Наваждение в пустыне

     Пустыня Сахара - каменные плато, горы, глинистые равнины с солончаками и... немного песка. Небольшая кучка верблюдов, надменно смотрящих на взбудораженных туристов, говорливых и бестолковых. Среди них я, двадцатичетырёхлетний молодой человек, жадно впитывающий впечатления африканского дня. Громогласные окрики разновозрастных погонщиков-арабов гулко разносятся в разные стороны, пугая иностранцев. Верблюды же никак не реагируют на шум, ну разве что один-два чуть повернут головы, не переставая пожёвывать мясистыми губами.

Среди погонщиков заметно выделяется смуглый юркий мальчишка, в бесформенной серой одежде до щиколоток, напоминающей длинную рубаху без пуговиц. На вид лет десяти, но с какой-то взрослой сосредоточенностью человека, находящегося при деле. Именно он подошёл ко мне и потянул за рукав, мол, пошли, сейчас подберём тебе самого красивого верблюда. Я неуверенно стал оглядываться на взрослых арабов, не обращающих на меня никакого внимания. Чтобы сгладить хоть как-то неловкость ситуации, обратился к мальчугану:
- Как тебя зовут? Нэйм? Нэйм? - тыча в него пальцем, вопрошал я.
Поняв меня, мальчишка хитренько улыбнулся и на сносном английском произнёс:
- My name is Ваня - и тут же перешёл на русский - Айда, пошли, вперёд...

"Ваня" подвёл меня к отдыхающему верблюду: давай, садись. Ловко перекинув ногу и почувствовав убедительную упругость седла, я посмотрел на моего маленького погонщика. Тот при помощи причудливой смеси забавных жестов и нескольких русских слов ("держись", "крепко", "не отпускай"), указывал на переднюю часть седла с закреплённым деревянным держателем, торчащим как перст. Уже имея представление о подстерегающих опасностях во время резкого подъёма "кэмэла" на ноги, я судорожно вцепился в спасительную деревяшку. Мальчонка что-то зычно крикнул то ли на своём, то ли на верблюжьем языке. Встав сначала на передние, потом на задние конечности, мой послушный транспорт замер в ожидании дальнейших команд. Во время этого процесса меня, как маятник метронома, повело сначала вправо, затем влево. Зафиксировавшись в вертикальном положении и облегчённо выдохнув, я гордо осмотрелся. Юный сопровождающий остался доволен моими действиями.

Вокруг, сопутствуемые непрекращающимися шутками и смехом, начали подниматься другие верблюды со счастливыми седоками, готовыми к путешествию по пустыне.
- Азиз, - разнеслось невдалеке. Привлечённый этим криком, Ваня-Азиз поспешно засеменил к высокому арабу с чёрной окладистой бородой. Получив необходимые инструкции от старшего товарища, Азиз вернулся на место.

- Азиз, Азиз, -  встрепенулся я, ехидно поглядывая на экс-Ваню. Азиз заливисто расхохотался и вскоре моментально собрался и посерьёзнел. Предстояло важное дело - сопровождение каравана с туристами. Расслабляться нельзя, тут надо ушки на макушке держать. Караван тронулся. Держа за узду своего подопечного, Азиз важно вышагивал, иногда срываясь на  жизнерадостную рысцу. Потом, спохватившись, замедлял шаг, вальяжностью и спокойствием стараясь подражать взрослым арабам. Периодически посматривая на меня, проверял - всё ли в порядке. Трогательная забота Азиза забавляла и умиляла.

- Ой, мороз, мороз, не морозь меня... - без малейшего акцента, на чистом русском внезапно затянул он.
Показалось, что даже верблюд, сбитый с толку, замедлил ход в нерешительности: продолжать ли начатое движение или заняться своими делами? Более интересными, чем катание на себе праздных наездников. Азиз, чутко заметив это, сразу пресёк любые попытки неповиновения, рыкнув по-звериному и беспощадно натянув узду. Бедному животному ничего не оставалось делать, как согласиться со своим погонщиком и важностью пустынной миссии. Движение каравана возобновилось в изначальном темпе.

Безоблачное небо, частички мельчайшей пыли в воздухе, полоска Красного моря виднеется вдалеке, такого прозрачного, что кажется, подойди чуть ближе к берегу и увидишь сквозь толщу невидимого слоя живописные кораллы, окружённые сверкающим хороводом разноцветных рыб. Неодолимое желание приобщиться к этой магической круговерти переполняет тебя. Только без глупостей. Не подплывай близко к кораллу, чья манящая красота зачастую коварна. Порезы на теле неосторожного пловца от острых выступов долго заживают и мучительно болят.

Неожиданно мой корабль пустыни словно сел на мель. Он был непоколебим. Мечтательная улыбка заворожённого верблюда по загадочности и многозначительности уступала лишь Моне Лизе и Чеширскому коту. В остекленевших глазах вспыхнули искорки зарождающихся дзен-откровений. Причмокивающие губы, обнажающие частокол жёлтых зубов, выразительно вытянулись в трубочку. Продолжать сидеть на преобразившемся животном стало весьма неуютно, но и слезть с него не было никакой возможности. Карманных парашютов пока в комплекте не выдают. А жаль! Для таких случаев - в самый раз. Суетящиеся вокруг верблюда Азиз и старший группы проводников - Чёрная Борода - никак не могли заставить его сдвинуться ни на йоту. Ни крики, ни натянутая как тетива, узда, готовая в любой момент лопнуть, ни чувствительные подталкивания в бока со стороны раздражённых погонщиков, не помогали.

Взгляд животного был устремлён на небольшой куст серо-зелёной полыни, скромно приютившийся под ногами. Я знал из рассказов услужливых гидов, что это растение употребляется в пищу немногочисленными видами местной фауны, в том числе и верблюдами. Но никакого гастрономического интереса в его глазах я не увидел. Глубокая сосредоточенность, созерцательность поразила даже видавших всякое, искушённых проводников. Подчиняясь незримым сигналам, Азиз и Чёрная Борода застыли над кустарником в том же глубокомысленном внимании и безволии.

Медитирующая троица совсем забыла обо мне. Тем временем, основной караван терялся на горизонте. Неординарность ситуации и возможные последствия не внушали оптимизма. Отсечённый от благ цивилизации колдовским растением, я не на шутку всполошился. Невольный взгляд на куст полыни подтвердил мои догадки. Неказистое пустынное растение явилось причиной общего транса. Гипнотическая волна накрыла всех нас с головой. Время остановилось. Цепляясь за последнюю надежду продолжить его ход, запустить материальный мир, я что есть мочи закричал:
- Ой, мороз, мороз, не морозь меня!..

     Как эта идея пришла мне в голову, до сих пор объяснить не могу. Но главное, песнь Азиза сработала! Что произошло дальше? Погонщики одновременно вздрогнули, в недоумении переглянулись между собой: что с нами было? Верблюд нагнулся к полыни, заставив меня крепко вцепиться в деревянный перст, отщипнул большой пучок и начал смачно пережёвывать. Чёрная Борода, окончательно отбрасывая от себя остатки наваждения, подавал короткие команды Азизу, потом раскатисто гаркнул в сторону верблюда. Тот, дожёвывая пучок травы, проворно двинулся вперёд, догоняя караван. От куста полыни остался лишь след и... египетская пустыня, хранящая свои тайны в необозримых пространствах.


Рецензии
Здравствуйте, Евгений!

Знакомое состояние, когда смотришь на какой-нибудь природный объект и не можешь взгляд оторвать. Буквально как у вас в рассказе. Бывало, идёшь, идёшь по дороге, вдруг увидишь, например, дерево посреди бескрайних полей, птицу в небе или просто грандиозный ландшафт за поворотом, и замрёшь, оцепенеешь... а на самом деле проснешься в том настоящем, первозданном, "которое" и ЕСТЬ на самом деле, очнёшься от той искусственной суеты, в которую мы все погружены в той или иной степени, от той иллюзии, которую мы почему-то считаем настоящей жизнью. Да... и стоишь вот так, как ваши герои, боясь потерять эту живую связь с космосом, это великое созвучие.

Евгений, спасибо за ваш великолепный рассказ, очень живо и с добрым юмором рассказывающий о том, как выглядит со стороны внезапность метафизического озарения) Хочется отметить удачное построение сюжета, когда второстепенное и даже обыденное, вдруг оказывается главным, значимым, основным, а главный герой-растерявшимся школьником, оторопевшим перед некоей тайной. Хотя и русский турист, и мальчик Ваня-Азиз, и соответствующая песня про мороз, все эти русскости весьма к месту и очень подходят к арабской созерцательности. Как могут быть близки - арабская пустыня и "наша" заснеженная даль. Ведь и "мы" не лыком шиты)
Одним словом, тронул и понравился ваш рассказ.
С уважением,

Виталий Сирин   19.06.2025 20:11     Заявить о нарушении
Добрый день, Виталий! Очень рад, что вам понравился мой рассказ.Благодарю за высокую оценку и подробную рецензию!

Евгений Сенько   20.06.2025 15:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.