Крупнейший трамвайный музей Америке

                Крупнейший трамвайный музей Америки.

         В Соединённых Штатах Америки около 100 транспортных музеев и только полтора десятка, где демонстрируются  трамвайныё вагоны, как американские, так и с других стран. Но есть крупнейший музей, где собраны коллекции американских и заграничных трамвайных вагонов, не находящихся в настоящее время в эксплуатации. Общее количество таких вагонов достигает более 250  штук, причём, большая часть этих вагонов полностью  восстановлена и находиться в идеальном виде, работают несколько ретро маршрутов. Этот уникальный музей находится несколько в отдалении от крупных городов в штате Мен в районе Новой Англии в небольшом приморском городке Кеннибанкпорте в 15 км. от побережья Атлантического океана на пересечении дорог 9 и 117. Ближайшие крупные города - Портленд и Кеннибанк и примерно в 200 км. к северу от Бостона. Приморский трамвайный музей расположен на территории Телбот парка на площади 800 на 600 м. с выходящей за эту территорию линией ретро маршрута до побережья  Атлантического океана длиной в 10 – 15 км. На музейной территории расположены : визит-центр ( магазин трамвайных сувениров, атрибутики, открыток вагонов, различной литературы ), большой ангар ремонтно-восстановительной зоны, три ангара с различными ретро вагонами, один сквозной и два тупиковых, музейная библиотека , железнодорожная башня – Тауэр, электрическая трансформаторная подстанция, зона для пикников и отдыха, несколько павильонов для остановок вагонов на всей протяжённости маршрутной ветки. Неподалеку от визит-центра расположен ресторан, обязательный атрибут любого американского музея. Музей частный, вход платный, $ 15,00  с посетителя, четыре ретромарш-рута стоят от $ 5,00 до 10,00, с детей – оплата в половину. Активно музей работает в летнее время, зимой музей вообще закрыт.
   Прежде чем рассказывать об экспонатах музея, целесообразно провести не-
большой экскурс в историю американского трамвая. Первый электрический
трамвай, правда, пошёл в Германии в 1881 г., однако, жителям нашего города
наиболее интересен именно американский трамвай. И, конечно, не только зна-
менитой “Американкой”, вагонами ЛМ-ЛП-33 1933 г., как аналог американских вагонов фирмы “Петер Вид” , но и более поздними вагонами, аналогичными построенных в США фирмой РСС и фирма “Вестенгауз”, которая в 1906-
1909 г. строила в нашем городе электрический трамвай.
    Первая пассажирская конка в мире пошла в США в 1832 г., первая линия
парового городского трамвая пущена в американском городе Цинциннате в
1859 г. В 1870 г. успешно работали в США пружинно-заводные трамвайные
вагоны, которые при одном заводе могли проехать 8 км. со скоростью 14 км.\час. и, наконец, электрический трамвай пошёл в Ричмонде в 1888 г. на
линии в 29 миль. В это время в стране на канатной тяге работали трамваи
на линиях в 357 миль, на конной тяге – 5000 миль, а через 10 лет на электрической тяге ходили вагоны уже на 13765 милях. В 1912 г. в 370 городах Америки
уже работали электрические трамваи как основной перевозчик. В 1917 г. перестала работать конка именно по причине широкого внедрения электрического трамвая . А вот в 1940 г. картина резко изменилась, произошёл резкой
обвал трамвайного движения, общественный транспорт стал уступать место
автомобильному, в основном, индивидуальному. В этом году уже только в 11 городах основным транспортом оставался трамвай. Аналогичное явление про-
исходит сегодня в нашей стране, правда, со сдвигом в 65 лет. В 1973 г. в США
был объявлен конкурс на строительство скоростных городских трамвайных 
линий со скоростями в 100 км.\час и более. Сегодня успешно работают такие


- 2 -

скоростные трамвайные  линии в городах Америки.
         Приморский трамвайный музей основан группой из восьми молодых людей. Они приехали в город Биддефорд в штате Мен, чтобы поездить на последних рейсах приморской трамвайной  линии, а затем предложили владельцам этой линии купить у них вагоны за $ 150,00 каждый. Отремонтировав эти вагоны, они хотели организовать коммерческие экскурсионные перевозки по приморской ветке Телбот-парка. Это был 1939 г. На базе этих нескольких вагонов и был организован частный трамвайный музей. Эти молодые люди хотели, чтобы будущее поколение американцев знало роль этого вида транспорта в развитии американских городов. Интересна вообще история этих приморских трамвайных веток. В начале прошлого века приморской частью между городами Беддефорд – Санфорд – Кенибанкпорт – Сако, находящимися на границе штатов Нью Хемпшер и Мен владел американский миллионер Телбот, это так называемый “ старый фруктовый пляж”, в дальнейшим получивший название Телбот-парка. Это любимое место отдыха местного населения в летнее время.
         В 1904 г. предприниматели организовали здесь несколько линий летнего трамвая. Это был совершенно оригинальный подвижной состав. Большая их часть состояла из открытых, т.е. без крыши и боковых стенок, вагонов. В таком вагоне было 12 поперечных деревянных скамеек, на каждой могло разместиться по 5 человек, уровень скамеек относительно пола повышался от начала вагона к его концу, как в современном кинотеатре. Это давало возможность пассажирам без помех осматривать окружающую местность. Использовались только  одиночные моторные вагоны, без прицепных. На этих вагонах перевозили также почту. Вагоны курсировали по побережью до 1927 г. и в дальнейшем были заменены  автобусами. Часть территории Телбот-парка в более поздние года была выкуплена под транспортный музей и к 1955 г. было восстановлено несколько кольцевых линий, по которым в настоящее время возят экскурсантов. Открытые вагоны приморских веток удалось восстановить только в 1975 г. Здание музея ( визит-центр ) построено в 1980 г., а в 1996 г. в нём появился магазин сувениров, книг, открыток вагонов и др., на втором этаже расположен небольшой актовый зал для собраний и лекций, кабинет директора и несколько помещений для сотрудников. Музей располагает обширной библиотекой, это отдельное здание. В ней имеются справочники по подвижному составу и путевому хозяйству, много фотографий, слайдов, видеокассет, СD-дисков. Она открыта в выходные дни для посетителей, в будни работает по предварительным заявкам. Сотрудники библиотеки оказывают консультации по ретро подвижному составу, по истории движения общественного транспорта США.
         В  Новой Англии в 1997 г. создано “Электрическое Железнодорожное Историческое Общество”. Это общество выпускает информационные издания. Несколько лет тому назад была выпущена “Национальная коллекция американских городских вагонов”. Среди авторов известные “трамвайщики” как Роберт
Келли и Бен Миннич, Фред Малони и Бредли Кларк и др.
   Музей существует на сборы от оплаты посетителей и частных пожертвований, а также на полученные от государства гранды на отдельные проекты.
Небольшая часть музейных работников получает зарплату, порядка 10 – 15 человек, остальные – волонтёры, т.е. работающие в музее на общественных
началах. Общее количество их достигает почти 200 человек. Они живут в раз-
личных регионах страны и периодически на время приезжают в музей и там работают совершенно бесплатно.
   Одни из первых восстановленных вагонов являются вагоны конно-железной дороги. Это вагон однолошадной конки 1832 г., первой в мире, работающий в


- 3 -

Нью-Йорке на Манхеттене, конка из Бостона, работавшая между Кембрид-ским Университетом и городом в 1856 г., а с 1880 г. конка распространилась
уже по всей стране. В музее представлено несколько вагонов, в том числе и
коночные вагоны для перевозки почты и заключённых с охраной. Затем стали
появились кабельные вагоны. В музее представлен вагон такого типа из Сан-Франциско 1873 г. Он был сохранён в частной коллекции  и был куплен музеем в 1970 г. Сейчас восстановлен полностью. Такие вагоны курсировали в Нью
Йорке, Вашингтоне, Сиетле, Сан-Франциско до 1890 г., а потом заменялись
вагонами на электрической тяге.
   Из ранних электрических вагонов Америки в музее представлено около 20 :
- моторный вагон из Нью Йорка, постройки 1900 г., длиной 25 футов
фирмой “Пацифик Тракшен”, полученный музеем как подарок в 1963 г. и
восстановленный в 1977 г.,
- моторный вагон из Бостона, подаренный музею Президентом этой компа-   
нии,
- моторные и прицепные вагоны со съёмными стенками для эксплуатации
летом, также с открытой платформой сзади из разных городов Америки
периода 1890 – 1900 г.
  Из городских вагонах представлены не только трамвайные вагоны но и ранние вагон бостонского метро 1897 г. Среди особо оригинальных – вагоны из
Нью Хевена 1930 г., курсирующие от футбольного стадиона до железнодорожного вокзала без боковых стенок на 75 пассажиров, а во время матча до 150
пассажиров. Открытый вагон из Монтреала, восстановленный в 1958 г., кото-
рый курсировал по кольцу в 10 миль за 50 центов. Целый ряд закрытых вагонов односторонних с ширмовыми дверями. Бостонские вагоны метро с двумя
широкими дверями посередине.
  Из категории паровых трамвайных вагонов, т.е. которые работали с локомотивами, представлены вагоны фирмы “Петер Вид” из Балтимора и вагоны компании РСС. С 1929 г. начинается период модернизации вагонов электрического трамвая, чтобы они могли иметь преимущество перед автомобильным
транспортом, т.е. увеличения комфортабельности перевозки пассажиров. Тогда в стране было построено таких вагонов около 5000 до 1952 г. Затем в течении 25 лет вагоны в стране вообще не строились. К 1970 г. иностранными фирмами было привезено в страну около 1000 лёгких вагонов. Такие вагоны тоже демонстрируются в музее. Категория двухсторонних вагонов представлена вагонами из Филадельфии до 1947 г. и односторонними оттуда же до 1992 г. Пригородные линии представлены трамвайными вагонами  деревянными, а потом металлическими (после 1915 г.), постройки 1899 – 1931 г. в основном из Чикаго. В 1928 г. там был большой пожар и большая часть вагонов деревянных сгорело. В настоящее время такие пригородные трамвайные линии работают только в Филадельфии и Чикаго. Скоростные линии городского трамвая
представлены несколькими закрытыми вагонами, способны двигаться со скоростью более 100 км.\час, работали они в центральной части крупнейших городов страны на эстакадах.
        Кроме коночных и трамвайных вагонов в музее представлены автобусные
и троллейбусные вагоны. В Америке автобусы пошли в 1930 г, и они стали вы-
теснять трамвай, т.к. проезд был  дешевле  и более комфортабелен на автобусе. В большом количестве представлены служебные трамвайные и троллейбусные вагоны. Это снегоуборщики, вагоны- вышки, дозаторы, поливочные и др. Первые вагоны датированы 1920 г. Совершенно отдельно представлены
иностранные трамвайные вагоны, которые никогда в Америке не работали Это английские двухэтажные вагоны фирмы “Блекпул”, постройки 1940 г., они



- 4 -

работали в Глазго и приобретены музеем в 1962 г. Вагон из Нагасака (Япония), постройки 1890 г. Для его транспортировки пришлось построить специальный
трейлер. Трамвайные вагоны из Берлина, Сиднея, Рима, Будапешта все тща-
тельно восстановлены и все работают в музее на ретро маршрутах для экс-
курсантов. Отдельной экспозицией представлены технические средства для доставки и ремонта вагонов. Это трейлеры, тралы, подъёмники, станки и раз-
личное оборудование. Масштаб и объём музейных экспозиций и построек
впечатляет. Из 250 ретро вагонов большая часть, т.е. более 200 находится в
идеально восстановленном виде. Каждый вагон снабжён информационным
стендом с указанием года постройки, где работал, его параметры и харак-
теристики, когда приобретён, когда и кем восстановлен. Все вагоны открыты
для посетителей, т.е. в них можно войти, посидеть, в некоторые даже загля-
нуть снизу из смотровой траншее. В магазине музея (визит-центр) можно при-
обрести необходимые проспекты по вагонам, их красочные открытки, макеты вагонов и необходимую литературу. Можно купить отдельно билет на любой
из нескольких ретро маршрутов и покатиться по живописным окрестностям
Телбот-парка. Посещают этот музей, в основном, американцы из соседних
городов, однако, некоторые специально приезжают издалека, но в летнее время. Конечно, посетители из С. Петербурга, большая редкость, а особенно
в осенний период, когда музей почти не работает. Я приехал из Филадельфии через Бостон на автобусе в гости к своему институтскому приятелю Романову А.В. специально для посещения транспортного музея в «Телбот-парке», в городе Биддерфорде 8 октября 2005 г. в субботу. Это было неблизкое и непростое пу-тешествие. Я поехал на автобусе из Филадельфии от места жительства моего сына Антона на электричке в 8 остановках до центрального автовокзала (билет $ 40), пересел  на междугородний автобус до Нью-Йорка (билет $ 150). Далее опять пересадка на автобус до Бостона (билет $ 80) и там на автомобиле с Романовым А.В. до города Пластова, где он живёт и только на следующий день поехали в транспортной музей в Телбот-парке на берегу Атлантического океана. Вид могучего Атлантического океана впечатляет. Общее расстояние моей поездки составляет 628 км., всё осложняется ещё тем, что я довольно плохо владею английским языком, а надо всё время что-то спрашивать, понимать, что говорят. Почти с этого места, приятель Антона, Яша Пармут год назад совершил переход на нанятой яхте  через океан, а обратно на самолёте. за несколько дней через океан до берега Испании в 6274 км.   
         Несмотря на холодную погоду при сильном дожде и ветре, посетители в транспортном музее были. После переговоров с руководством музея нам представили несколько сопровождающих, одного даже вызвали специально из дома, т.к. он знает русский язык, якобы для простоты общения. Он приехал, сказал по-русски : ”здравствуйте”, и на этом русский диалог с ним закончился.
Дальше всё общение вели только на английском языке. Наши сопровождающие подробно рассказали о многих экспонатах музея, показали зону восстановления вагонов, познакомили с волонтёрами, которые в течении 15 – 20 лет
восстанавливают отдельные вагоны и доводят до полного совершенства. Метод восстановления основан на полном разборе старого вагона, снятие эскизов
со всех элементов и деталей, а затем всё заново изготавливается. Для проведения таких работ оборудование в музее имеется, а чего нельзя изготовить – заказывают на предприятиях и, в основном, бесплатно. Сами волонтёры, естественно, никаких денег в музее не получают. Наши рассказы о питерском трамвае и предложения о дальнейшем сотрудничестве у руководства музея интереса не вызвало. Вот взять в дар какой-нибудь русский трамвайный вагон с оказанием помощи по его доставке в Америку, не отказались бы, но у меня таких полномочий нет, это невозможно. На прощание мы проехали  на ретровагоне весь прибрежный пляж и обратно, причём посадив меня за

- 5 -

контроллер как водителя с въездом в депо. Расстались мы друзьями, они пригласили приехать к ним летом, когда большой наплыв посетителей и
поездить по прекрасным приморским окрестностям Телбот-парка. Мы, конечно, согласились. Вот такой интересный музей трамвая находится в далёкой Америке. Как хотелось бы, чтобы и в нашем городе работал
городской музей трамваев, чтобы также как и в Америке, чем мы хуже их,
жители и гости нашего города смогли бы  ходить в этот музей семьями, катать детей и самих себя на старых, но обновлённых, трамвайных вагонах, полу-
чать от этого радость и удовольствие.

                Материал подготовил     Львов Ю.М.    08 10. 05    


Рецензии