Лучше всех советские истребители сражались в Запол
Бои в Заполярье я рассматривал по книге А. Марданова «1941: Воздушная война в Заполярье». В некоторых эпизодах когда немецкие потери самолетов, которые по немецким же данным считаются не от воздействия противника (не боевыми), а автор считал их боевыми потерями, я был согласен с ним. В других таких же случаях, такие же выводы автора мне казались не достаточно обоснованными и я считал потерю не боевой и в статистику она не шла.
В общем по боям в Заполярье в 1941 году получилась такая статистическая картина (учитываются только полностью потерянные самолеты противников, от воздействия противника, которые подтверждаются данными потерь сторон).
Немцы потеряли – 86 (84) самолетов по боевым причинам, из них:
Сбито в воздушных боях – 56
Сбито ЗА – 20
Пропало, разбиты в б.выл. – 6
Уничтожено на земле – 4
Авиация ВВС СФ и ВВС 14й ВА потеряла 195 самолетов по боевым причинам, из них:
Сбито в воздушных боях – 125 (122 от ИА)
Сбито ЗА – 19
Пропало, разбиты в б.в. – 11
Уничтожено на земле – 40
Общие боевые потери советской авиации превысили потери противника чуть более, чем в два раза - 2,26 к 1. Без учета потерь на земле, соотношение потерь в боевых вылетах – 1,89 к 1 не в пользу советской авиации, уже менее чем 2 к 1.
Сбито в воздушных боях 56 самолетов немцев и 125 советских, соотношение 2,23 : 1 в пользу немцев.
Потери немцев по модификациям из 86 самолетов:
Ме-109 – 22 (из них – 17 в в/боях)
Ме-110 – 7 (из них – 5 в в/боях)
Ю-87 – 23 (из них – 11 в в/боях)
Ю-88 – 16 (из них – 12 в в/боях)
Ю-88 (развед.) – 4 (из них – 1 в в/боях)
Хе-111 – 6 (из них – 3 в в/боях)
Хш-126 – 6 (из них – 4 в в/боях)
Ю-52 – 1 (сбит в в/бою)
Немецкие Ме-109 и Ме-110 сбили 122 самолета, за потерю 22 своих истребителей в воздушных боях (все от ИА), соотношение 5,5 : 1 в пользу немецких истребителей. Больше половины из своих подтвержденных побед немецкие истребители добились над своими советскими визави. Они сбили 73 советских истребителей, соотношение составило 3,3 к 1 в пользу немецкой ИА.
Истребители ВВС СФ и 14й ВА (+ возможно ПВО?) достоверно сбили 54 самолета немцев, за потерю 75 своих (из них 2 сбиты стрелками, остальные ИА). По частям их успехи и потери распределялись так.
часть - сбили – свои потери от ИА (от других сам-в) – сбито ЗА – пропало б.в. – уничт. на земле – всего потеряно
145 ИАП – 10 – 25 (1) – 3 – 4 – 10 – 43
147 ИАП – 11 – 26 (1) – 6 – 1 – 9 – 43
152 ИАП – 1 – 2 – 0 – 0 – 0 – 2
72 САП СФ – 31 – 27 – 2 – 3 – 9 – 41 (в потерях учтены и бомбардировщики входившие в полк)
78 ИАП СФ – 3 – 2 – 0 – 1 – 0 – 3
Даже с учетом потерь в своих бомбардировщиках 72 САП СФ сбил в воздушных боях больше, чем потерял.
Успехи и потери тех же полков в воздушных боях и против ИА в частности
часть - сбили всего – из них истребителей -/- свои потери истребителей от ИА (от других сам-в)
145 ИАП – 10 – 5 -/- 25 (1)
147 ИАП – 11 – 6 -/- 26 (1)
152 ИАП – 1 – 0 -/- 2
72 САП СФ – 30 – 10 -/- 18
78 ИАП СФ – 3 – 1 -/- 2
Всего – 55 (54) – 22 -/- 73 (2)
Два полка смогли сбить больше, чем потеряли сами, оба из состава ВВС СФ: 78 ИАП и 72 САП. Первый полк принимал не большое участие по времени в боях 1941 года, а если учитывать в потерях 72 САП только истребители, то его реальные успехи значительно превышают потери 30 против 18. Полков с такими показателями, а именно с превышением достоверных успехов над потерями было очень не много по итогам боев 1941 года. Мне известен только 69 ИАП (будущий 9 ГИАП), который сбил не менее 30 самолетов (скорее больше), за потерю 19 своих истребителей в воздушных боях.
В боях против истребителей все выше указанные полки уступили значительно, особенно 145 и 147 ИАП. Наилучшие результаты в этом плане были вновь у 72 САП СФ, который уступил немецким истребителям с соотношением менее, чем 2 к 1. Летчики полка сбили 10 истребителей: 7 Ме-109, 3 Ме-110, а потеряли в боях с ними 18 истребителей: 6 И-15, 8 И-153, 3 И-16, 1 МиГ-3.
Всего получается советские истребители в боях в Заполярье в 1941 году уступили истребителям немцев с соотношением примерно 3 к 1 (3,3 : 1). Это соотношение более благоприятно для советских истребителей, чем в других районах. Даже в боях 1944 года на некоторых участках советско-германского фронта. Например в полосе 2й ВА в апреле 1944 соотношение в боях между истребители из IV./JG51, II./SG77 и истребителями 2й Воздушной составило 5,5 к 1 не в пользу последних, учитывая достоверно известные, так сказать признаваемые потери.
По книге Латкина «Штурмовики us. Истребители-бомбардировщики Боевой опыт ВВС Северного флота в 1944 году» можно подвести итоги боев по крайней мере морских истребителей против их оппонентов из JG5, в рассматриваемых там боях 1944 года. Конечно картина будет не полной, так как немецкие истребители вели бои еще с армейскими истребителями 7й ВА и истребителями ПВО. Также не учтены результаты некоторых боев, во время выполнения ВВС СФ других задач, например бои в такой богатый на события день как 12 апреля. Но в целом представление о боях и их результатах составить можно. Также мне кажется если учесть и посчитать результаты всех боев в Заполярье в 1944 немецких ИА против их противников из 7й ВА, ПВО и ВВС СФ, то результаты не сильно улучшаться для JG5, так как например в начале года истребители III./JG5 довольно не удачно, и с не малыми потерями, действовали в столкновениях с истребителями из 122й ИАД ПВО.
В подавляющем большинстве случаев рассматриваемые Латкиным воздушные бои происходили при ударах по морским конвоям противника и его портам. Истребители ВВС СФ занимались при этом сопровождением ударных самолетов и были в менее выгодных условиях, чем их противники истребители из JG5. Тем не менее успехи и потери в воздушных боях истребителей Северного Флота выглядят значительно лучше, в сравнении с истребителями других Армий, обьединений, на других участках советско-германского фронта.
Всего с 3.03.44 по 29.10.44 в рассматриваемых Латкиным налетах и авиаударах (видимо подавляющее большинство из общего числа вылетов) ВВС СФ потеряли 162 самолет по боевым причинам, из которых по нашим данным - 80 самолетов были сбиты истребителями из III./JG5 и IV./JG5.
Эти 162 сбитых самолета по типам распределялись так:
Ударных – 78, из которых:
Ил-2 – 39, из них 12 сбиты ИА
«Бостон», Ил-4 – 39, из них 12 сбиты ИА
Истребителей – 84, из которых 56 сбиты ИА
Боевые потери по полкам истребителей ВВС СФ:
Полк – сбито ИА – сбито ЗА – упал после в/б – потери всего
20 ИАП – 13 – 1 – 0 – 14
27 ИАП – 7 – 3 – 0 – 10
255 ИАП – 13 – 4 – 1 – 18
78 ИАП – 13 – 18 – 0 – 31
2 ГИАП – 10 – 1 – 0 – 11
Всего - 56 – 27 – 1 – 84
Противник - JG5 потеряла в рассматриваемых Латкиным боях с 3.03.44 по 29.10.44, с авиацией СФ - 40 истребителей Bf 109 и Fw 190 из состава III./JG5 и IV./JG5.
Потери из состава JG5 в октябре 1944 когда, когда 5я Эскадра провела много боев с авиаторами 7й ВА, учтены только те, которые точно понесены в боях с ВВС СФ:
12.10.44 - JG5 потеряла 3 истребителя, заявок у 7й ВА нет
16.10.44 - JG5 потеряла 1 истребитель, заявок у 7й ВА нет
17.10.44 - JG5 потеряла 2 истребителя, заявок у 7й ВА нет
24.10.44 - JG5 потеряла 1 истребитель, заявок у 7й ВА нет
Случаи когда у немцев есть потеря, а победы заявляли летчики 7й ВА и ВВС СФ – не учтены.
В некоторые дни этого же октября месяца Латкин пишет, что по немецким документам есть у JG5 потери, но не ссылается на какие конкретно документы, не приводит заводских номеров и имен сбитых пилотов. И если и мне не удавалось по тем же дням, по имеющимся у меня данным, найти какие то подтверждения этим потерям, то естественно они не учитывались.
Таким образом, если считать всех потерянных 40 истребителей JG5 сбитыми в воздушных боях истребителями Северного Флота, а с большой долей вероятности это так (нельзя исключать возможность, что некоторые из них могли быть сбиты стрелками ударных самолетов и ЗА), то соотношение в боях между истребителями составило 40 сбитых истребителей немцев против 56 сбитых истребителей ВВС СФ, только 1 к 1,4 не в пользу истребителей СФ.
Это весьма приемлемое, а возможно лучшее соотношение для советских истребителей, в сравнении с другими участками советско – германского фронта.
Для сравнения можно привести данные по противостоянию советских и финских истребителей с июня по 20 июля 1944 года над Карельским перешейком. Там по моим подсчетам финские истребители сбили 52 советских истребителя, сами же потеряли от их действия 23 истребителя, соотношение 1 к 2,26 в пользу финнов. Причем у финнов там действовали не только истребители на «Мессершмиттах-109», но и на устаревшей технике – «Моранах» и «Брюстерах» и их успехи и потери учтены. Из этого сравнения можно прийти к выводу, что финские истребители действовали успешнее в 1944 году, чем их коллеги из 5й Эскадры "Eismeer".
Свидетельство о публикации №224050900421
Немецкие истребители (1, 13 и 14./JG 77, 1(Z)./JG 77, штаб ZG 76), сделали 259 заявок на победу, еще 5 заявили "штуки" 1 - Хш-126. Из них подтверждаются где-то 150. С советской стороны 201 заявка, подтверждаются 57.
Игорь Борисенко 10.09.2024 06:07 Заявить о нарушении
Дмитрий Марченко 2 11.09.2024 09:53 Заявить о нарушении
Т.к. у немцев было все плохо с ремонтом и эвакуацией, то там практически все самолеты были безвозвратом. Там в потерях почти не встретишь процентов меньше 40, а все которые 40% больше не встречаются. Я думаю их списывали.
Игорь Борисенко 12.09.2024 08:58 Заявить о нарушении
Дмитрий Марченко 2 12.09.2024 09:45 Заявить о нарушении
Игорь Борисенко 12.09.2024 10:55 Заявить о нарушении