В. М. Михалев - Задонский край, Ельца очарованье..
Задонский край, Ельца очарованье...
Аннотация
Михалев Виталий Михайлович – специалист в области математики и экономики, православный философ, поэт, писатель. К. э. н., доцент. Инвалид II-й группы.
Родился в 1946 г. в г. Карачеве Брянской области. В 1963 году окончил школу в г. Орле. С 1963 по 1967 год учился на физмате Орловского госпединститута. Работал преподавателем в Брянском филиале ВЗФЭИ, в БГУ и других вузах.
Автор путевых заметок с нетерпением ждёт Ваших отзывов.
Начнем с Ельца – духовного центра России. К тому же, он – важный железнодорожный узел. Здесь дремлет Русский Дух, возрождающий и побуждающий Святую Русь к борьбе за существование как хранителя Православия с X века. Как символ этого – борьба елецких полков на Куликовом поле, отражение нашествия Тамерлана в 1395 году с помощью Материи Божией, Девы Марии, явившейся в грозном виде во сне хану и заставившей его отступить, участие в войне 1812 года, Крымской войне, Первой Мировой, Великой Отечественной. Как символ Русского Духа его сущности – творческий потенциал его представителей – философа В. Розанова, писателей И. Бунина, М. Пришвина, Н. Задонского, композитора Т. Хренникова, художников Н. Жукова, В. Сорокина, врача Н. Семашко. Также – десятки Церквей во главе с величественным 74-метровым Вознесенским Собором, построенным по проекту знаменитого зодчего К.А. Тона; и все это на 110 тысяч жителей Ельца. Разумеется, надо добавить купцов-благотворителей Заусайловых, Петровых, Валуйских; воинов Б. Сидельникова, В. Барковского; елецких кружевниц.
Когда спускаешься вниз по ул. Горького, идя от Успенской голубой Церкви – памятника победы 1812 года, к музею И. Бунина, то поражаешься пустынности деревенской улицы с одноэтажными деревянными домами. Тихо, солнечно, веет ароматом бунинской «Жизни Арсеньева», «Митиной любовью». В этом угловом деревянном доме, выкрашенном в красное, жил гимназист Бунин, мечтал, писал первые стихи, также поражался тишине и пустынности этой тогда Рождественной улочке, влюблялся, гулял по городскому саду, тосковал по родному дому – хутор Бутырки Елецкого уезда.
А рядом с домом-музеем Т. Хренникова, отец которого работал приказчиком у местных купцов и имел десять детей; стоит порушенная громада Покровского Храма из красного кирпича, однокупольный, похожий на Храм Христа Спасителя. Храм был самым большим и величественным в городе. Колокол на его пятиярусной колокольне был отлит стараниями предка композитора-купца И.П. Хренникова (торговавшего хреном, разными пряностями). С колокольни любил обозревать город юный Бунин. Величие разоренного Храма подчеркивает непростой, многозначный характер Российской империи, знавшей взлеты и падения, грехи, зло и вновь поднимающейся к добродетельной жизни.
Невозможно не остановиться перед Великокняжеской Церковью – вся разноцветная, сложенная из красно-белых колобков, опрокинутых бокалов. Сначала, в 1883 году была построена Царская часовня в память об убиенном царе-освободителе Александре II; затем, к ней был пристроен храм во имя святых благоверных князей Михаила Тверского и Александра Невского. Церковь сооружалась как храм общества хоругвеносцев.
Освящение Великокняжеской Церкви состоялось 11 февраля 1911 года к 50-летнему юбилею царского манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости. На куполе поставили полый внутри крест, хрустальный в металлическом каркасе, ярко сверкавший днем, а ночью подсвечиваемый электрическими лампочками. Крест автоматически омывался. К Церкви в 1913 году был пристроен Дом Призрения стараниями купца Заусайлова, где заботились о нищих, дряхлых, сирых, больных, увечных. Здесь же были пещерный храм, фамильный склеп Заусайловых. Большевики выбросили из склепа останки и на его месте сделали общественный туалет (их фирменный стиль делать из монастырей концлагеря, а на кладбищах – туалеты и парки). Ныне здесь поставили бюст купцу А.Н. Заусайлову.
Ну и невозможно не отметить витиеватое здание из красного кирпича – женскую гимназию. Она была открыта в 1879 году и здесь училась первая любовь Бунина – Варвара Пащенко. По праздникам здесь проходили балы, на которые приглашались мальчики из мужской гимназии.
Внутренняя архитектуры женской гимназии оригинальна: большой вестибюль с гранеными колонками с лепными украшениями, высокие зеркала по бокам, ажурная металлическая лестница. В советское время здесь был педагогический институт; ныне – университет.
Как венец Центральной России – Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, где покоятся мощи святителя Тихона, епископа Воронежского и Елецкого (1724 – 1783). Мы его знаем под именем святителя Тихона Задонского.
Монастырь был основан в 1610 году старцами Кириллом и Герасимом, принесшими сюда икону Владимирской Божией Матери, и они же основали первую церковь во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери, которое произошло в Москве 26 августа (8 сентября н.ст.) 1395 года в память о благодатном событии избавления Руси от вторжения Тимурова. В этом монастыре в 1769 году поселился на покое епископ Воронежский и Елецкий Тихон (Соколовский), который уже при жизни почитался за святого. Его духовные сочинения принесли ему славу «Российского Златоуста». Здесь же в 1783 году случилась его кончина и обретение его святых мощей в 1788 году, а также канонизация в ранге Святителя в 1861 году. Его напутствие нам: «Теперь ты еще здоров, еще не погиб, еще можешь спастися; покажи же исправление, которого при смерти будешь желать и тако с надеждою спасения отсюда отойдешь».
В XIX веке монастырь считался одним из лучших в России. Братия его насчитывала 200 человек, а обитель имела два кирпичных завода и один свечной, обширную библиотеку на 20 тысяч томов, свои промыслы и занималась благотворительностью. У мощей Святителя Тихона вершились чудеса исцеления.
При Советской власти на территории монастыря находились различные склады, специальный детдом.
Ныне обитель возрождается. За южной оградой монастыря у подножия Каменной горы бьет святой источник и над ним воздвигнут небольшой однокупольный храм из красного кирпича в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Рядом построена купель; вода чистая и холодная.
В самом храме на амвене покоится икона Божией Матери «Живоносный источник», которая мироточит. Это кажется так чудесно и обыденно. Вот оно чудо обыкновенное и святое.
Не можем не отметить поющий дуб в Задонске на улице Максима Горького, 34. Громадное дерево двадцатиметровой высоты растет не во дворе, а внутри прихожей небольшого домика, как бы разрывая могучим стволом бревна, из которых сложены сени. Ствол в три обхвата уходит в небо через крышу. Накануне трагических происшествий (засухи, наводнения и так далее) из-под коры раздаются церковные песнопения. В Библии говорила человечьим голосом Валаамова ослица; по телевизору показывают говорящих собак; вот и дерево заговорило и запело. В конце 1990-х чудо-дерево снова всех удивило, неожиданно замироточив кровавыми слезами. Поистине, все живое может говорить, да и Вселенная тоже. Прикоснувшись к 300-летнему дереву люди надеются избавиться от болезней.
Елец и Задонск являются районными городками Липецкой области. Сам Липецк был основан в 1703 году. Липецкие минеральные источники и лечебные грязи известны не только в нашей стране, но и за её пределами. Рядом с администрацией стоит Собор Рождества Христова с фарфоровым иконостасом, построенный в период с 1791 по 1842 годы.
Ну и закончим четверостишием:
Задонский край, Ельца очарованье, -
Здесь дремлет Русский дух!
Перенесет он вековые испытанья,
Замкнет собою человечий круг!
Свидетельство о публикации №224050800126