Балет
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я.
(А. С. Пушкин)
Мы приехали в Москву, как всегда, летом. Брат жил в самом центре, на 1-й Тверской-Ямской, в старинном доме с потолками, уходящими ввысь, и страшно вычурной машиной во дворе за окном. В кухне брат каждое утро накрывал стол белой скатертью, приучая меня есть красиво, то есть совсем не ронять крошек.
Почти каждый день шли дожди; но мы с мамой, очарованные Москвой, всё равно гуляли, часто заходя в магазины и что-то покупая, а по вечерам мы уже все трое – я мама и брат - шли в театр. В Москве всё было другим: живые проспекты, красивые площади, а главное, сердце города - необыкновенное метро, бьющееся в своём особом, московском ритме.
Брат был заядлым театралом, настолько заядлым, что ходил в театр почти каждый вечер, а театров в то время было предостаточно, и весьма хороших. Как только мы с мамой приехали, сразу же вечером оказались во МХАТе, а потом ещё раз во МХАТе, и ещё раз, и ещё раз пять во МХАТе, потом были и другие театры, но мне всё-таки нравились не ежевечерние походы в театр, а весёлое настроение брата, который искренне радовался нашему приезду и не знал, чем же нас ещё удивить…
Однажды брат сказал, что сегодня мы идём смотреть «Лебединое озеро» Чайковского, но билетов у нас нет, и это не беда, потому что мы обязательно прорвёмся. Уже на станции метро «Площадь Революции» стояли люди и спрашивали лишний билет. Вопрос звучал так: «У вас нет лишнего билета?». Мы отвечали им: «Нет, самим нужен». Когда мы вышли из метро, то людей, просящих билет, стало в несколько раз больше, и выглядели они более целеустремлёнными. А когда мы подошли к самому Дворцу съездов, где должен был вот-вот начаться балет с Майей Плисецкой, просящие билет люди образовали собой уже плотную бойцовскую массу. Сдаваться никто не собирался, и все как угорелые метались из стороны в сторону, буквально поедая взглядом возможных претендентов на лишний билет. Находиться в самой гуще волнующейся толпы было неприятно, и мы с мамой отошли в сторону, став возле дерева в ожидании брата, превратившегося в настоящего охотника за лишними билетами.
И вдруг к нам подошёл он… мужчина в дорогом блестящем костюме, в руках у него было два билета. Он протянул их маме и задал самый лучший на свете вопрос: не хотим ли мы пойти в театр. Это было чудо, или начало сказки, которая так и не закончилась… Мама растерялась и стала звать брата: «Миша, здесь билеты!» Безбилетники мгновенно устремились к нам и уже чуть ли не выхватывали у нарядного мужчины билеты, но он спокойно сказал, что хочет продать их именно нам с мамой. Безбилетники в отчаянии смотрели на него ровно до того момента, пока радостный брат не оказался в центре толпы, в одной руке сжимая где-то уже добытый им по дороге билет, а второй рукой почти касаясь наших с мамой билетов. Необыкновенный мужчина сначала принял подлетевшего брата за одного из несчастных безбилетников и красивым твёрдым жестом остановил его руку, но потом мы ему объяснили, что это Миша, и тогда он продал брату свои билеты - лучшие места в партере! - по их собственной цене, пять рублей билет. Мы были просто счастливы!
Представление началось - и тут я провалилась в сказку или была восхищена какой-то таинственно-волшебной силой из этого мира в другой, дивный мир и не знаю: на небе ли я была или на земле … Во время антракта я видела диковинных бабушек, у которых вместо привычных платков на голове была просто короткая стрижка (как такое возможно?), и (о ужас!) они все были в брюках и говорили на каком-то странном, не английском языке. Рядом с нами сидели красивые женщины в модных очках, они говорили на русском языке и были до боли мне знакомы. Может, я видела их по телевизору?
Началось второе отделении спектакля - и я в то же мгновение вновь оторвалась от земли и оказалась в чудесной стране, сотканной из великой музыки и гениального танца. В конце представления я уже была на земле вместе с торжествующими зрителями, которые, судя по горящим глазам, тоже вернулись вместе со мной на землю. Сцена была вся усыпана цветами, везде звучали крики «браво» с гортанным и не гортанным «р». Балерина много раз выходила на сцену и неустанно кланялась, но беспощадный зритель, ни за что не хотел отпускать её и всё требовал и требовал «бис»…
Лишь гений способен быть беспредельно глубоким, - это то, что пушкинский Сальери назвал глубиной. Лишь гений способен создать нечто новое, - это то, что Сальери назвал смелостью. Лишь гений способен облечь своё творение в безупречную форму, - это то, что Сальери назвал стройностью. Гений увлекает летящих за ним - и они все вместе несутся в царство живой красоты…
Прошли годы, и мы с братом вновь оказались без билетов уже перед Большим театром (давали «Лебединое озеро»). Охотников за билетами было мало, и настроены они были не так решительно, как охотники прежних времён, да и стоили уже эти билеты совсем недёшево. В величественный Большой гордо входили красивые люди, которые, на удивление, оказывались сплошь иностранцами. Нам не удалось раздобыть билет, и, хотя представление уже давно началось, мы не уходили, продолжая пребывать в грустной задумчивости в сквере Большого театра. Вдруг из театра выскочил кто-то весёлый и прямо передо мной бросил в воздух билет. Но, вместо того чтобы его поймать, я стала в ступор и с недоумением смотрела, как плавно садится он на землю. И тут вдруг к ещё порхающему билету подлетел неизвестно откуда взявшийся, по-видимому, отставший от группы, последний иностранец, радостно схватил его и, выразив на своём языке бешеный восторг, помчался в театр. Брат принялся меня бранить, но…было уже поздно, получилось так, как получилось: в театр мы не попали!
А если бы попали … интересно, оказалась бы я снова в сказке, как в тот раз - в гостях у гения танца?
Свидетельство о публикации №224050801568