Булату Окуджаве 100 лет

Булат Шалвович Окуджава , один из самый интересных русских поэтов, один из наших самых любимых бардов, автор интереснейшей прозы , в том числе любимого многими романа  «Путешествие дилетантов» ( я зачитала до дыр в свое время) , сценарист, композитор , фронтовик , интернационалист, очень порядочный человек, родился в Москве 9 мая 1924 года . Столетний юбилей. Даже представить невозможно  , что не было бы в нашей жизни его стихов и песен. Какое же стихотворение , какую песню вспомнить сегодня? Выбрать очень тяжело, потому что  у Окуджавы , в отличие от нашим самых именитых бардов, я люблю ВСЁ!  Может что-то из  «Покровских ворот», «Звезды пленительного счастья» или «Белого солнца пустыни»? Или  о Леньке Королеве? Или другие сильнейшие песни о войне?
В День Победы (это ж надо было такому совпадению случиться, что Окуджава родился именно 9 мая) родители мои всегда смотрели «Белорусский вокзал».  Поэтому , конечно, вспоминается «Здесь птицы не поют, деревья не растут…» И всегда мурашки .
Но есть одна песня, которая для меня на голову выше всех остальных.
Это «Грузинская песня».
Виноградную косточку в теплую землю зарою
И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву
И друзей созову, на любовь свое сердце настрою
А иначе зачем на земле этой вечной живу?
Собирайтесь-ка гости мои на мое угощенье
Говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву
Царь небесный пошлет мне прощение за прегрешенья
А иначе зачем на земле этой вечной живу?
В темно-красном своем будет петь для меня моя Дали
В черно-белом своем преклоню перед нею главу
И заслушаюсь я, и умру от любви и печали
А иначе зачем на земле этой вечной живу?
И когда заклубится закат, по углам залетая
Пусть опять и опять предо мной проплывут наяву
Белый буйвол и синий орел, и форель золотая
А иначе зачем на земле этой вечной живу?
Я думаю, что с возрастом мы осознаем, что у этой песни еще более глубинный смысл, чем мы думали в молодости. Эта  песня не только о нашем пути от виноградной  косточки до грозди.
Мы с возрастом начинаем чаще вслушиваться в строчки «Царь небесный пошлет мне прощенье за прегрешенья…» и «Пусть опять и опять предо мной проплывут наяву
Белый буйвол и синий орел, и форель золотая
А иначе зачем на земле этой вечной живу?» ( Созвучно с Волохонским «Тебя там встретит огнегривый лев, и синий вол, исполненный очей. С ними золотой орел небесный…».)
Да, все это о вечности, бесконечности, смысле жизни, душе. Светлая память Булату Окуджаве! Он нам оставил часть своей души.©Victoria Novikov
#поэты_фронтовики_согрейтесьуогня
#окуджава_согрейтесьуогня

https://youtu.be/C0FTqaFqwjA?si=E-XMlEVINNXig2xS «Грузинская песня»


Рецензии