От Сократа до Сталина
Начнём с Сократа. Конечно, классика Платона и Ксенофонта – диалог и рассуждения «Апология Сократа». Суд над Сократом состоялся в Афинах в 399 году до н. э. Сократа обвинили в «нечестии» и «развращении молодёжи»; ему вменяли в вину отказ почитать богов родного полиса и выдумывание новых божеств. Инициатором судебного преследования был влиятельный политик Древних Афин Анит. Главными обвинителями Сократа в суде были Мелет, Анит и Ликон (Мелет, негодуя за поэтов, Анит - за ремесленников, а Ликон - за риторов). Роль официального обвинителя отводилась Мелету. Реальными причинами для привлечения Сократа к суду стали и его связи с представителями олигархии (в частности, с Критием и Алкивиадом, - с их именами граждане Афин связывали поражение в Пелопоннесской войне против Спарты и кровавое правление «Тридцати тиранов») и критика в адрес афинской демократии. Сократ, уже признанный виновным, предложил судьям наградить его пожизненной пенсией за заслуги перед Грецией, но был приговорён к смертной казни путём испития ядовитой цикуты.
Весной 399 г. до н.э. драматург по имени Мелет вручил архонту-басилевсу, выборному должностному лицу, занимавшемуся вопросами культа, восковую дощечку, содержавшую обвинения против философа Сократа: «Это обвинение составил и, подтвердив присягой, подал Мелет, сын Мелета из дема Питтос, против Сократа, сына Софрониска из дема Алопеки: Сократ повинен в отрицании богов, признанных городом, и во введении новых божественных существ; повинен он и в совращении молодёжи. Предлагается смертная казнь».
Аналогичный мотив был и у второго обвинителя по имени Ликон, честолюбивого графомана, искавшего славы не на театральных подмостках, а в публичных выступлениях. Однако было очевидно, что за Мелетом и Ликоном стоит истинный инициатор обвинения. Им был Анит, богатый торговец кожами, один из влиятельных афинских политиков, сыгравший важную роль в свержении режима Тридцати тиранов. Кожевенник и философ были хорошо знакомы, не раз публично спорили. Сегодня мы назвали бы Анита государственником, горячим сторонником традиционных афинских ценностей, крайне настороженно относящимся к сократовской идее индивидуальной свободы. Главная ненависть к Сократу у Анита была продиктована личными причинами: сын после знакомства с учением философа стал пренебрежительно относиться к отцу, его образу жизни и занятиям. НАСТРОИТЬ СЫНА ПРОТИВ ОТЦА – ПРЕСТУПНАЯ ЦЕЛЬ СОКРАТА. ХОТЯ НА САМОМ ДЕЛЕ СОКРАТ УЧИЛ ОБРАТНОМУ: ПОЧИТАТЬ ОТЦА, ДАЖЕ ЕСЛИ ТОТ НЕ ПРАВ, ТЕРПЕЛИВО ОБЪЯСНЯТЬ, ВЫЯСНЯТЬ, ПОЗНАВАТЬ ИСТИННЫЕ ПРИЧИНЫ РАСХОЖДЕНИЙ.
Причин и обстоятельств для неправедного приговора может быть много, но, как последует из нашего дальнейшего анализа и сопоставлений, приговор праведнику является способом окончательного разрешения главного противоречия, заключающегося в ненависти к человеку, превосходящему сторону обвинения в честности, порядочности, влиянии. В этом заключается внешнее проявление противоречия гения. Внутреннее содержание этого – противоречие между индивидуальным познанием, открытием истины и общественным мнением большинства или властью, выступающей от имени большинства. Разумеется, имеется в виду в данном контексте гений знания, познания, добродетели. Для «гениев зла», точнее, гениев общественной практики, для правителей, завоевателей, публичных деятелей, познание, истина отступают на задний план, возникает противоречие между общественным благом и злом, проявленным в борьбе за власть, за деньги и славу. Мы попытаемся показать повторение этой парадигмы на судьбах гениев добра и зла.
В 2012 году состоялся символический повторный суд над Сократом. В суде прошедшем в здании афинского фонда Онассиса, принимали участие 10 юристов из Греции, Великобритании, Швейцарии, Франции и США, а также 866 зрителей, игравших роль присяжных заседателей. За помилование проголосовали 584 присяжных, против – 282. В итоге философ был оправдан…
А НУЖДАЛСЯ ЛИ В ТАКОМ СПЕКТАКЛЕ САМ СОКРАТ?! ОН ВЕДЬ НЕ ГЕНИЙ ЗЛА, ЧЬЯ СУДЬБА МОЖЕТ РЕШАТЬСЯ ГОЛОСОВАНИЕМ. ИСТИНА НИКОГДА НЕ ПРИХОДИТ К БОЛЬШИНСТВУ - ОНА ПРИХОДИТ К ГЕНИЯМ-ОДИНОЧКАМ. ИХ ВПРАВЕ ОЦЕНИВАТЬ НЕ ЛЮДСКОЙ, А НЕБЕСНЫЙ СУД…
Приведём отрывок из «Апологии Сократа» Ксенофонта.
«Раз¬ве ты не зна¬ешь афин¬ских судов? — ска¬зал опять Гер¬мо¬ген. — Часто судьи, раз¬дра¬жён¬ные речью, выно¬сят смерт¬ный при¬го¬вор людям ни в чём не винов¬ным; часто, напро¬тив, оправ¬ды¬ва¬ют винов¬ных, пото¬му что они сво¬и¬ми реча¬ми раз¬жа¬ло¬бят их, или пото¬му, что они гово¬рят им приятные вещи.
—Конеч¬но, знаю, кля¬нусь Зев¬сом, — воз¬ра¬зил Сократ, — два¬жды уже я про¬бо¬вал обду¬мы¬вать защи¬ту, но мне про¬ти¬вит¬ся бог.
— Уди¬ви¬тель¬но! — ска¬зал Гер¬мо¬ген.
—Раз¬ве ты нахо¬дишь уди¬ви¬тель¬ным, — ска¬зал Сократ, — что и по мне¬нию бога мне уже луч¬ше уме¬реть? Раз¬ве ты не зна¬ешь, что до сих пор я нико¬му на све¬те не усту¬пал пра¬ва ска¬зать, что он жил луч¬ше меня? У меня было чув¬ство в выс¬шей сте¬пе¬ни при¬ят¬ное, — что вся жизнь мною прожита бла¬го¬че¬сти¬во и спра¬вед¬ли¬во; таким обра¬зом, я и сам был дово¬лен собою, и нахо¬дил, что окру¬жаю¬щие тако¬го же мне¬ния обо мне. А теперь, если еще про¬длит¬ся мой век, я знаю, мне придёт¬ся выно¬сить невзго¬ды ста¬ро¬сти, — буду я хуже видеть, хуже слы¬шать, труд¬нее будет мне учить¬ся ново¬му, ско¬рее буду забы¬вать, чему научил¬ся преж¬де. Если же я буду заме¬чать в себе ухуд¬ше¬ние и буду ругать сам себя, какое будет мне удо¬воль¬ст¬вие от жиз¬ни? Но, может быть, и бог по мило¬сти сво¬ей дару¬ет мне воз¬мож¬ность окон¬чить жизнь не толь¬ко в над¬ле¬жа¬щий момент, но и воз¬мож¬но лег¬че. Если при¬го¬вор будет обви¬ни¬тель¬ный, то, несо¬мнен¬но, мне мож¬но будет уме¬реть такой смер¬тью, кото¬рую люди, ведаю¬щие это дело, счи¬та¬ют самой лёг¬кой, кото¬рая достав¬ля¬ет мень¬ше все¬го хло¬пот дру¬зьям и воз¬будит боль¬ше все¬го сожа¬ле¬ния об уми¬раю¬щем. Когда чело¬век не остав¬ля¬ет в уме окру¬жаю¬щих впе¬чат¬ле¬ния о чём-то недо¬стой¬ном и непри¬ят-ном, а увяда¬ет с телом здо¬ро¬вым и с душой, спо¬соб¬ной любить, раз¬ве мож¬но, чтобы он не воз-буж¬дал сожа¬ле¬ния? Пра¬вы были боги, кото¬рые тогда были про¬тив того, чтобы я обду¬мы¬вал речь, когда мы счи¬та¬ли необ¬хо¬ди¬мым отыс¬ки¬вать вся¬че¬ски сред¬ства к оправ¬да¬нию. Ведь если бы я это-го добил¬ся, то, несо¬мнен¬но, вме¬сто того, чтобы теперь же оста¬вить жизнь, я при¬гото¬вил бы себе необ¬хо¬ди¬мость уме¬реть или в стра¬да¬ни¬ях от болез¬ней или от ста¬ро¬сти, в кото¬рую сте¬ка¬ют¬ся все невзго¬ды и которая совер¬шен¬но без¬ра¬дост¬на. Нет, кля¬нусь Зев¬сом, Гер¬мо¬ген, я к это¬му даже и стре¬мить¬ся не буду; напро¬тив, если судьям непри¬ят¬но слу¬шать мои объ¬яс¬не¬ния о том, сколь¬ко пре¬крас¬ных даров, по мое¬му мне¬нию, выпа¬ло мне на долю и от богов и от людей и какое мне-ние я имею сам о себе, то я пред¬по¬чту уме¬реть, чем, уни¬жен¬но выпра¬ши¬вая, как нищий, при¬бав-ку к жиз¬ни, иметь в барышах гораздо худ¬шую жизнь вме¬сто смер¬ти».
ПЛАТОН. Ученик Сократа подвергся таким же противоречиям, присущим гению добра и пострадал от тирана Дионисия, дважды пригласившего и дважды продавшего его в рабство. Платон — великий древнегреческий философ, ученик Сократа и учитель Аристотеля.
Считается, что Платон родился в 427 году до нашей эры в разгар Пелопоннесской войны. По античной традиции днём его рождения считается 21 мая, 7 таргелиона (11-ого месяца) — праздничный день, в который на острове Делос родился бог Аполлон.
Настоящее имя философа — Аристокл, а прозвище Платон (широкий, широкоплечий) ему дали за крепкое телосложение. Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение: род его отца, Аристона (465—424), восходил, согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а предком матери, Периктионы, был афинский реформатор Солон. Около 408 года до нашей эры он познакомился с Сократом и стал его учеником. Во время суда над великим философом Платон предлагал за него денежный залог. После кончины Сократа Платон переселился в город Мегару, где проживал ученик Сократа Евклид. Там философ размышлял об основах бытия и познания.
Платон путешествовал по Египту, Италии и Сицилии. В разных городах он обращался к местным мудрецам, например, Дионисию Сиракузскому и математику Феодору.
В 389 году Платон отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами и с помощью Дионисия Сиракузского пытался основать там идеальное государство, в котором философы « вместо чаши с ядом получали бы бразды правления». Сначала Платон был принят радушно, но вскоре отношение к нему изменилось, и его с позором изгоняют, а по некоторым сведениям даже продают в рабство (в период между 404-399 г. до н.э.). В 387 или 386 году Платон возвращается в Афины, где начинает собирать вокруг себя кружок учеников, с которыми беседует о философии в пригородном публичном саду Акадэм(примерно в километре от Афин).
В 367 или 366 г. до н. э., после смерти Дионисия Старшего, его сын и преемник Дионисий Младший под влиянием своего дяди Диона (с которым Платон подружился ещё в первое своё посещение Сиракуз в Сицилии) приглашает философа, обещая стать его верным учеником. Сначала мечта Платона о юном тиране, управляющем обществом под руководством истинного философа, как будто сбывается. Но скоро Дионисию надоедает философское наблюдение; после своего разрыва с Дионом он начинает негативно относиться к Платону и изгоняет его. В 361 году через пифагорейца Архита Дионисий Младший снова призывает Платона, обещая ему помириться с Дионом, и снова его обманывает, так что 70-летний Платон был принуждён бежать из Сиракуз. Предполагается, что Аристотель вошёл в Академию до возвращения Платона.
По некоторым сведениям, Платон скончался в день своего рождения в 347 году до нашей эры. Он был погребён под именем Аристокл в своём Акадэме. В судьбе Платона как гения добра мы обнаруживаем противоречие между индивидуальным познанием, открытием истин и тиранической властью, выступающей от имени большинства. Это можно обнаружить и у древнеегипетского бога Джехути (Тота, Гермеса Трисмегиста), и у Пифагора, и у Фалеса из Милета, и у Парменида из Элеи, и у учёных Александрийского Мусейона.
АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ. Конечно, он вошёл в историю как классический гений зла и добра вперемешку. В оценке судьбы великих правителей необходимо на чаши весов объективно класть, с одной стороны, на одну чашу многочисленные убийства, потери для народов, все виды зла, с другой стороны, на другую чашу весов все позитивные достижения, общественное благо, просвещение, науку, культуру, установление планетарного мира и мирового единства.
В 343 или 342 году до н. э. македонский правитель Филипп решил отправить сына вместе с другими знатными юношами в город Миеза. С этого времени до 340 года до н. э. наставником Александра был философ Аристотель, связанный узами дружбы с македонским правящим домом.
Александр изучал философию, риторику, геометрию, медицину, зоологию, географию. Он прекрасно знал литературу, очень любил и часто перечитывал «Илиаду» Гомера, придавая большое значение своему происхождению от Ахилла через мать, хорошо знал «Анабасис» Ксенофонта, трагедии Еврипида, стихи Пиндара, Стесихора, Телеста, Филоксена и других поэтов, «Историю» Геродота, труды Гесиода.
Важно при оценке таких великих деятелей, как Александр Македонский, не принимать за истину односторонние пристрастия, а учитывать и положительные, и отрицательные результаты. Главная характеристика Александра Македонского – противоречие между самой желанной для всего мира идеей единого планетарного государства просвещения, знания, справедливости, без войн , вражды между народами и личными божественными амбициями, манией величия. Роль истинного гения зла часто играла мать Александра Олимпиада. ЛЮБОЙ КОНКУРЕНТ ОБВИНЯЛСЯ В ТОМ, ЧТО ПЫТАЛСЯ НАСТРОИТЬ СЫНА ПРОТИВ МАТЕРИ. ПРЕСТУПНАЯ ЦЕЛЬ АРИСТОТЕЛЯ ПРЕЖДЕ ВСЕГО УСМАТРИВАЛАСЬ В ЭТОМ. ХОТЯ НА САМОМ ДЕЛЕ АРИСТОТЕЛЬ ЭТОМУ НЕ УЧИЛ, НО ИМЕЛ ГОРАЗДО БОЛЬШИЙ АВТОРИТЕТ, НЕЖЕЛИ ОЛИМПИАДА. Сама Олимпиада в 316 г. до н.э. стала жертвой Кассандра, сына Антипатра…
ЧИНГИСХАН вошёл в историю как основатель и первый великий хан Монгольской империи, объединивший разрозненные монгольские и тюркские племена, как полководец, организовавший завоевательные походы в Китай, Среднюю Азию, Ближний Восток (в большей части на территории современного Ирана), на Кавказ и в Восточную Европу. Чингисхан основал самую крупную в истории человечества империю .
Весной 1206 г. вступил в силу новый закон — Яса Чингисхана. В Ясе главное место занимали статьи о взаимопомощи в походе и запрещении обмана доверившегося. Нарушившего эти установления казнили, а врага монголов, оставшегося верным своему правителю, щадили и принимали в своё войско. Добром считались верность и храбрость, а злом — трусость и предательство, даже если это касалось личных качеств противника.
Чингисхан создал сеть линий сообщений, курьерскую связь в крупном масштабе для военных и административных целей, организовал разведку, в том числе и экономическую.
Чингисхан разделил страну на два «крыла». Во главе правого крыла он поставил Боорчу, во главе левого — Мухали, двух своих наиболее верных и испытанных сподвижников. Должность и звания старших и высших военачальников — сотников, тысячников и темников — он сделал наследственными в роду тех, кто своей верной службой помог ему овладеть ханским престолом.
Происходя из народа, не имевшего письменности и развитых государственных институтов, Чингисхан был лишён книжного образования. С дарованиями полководца он соединял организаторские способности, непреклонную волю и самообладание. Щедростью и приветливостью он обладал в достаточной степени, чтобы сохранить привязанность своих сподвижников. Не отказывая себе в радостях жизни, он оставался чужд излишеств, несовместимых с деятельностью правителя и полководца, и дожил до преклонных лет, сохранив в полной силе свои умственные способности. Главная характеристика Чингисхана – умение разрешать противоречия между организацией мощной расширяющейся за счёт завоеваний империи и устойчивой системой кланового управления по жёстко установленным правилам.
Линия чингизидов продолжилась на несколько веков. Сначала в ХIV веке эстафету приняли Тамерлан и тимуриды, создав огромную мировую империю со столицей в Самарканде, затем Бабур и бабуриды, завоевав Индию, создав новую империю с жемчужиной Тадж Махал, просуществовавшую до XIX века. Восточные завоеватели начиная с Ши Хуан Ди отличались от западных особо жестокой деспотией. Различались и идеологемы, и стратегемы, и парадигмы, но в гениальности и тех, и других всегда были видны противоречия и пропорции между добром и злом.
СТАЛИН. Как ни странно, личность Сталина менее всего изучена. В истории гораздо больше сведений и биографических, и исторических оценок о Рамзесах, Ши Хуан Ди, Македонском, Цезаре, Чингисхане, Тамерлане, Наполеоне, Мао Цзэдуне, чем о Сталине. Сталину не повезло с последователями, которые практически стали на путь предательства. «Соратник» Берия вёл свою игру. «Соратник» Хрущёв постарался стереть имя Сталина в истории вообще. Не раскрыта и роль Сталина в победе во Второй мировой войне. До сих пор победа приписывается кому угодно, но только не Сталину, хотя победу одержали с именем Сталина. Конечно, последнюю историческую версию о победе советского народа никто под сомнение не берёт. Но было бы нелепо убрать Александра Македонского из истории и победы приписать македонскому народу, убрать Наполеона и все военные действия приписать французам и т.п. Отара без пастыря, тело без головы, народ без вождя. Странная фактография начала Великой Отечественной войны в СССР циклится на мифе о том, что Сталин якобы не верил в нападение гитлеровской Германии на СССР в июне 1941 г., тогда как имеются документальные свидетельства о высказываниях Сталина о неизбежности войны с Германией. Надо признать, что Сталин являлся классическим примером гения зла по отношению к окружающим в борьбе за власть и укрепление личной власти. Жертвы были многочисленными, в том числе совсем не виновные. Вместе с тем продолжением этого зла был удивительный и ещё до конца не понятый и не оценённый успех Сталина, сыгравший, подобно Наполеону, роль жертвы (точнее, жертвами летом и осенью 1941 г. стали Красная армия и оккупированные народы СССР) и перетянувший в результате дипломатических усилий непримиримых классовых врагов в лице США и Великобритании на свою сторону в борьбе против гитлеровской коалиции, а также отвративший нападение Японии. Как это удалось, до сих пор выглядит чудом. И тут гений зла у Сталина обернулся гением добра. Таким великим правителям всегда ставили памятники. Но памятники Сталина снесли совсем. Конечно, надо помнить зло, причинённое невиновным жертвам, но надо помнить и добро. А если бы жертвы не писали и не жаловались, не «стучали» друг на друга?! Может, жертв было бы меньше…
Может, не стоит бояться и избегать противоречий, а подобно Сократу анализировать противоречия диалектически и доискиваться до истины?
Свидетельство о публикации №224050800915