Теория латентного безумия. Диагноз Гитлера

Теория латентного безумия. Диагноз Гитлера — штрихи к портрету безумца

Эпиграф

Описывай, не мудрствуя лукаво,
Всe то, чему свидетель в жизни будешь:
Войну и мир, управу государей,
Угодников святые чудеса,
Пророчества и знаменья небесны -
А мне пора, пора уж отдохнуть
И погасить лампаду...

"Борис Годунов"
А.С. Пушкин


В День Победы, когда мы в России сверяем свои часы с курантами на Спасской башне, отдавая дань уважения защитникам Родины и вспоминая с какими безумными идеями боролся народ Советского Союза в дни войны и, борется в наши дни народ России, важно вспомнить кто являлся их носителем.

И осознать, что мы боролись и боремся с настоящим безумием, в его первозданном виде.

Биографии и другие жизнеописания Гитлера содержатся в ряде книг:
- Фромм Э. «Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии»,
- Фест И. «Гитлер. Биография. Путь наверх» и «Гитлер. Биография. Триумф и падение в бездну»,
- Миш Р. «Я был телохранителем Гитлера»,
- Зигмунд А.М. «Женщины Третьего Рейха»,
- и других.
Историки, описывая персонажей или эпоху, старательно подмечают все попадающие в их поле зрения детали. Иногда эти детали мало что значат для современников или оцениваются в других категориях, нежели чем десятилетия спустя.

Одной из таких "несущественных" деталей было описание юмора Гитлера. Вряд ли современники придавали этому качеству какие-то особые свойства.

Ну, юмор и юмор...

Мало ли, кто хорошо или плохо шутит?

Или вовсе лишен этого чувства. В одной из встреченных мной публикаций, Гитлер, по его реакции на какую-то шутку, был назван даже носителем английского юмора. Но тут вопросы, скорее, к самому "оценщику".

Иными словами, в длинном списке преступлений и девиаций Гитлера, оно затерялось, как малосущественные штрихи к портрету.

И действительно, Гитлер являлся объектом наблюдения сразу нескольких стран. Ещё в 1943 году, в разгар войны, американской разведкой (с помощью психолога Генри Мюррея) был составлен многостраничный отчёт с его психологическим профилем и оценками состояния его здоровья. Подобный же анализ был составлен советской разведкой и для Сталина.

Совершенно понятно, что подобная информация хоть и дополняла картину, но не была приоритетной.



Юмор

Уже после войны, во время Нюренбергского процесса, когда основным его фигурантам был поставлен диагноз социопатия, и ещё позже, когда пытались обобщить все имевшиеся архивы и воспоминания о фашистских лидерах, личные:

- телохранитель Гитлера, Рохус Миш,
- архитектор, Альберт Шпеер,
- фотограф, Генрих Гофман,
- и другие,
поделились наиболее полными воспоминаниями о нём.

Среди множества воспоминаний о Гитлере, в числе прочих, сохранились рассказы и о его специфическом юморе. Тезисно:

- «Я никогда не видел, чтобы Гитлер смеялся. Он мог быть довольным, обрадованным какой-либо новостью или событием, но никогда, насколько я знаю, не выказывал на людях несдержанного восторга или настоящей, искренней веселости», — писал Миш;
- у Гитлера «был ограниченный круг шуток»;
- Еве Браун, которая переборщила, по его мнению, с помадой, Гитлер сказал, что это средство для губ делают из тел солдат;
- фотографу Гофману, который однажды перебрал, Гитлер порекомендовал не подходить к камину, чтобы не вспыхнуть;
- любил посмеяться над напыщенным главой «Люфтваффе» Герингом, который периодически придумывал себе новую форму и награждал себя орденами и медалями;
- приказал изготовить из золотой и серебряной фольги несколько медалей и преподнести их Герингу;
- Гитлер и его соратники смеялись над его шутками по поводу заключенных в концлагерях (!);
- будучи вегетарианцем, всех, кто вегетарианцем не был, он считал трупоедами, так их и называл за своим столом и всячески старался испортить им аппетит;
- «Когда приносили вареных раков, он принимался рассказывать о том, как в одной из деревень умерла старуха и родственники сбросили ее труп в ручей, чтобы таким образом наловить побольше раков»;
- «Если же он видел жареных угрей, то как бы между прочим замечал, что лучше всего эти рыбы клюют на дохлую кошку»;
- «...когда на стол подавали мясной бульон, называл его "трупным чаем"» (!);
- стал открыто восторгаться киносъёмками пыток и казней заговорщиков, пытавшихся его убить в июле 1944 г., кадрами разрушений, произведённых немецкой армией.

Не знаю, возьмётся ли кто-то со мной поспорить, но более чем явно, что перечисленный юмор можно назвать и извращенным, и грубым, и фарсовым.

А, о когнитивном снижении Гитлера, говорят воспоминания о том, что:
- «В войну Гитлер продолжал смеяться, но в молодости он любил шутить больше» и
- «Как говорили "старики", Гитлер времен войны был совсем не тем же Гитлером, что до войны».
Не было у него и тяги к "простым радостям жизни", — он не пил, не курил, не увлекался едой и, ещё на фронте первой мировой, Гитлер прослыл женоненавистником.

Но эти свидетельства ничего не давали современникам, кроме понимания о ещё одной, той или иной, уродливой черте характера Гитлера.

Вряд ли кто-то мог подумать, что именно по этим данным можно будет спустя десятилетия поставить диагноз, где "плохой" юмор будет одним из симптомов.


Болезнь Паркинсона

Не вызывает сомнения, что, ещё до войны, у Гитлера развилась болезнь Паркинсона:
- 1918 год — в возрасте 29 лет, Гитлер, возможно, заболел энцефалитом фон Экономо, когда находился в больнице, выздоравливая от отравляющего газа;
- 1923 год — в возрасте 34 лет, возможно, у него были преходящие симптомы;
- 1934 год — в возрасте 45 лет, первые классические симптомы болезни Паркинсона;
- 1942 год — стала дрожать левая рука;
- 1945 год — началось расстройство мимики лица, дистонические лицевые спазмы, палилалия и нарушение сна;
- в последние месяцы жизни Гитлер, по воспоминаниям окружающих, напоминал развалину и передвигался с большим трудом.
Известно, что болезнь Паркинсона, которая вызвана органическим поражением головного мозга, нарушает логическое мышление и заболевший испытывает склонность к более эмоциональному восприятию действительности... и вызывает изменения в самом распознавании и чувстве юмора.

Энцефалит фон Экономо, вероятно и дал начало асоциальному поведению Гитлера, его навязчивыми идеями, его жестокости и приступами ярости во время Второй мировой войны, свидетельства о которых сохранились в мемуарах его окружения.

Руководствуясь этими критериями, выходит, что у Адольфа Гитлера были проявления ранней деменции, связанные с поражением гиппокампа (смотрите первую часть теории, посвященную преддеменции).

То есть, то что мы до сих пор принимаем за "радикальные взгляды", является всего лишь психиатрическим расстройством.

И Пивной путч и «Майн Кампф» и концентрационные лагеря и планы захвата стран и континентов, являются страницами истории... болезни. Фактически, безумия.

А ведь для того, чтобы уничтожить государство построенное на его больных идеях и его самого, потребовались жизни десятков и колоссальное напряжение сотен миллионов людей по всему миру в течении долгих лет.

Хотя вначале было достаточно и смирительной рубашки.


Лучников Андрей Леонидович

9 мая 2024 года


Рецензии