Медитативное чтение книги Германа Гессе Игра в бис

8  .  05  .  2024 
Медитативное  чтение  книги  Германа  Гессе  «  Игра  в  бисер «
Часть  четвёртая  .
Несомненно  то  ,  что  Герман Гессе  -  Наблюдатель .
Из  когорты  бессмертных  , запускающих  процессы  .
С  их бессмертным , леденящим  душу  человека  ,  смехом .
Из  братства  паломников  в  страну  Востока  .
К  этому  я пришла постепенно  в  течении  полутора  лет  изучения  жизни и творчества  Германа  Гессе  .
Он  хотел  этого  в  глубине  своего сердца  с детства  ,             с того времени  , когда  он встретился  со своим  демоном  .
Почему  ?  Давайте  выясним  вместе  , изучая  внимательно  его тексты  , в  которых он  честен  . Этого  у  Германа  Гессе  не  отнять – то  , что  было вложено  в  него  ещё  его  родителями  .  Он  имел  хорошие  манеры  , этот  Герман  Гессе  .  Я  взяла    утверждение  как   аналогию  из  слов английского   актёра   Руперта  Эверетта   , сыгравшего  нашего  Григория  Мелехова  :  «  я  - плохой  мальчик  с  хорошими  манерами  «  ,  и  который  счёл  Оскара  Уайльда  неким  христом  ,  умершим  за  всех  гомосексуалистов  ,  чтобы  дать им  свободу  . Эверетт  сделал  свой  сознательный  выбор  - иметь своего  христа  .
То есть  я  считаю  ,  что  и  Герман  Гессе  -  из  числа тех  ,  кто  принял  из своих семей  хорошие  манеры  , не  наполнив  их  хорошим  содержанием  сознательно  .
Сознательно  извратив  свой  путь  , тот  , на  который  его  ставили  родители  , ожидая  хороших плодов  .
Но  не дождались  .
Основы  игры  в  бисер  Герман Гессе  видит  несомненно  что  в музыковедении  . Ибо основам  этой  игры  он овладел  ещё   в  родном  Кальве  . И  придумал  эту  игру  учитель  музыки  .
Что  -  то  ощутил  Герман  Гессе  одухотворяющее  в  тот момент  ,  когда  музицировал  вместе  с  другими                на  заданную  музыкальную  тему  ,  меняя  тональность  и  темп  в  соревновании  .   Гессе  - ученик  из прежних времён  . Разговаривая  с  учителями  музыки  ,   одна  из  которых  рекомендовала  меня  ,   а другая  предоставила  мне  квартиру  в  аренду  на  долгое  время  ,  я  выяснила  ,  что  дети  в  музыкальной  школе  более  тяготеют  к  проявлению  внешних  атрибутов  игры  ,  чтобы  они  классно  выглядели  за  инструментом  ,  но                не  в  коем  случае  не  тяготели  к  музыкальным  играм  .
А  у  Гессе  в  начале  двадцатого века  , в  самый  , по  его словам  ,  расцвет  фельетонной  эпохи  , последовавшей  за  тем  ,  что  люди  в  конце  концов  высвободились  от  опеки  церкви  с  её  религиозными  нравственными  нормами  , последовало  именно  что  углубление  музыковедения  , потому  он ,  я  думаю  ,  и   заявил    :
 «Мы, наследники этой науки, считаем, что лучше знаем и в каком-то смысле даже лучше понимаем музыку великих  творческих веков, особенно XVII и XVIII, чем знали и понимали ее все прежние эпохи (даже эпоха классической музыки). Конечно, у нас, потомков, совершенно другое  отношение                к классической музыке, чем было                у людей творческих эпох; наше проникнутое   духовностью и не всегда достаточно свободное от смиренной грусти уважение к настоящей   музыке есть нечто совершенно иное, чем прелестный, наивный восторг перед музыкой, свойственный тем временам, которым мы склонны завидовать как более счастливым, когда  именно за этой их музыкой забываем условия и судьбы, ее порождавшие. «,    то есть считая  то  ,  что  они  , люди  фельетонной  эпохи  лучше  понимают  классическую  музыку  ,  чем  люди  творческой  эпохи  ,  иными  словами  ,  чем  творившие  музыку  не  только  как  авторы  , но  и  действующие  вдохновляющее  как  окружение  для  композиторов  : 
«   наше проникнутое   духовностью                и не всегда достаточно свободное от смиренной грусти уважение к настоящей   музыке …  » ,  заявляя ,  что                их  собственное  восприятие  -   восприятие  Братства  паломников  в  страну  Востока  ,  проникнуто  духовностью и  смиренной  грустью  уважительно  к  этой  музыке  .

« Мы уже в течение нескольких поколений видим великое наследие того периода культуры, что лежит между  концом средневековья                и нашим временем, не в философии                и поэтическом творчестве, как то  было в течение почти всего XX века, а в математике и музыке. С тех пор как мы – по крайней  мере в общем и целом – отказались от творческого соревнования с этими поколениями, с тех  пор как мы покончили с тем культом главенства в музыке гармонии и чисто чувственной  динамики, который, начиная примерно с Бетховена и ранней романтики, царил в течение двух  веков, мы думаем, что видим на свой лад – конечно, на свой нетворческий, эпигонский, но
почтительный лад! – картину унаследованной нами культуры чище и правильнее. У нас нет ив помине творческого буйства того времени, нам почти непонятно, как могли музыкальные  стили в XV и XVI веках сохраняться так долго в неизменной чистоте, как вышло, что среди  огромной массы написанной тогда музыки нет, кажется, вообще ничего плохого, как случилось, что еще XVIII век, век начинающегося вырождения, блеснул недолгим, но
самоуверенным фейерверком стилей, мод и школ, – но в том, что мы называем сегодня  классической музыкой, мы, думается, поняли и взяли за образец тайну, дух, добродетель и  благочестие тех поколений  .  » ,  противопоставляя  творческое  буйство  тех времён  вместе  в  тайной  ,   духом  ,  добродетелью  и  благочестием  ,  и  благочестие  и добродетель  эпигонства   вкупе  с  почтительностью                к  творцам   (  но на  свой  лад  ) паломников  в  страну  Востока  . Имея  невысокое  мнение  о  богословии  и  церковной  культуре    восемнадцатого    века  , или  о философии  эпохи  Просвещения  , видя  в  кантатах ,                «  Страстях  «  и  прелюдиях  Баха  последний  взлёт  христианской  культуры  .
Гессе  не  добавляет  «  христианства  «  ,  как  провозглашает  Ницше  , хотя  Ницше  ему  очень  близок  .
Гессе  же  провозглашает  элитарность   разговора  о  музыке  : «  говорить о музыке  можно только          с человеком, который познал смысл мира.  «  Потому  что  ,  утверждает  он  :  «  Музыка покоится на соответствии между небом и землей, на согласии мрачного и  светлого. «
Гессе рассуждает  о  том  ,  какая  музыка  присуща  гибнущим  государствам  : 
«  Гибнущие государства и созревшие для гибели люди … не лишены музыки, но их музыка не радостна. Поэтому: чем бурнее музыка, тем грустнее становятся люди, тем   больше опасность для страны, тем ниже падает правитель. Таким же путем пропадает и суть  музыки.» 
Гессе  не  говорит  об  онтологичности  музыки  ,  он  говорит  об  её  историчности  , идя  в  глубь  веков   (  но  не  говорит                о  том  , каким  образом  музыка  становится  одним  из  … законных  средств  магии  ,  и  о  том  ,  на  какой  закон  она опирается  ,  декларативно  утверждая  о  законности магии ,   утверждая  то  ,  что  музыка  вдохновляет  на  мольбу  как  он  говорит  «  вечным  силам  «  , не  открывая  то  , что  это  за  вечные  силы  , но  эмплицитно  утверждая  их  как  законодателей  , раз мольбы  направлены  именно к  ним  )   :  «  Подобно пляске, да и любому искусству, музыка была в доисторические времена волшебством, одним из древних                и законных средств магии.
Коренясь в ритме (хлопанье в ладоши, топот, рубка леса, ранние стадии барабанного боя), она была мощным и испытанным средством одинаково «настроить» множество людей, дать   одинаковый такт их дыханию, биению сердца и состоянию духа, вдохновить их на мольбу  вечным силам, на танец, на состязание, на военный поход, на священнодействие. И эта изначальная, чистая и первобытно-могучая сущность сохранялась в музыке гораздо дольше, чем в других искусствах …»     Я   привожу  огромные  куски  текстов  Гессе  для  того  , чтобы  не  быть  единственным  интерпретатором  его   тестов  .  Чтобы  быть  не  голословной  .  И  ,  конечно  ,   потому  ,  что  никто  лучше            не  передаст  всю  сложность  его  мысли  ,  пульсирующей    в  каждом  его   слове  ,  которые  он искусно  нанизывает  одно  к  другому  , как  бы  играя   , в  свою  очередь  ,  в  игру  в бисер . Он  употребляет слова  , более  подходящими  для  научной  среды  , да  и  само  музыковедение  ,  как  и  примыкающую  к нему  математику  , он   считает  наукой  :
« … констатируем: перейдя из музыкальных семинаров в математические (Игра развилась настолько, что  смогла выражать особыми знаками и аббревиатурами математические процессы  : игроки  потчевали друг друга, обоюдно развивая их, этими отвлеченными формулами, они  проигрывали, демонстрировали друг другу эволюции и возможности своей науки. Математическо-астрономическая игра формул требовала большой внимательности, бдительности и сосредоточенности,
Каждая наука, овладевая  Игрой, создавала себе для этого условный язык формул, аббревиатур и комбинационных  возможностей; среди элиты высокодуховной молодежи везде были в ходу игры                с рядами  формул и диалогами                в формулах. Игра была не просто упражнением и не просто отдыхом, она олицетворяла гордую дисциплину ума, В полное преодоление фельетонизма и в ту вновь  пробудившуюся радость от изощренных умственных упражнений, которой мы обязаны новой монашески строгой дисциплиной ума, игра в бисер внесла большой вклад. «
Гессе  вырос  в атмосфере  , в  которой  преобладала  дисциплина  ,  в  том  числе  и  дисциплина  ума  .
Концентрация  на  предмете  изучения  , желание  видеть  в предмете  изучения  стройность и  последовательность  ,  просто   отвращала  от  кажущегося  хаоса  творчества  .
Тогда  ,  когда  ты  пытаешься  соединить  в  одно  промелькнувшие  у  тебя  мысли  , отвращает  дисциплинированный  ум  , и  носителей  этого  дисциплинированного  ума  от  носителей  как  будто  бы  хаоса  - творцов  .  Но наследники  орденов  именно  римско  - католической  церкви   , которая   , в свою  очередь  ,  наследовала  римскую дисциплину  и  ум  , признающий  только  то  ,  что   заковано  в  берега  закона  , оберегающие  мир  от  стихийного всплеска  недисциплинированной  мысли  -  греческой  в том  числе  .  И  эти  два  потока  мысли  -  Востока  и Запада  не  могут соединиться  никак  .
Несмотря  даже  на  попытки паломничества  в  страну  Востока  и  Братства  паломников  , и  самого  Гессе  .
И  «  Сиддхартха  «  Гессе  принадлежит  западу  , и  потому  был  принят  движением  хиппи  ,  это  - имитация  Востока  .
Но  не  Восток  .  Гессе  говорит только  о  паломничестве  на  Восток  ,  но не о  понимании его  .
Как  говорил  Редъярд  Киплинг  :  «  Запад и  Восток  не  встретятс я   никак  .  «  Потому  немцам  чужды  евреи  .
Да  по  существу  сам  Гессе  , говоря  о  магии  ,  пытался  и  магию  привести  в  упорядоченное  состояние  .
Всё  равно  что  пытаться  остановить  квантовые               всплески  , или  броуновское  движение  атомов  .
Ибо  Гессе  - носитель  западного взгляда  на  мир  .
И  только поэтому  он  утверждает  :
«  Мир  изменился.»
Гессе  может  только  констатировать  ,  а  значит  , буквально    остановить  хаотичное  движение  процессов  , происходящих  в мире  ,  застав  при  том  «  кота  Шредингера  «  мёртвым  , ибо  жизнь  нельзя  рассмотреть  , останавливая  её  постоянно идущие  процессы  в ней  .
Но  Гессе  немного   Фауст  и  он  постоянно  восклицает  :
«  Остановись  , мгновение  …  !  «  и  он  говорит  буквально  как  патологоанатом  , останавливая  процессы  ,  чтобы  рассмотреть  их  ;  но  уже  рассматривая  как  будто  бы  прошлое  Запада  , тем  не  менее  описывая  настоящее  бывшего  Советского  Союза  , так  как  произошла  всё  таки  путаница  с  временами    :  «    Духовную жизнь фельетонной эпохи можно сравнить           с выродившимся растением, которое без пользы уходит в рост, а последующие поправки – со срезанием этого растения до
самых корней. Молодые люди, желавшие теперь посвятить себя умственным занятиям, уже не  подразумевали под этим порханье по высшим учебным заведениям, где знаменитые и  болтливые, но неавторитетные профессора угощали их остатками былой образованности; учиться они должны были теперь так же упорно и даже еще упорнее и методичнее, чем   некогда инженеры в политехнических институтах. Они должны были идти крутой дорогой, очищая и развивая свой интеллект математикой и аристотелевско-схоластическими   упражнениями, а кроме того, учась полностью отказываться от всех благ,: от быстрых и легких заработков, от   славы и публичных почестей, от хвалы в газетах, от браков с дочерьми банкиров и  фабрикантов, от житейской избалованности и роскоши. Писатели с большими тиражами, Нобелевскими премиями и красивыми дачами, великие медики              с орденами и слугами в  ливреях, университетские деятели с богатыми супругами и блестящими салонами, химики, состоящие в наблюдательных советах промышленных акционерных обществ, философы с  целыми фабриками фельетонов, читающие увлекательные доклады в переполненных залах  под аплодисменты и с преподнесением цветов, – все эти фигуры исчезли                и поныне не возвращались…                пути к почестям, богатству, славе и
роскоши уже не проходили теперь через аудитории, семинары и диссертации, низко павшие духовные поприща обанкротились в глазах мира и вновь обрели взамен покаянно-фанатическую преданность духу. Таланты, стремившиеся больше к приятной жизни и блеску, должны были повернуться спиной к оказавшейся не в чести духовности и обратиться к  поприщам, к которым отошли благополучие и хорошие заработки.»   
 Рассуждая       верно  о  духовной расхлябанности  ,  в  которой  хаотическое  мышление  не  несло  творческой  энергии  ,  потому  что  было  эпигонством  только  ,  и  поглощением  и  неверным  толкованием  того  , что принесли  те  , которые  были  духовно  сконцентрированы  ;  но тем                не  менее    рассуждая  о  положении  дел  в его  Европе  предвзято  и  вполне  фантастически  , по  моему  мнению , скорее  это его ожидания  , он  , так  сказать  , аппелирует                к тому  будущему  , которое  он сам  же  и  создаёт   :                « Вскоре стало ясно, что духовной расхлябанности и бессовестности нескольких поколений оказалось  достаточно, чтобы причинить вполне ощутимый вред и практической жизни, что на всех  более или менее высоких поприщах, в том числе и технических, умение и ответственность  встречаются                все реже и реже, и поэтому попечение о духовной жизни народа и государства, в  первую очередь все школьное дело, было постепенно монополизировано людьми  высокодуховными; да и сегодня еще почти во всех странах Европы школа, если она не  осталась под контролем Римской церкви, находится в руках тех анонимных орденов, которые  формируются из высокодуховной элиты. Как ни неприятны порой общественному мнению  строгость и, так сказать, надменность этой касты, как ни бунтовали против нее отдельные  лица, руководство ее еще не пошатнулось, оно защищено и держится не только своей безупречностью, своим отказом от всяких преимуществ и благ, кроме духовных, защищает  его и давно уже ставшее всеобщим знание или смутное чувство, что эта строгая школа  необходима для дальнейшего существования цивилизации. Люди знают или смутно   чувствуют; если мышление утратит чистоту и бдительность, а почтение к духу потеряет  силу, то вскоре перестанут двигаться корабли и автомобили, не будет уже ни малейшего  авторитета ни у счетной линейки инженера, ни у математики банка и биржи, и наступит хаос.  »
Как  это верно  : есть  константы  ,  не  первые  ,  которые  человечество  успешно разрушают  , в  том  числе  и Гессе  , разрушая  истинную  духовность  веры  в  Иисуса  Христа  ,  Который  есть Начальник  и  Совершитель веры  , а нарушение  физических констант  приводит  мир                к неустойчивости   .  Но  эти  константы  находятся  в тех  измерениях  ,  в  которые  человеку  нет  доступа  из – за  его наглости  , в  которую может превратиться  истинное  дерзновение  приблизиться  к  Престолу  Божию  .
Но  , ка к верно  заметил  Гессе  ,  нарушения  в  расчётах  расхлябанного  , недисциплинированного  человечества  ведёт  к катастрофам  всегда  .  А  нарушение  нравственных норм  ведёт  в  том  числе  к природным  катастрофам  ,  ибо  языческие  боги  из – за  своего  бессилия  не  смогут обеспечить  функционирование  законов  пространства  ,                в  которые  человечество   помещено  . Но  Гессе  , игнорируя  законы  , установленные  Богом  ,  наивно  описывает  будущее  ,  которое  не  смогло  бы  привести  к апокалипсису  и  уже  потому  неверно  . Гессе  как  бы  пытается  удержать этот   мир  от апокалипсиса  своими  наивными  надеждами  .
Но  , как  честный  исследователь  ,  всё  же  показывает  ,  что  даже  ,  если  человек  принесёт  себя  в  жертву  ,                при  том  любви  к  Богу  не  имея  , а  возлагая  свою  надежду  на какого  - то Абраксаса  , за  которым  . по видимому  скрывается  Дионис  ,  в  очередной  раз меняя маску                в  сверхчеловеческих сатурналиях  ,  то  эта  жертва  не  будет   иметь   силы  .  Ни  Йозеф  Кнехт  ,  ни Фридрих  Ницше  , ни  Новалис  , на которых  Гессе  уповает  .
«  Прошло, однако, довольно много времени, прежде чем пробило себе дорогу понимание того  факта, что                и внешняя сторона цивилизации, что и техника, промышленность, торговля и так  далее тоже нуждаются в общей основе интеллектуальной нравственности                и честности. Гессе прав  , но умалчивает  , откуда  человек  будет  черпать силы  для  интеллектуальной  нравственности  и  честности  , о  которых  он  говорит  , вкупе  с  добродетелью и благочестием  .  Ибо  даже  условия  для  воспитания  в  себе  « арете  «  Аристотеля  утрачены  .


Рецензии