О Согдиане
(https://dzen.ru/a/ZPnwwyQuXWFplekf)
Забытая цивилизация. Таящая в себе секреты забытых супертехнологий.
Согдиана располагалась на территории , в древности богатой ценными ресурсами : золото, цветные металлы, драгоценные камни, машруты мировых торговых путей, вода, земля для агрокультуры.
Кроме этого, в Согдиане был ещё один, очень редкий, ресурс - трудноднодоступные локации.
То есть места, где природа позволяла использовать оседлым народам естественные преграды для защиты территории от набегов кочевых племён. Легко было не только оборонять свои накопления и достижения. Легко было держать постоянную связь между родственными локациям. Принцип некоей “ природной Библиотеки”.
Собственно, Согдиана ( отчасти это касается и Бактрии) , как цивилизация , так и возникла :
кочевые племена ариев-персов мигрируя из Ирана в Индию, Китай, Сибирь, осели в удобных локациях на маршруте торговых путей и перекрёстков в Средней Азии, в предгорьях и горных долинах, на территориях современного Таджикистана, Узбекистана, Киргизии.
Арии осели там, где Великая Степь сталкивается с Великими Горами - Тянь-Шанем и Памиром, где торговые караваны из Китая и Индии проходили на Запад, Юг и Север.
Арийские племена создали в этих местах "города-мастерские" по обслуживанию торговых маршрутов.
Города, развиваясь за счёт пошлин с товаров и свободной торговли, имели возможность прибыль трансформировать в создание новых технологий, воспитание кадров, накопление и СОХРАНЕНИЕ знаний.
Тем более, в доарийский период в этих местах УЖЕ существовали горнорудные помыслы. Неизвестного генезиса.
В древней Согдиане установилась редкая по тем временам религиозная терпимость. Правители городов ценили знания и мастерство, а не лояльность, которую обеспечивала религия. Лояльность населения правители Согда имели возможность купить.
Генезис Согдианы, всей её, почти 1300 летней , истории - с древнейших времен, VI века до н.э. вплоть до арабских завоеваний в VIII-ом веке н.э., основан на этом принципе - конденсация знаний и технологий. Принцип “Государства-Библиотеки”.
По этой причине, изначально, в Империи Ахеменидов , сатрапии Согдиану и Бактрию облагали особо большими налогами, а руководить сатрапиями назначали особо доверенных правителю вельмож.
По этой причине именно сюда, в центр Средней Азии, Согдиану, рвался Александр Македонский.
Именно по этой причине он защитил этот край довольно сложной системой крепостей и опорных пунктов.
Только покорив Согдиану, великий полководец внезапно и “непонятно”, для современных историков, развернул свою армию на Юг, в сказочную Индию.
Влияние согдийской знати , малоизученное, но известное исторической науке, на процессы в Азии, тоже основано на этом же принципе. Согдийские колонии присутствовали даже в современном Вьетнаме.
Выбор Роксаны, согдийской принцессы, в качестве жены Македонского, для создания Империи Азии, тоже не случаен.
Значение и влияние Согдианы в Древнем Мире на Востоке можно сравнить с современным Гонконгом и Тайванем.
Изучая остатки защитных сооружений македонцев, сохранившихся до наших дней в горах Средней Азии, по материалам археологических экспедиции, наткнулся на непонятные технические сооружения. Можно сделать вывод, что македонцам приходилось использовать весьма нехарактерное оружие для того периода, периода использования мускульной силы в военном деле. Об этом в другой раз.
После прихода арабов Великого Халифата, в VIII веке н.э., Согдиана исчезла, ибо сам принцип оказался не нужен новым хозяевам. Традиционная торговля в Исламе , с получением прибыли от любой сделки, не приветствовалась. Содержать Библиотеку стало нечем.
Великий Халифат строился на иных принципах.
Касаемо таджикского народа.
Собственно "таджики" возникли после арабского завоевания Согдианы.
В современной Вики об этом вскользь описано:
"В мусульманском завоевании Средней Азии в составе армии халифата массово участвовали и персоязычные новообращённые мусульмане из Фарса, Загроса и Хорасана. Персидский язык, родственный распространённым здесь согдийскому, бактрийскому и хорезмийскому, оказался не только языком господствующего слоя персоязычных миссионеров, но и языком исламской проповеди и стал вытеснять местные иранские языки, положив начало персоязычной мусульманской общности современных таджиков".
От умных людей, суфиев, в далёком детстве слышал такую легенду :
Когда армия мусульман Великого Халифата пришла покорять Согдиану, дело было доверено персидской гвардии , ибо арабы народ кочевой, из пустыни, в горах воевать не приучены, а персы горный народ, в горах воевать умели хорошо.
Согдийцы до конца сопротивлялись вторжению, потому как арабы несли с собою Ислам, который ломал практически весь жизненный многовековой уклад народа. В Согдиане привыкли к религиозной свободе, и свободе торговли.
Пришельцы, поняв что не могут покорить согдийцев , поступили как было принято в те времена - вырезали всех мужчин , а женщин взяли в жены.
Но природа Согдианы была очень похожа на их родину, Иран, и язык согдианок был похож на иранский. Поэтому гвардейцы армии мусульман подали в отставку, остались на жительство.
Потому “таджик” - это гвардеец Пророка ушедший в отставку и обретший новую Родину.
Все гардейцы войска Великого Халифата носили короны, потому таджиков иногда называют “воинами в коронах”.
Легенду о генезисе таджикского народа , повторю, слышал 50 лет назад. От очень умных людей.
Значительно позже , изучая военное снаряжение армии Великого Халифата, внезапно обнаружил, что действительно, высокопоставленные военные в Иране в VI-VIII веках н.э., как раз во время арабских завоеваний в Средней Азии, носили шлемы очень похожие на корону.
“Среди наскальных изображений, найденных в Тадж-и-Бостане в Персии сохранилась конная фигура шаха Хосрова II (около 620 г.), выписанная с множеством подробностей. Он изображен в виде клибанария из тяжелой сасанидской кавалерии. Правитель одет в кольчужную рубашку и шлем, голова, шеи и грудь его лошади также защищены кольчужными доспехами. Обратим внимание на шлем правителя, он круглой формы и увенчан сферическим плюмажем, в который вставлялись конские волосы. Сложно сказать точно, может быть, это муляж, находившийся на вершине шлема, или отверстие, необходимое для укрепления короны, как на японских шлемах для правителей.
К ободку шлема прикреплена длинная вуалевидная кольчужная бармица, закрывавшая лицо, так что видны только глаза правителя. Подобную особенность встречаем и в шлемах того же времени из Венделя в Швеции. К защитному снаряжению правителя также относится небольшой круглый выпуклый щит.
Рис. 12. Сасанидский воин, натягивающий лук. Гравированный рисунок с серебряного блюда, VI в. (Эрмитаж)”
Интересно, аналогичные воинские доспехи - шлем с некоей "короной", я видел на рисунках летописей Древней Руси. К теме это вряд ли относится.
Как бы то ни было, но продвижение Великого Халифата на Восток и Север, после завоевания Согдианы, остановилось. Совершенно аналогично походу Македонского. Странное совпадение...
Свидетельство о публикации №224050900662