О фильме Подвиг разведчика

Как любой уважающий себя мужчина, тем более служивший в Вооруженных силах страны, я люблю смотреть военные фильмы. Правда, с одной оговоркой, фильмы советского периода. Нынешние фильмы и сериалы смотреть не могу. И сюжеты высосаны из пальца, перевирают настоящую историю всех войн, которые велись на нашей территории. Как человек начитанный и обладающий неплохой зрительной памятью, я замечаю ляпы, допущенные авторами фильмов. И всегда спрашиваю себя – как могли получать не малые деньги те консультанты, которые есть в титрах, в больших чинах – генералы, полковники? Как они не могли заметить, что реквизит, который подсовывают для съемок, не соответствует реалиям того времени? Или на нем тоже экономят? Может, лучше снимать меньше фильмов, чем вешать лапшу на уши зрителям? Внимательный зритель сразу заметит халтуру. Причем даже популярные сериалы типа «Семнадцать мгновений весны» не обошлись без таких ляпов, о чем я уже писал.

Сегодня речь пойдет о старом-старом фильме, снятом в далеком 1947 году, в котором ляпов нет. Может, это потому, что большинство зрителей видели настоящих наших военных, а немалое количество и немцев, реальных, а не киношных. Им врать негоже, согласитесь. А может, не было консультантов, которые не консультировали, а только расписывались в ведомостях на получение денег?  Специально смотрел титры этого фильма, но не увидел консультантов.

Вообще киноляпы чаще встречаются по мелочам, не снижающих интереса к фильмам, но все равно оставляют негатив, особенно после повторных просмотров. Так и случилось со мной.

Наверное, только совсем молодые не знают и не помнят этого фильма. Ведь впервые он вышел в прокат в тяжелейшем для страны 1947 году. Да, сегодня герои его смотрятся наивными и гротесковыми. Но тогда, для людей, видевших все своими глазами и испытавшими на себе все тяготы войны, это было нечто совершенно невообразимое.

Сюжет прост. Есть советский разведчик Алексей Федотов (его играет великолепный Павел Кадочников), который под именем зондерфюрера Генриха Эккерта (это звание не предполагало наличии военного опыта и давалось людям, выполнявшим определенные поручения в различных родах войск Третьего рейха) получает от командования СССР задание: добыть в оккупированной нацистами Виннице секретную переписку генерала фон Кюна с гитлеровской ставкой. Это помогло бы командованию Красной армии построить новые наступательные планы. Конечно же разведчик Федотов проводит операцию "без сучка и без задоринки", ведь он профессионал. Больше того, он не только умудряется выкрасть документы, но и прихватить с собой генерала.

Повторюсь, что несмотря на то, что герои сегодня смотреться довольно наивными, такой факт имел место в реальной жизни. Ведь прототипом Кадочникова стал советский разведчик Николай Кузнецов, который действуя в тылу под прикрытием, осуществил дерзкую операцию в Ровно. Он захватил и ликвидировал командующего восточными армиями особого назначения "Остенгруппе" генерала фон Ильгена. Увы, в отличие от киногероя, реальный разведчик доставить "трофей" в центр не смог. И был вынужден расстрелять офицера.

Один зритель по имени Алексей Козлов подкинул еще одну интересную информацию о фильме. Так вот, я не обратил внимания на то, что сценарий к картине написал Михаил Маклярский, который в годы войны служил в диверсионном четвертом управлении НКВД, в котором, собственно, и числился реальный разведчик Николай Кузнецов. Поэтому в отличие от фильма Лиозновой "Семнадцать мгновений весны", который был снят по сценарию писателя Юлиана Семенова, "Подвиг разведчика" более реален.

Чем же еще примечателен фильм? Начнем с того, что все герои говорят по- русски. Но как выделить положительного персонажа, который, по идее, на протяжении всего фильма должен общаться на безукоризненном немецком? Режиссер Борис Барнет придумал один сценический ход. Федотов (Кадочников) сильно картавит. И мы понимаем, что он то хороший, и лишь вынужден говорить на немецком. Ну а некоторые сцены и сегодня смотрятся "на ура". Особенно момент, когда советский разведчик должен поддержать тост "За победу!". Он лишь на секунду замирает, дожидаясь пока офицеры вермахта выпьют и произносит "За Нашу Победу!"

Почему я сравнил с фильмом про Исаева-Штирлица? Дело в том, что в фильме 1947 года наиболее точно воспроизводится многое. В том числе и форма гитлеровцев. Почему это произошло? Ведь фильм Татьяны Лиозновой более современный, напомню «Семнадцать;мгновений;весны»  снимался в начале 70-х годов прошлого века. Финансовые возможности были больше, да и консультантов по военной форме было не счесть.

Может быть дело в том, что в распоряжении авторов фильма «Подвиг разведчика», работавших над ним на Киевской киностудии, было больше реальных трофеев? Но, наличие обмундирования вовсе не означает, что его можно использовать правильно.

Тогда я стал смотреть на фамилии и имена создателей картины. И вот смотрите, что я смог найти. В титрах художником по костюмам значится Ю.Майер. Кто это? Что за человек? Возможности интернета сегодня огромны, просто задав в поиске фамилию, я нашел следующее. Это оказывается женщина и именно ее назначили ответственной за костюмы героев. Звали ее Цуния (Юния) Григорьевна Майер. Я долго искал хоть какие-то сведения о ней.

Так вот, родившаяся в Умани 25 июня 1895 года, Юния Майер смогла поучится в женской гимназии как в Умани, так и Киеве. А это значит, что либо семья была из "выкрестов", либо кто-то помог обойти ценз оседлости. Да, Умань была центром еврейского поселения, но вот учеба в Киеве. Потом она снова пошла учится, уже при советской власти и окончила школу народного искусства имени Шевченко тоже в Умани. Потом Юния переезжает в Киев, где с 1923 по 1928 год учится в Киевском художественном институте no классу живописи. Правда диплом не получает. У девушки заболели родители. И она снова возвращается к ним. Там она  работает учительницей рисования, лепки и графической грамоты в Уманской трудшколе, в железнодорожной школе на станции Кристиновка. Но вот в начале 30-х вновь переезжает в Киев. Основное место работы, а именно с 1934 года, Киевская киностудия художественных фильмов, в качестве ассистента художника.

Потом еще интересней. После оккупации гитлеровской Германией Украины она продолжает работать на киностудии. Правда, дворником. Значит немецкое командование использовало павильоны и оборудование киностудии в своих целях. И продолжает снимать кино или агитки. Соответственно, видеть и запоминать форму, в которой ходили захватчики, она может постоянно. Дворник человек неприметный, он видит все, а его не замечают. Вопрос в другом. Судя по фото, внешность у Юлии Майер была характерная. Значит, кто-то подделал ей документы? Да и то, что по происхождению она еврейка, на киностудии не знать не могли. Но никто не выдал секрета. Так что можно предположить, что девушка работала на подполье.

Да и потом, к людям, находившимся в оккупацию на территории врага, относились в СССР, мягко говоря, "не очень". Но Юния продолжит работу на Киевской киностудии вплоть до 1956 года. Так что именно ей мы должны быть благодарны за то, что одежда на героях картины самая реалистичная

Теперь, собственно, о форме героя Кадочникова. Как мы все помним он Sonderf;hrer (Зондерфюрером). Это не военное звание. Стать им мог только гражданский человек. Офицеру такая должность не светила. Причем, согласно мобилизационному плану Третьего Рейха, это было явление временное. Приписаны они были в большинстве своем именно к штабам вермахта, кригсмарине, танковых войск, абвера, СС и СД. Знаки различия на форме военного образца, а носили они именно ее, постоянно менялись. И если в 1939 году погон состоял из серебряного шнура, то к 40-у году погоны стали широкими. А петлицы состояли из V -образного шитья серебряными нитками. Именно такие, как у героя Кадочникова. Именно поэтому Генрих Эккерт носит мундир, так похожий на общевойсковой и столь же похожие знаки различия.

Вот и выходит, что в таком наивном фильме "Подвиг;разведчика", герои выглядят более реальными, чем высшее командование Третьего Рейха в "Семнадцать мгновений весны". Которые, судя по одежде, постоянно что-то празднуют. Ведь ходят они в черных парадных мундирах. Которые, кстати, были отменены в 1944 году.

Но эта часть моей заметки на основании некоторых поисков моих лично. А вот далее я хочу обратить внимание на ляпы, замеченные зрителями, более компетентными, чем я.  Просто я служил в военно-морском флоте, а тут речь пойдет о солдатском обмундировании.

В Советском Союзе было много снято фильмов про события 1941 г., но в большинстве из них Красная Армия показывается с ошибками не только по бронетехнике, которой практически не осталось, но даже в снаряжении. В качестве примера можно рассмотреть первую серию сериала "Долгие версты войны", в которой показаны бои летом 1941 г. Сериал был снят "Белорусьфильмом", первая серия основывается на повести Василь Быкова "Журавлиный крик" (1959 г.)

В первой серии, в которой рассказывается о боях летом 1941 г., у солдата показывается пистолет-пулемет ППШ-41. Конечно, к лету 1941 г. было произведено несколько тысяч ППШ, но первое их применение зафиксировано только осенью во время Битвы за Москву. Причем, сами киношники, похоже, понимали всю несуразность показывать летом 1941 г. пистолет-пулемет ППШ, поэтому его замаскировали. По сюжету лейтенант передает свой ППД-40 солдатику, который готовится отражать атаку врага. Этот солдатик залезает в окоп с ППД-40, но стреляет уже из ППШ. А потом в его руках снова ППД-40!!! Видимо, у киношников не было ППД-40, который бы стрелял холостыми, поэтому на момент стрельбы показывается ППШ.

Важным плюсом первой серии является действующий немецкий пулемет MG-34, который стреляет холостыми патронами - такое есть не во всяком советском фильме. Также в копилку фильма - показ винтовок Мосина со старыми штыками с другим креплением, которые были до модернизации "Мосинки" в 1930 г

Теперь по каскам - все красноармейцы в касках СШ-40, которые имели 6 заклепок по окружности; к них крепилось подтулейное устройство для фиксирования головы. Но производство касок СШ-40 началось только в начале 1941 г. и поставлено в войска их было мало. По сути, вся советская пехота летом 1941 г. была в более ранних образцах - "хасанках", т. е. шлемах СШ-36 или СШ-39. Последние имели полное сходство с СШ-40, но имели только три заклепки. Видимо, у белорусских киношников физически не было таких касок. Хотя есть минимум один советский фильм "Крепость на колесах" (1960 г.), где за 1941 г. были каски СШ-39.

В фильме показано много петлиц, но почему-то нет эмблем рода войск, которые тоже крепились на петлицах. Для пехоты это был знак, введенный в июле 1940 г. - мишень со скрещенными винтовками. Причем петличных эмблем нет ни у кого - нет у рядовых, нет у старшины, нет у лейтенанта, нет у полковника, которого по сериалу называют "комбригом". В начале 1941 г. были введены петлицы защитного цвета, а 1 августа - защитного цвета знаки различия и эмблемы на защитные петлицы. Можно, конечно, спорить, что эмблемы растеряли в боях, но скорее, у киношников их просто не было.

Про "комбрига"-полковника вообще интересно - у него нет на петлицах даже места под эмблемы ("шпалы" занимают все поле петлиц). Вообще летом 1941 г. комбригов не должно было быть - их переаттестовали в новые должности, наш "комбриг" носит знаки различия полковника. Видимо, называют его так "по старинке". У "комбрига" на голове огромная фуражка, такое чувство, что она послевоенная. А вот у старшины, похоже, фуражка обр.1935 г., а у лейтенанта полевая фуражка защитного цвета обр.1941 г

Пойдем дальше - рядовые солдаты показаны с вещмешками - "сидорами". Вообще в 1936 г. наша пехота получила ранцы, которые "подсмотрели" у немцев. До этого носили вещевые мешки обр. 1930 г., которые также называли "сидорами". Ношение ранца обр. 1936 г. исключала "сидор" за ненадобностью. В 1939 г. ранец был модернизирован. В 1941 г. был введен облегченный ранец, который носили с отдельной продуктовой сумкой. Именно с ранцами обр.1936 г., 1939 г. и 1941 г. наши войска встретили немцев в 1941 г. Видимо, у киношников довоенных ранцев не было. После потерь 1941 г. снова стали выпускать простенькие, но дешевые "сидоры", которые и показаны в фильме.

Теперь по котелкам - с 1936 г. в РККА был введен котелок, скопированный с немецкого. Такие котелки изготавливались в Ленинграде, но в конце 1941 г. их производство было прекращено из-за блокады города "трех революций". Осенью 1941 г. на Урале стали производить круглые котелки, которые выпускались до конца войны. Эти круглые котелки по конструкции были похожи на котелки обр. 1927 г., которые производились в том же Ленинграде до 1936 г. На 1941 г., в принципе, были как котелки обр. 1927 г., так и обр. 1936 г. Но думается, что киношники просто взяли котелки времен войны, которыми оказались именно круглые, выпущенные с осени 1941 г

На бойце - фляга с чехлом. Такие чехлы стали шиться с 1941 г., а более ранние образцы 1937 г. имели шнуровку для стягивания фляги. Такие чехлы являются редкостью, т. к. практически все они были утеряны в боях 1941 г.

В целом, надо сказать, что красноармеец в 1941 г. имел снаряжение более удобное, чем в последующие годы, когда надо было быстро и дешево снарядить огромное количество солдат. Все довоенное снаряжение было утеряно в боях 1941-1942 гг., поэтому после войны снарядить много красноармейцев за 1941 г. для кино было практически не реально. Показанные в первой серии солдаты лучше подошли бы за 1942 год.

Безусловно, такие тонкости в обмундировании мог заметить только очень знающий его человек. Таких зрителей фильмов вряд ли много, поэтому такие киноляпы остались незамеченными вовсе. Да и киноляпы в сериале «Семнадцать мгновений весны» стали замечать уже через несколько лет после выхода фильма, в котором даже шеф гестапо не похож на реального Мюллера. 


Рецензии