9 мая 2014 - начало мариупольской трагедии

Завтра десятая годовщина начала мариупольской трагедии, которая берет свое начало отнюдь не 24 февраля 22 года, когда было объявлено СВО и пошел штурм города, а на восемь лет раньше с расстрела активистов антимайдана и УВД Мариуполя 9 мая 2014 года. В этот день мариупольцы вышли на парад в честь дня Победы на проспект Ленина. Помешать этому решили завезенные в город националисты - представители Правого сектора и дорбата «Азов», которые обстреляли мирное шествие. Остановить их было некому, городская милиция, отказавшаяся разгонять парад по приказу назначенного Киевом начальника Валерия Андрощука, была заблокирована в здании УВД бронетехникой Нацгвардии. Руководил ею депутат Верховной Рады – известный националист Ляшко.

Мариупольцы голыми руками пытались остановить БТРы и БМП и не дать им проехать к зданию УВД, понятно, что ничего не получилось. Бронированные машины окружили УВД и по приказу Ляшко начали его обстреливать. В результате здание загорелось. В огне и от обстрелов в нем погибло по официальным данным 43 милиционера и еще 13 мариупольцев, из числа демонстрантов, погибли на улицах города. До этих событий десятки активистов были застрелены возле военной части города. Таким образом, жертв подавления пророссийских сил в Мариуполе новым еще нелегитимным правительством было более полторы сотни человек.

Причем в отличие от Одесского погрома, произошедшего за неделю до Мариупольского, в уничтожении пророссийских сил теперь, уже не маскируясь под разгневанные массы, принимали участие, украинские силовики. Мариупольцы их не поддержали и все что смогли сделать против киевской власти – это проголосовать за отделение Донбасса от Украины на референдуме, который состоялся 11 мая. Этим многонациональный Мариуполь подтвердил свое нежелание оставаться в бандеризирующейся на глазах Украине.

Затем в результате обмана и предательства, сопротивление народа было сломлено, пророссийские активисты были разогнаны или уничтожены, остальных горожан запугали, оставив в городе нацистский «Азов», а обывателя купили, придав Мариуполю статус областного центра со всеми вытекающими отсюда привилегиями. Весьма поспособствовал усмирению протестных настроений владелец двух градообразующих комбинатов «Азовстали» и «Им. Ильича», который в мае 2014 из оппозиционера новой власти перешел, договорившись, на ее сторону. Жители города еще не догадывались, что впереди их ждет страшная беда, и их город наполовину будет разрушен.

Не скрою - я и мои земляки, разбросанные по всему миру, тяжело переживали разрушение родного города во время его штурма весной 2022 года, спрашивая друг у друга: «Зачем? За что?». Я по сути оплакала каждый разрушенный войной дом, уже не говоря, о мамином и своем, где жила семья 25 лет, о разбитых в щебень своей и дочкиной школах. До сих пор не могу смириться с этим и тихо вытираю слезы, вспоминая о разрушении тех мест, где прошла основная часть жизни. При этом прекрасно понимаю, что, если уж ДНР и Россия решили очищать Донбасс от нацистов, то конечно надо было начинать с Мариуполя, где все эти годы наращивал силы самый грозный украинский полк «Азов».

Не могу смириться только с тем, что город в результате сговора российских и украинских олигархов не был взят в сентябре 14 года, когда ополчение ДНР стояло уже на окраинах Мариуполя, а азовцев в городе было совсем мало. Случись это, и город был бы цел и десятки тысяч мариупольцев остались бы живы. Однако, история не терпит сослагательного наклонения и, как говорили даже в Мариуполе, где проживало всего только 40% да и то обрусевших украинцев: «Маемо, те ще моемо», что в переводе с украинского на русский, означает «Имеем то, что имеем».

И все же, жив Мариуполь. Сегодня я проехала по его улицам, начиная от Пост-Моста до выезда из города на Мангуш, наблюдая за съемками, которые вела моя дочь, которая сейчас на родине, и удивлялась, что город живет мирной жизнью, кругом толпы народа, вереницы машин и новые или отремонтированные дома. Развалин или нет, или их не видно за зеленью бушующей в городе весны, такой же как десять лет наза


Рецензии