О Согдиане

Замечания  к статье
(https://dzen.ru/a/ZPnwwyQuXWFplekf)

Забытая цивилизация. Таящая в себе секреты забытых  супертехнологий.

Согдиана располагалась на территории ,  в древности богатой ценными ресурсами : золото, цветные металлы,   драгоценные камни, машруты мировых торговых путей, вода, земля для агрокультуры.

Кроме этого, в Согдиане был ещё один,   очень редкий, ресурс - трудноднодоступные локации.

То есть места, где природа позволяла использовать оседлым народам  естественные преграды для защиты территории от набегов кочевых племён.  Легко было не только  оборонять свои накопления и достижения.  Легко было держать постоянную связь между родственными локациям. Принцип некоей “ природной Библиотеки”.

Собственно, Согдиана ( отчасти это касается и Бактрии) , как цивилизация , так и возникла :

кочевые племена ариев-персов  мигрируя из Ирана в Индию, Китай, Сибирь,  осели в удобных локациях на маршруте торговых путей и перекрёстков в Средней Азии, в предгорьях и горных долинах, на территориях современного Таджикистана, Узбекистана, Киргизии.

Арии осели там, где Великая Степь сталкивается с Великими Горами - Тянь-Шанем и Памиром, где торговые караваны из Китая и Индии    проходили  на Запад, Юг и Север.

Арийские племена создали в этих местах "города-мастерские" по обслуживанию торговых маршрутов. 

Города, развиваясь за счёт пошлин с товаров и  свободной торговли, имели возможность  прибыль  трансформировать в создание новых технологий, воспитание кадров, накопление и СОХРАНЕНИЕ знаний. 

Тем более,  в доарийский период в этих местах УЖЕ существовали горнорудные помыслы. Неизвестного генезиса.

В древней  Согдиане установилась редкая по тем временам религиозная терпимость. Правители городов ценили знания и мастерство, а не лояльность, которую обеспечивала религия. Лояльность населения  правители Согда имели возможность купить.

Генезис Согдианы, всей её,  почти 1300 летней , истории -  с древнейших времен,  VI века до н.э.  вплоть до арабских завоеваний в VIII-ом веке н.э.,  основан на этом принципе - конденсация знаний и технологий.  Принцип “Государства-Библиотеки”. 

По этой причине, изначально, в Империи Ахеменидов , сатрапии Согдиану и Бактрию облагали особо большими налогами, а руководить сатрапиями назначали особо доверенных правителю вельмож. 

По этой причине именно сюда, в центр Средней Азии, Согдиану,  рвался Александр Македонский.
Именно по этой причине он защитил этот край довольно сложной системой  крепостей и опорных пунктов.

Только покорив Согдиану, великий полководец внезапно и “непонятно”, для современных историков, развернул свою армию на Юг, в сказочную Индию.

Влияние согдийской знати , малоизученное, но известное исторической науке,  на процессы в Азии, тоже основано на этом же принципе. Согдийские колонии присутствовали даже в современном Вьетнаме.

Выбор Роксаны, согдийской принцессы,  в качестве жены Македонского, для создания Империи Азии, тоже не случаен.

Значение и влияние Согдианы в Древнем Мире на Востоке можно сравнить с современным Гонконгом и Тайванем. 

Изучая остатки защитных сооружений македонцев, сохранившихся до наших дней в горах Средней Азии, по материалам археологических экспедиции,  наткнулся на непонятные технические сооружения. Можно сделать вывод, что македонцам  приходилось использовать  весьма нехарактерное оружие для того периода, периода использования мускульной силы в военном деле.   Об этом в другой раз.

После прихода арабов Великого Халифата, в VIII   веке н.э., Согдиана исчезла, ибо сам принцип оказался не нужен новым хозяевам. Традиционная торговля в Исламе , с получением прибыли от любой сделки,  не приветствовалась. Содержать Библиотеку стало нечем.

Великий Халифат строился на иных принципах.

Касаемо таджикского народа.

Собственно "таджики"  возникли после арабского завоевания Согдианы.

В современной Вики об этом вскользь описано:

 "В мусульманском завоевании Средней Азии в составе армии халифата массово участвовали и персоязычные новообращённые мусульмане из Фарса, Загроса и Хорасана. Персидский язык, родственный распространённым здесь согдийскому, бактрийскому и хорезмийскому, оказался не только языком господствующего слоя персоязычных миссионеров, но и языком исламской проповеди и стал вытеснять местные иранские языки, положив начало персоязычной мусульманской общности современных таджиков".
 
От умных людей, суфиев, в далёком детстве слышал такую легенду :

Когда армия мусульман Великого Халифата пришла покорять Согдиану,  дело было доверено персидской гвардии , ибо арабы народ кочевой, из пустыни, в горах воевать не приучены, а персы горный народ, в горах воевать умели хорошо. 

Согдийцы до конца сопротивлялись вторжению, потому как арабы несли с собою Ислам, который ломал практически весь жизненный многовековой уклад народа.  В  Согдиане привыкли к религиозной свободе, и свободе торговли.

Пришельцы, поняв что не могут покорить согдийцев , поступили как было принято в те времена - вырезали всех мужчин , а женщин взяли в жены.

Но природа Согдианы была очень похожа на их родину, Иран, и язык согдианок был похож на иранский. Поэтому гвардейцы армии мусульман подали в отставку, остались на жительство.

Потому “таджик” - это гвардеец Пророка ушедший в отставку и обретший новую Родину.

Все гардейцы войска Великого Халифата носили короны,  потому таджиков иногда называют “воинами в коронах”.

Легенду о генезисе таджикского народа , повторю, слышал 50 лет назад. От очень умных людей.

Значительно позже , изучая военное снаряжение армии Великого Халифата, внезапно обнаружил, что действительно, высокопоставленные военные в Иране в VI-VIII веках н.э., как раз во время арабских  завоеваний в Средней Азии, носили шлемы очень похожие на корону.
“Среди наскальных изображений, найденных в Тадж-и-Бостане в Персии сохранилась конная фигура шаха Хосрова II (около 620 г.), выписанная с множеством подробностей. Он изображен в виде клибанария из тяжелой сасанидской кавалерии. Правитель одет в кольчужную рубашку и шлем, голова, шеи и грудь его лошади также защищены кольчужными доспехами. Обратим внимание на шлем правителя, он круглой формы и увенчан сферическим плюмажем, в который вставлялись конские волосы. Сложно сказать точно, может быть, это муляж, находившийся на вершине шлема, или отверстие, необходимое для укрепления короны, как на японских шлемах для правителей.

К ободку шлема прикреплена длинная вуалевидная кольчужная бармица, закрывавшая лицо, так что видны только глаза правителя. Подобную особенность встречаем и в шлемах того же времени из Венделя в Швеции. К защитному снаряжению правителя также относится небольшой круглый выпуклый щит.


Рис. 12. Сасанидский воин, натягивающий лук. Гравированный рисунок с серебряного блюда, VI в. (Эрмитаж)”

Интересно, аналогичные воинские доспехи - шлем с некоей "короной", я видел на рисунках летописей Древней Руси.  К теме это вряд ли относится.

Как бы то ни было, но продвижение Великого Халифата на Восток и Север, после завоевания Согдианы, остановилось. Совершенно аналогично  походу Македонского. Странное совпадение...


Рецензии