорят, время все расставляет по своим местам. Я не берусь судить, насколько это верно, но - закономерно. По этой дороге теперь ездят автомобили, а не телеги, запряженные лошадьми; над головой гудят самолеты и вертолеты; колокольный звон сменился музыкой из торгового центра.

Но город все еще стоит, река по-прежнему течет, а люди - в душе - все те же. И свою историю мы пишем сами. Пишем каждый день. Главное, потом ее не забывать. Ау, время!


Рецензии