ИГО

  (ст."Как на самом деле русские называли монголо-татар в период ига",Кириллица, 2024) "Монголо-татарское нашествие на Русь до сих пор вызывает множество споров среди исследователей. Историки даже не пришли к единому мнению в вопросе: как называть многонациональную армию Чингисхана и его потомков.Кто это был– татары, монголы, тюркоязычные кочевники.Некоторые исследователи даже считают,что никакого ига никогда не существовало.В контексте этих споров интересно понять,как на Руси называли захватчиков.Придоша языци незнаемы.Сам по себе термин «монголо-татарское иго» в отечественную историческую науку пришел с запада. Впервые он был употреблен в сочинении немецкого ученого Христиана Крузе — «Атлас и таблицы для обозрения истории всех европейских земель и государств от первого их народонаселения до новейших времен», которое было опубликовано в 1817 г.Книгу перевели на русский язык и издали в Санкт-Петербурге в середине XIX века,с тех пор российские специ-алисты начали называть период отечественной истории 1243-80 гг.временем монголо-татарского ига.Древнерусские летописцы ничего подобного не знали,хотя тема наше-ствия на Русь иноплеменных войск нашла широкое отражение в исторических памятни-ках.Об этом написал известный историк Владимир Рудаков в своей книге «Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII-XV вв.»(Москва,2009 г.).Неу-дивительно,что в воинских повестях, житиях святых и религиозных поучениях,дошедших до нас в многочисленных списках, говорится о захвате и разорении русских городов вражескими войсками.При этом поначалу летописцы даже не знали,как называть таин-ственных воинов,неожиданно напавших на их страну.Например,в «Повести о битве на Калке»,известной нам по нескольким летописям, говорится:«..придоша языци незнаемы,их же добре никто не весть,кто суть и отколе изидоша,и что языкъ ихъ,и которого племени суть,и что вера ихъ..Богъ же единъ весть ихъ,кто суть и отколе изидоша».Естественно,ведь легендарная битва на реке Калке,состоявшаяся в 1223 г.,была первым реальным бое-вым столкновением русских воинов с доселе неизвестным врагом.Но уже вскоре лето-писцы определились,как называть противника.Безбожные татарове.В большинстве ист-очников захватчики названы либо просто татарами,либо безбожными татарами,либо погаными татарами.Доктор исторических наук Александр Майоров написал статью «Мо-нголо-татары в Галицко-Волынской Руси»,которая была опубликована в журнале «Ру-син»(No 4 за 2012 г.).В своей работе автор проанализировал текст «Повести о на-шествии Батыя».Этот исторический памятник,например,содержит такие слова: «..и вдасть Кыевъ в роуце Дмитрови обьдержати противоу иноплеменьныхъ языкъ безбож-ьныхъ татаровъ».Повесть содержит упоминания и о походе войск Батыя в Венгрию. В Софийской первой летописи говорится о разгроме армии короля Белы IV и его брата Коломана: «...татарове же гнашася по них до Дуная рекы. И стояша по победе 3 лета, и воеваша до Володавы, и по озеромъ, и възвратишася в землю свою, многа зла створиша крестияномъ».По мнению многих исследователей, этноним «татары» закрепился за захватчиками благодаря китайской исторической традиции. Летописцы Поднебесной так называли все кочевые народы, населявшие обширные степи к северу от Великой китайской стены.Два доктора исторических наук Сергей Кляшторный и Турсун Султанов в совместной книге «Государства и народы Евразийских степей: от древности к Новому времени» (Санкт-Петербург,2009 г.)отметили,что сами великие завоеватели себя никогда татарами не называли.Более того,татары являлись давними врагами монголов: кереитов,киятов,меркитов и других народов,составлявших основу армии Чингисхана.Некоторые исследователи предполагают, что европейцы стали называть вторгшихся на их земли кочевников татарами, поскольку этот этноним закрепился за всеми жителями обширных восточных степей благодаря многочисленным купцам, перевозившим товары по Великому шелковому пути. Дескать, торговцы активно сотрудничали с китайцами, обсуждали с ними различные вопросы и переняли слово «татары». А уже от купцов это обозначение распространилось на Руси и в странах Западной Европы.Путаницу с названиями народов обозначил даже известный представитель Францисканского ордена Джованни Плано Карпини, посетивший в 1246 году Монгольскую империю с дипломатической миссией.Священнослужитель не случайно назвал свой отчет о предпринятом путешествии «История Монгалов, именуемых нами Татарами».Измаильтяне, агаряне и басурмане.А.В.Майоров в своей вышеупомянутой статье отметил, что «Повесть о нашествии Батыя» начинается словами:«Придоша безбожнии измалтяне,преже бивъшеся со князи роуски-ми на Калкохъ».А завершается это произведение древнерусской литературы сообщением о том,что враги,причинив-шие много зла христианам,вернулись «в землю свою».То есть,кочевники-завоеватели еще в XIII в.,задолго до официального принятия ислама ханом Узбеком, правившим Золотой Ордой в 1313-41 гг.,воспринимались русскими летописцами(самыми образова-нными представителями народа)как мусульмане.А значит,в сознании жителей Руси ст-оял знак равенства между врагами народа и врагами церкви.И любое нападение иноя-зычной армии на родную землю считалось актом агрессии против православной веры.
На эту особенность восприятия русскими своих врагов обращали внимание многие исследователи.Так,известный религиовед Марк Батунский в первом томе своей книги «Россия и ислам»(Москва,2003 г.издания) отметил,что «..массовое сознание еще до исламизации Золотой Орды подвело татаро-монгол под категорию "мусульмане" имен-уя их "агаряне" и "исмаильтяне"».Кроме того,летописцы часто называли захватчиков басурманами(проклятыми басурманами) или бесерменами.А это слово,как известно, является искаженным вариантом религионима «мусульманин».Причем,в княжеских гра-мотах по отношению к завоевателям слово «басурмане» не употреблялось,возможно, оно считалось оскорбительным или,по крайней мере,неуместным в официальных докум-ентах.Русские князья именовали захватчиков либо татарами,либо просто Ордой.Назв-ание государства,основанного завоевателями, негативных коннотаций в те времена не имело.Поганые иноплеменники.В книге В.Н.Рудакова «Монголо-татары глазами дре-внерусских книжников середины XIII-XV вв.» говорится,что нашествие завоевателей стало одной из главных тем православной литературы.В связи с этим особый интерес представляют «Слова» известного религиозного деятеля и писателя XIII в.Серапиона Владимирского(Печерского),составленные в форме поучений.Как и многие священнос-лужители,данный автор видит в нашествии кочевников кару Господа за грехи право-славного люда.И целью этой кары является исправление жителей Руси,их неукоснит-ельное следование христианским ценностям.Тогда,не сомневается Серапион Владимир-ский,и будет одержана победа над врагом.«Под его пером монголо-татары названы довольно-таки неопределенно "языком" ("немилостивым","лютым","не щадящим красы уны,немощи старецъ,младости детии"),"врагами и др.Действия татар практически не выходят за рамки традицион-ных поступков народов,насылаемых Господом на согрешившие страны»,– так В.Н.Руда-ков описал отношение Серапиона Владимирского к захватчикам.При этом,обличая по-роки русских,священнослужитель противопоставляет им захватчиков,изображая тех в выгодном свете:«Погании бо,закона Божия не ведуще,не убивают единоверних своихъ ,не ограбляють,не обадят,не поклеплют,ни украдут,не запряться чужаго; всякъ пог-аный брата своего не продасть; но кого в нихъ постигнет беда,то искупять его и на промыслъ дадуть ему».То есть,даже поганые(не православные)люди не совершают многих тяжких грехов против единоверцев,как отметил Серапион Владимирский.«Зна-чит,татары,до этого описываемые им достаточно трафаретно,в восприятии книжника, помимо традиционных черт "нечистых народов",все-таки имели хоть какие-то реаль-ные– даже положительные– черты»,– считает В.Н.Рудаков.Орда и ордынцы.Когда речь шла о завоевателях в политико-административном ключе,русские летописцы чаще все-го использовали слово «Орда» без ставшего уже традиционным эпитета «Золотая».Он добавился к названию государства лишь в XVI веке и прочно закрепился в отечеств-енной историографии лишь в XIX в.,как и термин «монголо-татары».А все,что имело отношение к Улусу Джучи,просто называлось ордынским.Александра Воронова – автор статьи «Татары,монголы или ордынцы»,которая была опубликована в журнале «Дилета-нт» (No 34, октябрь 2018 года). Исследовательница обратила внимание, что в XXI веке по отношению к завоевателям все чаще стало употребляться эмоционально ней-тральное слово «ордынцы».А в российских учебниках термин «монголо-татарское иго» постепенно заменяется «ордынским игом».«Новые веяния в терминологии быстро про-никают во все сферы.В частности,в вышедшем на экраны в 2017 г.фильме "Легенда о Коловрате" воинов-кочевников также именуют исключительно ордынцами.Хотя во всех дошедших до нас в письменном виде сказаниях о русском герое дружина сражалась, разумеется,с татарами»,– отметила Александра Воронова."

  (ст."Забытый морской поход русичей в Лапландию при Иване Великом",Русичи,2024)
"Конец пятнадцатого века для молодого Русского государства,собранного воедино железной волей Ивана III,выдался очень бурным с военной точки зрения.Успехов было много.Даже очень много.На востоке русичи послали куда подальше ордынского хана Ахмата, который пришел было с войском на реку Угру усмирять непокорных, да так и не решился ее пересечь.Спустя семь лет,в 1487 году,Иван III обломал зубы постоянно лезшим в русские пределы казанским татарам.Причем проблему решили ра-дикально- пошли к самой Казани,осадили город,разбили татар и заставили их капит-улировать на условия принятия русского протектората.На западе тоже все было зам-ечательно.Литву трясло,от нее кусками отваливались целые княжества и тут же ухо-дили под руку великого князя московского.Территория Русского государства посто-янно прирастала землями Древней Руси.На этом фоне совершенно забытыми оказались подвиги русских воинов,противостоявших Швеции.Многие у нас вообще не в курсе, что именно во времена Ивана Великого состоялся беспримерный морской поход руси-чей по Белому морю- в тыл к шведам.Случилось это в 1496 г.Предпосылки к конфли-кту со Швецией сформировались в 1493 г.,когда Иван III заключил союз с датским королем Иоганном.Дания в этот период активно искала способы ослабить влияние на Балтике Ганзы и Швеции.В обоих случаях союз с Россией выглядел очень перспект-ивным.Иван III в свою очередь был очень заинтересован в ослаблении Ганзы,крайне мешавшей русской торговле на Балтике.Война со шведами шла в одном пакете с этим союзом и началась в 1495 г.Боевые действия начались с вылазки русских под стены Выборга.Взять крепость не удалось,но это была только разминка.Дальше состоялся зимний поход 1496 г.под Улофсборг(это там,где сейчас находятся Хельсинки,нынеш-няя столица Финляндии).Шведы потерпели поражение и бежали аж до Ботнического за-лива.Русские войска сожгли крепость Тавастгус,а потом добрались и до Або.Або- это ключевой шведский город на территории Финляндии,он был тогда столицей этой обширной провинции.Находится на самом западе,как раз на берегу Ботнического зал-ива.Там собралось 40-тысячное шведское войско,победить которое небольшой экспе-диционный корпус русских надежды не имел.Поэтому,побродив по окрестностям,рус-ские успешно возвратились обратно,в Новгород.Следующий сюрприз шведов ожидал уже весной,спустя всего пару месяцев.Процитируем архангелогородский список Устюжско-го летописного свода:"В лето 7004 князь великий Иван Васильевич послал на Каяны воевод своих,князя Ивана Ляпуна да брата его князя Петра Ушатых.Да с ними Устю-жане да Двиняне.И ходивше извоевали Полну реку да Торнаву,да Снежну,добра пойм-али много,а полону бесчислено.А ходили з Двины морем-акияном да через Мурманский Нос".Каянская земля- это вся нынешняя северная часть Норвегии,Финляндии и Каре-лии.То есть то,что в старину еще называлось Лапландией.Маршрут прорисован четко.
Судовая рать под командованием князей Ушатых(у Ивана Ушатого еще было прозвище Ляпун) вышла из устья Северной Двины и двинулась по Белому морю,огибая Кольский полуостров.Добралась до Нордкапа- самой северной точки континента.Именно этот мыс звался Мурманским носом.А дальше вошла в шведскую реку Торне(сейчас она зов-ется Торнионйоки,а по ее берегам стоят города Эветорнео,Юлиторнио и в самом уст-ье крупный город Торнио).Чтобы до нее добраться,пришлось перетаскивать суда из фьорда по суше на расстояние порядка 25 километров.Подвиг!В итоге русичи вышли прямо в тыл к шведам и по Торнаве спустились прямо к Ботническому заливу.Ну а фраза "добра поймали много,а полону бесчислено",показывает,что такого удара Шве-ция явно не ожидала.В Вологодско-Пермской летописи описание этого похода допол-нено следующим пассажем:"И повоеваша землю ту,и взяша три бусы со всем на море, и полону приведоша".Три буса на море- это три захваченных шведских корабля.Исто-рия удивительная.И,к сожалению,практически забытая.Война продолжалась еще год с переменным успехом,пока не завершилась подписанием мирного договора без каких-либо территориальных приобретений для обеих сторон.Видимо,поэтому о ней почти не говорят в учебниках."
  (ст."9-10 МАЯ- ВЕШНЕЕ МАКОШЬЕ",Татьяна Супельняк,2024) "Сегодня именинница са-ма Мать Сыра Земля или Земля-Матушка- славянская Богиня Земли,Плодородия и все-го,что связано с явной,земной жизнью.Она- богиня мира Яви,поскольку всё,что ок-ружает нас,так или иначе связано с Матушкой-Землей и выращено благодаря её уси-лиям.Она обладает большой силой,потому к ней обращаются былинные богатыри,отпр-авляясь на подвиги,а щепоть родной земли уносят с собой в узелке.Мать Сыра Земля почитаема всеми и всюду,но чаще к ней обращались женщины,считающие,что плодоро-дие земли тесно связано с возможностью рождения здоровых детей.Наряды замужних женщин всегда содержали вышивку с земными мотивами– такой оберег должен был при-нести женщине рождение здорового потомства.Мужчины же чаще обращались к Матери Сырой Земле с просьбами о щедром урожае, достатке.Согласно славянским легендам, Мать Сыра Земля была создана Родом Небесным в начале времен.Сначала бог бог Род создал Корову Земун и Козу Седунь.Их молоко превратилось в Мировой Океан.Род-Творец создал Алатырь-камень,лежащий посреди Мирового Океана и принялся сбивать молоко Коровы Земун и Козы Седунь.Так получился кусочек масла, из которого была сотворена Богиня Мать Сыра Земля.Из её тела появилась вся плодородная земля,кот-орая есть в мире Яви,вот почему славяне с уважением относятся ко всему живому, что окружает их.У Матери Сырой Земли есть сын Микула Селянинович,который носит в своей суме «всю тягу земную»,которую другим богатырям ни за что не поднять.Люди не всегда распахивали землю и выращивали хлеб.Они не обрабатывали землю из бояз-ни причинить боль телу богини Матери Сырой Земли.Но однажды бог Весеннего Солнца Ярило принёс из заморских стран первые зёрна.Попробовав хлеб,остальные боги ре-шили научить людей растить рожь и пшеницу и печь хлеб.Распахать первую борозду на земле попросили Микулу Селяниновича,но богатырь отказался причинять боль мат-ери.Тогда богиня Мать Сыра Земля сама попросила сына сделать это- так она забо-тилась о пропитании людей во время долгой зимы.С тех пор в день,когда чествуют Бога Ярило,вспоминают и Матушку-Землю,а этот день называют "Праздником первой борозды".Атрибуты богини Матери Сырой Земли– колосья,цветы и плоды,а треба(под-ношение)- каша и мёд.Праздники,где чествуют Богиню Земли Богиню Земли вспоминают во время всех связанных с плодородием праздников,что весьма резонно.10 МАЯ- ВЕШ-НЕЕ МАКОШЬЕ.10 мая наши предки славили не только Мать Сыру Землю,но и её покро-вителей- богиню Макошь и бога Велеса.В этот день запрещалось ранить землю: копа-ть, боронить или просто втыкать в нее острые предметы– ведь она только-только просыпается после зимнего навьего сна и наполняется живительными соками.В этот день все ведающие и просто чтящие ПриРОДу братья-славяне выходили в в поля с щедрыми дарами и выливали на Матушку Землю полные чарки,славя её и прося послать хороший урожай.Они ложились на землю и слушали её ласковый родительский шепот с советами и наставлениями.МАКОШЬ(Мокошь,Макоша,Макуша,Макешь,Ма-Кошь,Богиня Судь-бы,Пряха Судеб)– славянская Богиня,с древних времен до наших дней почитаемая по-томками славян.Она не просто прядёт судьбы,но и покровительствует женским ремес-лам- в том числе,взращиванию льна для прядения и ткачества.Она считается ещё и богиней магии.К Богине Макоши обращаются Ведающие,чтобы обучиться ворожбе и пов-лиять на судьбу человека.С Макошью связана северная магия веретена,вышивки,нау-зов.Обращаются к Макошь и в других славянских обрядах.Макошь столь непохожа на других славянских Богов,что не нашлось ей пары.Богиня Пряха Судеб для себя не может спрясть ниточку да завязать на ней узелок встречи с суженым.Откуда пришла Макошь к славянам неведомо,родни средь славянских Богов у Богини Судьбы нет.В хоромах Макошь живут две её сестры- Доля и Недоля (иногда их называют дочерями Макоши).Макошь-матерь прядет ниточки судьбы для людей и богов,а Доля и Недоля сматывают нити в клубки.Чей клубок возьмет Доля,тому достанется добрая судьба,а если ниточку в клубок смотает Недоля- худая судьба будет у человека.Достоверно известно,что кумиры Макошь были установлены на древних капищах.«Повесть времен-ных лет»:«Нача къняжити Володимер в Кыеве един.И постави кумиры на хълме въне двора теремьнаго: Перуна древяна,а главу его сьребряну,а ус злат,и Хърса,и Дажьбога,и Стрибога,и Семарьгла,и Макошь».Макошь- загадочная богиня Судьбы.В её руках нити судеб людей и богов.«Будет как Макошь завязала»- говорят,когда судьба человека неизвестна.Согласно северным легендам Богиня Макошь одинока.Макошь все-гда спокойна,поскольку ведает прошлое и будущее людей и богов,которые обращаются к ней за советом и всегда прислушиваются к её словам.Человеку смелому,доброму, не опускающему руки в беде,Макошь может вернуть добрую долю,если его доля поте-ряна,а также вернуть на путь Прави запутавшегося человека или даже бога.Она вме-шивается в судьбу только тогда,когда это не повредит общему полотну судеб всего мира.Самый известный знак богини Макошь– Родовик,свастика противосолонь.Вращаю-щийся оберег Макошь напоминает о постоянном перерождении душ людей,о связи чело-веческих судеб.Он больше всего любим женщинами,хотя и мужчины его носят.Родовик помогает развить интуицию и способности к магии,научиться чувствовать сплетение судеб в едином узоре.Защищает покровительство Макоши от злого умысла,оговоров и злых чар.Растение Макоши– лён.Её животное– полосатая кошка,пара птиц(особенно белая и темная).Геральдика,предметы– нить,веретено,кичка («рогатый» головной убор),чередование светлых и темных предметов(подобно белой и темной полосе жизни ,свету и тьме,проявленному и непроявленному).День недели– пятница.Треба(подно-шение)– серебряные монеты(серебро– металл Богини Макошь),вычесанный лён,спряд-енные нити,вышитые полотенца и рубахи,холст льняной ткани.Более всего Богиня Ма-кошь ценит те требы,которые женщина сотворила своими руками.Макошь покровительс-твует женщинам и женским ремеслам.Она хранит крепкие семейные узы и любит оптим-истов- только они способны увидеть целиком узор жизни и знают,что за печалью не-пременно следует радость.Макошь– покровительница тех,в чьем характере есть добр-ота,любовь к труду и учению,милосердие,спокойствие,мягкость и стремление постичь глубинную суть вещей.Людям.не приветствующим ссоры,ложь и несправедливость,Мако-шь помогает настоять на своем и мягко разрешить конфликт,решить ситуацию с поль-зой для окружающих.К богине Макошь обращаются в славянской магии, когда желают получить помощь,усиление способностей к чародейству.С позволения Макошь творится магия веретена,вышивки.Зарок Макошь дают,когда вяжут славянские узелки-наузы. Славянские заговоры на спокойный сон ребенка часто обращены к Макошь,в колыбель при этом кладут маленькую прялку и веретенце.Богине Макошь посвящают по одной пятнице в каждом месяце.Главные- девятая и десятая.С девятой пятницы по десятую (с последней пятницы октября по первую пятницу ноября)празднуется Макошина нед-еля.В десятую пятницу празднуется День Богини Макошь.С приходом на Русь христи-анства Макошь осталась одной из самых почитаемых Богинь,став Параскевой Пятни-цей.День Богини Макоши(«Параскева пятница»)празднуют в первую пятницу ноября.
Источник:"Дела давно минувших дней" Лука Карачев/Проза.ру."
  (ст."ВЫШИВКА - СИЛЬНЕЙШИЙ СЛАВЯНСКИЙ ОБЕРЕГ",Татьяна Супельняк,2019) "Однажды в юности,катаясь на велосипеде я умудрилась порвать новые брюки,сшитые на заказ. И,самое обидное,прореха была на самом видном месте- под коленкой.Домой я пришла в слезах- понимала,что незаметно залатать не получится (не заплатку же ставить?) Уже не помню,ругала ли меня мама или нет,но выход был найден.На следующий день на месте дыры,аккуратно заштопанной,расцвели сказочной красоты маки,вышитые гл-адью,отчего брюки приобрели стильный и- в буквальном смысле слова- неповторимый вид: ничего подобного ни у кого не было!С тех пор я часто пользовалась маминым талантом: она вышивала мне орнамент на тунике и летнем платье и много еще на чем .В нашем доме вообще было множество вышитых вещиц- подушек,кухонных фартуков,ру-башек- жаль,что вся эта красота не сохранилась.Наши предки славяне вообще верили ,что абсолютно в каждой вещи,камне,растении и природном явлении заключена силь-ная энергетика.Существовала целая система знаков и символов,защищавших жилище от темных сил,для привлечения удачи,укрепления здоровья и счастья в личной жизни. Те же вышитые подушки считались не просто вещицами,придающими жилищу уют,а силь-ными домашними оберегами;то же самое можно сказать о вышивке на одежде,на предм-етах быта,оружии.И каждому обережному символу покровительствовали языческие боги ,наделяя каждый знак особой магической силой.«Не учись безделью,а учись рукодел-ию!»- наставляли наши далекие пращуры.И девочек с раннего возраста учили вышив-ать и шить.Перед свадьбой девушка собственноручно вышивала себе приданое,дабы продемонстрировать жениху свои таланты и уменье.Сегодня редко кто задумывается о том,что вышитые на одежде,скатертях,рушниках символы не только украшают,но еще и оберегают от жизненных невзгод.А ведь когда-то считалось в порядке вещей то,что мамы вышивали узоры на одежде для своих детей,а жены— для мужей.Переплетение зн-аков было своего рода кодом,силой,которая должна была придать мальчику и мужчине отваги,чести и силы,а девочке и молодой женщине— мудрости,здоровья,помочь обре-сти семейное счастье.Ворот манжеты,подол и горловину обозначали охранительными узорами,которые передавались из поколение в поколение,и каждый элемент в них им-ел свое значение.Так считали наши предки украшая орнаментом из разноцветных нит-ей те части одежды,через которые злые силы могли проникнуть к телу человека.
Волна- вода,символ начала жизни,умение приспособиться к обстоятельствам.Дерево- символизировало взаимосвязь всего в мире,долгой жизни.Звезда- знак небесного огня,разума.Крест- преграда на пути зла,его отвращение,знак закрытости.Круги- символ плодородия, изобилия,знак женского начала в природе.Квадрат,ромб,подел-енный крестом на четыре части,- вспаханное поле.С точками внутри- засеянное поле .Знаки земли.Крада(решетка)- знак огня,жертвенный или погребальный костер.
Колокрес(крест в круге)- знак солнца.Рог изобилия- знак богатства.Спираль- сим-вол мудрости.Если цвет красны,черный или синий- мощный отвращающий знак для лю-бой нечисти.Треугольник- символ человека.Лучшими для защиты от сглаза считались хлопковые нити.Шелк помогает в сложных ситуациях.Шерсть защищает людей,которых уже коснулось зло.Вышивки шерстью делали на одежде в области шеи,сердца,солнечн-ого сплетения,низа живота.Лен действует умиротворяюще и отлично работает в соче-тании с древними символическими изображениями солнца,птиц и звезд.Вышитую забот-ливыми руками вещицу традиционно брали в дальний путь,чтобы вложенные в оберег добро,забота,любовь согрели,защитили от зла,напоминали о родном крае,отчем доме.
И сегодня,используя вышивку-оберег,можно создать мощный талисман для везения,уд-ачи и защиты от негативного воздействия.Существовал свод древних правил о том, как создавать вышивку-оберег.Заниматься рукоделием необходимо только в спокойной обстановке и с чистыми мыслями о человеке,для которого предназначен оберег- при-чем,только по собственной воле и от души.Самыми сильными считались вещи,создан-ные кровными родственниками,матерью,сестрой.Супружеские связи сильны только тог-да,когда в семье царят гармония,любовь и взаимопонимание.А вот для себя созда-вать вышивку-оберег не советовали.В качестве материала для вышивки славянских оберегов рекомендуется подбирать натуральные нитки,хлопковые,шерстяные, льняные. Цветовая гамма должна соответствовать настроению узора и той части спектра,кот-орую вышивка должна защищать.Вышивка должна быть без узелков,которые негативно влияют на оберег,поэтому нить нужно закрепить особым образом.Такой принцип испо-льзуется в вышивке крестиком.В работе использовали лунный календарь- наши предки верили,что состояние Луны влияет на разные аспекты жизненного цикла.Например,де-тские обереги вышиваются на растущую луну,в первой четверти цикла,для взрослых — во второй и третьей фазе.Приступайте к работе по принципу:на растущую луну мы вышиваем для увеличения и пребывания чего-либо,а на убывающую— наоборот. Нельзя было делать несколько оберегов одновременно- лучше выполнять их одну за другой. Женщина не садилась вышивать оберег во время женских дней- откладывала работу. Кстати,в современном мире оберегом может служить и красивый миниатюрный аксес-суар,который всегда под рукой: брелок,картинка,подушечка,подвеска на телефон или сумочку,сделанные своими руками,с любовью и заботой о родном и близком человеке.
Славянские знаки в вышивке делятся на женские и мужские символы и обереги для дома.Считалось,что каждый славянский знак обладает собственной силой,поскольку наделен богами сакральным смыслом,а в переплетении символов рождались целые мет-афорические надписи- мощные обереги на удачу,на счастье и на любовь.Например, рушник с вышитым Алатырем защитит семью от ссор и разногласий.Светлый Путник, или Нараяна- помогает верно выбрать жизненный путь.Духобор- борется с недугами тела и души.Сварожич— придает остроту ума.Можно использовать любое сочетание знаков,но вышивать мужской оберег-кубик может только женщина,тесно связанная с ним кровными или духовными узами,мама,сестра,невеста или жена.Самым сильным счи-тается оберег,изготовленный своими руками,потому что именно в наших мыслях,доб-ром отношении и заботе рождается та сила,которая защитит от напастей и принесет человеку удачу.Символов для изготовления оберегов при помощи вышивки- не счес-ть,и это еще одно подтверждение того,насколько творческими,умелыми в разного ро-да искусствах и духовно совершенными были наши предки- славяне,а их,в свою оче-редь научили этому белые боги,любившие свой народ и позаботившиеся о его буду-щем.Но об этом- в следующий раз."
  (ст."Медиумы.Общение с умершими",Конфигуратор Сознания,2024) "Сделав неотъем-лемой частью сознания опыт предыдущих воплощений,душа становится сплавом пере-живаний и кармы.Кое что усвоено,но многое еще предстоит пройти и принять.И душу влечет назад в сферу незаконченных дел.Издавна считалось,что душа всегда стрем-ится к Свету истины,но часть ее несовершенная и низменная помимо ее воли,увлек-ает душу "вниз".Один из символов души- Сфинкс,тело животного с головой человека. Библейский аналог- притча о "блудном сыне",который покидает отчий дом в поисках жирной еды и развлечений,но возвращается с покаянием.Также божественная душа по-кидая пределы Бога воплощается в материальную сущность человека.Нисходя от соб-ственного сверх физического естества,Душа выстраивает вокруг себя другую,интелл-ектуальную сущность,ментальное тело.Затем она опускает ниже в сферу чувств,там где образуется тело желания.Погружаясь в эфирное тело,душа проходит"воды забве-ния",что лишает ее памяти о божественном происхождении.Далее следует еще большее нисхождение в физическое тело.По законам установленным для материальной природы все тела приобретают пол а,души получают тело в соответствии с предыдущими "зас-лугами".С этого момента и до срока рождения сверхфизические начала постепенно добиваются власти над материальным телом.И в момент рождения эта сложносоставная сущность- человек переходит к самостоятельному бытию.И эта физическая жизнь про-должается до тех пор пока не иссякнут жизненные ресурсы тела в следствие старос-ти.Или в случае насильственной,преждевременной смерти.Возможно ли общение с уме-ршими людьми.Пифагор утверждал,что это возможно и живые могут вступать в общение с умершими.Но предупреждал,что это опасно,поскольку эта возможность не имеет со-зидательных или благих целей.Подобные психические феномены имеют место быть,в частности сеансы спиритизма.В потустороннем мире есть тайны,понятные лишь очень редким людям и тот кто играет с этими силами,может очень сильно пожалеть впосл-едствии.Б.ч.информации,которая приходит "оттуда"- банальна, расплывчата и не ко-нкретна.Подобные "развлечения" слишком часто приводили к трагедиям.Тот кто прис-лушивается к шепоту из потустороннего мира,могут обнаружить,что разговаривают не с ангелами,а с демонами.Человечеству известно о загадочных силах,пребывающих на границе между живыми и мертвыми,но знания эти слишком незначительны.И подобное общение может привести человека к безумию.Пристрастие к спиритическим практикам пробуждают силы,которые разрушают разум и душу.Великий и имеющий мировую репута-цию,французский маг Элифас Леви сказал,что астральная сфера,ю в которой обитают духи,"Это- прекрасный сад иллюзий,изобилующий роскошными цветами,вокруг стеблей которых,однако,обвернулись кольцами ядовитые змеи и того,кто прикоснется к этим цветам ждет смертоносное жало".А он точно знал,что говорит.Мудрый человек приз-нает,что общение между миром живых и миром мертвых вполне возможно,но никогда не станет этого делать и не желает попасть под влияние мертвых голосов.Переход,име-нуемый смертью,доказывает человеку факт бессмертия личности,однако далеко не вс-егда приносит более широкие взгляды на факты перерождения и кармы.По этой причи-не духовные медиумы редко получают какие либо указания,касающиеся перерождений развоплощенных существ,с которыми медиумы вступают в контакт.их "Основания эзо-терического знания" МэнлиП.Холл."
  (ст."«Чёрная сущность со множеством рук». Что происходило в 2018 году в индийском штате Одиша?",Биосфератум,2024) "Необъяснимые явления происходят регу-лярно в разных частях света.Порой они столь невероятны,что даже сложно предполо-жить,с чем именно столкнулись люди.Именно такой инцидент случился несколько лет назад в Индии.Местные СМИ пестрели заголовками в стиле «Монстр нападает в штате Одиша на домашних животных»,«Чудовище из другого мира атаковало людей» и так да-лее.Но что же стало причиной для череды публикаций и введения военного положения в 6 населённых пунктах штата?Началось всё 24 июня 2018 г.в селе Наили.Местные жители ранним утром обнаружили более 150 умерщвлённых овец.У каждой из них на шее имелись два крошечных прокола,как от укуса.Спустя 6 дней история повторилась в соседнем поселении.Только там пострадали козлы и козы в количестве 44 особей. По прошествии ещё двух дней 12 овец и два телёнка обнаружены с теми же увечьями в одном из населённых пунктов штата Одиша.Цепь тревожных событий не осталась без внимания.Сельчане собрались и обратились за помощью к правоохранительным орга-нам.Почти весь скот оказался уничтожен в 5 селениях меньше,чем за месяц.Причём, нападения в каждом из случаев длились всего несколько часов,но за это время пос-традали десятки и сотни животных.Местный прокурор организовал 7 экспертиз по из-учению причин смерти скота.Вердикт– неизвестное воздействие на животных,с после-дующим выкачиванием крови через яремную вену.При этом никто не взялся судить,бы-ло это результатом механического воздействия с целью собрать кровь или происками неизвестного хищника.К концу лета власти объявили о военном положении в 6 дерев-нях штата Одиша после странного инцидента,случившегося с людьми.Поздней ночью или ранним утром,источники разнятся,в деревню Наили прибежали жители соседнего поселения.Их одежда была в крови,а на руках,лицах и груди имелось множество нег-лубоких,но болезненных порезов.При дальнейшем изучении выяснилось, что это были рыбаки, которые собирались ночью половить рыбу. Нечто чёрное и бесформенное со множеством рук бесшумно подкралось к людям и стало наносить когтями раны. Из-за переполоха и неожиданности практически никто не смог разглядеть точных деталей.
Оно двигалось,не касаясь земли,на высоте 40-50 сантиметров над ней.Из сообщений пострадавших получалось,что это какое-то тёмное скопление энергии,словно очень плотный чёрный туман со множеством лап.То ли на пальцах были острейшие когти,то ли лезвия бритв– непонятно.Слухи о загадочном монстре,атакующем людей,быстро ра-спространились по штату.Власти отреагировали и направили солдат.Были выделены силы для создания групп быстрого реагирования,патрулирования местности и охраны жизненно важных объектов– больниц,школ,шрамов.Оказавшихся пострадавшими мужчин определили в городскую больницу,где им оказали медицинскую помощь.Позже неодно-кратно с ними беседовали следователи,но какой-то конкретики не последовало.Заг-адочная сущность больше не появлялась,а вместе с ней исчезли и те,кто губил скот .Военное положение отменили спустя 2 недели,но специальные меры были сохранены ещё на месяц.За это время никаких инцидентов не происходило.Жители штата склонны считать,что их посетил злой дух.Кто-то из местных прогневал его.Скептикам объяс-нение может показаться суеверием,но как объяснить случившееся с точки зрения ло-гики? Никак."
  "Вот прекрасный пример того, как человек,не разбирающийся в теме,видит лингви-стику.Это комментарий к статье,где мы рассказывали о том,что все русские слова в конечном счете восходят к праиндоевропейскому языку(кроме тех,которые были заим-ствованы когда-то из других языковых семей).Читатель спрашивает,на каком языке тогда "бормотали Адам и Ева".Это он так пытается ехидничать,понятное дело.Но ех-идство это выглядит нелепо.Восстановить праиндоевропейский язык(не весь,но обш-ирный набор корней)ученым помогла компаративистика- сравнение корней и знание языковых закономерностей.Инструменты понятны,методика тоже.При этом инструментов и методики для восстановления общего предка всех языковых семей мира в распоряж-ении лингвистов нет.Это проблема? Да не особо.Можно теоретизировать о том,какие звуки издавали кроманьонцы когда-то.Но это никак не влияет на наши знания о пра-индоевропейском языке.А в понимании этого читателя- очень даже влияет.Дескать, не знаете первобытной речи,так откуда вы можете знать слова праиндоевропейского языка?И вот такое в комментариях сплошь и рядом."(Русичи,2024)

  "Впервые в качестве геральдического символа России двуглавый орел появился в 1497 г.при Иоанне III.Тогда орел украсил Большую Государственную печать.Откуда же «прилетел» двуглавый орел на государственную геральдику России? Большинство историков объясняют его появление на Руси браком Иоанна III с византийской при-нцессой Софией Палеолог,которая и принесла этот геральдический знак в качестве «приданого».Москва нуждалась в серьезных идеологических смыслах(сегодня это наз-ывают брендом) для международного признания.Двуглавый орел давал московским кня-зьям возможность создать более цивилизованное позиционирование на международной арене,продемонстрировав западному сообществу блестящую «генеалогию»— преемство власти из Рима и Византии.Впоследствии при царе Василии III это разовьется в се-рьезную религиозно-политическую концепцию «Москва– Третий Рим».Существует также версия,что двуглавый орел пришел на Русь не из Византии,а от Гамсбургов,исполь-зовавших этот символ за полвека до появления фантастического пернатого на госпе-чати Ивана III.К слову,византийцы никогда не использовали этот орнитологический символ на государственных печатях(в отличие от императоров Священной Римской им-перии).Кроме того,неизвестно почему,но орёл в качестве «приданого» появился в госпечати почти через 20 лет после женитьбы Иоанна III и Софьи Палеолог.Ещё одна версия появления двуглавого орла- от монголо-татар.Золотая Орда какое-то время чеканила монеты с изображение двуглавого орла.Разумеется, Иоанн III держал в руках «татарскую валюту».В пору его царствования Золотая Орда переживала период распада,пока в 1483 г.еще не прекратила своего существования.Возможно,Великий Московский князь хотел разыграть карту преемства некогда могущественного госуда-рства,почему и поставил на печать символ,знакомый другим «татарским ханствам», образовавшимся после распада Орды.Есть и ещё одна версия- алхимическая.У алхим-иков двуглавый орел символизировал Философский камень,а также сам процесс его получения,который называется Magnum Opus,или «Великое Делание».Так как при дворе Иоанна III было много иностранцев,то,вероятно,кто-то из них практиковал алхими-ческие опыты.Например,лекари,аптекари,которые,как известно,поголовно в те време-на были увлечены получением Философского камня.От них и мог московский государь перенять «волшебный символ» в качестве личной печати.Надо сказать,что в конце XV века использование двуглавого орла было модным трендом в Старом Свете. Возможно, Иоанн III,«подглядев» орнитологический знак в качестве печати в каком-нибудь иноземном договоре,решил последовать тенденции."(Кириллица,2024)

  "На каком языке говорили первые князья киевские? Наиболее древним литературным памятником Руси,дошедшим до наших дней,является «Остромирово Евангелие».Источник ,с которого было списано «Остромирова Евангелие»,не известен.До нас дошла акку-ратно переписанная и красочно украшенная копия,выполненная в 1056-1057 гг.неким дьяком Григорием.Язык,на котором оно написано,- старославянский.Последний являл-ся неким симбиозом нескольких языков народов южнославянской группы(болгар,маке-донцев,словенцев и пр.).При этом ученые утверждают,что на старославянском в быту жители Киевской Руси не общались.Он был «благородным» литературным языком.Поско-льку литература в те времена была уделом книжников в рясах,то и старославянский язык часто называют церковнославянским.Старославянский нельзя назвать ни русс-ким,ни украинским.Он имеет много признаков(лексем,грамматических форм,частиц,пр-иставок,окончаний и даже букв)их обоих,а также болгарского и некоторых других языков южных славян.В повседневной жизни киевляне и жители других городов говор-или на просторечном варианте видоизмененного со временем древнейшего праславянс-кого языка.Он был общим «прародителем» языков народов современной Белоруссии,Ро-ссии и Украины.Иногда целые фразы этого языка заимствовались переписчиками и по-мещались в книги.Таким образом литературный и просторечный варианты постоянно смешивались.Поскольку князья киевские были людьми образованными(умели читать и писать,а в те времена это было уже немало),они наверняка знали оба варианта язы-ка.Княжеские указы тоже составлялись «высоким слогом»,что подразумевает исполь-зование литературного старославянского."(Кириллица,2024)
  "Как пресноводное озеро стало Черным морем? Около 5600 года до н.э. Черное море находилось в гораздо более скромных границах, нежели сейчас. По теории американских геологов Раймана и Питмана, Черное море ранее было пресноводным озером, но затем, из-за землетрясений, замкнутое прежде Средиземное море соединилось с Черным, которое стало быстро наполняться соленой морской водой.
Уровень Черного моря поднялся на 140 метров – в то же время возникло Азовское море, а вместо современного Босфорского пролива лился нескончаемый гигантский водопад, в 200 раз превосходящий по объему пропускаемой воды Ниагарский.
Конечно же, увеличение объема Черного моря в 1.5 раза привело к немедленному затоплению огромной прибрежной зоны. Возможно, что именно это событие послужило основой для бытующего во многих культурах мифа о всемирном потопе. Некоторые историки также связывают платоновский рассказ об Атлантиде с разливом Черного моря. В любом случае, черноморский потоп вызвал полномасштабное переселение народов."(Кириллица,2024)
  "Слово «народ» произошло от древнейшего праславянского корня «родъ».Производ-ные от него имеются во многих языках: русском,латышском,белорусском,украинском и др.От этого же корня произошли слова и однокоренные им.Изначально корень «родъ» использов-ался для называния того,что родилось и выросло на этой земле.Соответственно,и «народ»— все те жители,которые родились в этой местности,в этом государстве.Кор-енное население(не приезжие,не иностранцы)в этом плане соотносится и с категори-ей «этнос».В Древней Руси жили разные близкородственные племена,которые в целом составляли «народ Руси».Позднее это понятие было заменено на другое— «русский народ»."(Кириллица,2024)


Рецензии