Часть 9. Вера

Стихи о христианстве - перейти http://proza.ru/2020/11/29/166
Христианство. Попытка обобщения (часть 8) - перейти http://proza.ru/2019/03/16/783
Христианство. Попытка обобщения (часть 10) - перейти http://proza.ru/2019/05/26/1116

1. ЧТО ТАКОЕ «НЕ ВЕРЮ»
2. ВЕРУЮЩИЕ
3. ВЕРА И НАДЕЖДА
4. О НЕОБХОДИМОСТИ ЦЕЛОСТНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
5. ЧЕЛОВЕК - СУЩЕСТВО ВЕРУЮЩЕЕ
6. ОТ СВОБОДЫ К ВЕРЕ

ЧТО ТАКОЕ «НЕ ВЕРЮ»

Вера есть один из отличительных признаков гомо сапиенс. Ни одно другое живое существо не обладает этим качеством. Чтобы немного разобраться с этим явлением, начнем с того, что попробуем подобрать антоним к слову «верить». Наверное кто-то подумает, что это будет «не верить». Один верит, другой не верит - вроде как два полюса.

Но это все равно, что для слова «зеленый» назвать антонимом «не зеленый»!

Антоним, как известно, это слово противоположное по значению. Где-то задача вполне очевидна, и мы без труда подбираем пару: добро - зло, вверх - вниз, красивый - безобразный. Но в большинстве случаев подобрать антоним дело совсем не простое. Так словарь антонимов предлагает следующие варианты для слова «зеленый»: красный и старый. Последнее понятно - «зелёный» мы заменяем на синоним «юный, молодой», и далее делаем нехитрый мыслительный финт: антоним моего синонима - мой антоним. Но почему красный? А это из области физики, это знают художники, и для обычного человека неочевидно. Оказывается, противоположными цветами являются такие цвета, которые при смешении образуют серый цвет, которые считается нейтральным (это единственный цвет, который не имеет противоположенного цвета).

Под «верить» мы обычно понимаем вот что: «Я думаю, что это вот так». Но приходит мысль - а что если не так? - тогда мы сомневаемся. И действительно словарь предлагает следующие антонимы к слову «верить»: сомневаться, подозревать и ревновать. Подозрение и ревность - также разновидности сомнений. Критерием, по которому мы опознаем здесь антонимы - допущение того, что может быть все не так, как мы себе представляем.

Но по сути, и «верить», и упомянутые его антонимы означают, что у нас нет достоверной информации о том, что есть на самом деле.

Давайте попробуем найти другой критерий для нахождения антонима к слову «верить». Если в качестве такого критерия выбрать наличие или отсутствие знания, то противоположным по значению к слову «верить» будет слово ... «знать». Вера требуется тогда, когда относительно чего-то у меня нет достоверной информации, нет точных знаний.

Поэтому: или верю, или знаю. Если я знаю, что я сейчас пью чай, зачем мне в это верить? А если я верю в черную кошку, то это означает, что я не знаю, действительно ли это животное приносит несчастья.

Обычно слово «верующий» относят к людям, которые верят в Бога. Но по отношению к знанию «верующий» и «не верующий» по сути ничем не отличаются друг от друга. Один верит в существование Бога, а другой не верит. Но они оба не знают наверняка. «Я не верю» - выражение с двойным дном, обманка. Потому что, как для верующего, так и для неверующего человека его взгляды есть вера. Только один верит в наличие, а другой в отсутствие.

Ирония заключается в том, что атеист, в некотором смысле, более верующий человек, чем человек религиозный. Атеисты считают, что не человек создан по образцу и подобию Божьему, а Бог придуман по образу и подобию человеческому. Но можно ли это утверждение считать истинным? Очевидно, что доказать отсутствие чего-либо в масштабах вселенной, а тем более за ее пределами, никак нельзя.

Например, нужно ответить на вопрос - есть ли в лесу грибы? Для этого нужно осмотреть весь лес и тогда можно будет ответить на этот вопрос. Теоретически это конечно возможно, но практически вряд ли кто это будет делать. Как-то с женой, исходив много километров, мы не нашли ни единого гриба. И, уже сибраясь уходить, наткнулись на два поваленных дерева, усыпанных опятами. В результате мы заполнили свои козинки и да еще по целлофановому пакету.

Так же и здесь. Чтобы ответить на вопрос о существовании Бога, нужно осмотреть всю вселенную, да еще и за ее пределами. Задача явно неподъемная.

Кроме того, нужно иметь ввиду, что Бог непознаваем, непостижим. Поэтому, чтобы доказать, что Бога нет, нужно не просто проверить бесконечное количество мест, имея бесконечное пространство. Мы не понимаем, как мы можно понять Его наличие или отсутствие. Задача не решаема в принципе.

Поэтому, когда просят привести доказательство существования Бога, то в ответ можно попросить привести доказательства Его отсутствия. (Индукция бывает полной тогда, когда известны все частные случаи, что явно не про наш случай).

В строго в научном смысле этого слова оба утверждения нельзя проверить. Невозможно поставить опыт, эксперимент, чтобы со всей очевидностью доказать, одно из этих утверждений.

Нет, нет, господа атеисты, я не говорю, что на том основании, что нельзя доказать несуществование Бога, можно утверждать, что Он существует. Конечно же нет. Но раз уж вы выдвигаете гипотезу, то будте добры ее доказать. А раз доказать не можете, то честно признайтесь, что ваши взгляды есть верование.

Позиция агностиков является вполне понятной - они говорят, что не знают, есть Бог или нет. И никто не знает. Более того, они утверждают, что такого знания ни у кого не может быть в принципе. Речь естественно идет об объективном, научно обоснованном знании. Кстати говоря, наличие агностицизма подсвечивает оппозицию верить / знать.

По-хорошему конструкцию «я не верю» вообще нельзя использовать, ибо она искажает смысл сказанного. Вместо того, чтобы сказать: «Я не верю в инопланетян», гораздо правильнее, честнее будет сказать: «Я верю в то, что инопланетян не существует».

В любом «верю / не верю» представляются собой два противоположных взгляда на предмет веры, каждое из которых с точки зрения формальной логики могут быть как истинным, так ложным.

Можно констатировать, что взгляды атеистов есть чистой воды вера. А как иначе? Если вы что-то утверждаете, не имея научных доказательств, коими может считаться только эксперимент, научный опыт, то ваше утверждение - вера.

ВЕРУЮЩИЕ

Когда говорят о верующих, религиозных людях, то зачастую представляются полуграмотные, дело и не дело крестящиеся бабушки или обросшие, неопрятные, никчемные лузеры (как, например, персонаж из фильма «Принцесса на бобах»). Поэтому у человека, который смотрит в сторону веры, может закрасться сомнение. Он может спросить себя, куда это я иду? к этим малообразованным людям? да в своем ли я уме? в наш то век прогресса, развития науки и техники, полетов в космос, компьютеризации и проч.

Другое дело образованные, прогрессивные люди, которые доверяют только научным истинам, неопровержимым доказательствам и ни в какие сказки типа боженьки не верят.

На первый взгляд вторая группа выглядит более привлекательной.

Но давайте немного уточним картину. Приведем список известных ученых, преимущественно физиков и математиков, которые верили в Бога: итак, Коперник, Бэкон, Кеплер, Галилей, Декарт, Ньютон, Бойль, Фарадей, Кельвин, Макс Планк, Лавуазье, Дальтон, Гальвани, Вольта, Ампер, Джоуль, Максвелл, Гейзенберг, Боголюбов, Гюйгенс, Эйлер, Ломоносов, Гаусс, Гёдель.

Если дополнить список ученых-верующих современными учеными, а также менее известными физиками и математиками прошлого, знаменитыми учеными и исследователями в других естественнонаучных областях (археологии, географии, биологии, химии и проч.), а также выдающимися деятелями философии, политики, военного дела, искусства и литературы, то наберется еще несколько тысяч фамилий. Так что общество бабушек и лузеров пополняется вполне престижной компанией интеллектуалов.

Кстати говоря, Ньютон был настолько верующим человеком, что написал несколько теологических работ, которые ныне хранятся в Иерусалиме.

Макс Планк, основоположник квантовой физики, в своей работе «Религия и естествознание» ученый написал: «Религиозному человеку Бог дан непосредственно и первично. Из Него, Его всемогущей воли исходит вся жизнь и все явления как телесного, так и духовного мира. Хотя Он и непознаваем разумом, но тем не менее непосредственно проявляет себя через посредство религиозных символов, вкладывая свое святое послание в души тех, кто, веруя, доверяется Ему. В отличие от этого для естествоиспытателя первичным является только содержание его восприятий и выводимых из них измерений. Отсюда путем индуктивного восхождения он пытается по возможности приблизиться к Богу и Его миропорядку как к высшей, вечно недостижимой цели. Следовательно, и религия, и естествознание нуждаются в вере в Бога, при этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания — в конце».

Вспомним также двух наших соотечественников:

Павел Флоренский - закончил физико-математический факультет Московского университета, затем Московскую духовную академию, преподавал математику, священник Русской православной церкви, богослов, религиозный философ, поэт.

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий - закончил медицинский факультета Киевского университета, врач-хирург, с апреля 1946 года — архиепископ Симферопольский и Крымский. Написал монографию «Очерки гнойной хирургии», которая стала настольной книгой врачей. Ученый также внес вклад и в анестезиологию, своей монографией «Регионарная анестезия», им было впервые описано обезболивание тройничного нерва путём введения этилового спирта непосредственно в стволы его ветвей, а также в гассеров узел.

Но может быть все это в прошлом, и сегодня таких ученых не встретишь?

Вот мнение нашего современника, крупнейшего американского ученого в области цветного телевидения. Элмер Энгстром на вопрос о происхождении Вселенной заявил: «Я вижу хорошо продуманный и разработанный план, по которому было совершено Творение…».

Артем Оганов, доктор физико-математических наук, профессор, в 2011 году Forbes включило его в десятку самых успешных российских ученых, говорит: «Если у вас угрызения совести, наука вам не поможет». По его мнению, помощь психолога в этой ситуации будет лишь частичной, потому что отсутствует самая главная деталь - смысл. Это самая главная проблема. По этой причине люди кончают собой, когда не понимают, ради чего они живут. Хорошо бы этим людям обратиться к Богу. По его мнению наука и религия не противоречат, а дополняют друг друга. Религия отвечает на вопрос «зачем человек живет?», а наука на вопрос «как все устроено?». Более того - они дополняют друг друга.

ВЕРА И НАДЕЖДА

Обычно этот вопрос ставит человек в тупик, в котором оказался и я, как-то задумавшись об этом.

Может быть различие между надеждой и верой заключается в том, что вера может касаться прошлого, настоящего или будущего, а надежда - всегда про будущее?

Надеюсь, он поступил правильно, - говорит отец про своего сына. Или надеюсь, что у них (сейчас) все хорошо. Как мы видим, надежда может касаться не только будущего, но и прошлого или настоящего.

Сила веры и сила надежды

О том, что вера придает силу, ради веры люди готовы терпеть тяготы, лишения и даже пойти на смерть, наверное, очевидно, для всех. Можно вспомнить большое количество христианских мучеников, пострадавших за веру. Но речь идет не только про религиозную веру, можно вспомнить революционеров, которые ради справедливого с их точки зрения будущего шли на смерть. Можно констатировать, что вера есть источник силы.

Надежда, и в этом она похожа на веру, является определенного рода энергией. Хотя эта история иллюстрирует жесткое обращение с животными, но она произошла, и поэтому попробуем извлечь из нее урок о силе надежды и о наших возможностях. Сдаваться или нет в трудной ситуации — это выбор.

В 1950-х годах в Гарварде профессор биологии Курт Рихтер провел серию экспериментов с целью найти биологический механизм, который заставляет нас двигаться к цели.

Эксперимент получился довольно жестокий, хоть в нем и участвуют только грызуны. Сейчас в современной науке каждая мышь на счету и нужны веские основания, чтобы подвергнуть грызуна страданиям. Но в 50-е к этому относились проще. И Курт Рихтер совершил удивительное открытие.

Приведу ход его эксперимента. Ученый помещал крыс в ведра, наполовину заполненные водой. Крысы - хорошие пловцы, но даже это им не помогло. Крысы в среднем сдавались и тонули через 15 минут. Запомните эту цифру! Она нам еще пригодится.

«Что убивает этих крыс? Почему все свирепые, агрессивные, дикие крысы так быстро умирают при погружении в воду?», - написал ученый в журнале эксперимента.

Надежда — вот главная движущая сила! - сделал предположение ученый.

Во втором эксперименте Рихтер изменил условие. Когда он видел, что животное начинает сдаваться от усталости, он вытаскивал крысу ненадолго. А затем снова опускал ее в воду. Как вы думаете, сколько держались крысы во второй попытке?

Еще 15 минут?
Нет!
60 часов!

Потому что у крыс появлялась надежда. И поэтому использовали каждую каплю энергии, чтобы отодвинуть гибель.

Вы представляете - обессиленная, истощенная крыса нашла в себе еще силы продержаться на плаву 60 часов!? То есть в 240 раз больше, чем было изначально! Такой гигантский потенциал заложен в нас, если появляется надежда на спасение.


Определения веры и надежды


Человек верит, что медицинская операция закончится успешно. Сравним: человек надеется на успешный исход операции. В чем же разница?

Как говорят словари, надежда — положительно окрашенная эмоция, возникающая при напряжённом ожидании исполнения желаемого и предвосхищающая возможность его свершения.

Вера — это признание чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования. Вера  — это всегда про истину. Для человека «я верю» субъективно означает то же самое, что и «я знаю». Только «знаю» я могу научно или как-либо убедительно доказать, а «верю» не могу, но тем не менее считаю истинным. На основании разных обстоятельств и аргументов, которые убедительны для меня лично, но для других могут быть пшыком.

Если надежда говорит нам о том, чего бы мы желали, какая истина нам предпочтительна, то верить можно и во что-то нежелательное. Сатанисты верят в Бога (истина им известна), но надеются на победу лукавого (желаемый для них результат).

Таким образом, согласно определению, «я верю» означает тоже самое, что и «я знаю» (бездоказательно в научном понимании этого слова), что истина состоит в том-то, а «я надеюсь» – «я хочу», чтобы истина заключалась в том-то. Надежда — это мое понимание, какой из вариантов развития событий более благоприятен для кого-то или чего-то. Для меня лично, для человечества, для группы лиц, для природы, для мироздания и т.д.

Надеюсь, что мой сын не виноват, - говорит отец обвиняемого, демонстрируя свое предпочтение. Он не знает, но надеется, ему хотелось бы, чтобы это было так. А вот если он скажет: Я верю, что мой сын не виноват - то это аналог «я знаю, хотя доказательств не имею». Эта вера может быть основана, например, на знании характера человека - «он и мухи не обидит».

Уточнение апостола Павла

Проанализировав определения, вроде бы все стало ясно и понятно. Тем не менее есть ощущение, что чего-то не хватает. Недопонимание различия этих двух терминов все равно остается.

Представим человека, который оказался в сложной ситуации и вероятность спастись у него прямо скажем небольшая (в тайге, в пустыни, зимой в лесу и проч.). Если он опустит руки и скажет себе: «Это конец», то шансы спастись, выжить резко уменьшаются. И наоборот, если человек скажет: «Где наша не пропадала, я обязательно дойду, я выживу» или «мне цыганка нагадала дожить до 100 лет», и откуда-то силы берутся, и человек упорно продолжает двигаться вперед. Не факт, что дойдет, но вероятность явно увеличивается.

Чего здесь больше - веры (уверенности в благополучном исходе) или надежды (желания благополучного исхода)?

Или, скажем, сам человек едва ли понимает различие, произнося: «Я верю, что он выздоровеет». Он верит или надеется?

За подсказкой обратимся к апостолу Павлу, который писал: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» («К Евреям» 11:1). Мы видим, что данное толкование веры состоит из двух частей.

Первая часть «осуществление ожидаемого», по сути, означает реализованную надежду. Я ожидаю, я желаю, я хочу осуществления предмета моей веры. Что это, если не надежда? И вот это свершилось.

Вторая часть толкования апостола Павла говорит нам о знании истины - уверенность в невидимом. По сути, это знакомое нам словарное определение веры. Я уверен тоже самое, что я знаю.

В чем же истина для христианина? Христианство говорит нам, что истина заключается в том, что Бог есть любовь. Это главное.

Толковать слова апостола Павла можно в том смысле, что вера заключается в том, что мы хотим царствия небесного (надеемся на его осуществление) и знаем, что царствие небесное наступит.

Это очень важный момент. Если бы мы верили только в смысле знали, то это пассивная позиция. Если оно все равно наступит, то зачем напрягаться, зачем тратить усилия, чтобы это произошло?

Но мы не только знаем, мы желаем его наступления. А это означает, что мы что-то делаем для его наступления. Соблюдаем заповеди, стараемся сделать лучше себя, делаем добрые дела и т.д. Это активная позиция, мы является сотворцами царствия небесного.

Таким образом, вера, надежда, любовь можно писать не через запятую, а вот так:
Вера = Надежда + Любовь.

Надежда еще не вера, а вера больше, чем надежда. Но без надежды, без ожидания осуществления - нет веры.

О НЕОБХОДИМОСТИ ЦЕЛОСТНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Человек - странное существо. Ему зачем-то необходимо знать, как жили динозавры, и что будет, когда погаснет солнце. Ему почему-то интересно, как живут пингвины, и что находится на Луне. Что такое Млечный путь и существуют ли кварки - мельчайшие частицы, из которых состоят протоны и нейтроны? Кроме человека такого рода вопросы ни одному животному в голову почему-то не приходят. Ни одно другое существо не интересуется тем, что находится за пределами ареала его существования.

Человеку, в отличие от других живых существ, нужно знать всё. Почему так? Давайте попробуем нуйти этому объяснение.

Для понимания этого нужно ответить на вопрос - чем отличается человек от других живых существ? Все животные поступают в тех или иных обстоятельствах согласно инстинктам. Опасность - беги или нападай. Если голоден ищи пищу. Время спаривания - ищи партнера. Животному не объяснить, что нельзя есть - потому что пост. Что при угрозе жизни можно принять смерть за убеждения. Что секс желателен только при наличии штампа в паспорте.

И только человек может выйти за рамки инстинктов. Это то, что называют свободой воли и свободой выбора. Бремя свободы ставит нас перед необходимостью выбирать. Поэтому мы выбираем даже тогда, когда вроде бы делаем поступки самые обыкновенные.

Нельзя сказать, что животные не принимают решений. Встречаясь с опасностью, борясь за пищу или самку животное тоже делают выбор: убежать или напасть. Но этот выбор продиктован инстинктом, вложенной с рождения программой, а не свободной волей. Не имея такого понятия, как время, их выбор во многом ситуативен, он не основывается на попытках повлиять на будущее.

Человек же понимает, что в результате его выбора будут какие-то последствия в будущем. Выбор всегда риск. Но как предугадать последствия? На чем основываться? Как мы можем выбирать, если не понимаем, или хотя бы не предполагаем, как все устроено? Для этого нужно обладать тотальностью нашего знания.

Иными словами, чтобы делать выбор у нас должно быть представление о том, как устроен мир, как целое.

ЧЕЛОВЕК - СУЩЕСТВО ВЕРУЮЩЕЕ

Но можно ли знать все?  Наука расширяет наши знания об устройстве мира, но сказать, что когда-нибудь наука нам даст ответы на все вопросы, что для человечества не останется тайн – явная утопия.

Как же быть?

Представим круговую диаграмму, которая обозначает «все знание» о мире. Какая-то часть круга закрашена в зеленый цвет – это то, что человечеству известно. Вторая часть круга закрашена в красный цвет – это, что нам не известно.

И вот мы делаем предположение относительно красного сектора круга. Для теистов –  мир возник и существует благодаря воле могущественных сил. Назовем это: Бог, Абсолют, Творец, Демиург – слово имеет не столь важное значение. Для атеистов – все возникло вследствие действия безличных законов природы.

Взгляды и тех, и других не являются научными, их нельзя проверить экспериментом. Но тем не менее, человек принимает одну из этих точек зрения за истину. Мы это называем «верой». В словаре находим, что вера — это признание чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования.
 
Не имея полных и объективных знаний о действительности, мы домысливаем, достраиваем реальность, называя это верой. Без верований мы не могли бы представить, каков есть мир, как целостность, не имели бы целостную картину мира.

Если повнимательнее приглядеться, то можно заметить, что наша жизнь пронизана всевозможными верованиями вдоль и поперек. Мы даже сами не подозреваем, сколько из того, что мы считаем истинным, относится к области верований.

Кто-то верит в рынок и деньги. Кто-то в разум и логику. Кто-то консерватор, кто-то верит в прогресс. Кто-то в свою неотразимость или наоборот никчемность. Кто-то в Бога, кто-то в Его отсутствие.  Даже чтобы просто каждый день ходить на работу, нужно верить, что завтра взойдет солнце. А иначе, зачем все эти усилия, стремления, эмоции? Не правда ли, что утром вы вряд ли пошли бы на работу, знай, что это последний день вашей жизни? Ну или - завтра конец света.

«Не только у нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что совершается в мире, даже людьми чуждыми Церкви, совершается верою. — На вере утверждается земледелие: ибо кто не верит тому, что соберёт произраставшие плоды, тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда, вверив судьбу свою малому древу, непостоянное стремление волн предпочитают твердейшей стихии, земле, предают самих себя неизвестным надеждам и имеют при себе только веру, которая для них надёжнее всякого якоря». (Кирилл Иерусалимский. Огласительные поучения, 5.).

Неверующих людей на свете не бывает. Каждый во что-то верит. Как это ни парадоксально, но из всего человечества по настоящему неверующим был только Христос, ибо только он один точно знал, что Бог существует, все остальные верят в одно или другое.
 
Можно предположить, что если все же попытаться найти кого-то, кто ни во что не верит, то наверняка это ученые мужи, которые руководствуются только фактами и логикой. Но это не так. Ученые прошлого верили в Бога практически все за редким исключением. Ученые современности реже являются верущими людьми. Но и среди них есть немало сторонников разумного происхождения Вселенной и жизни. И это легко объяснимо - чем больше человек узнает об устройстве мира, тем более он убеждается, что без Высшего Разума его существование было бы невозможно.
 
Но даже если какой-то ученый не верит в Бога, то он верит в то, что, получив контроль над природой, человек решит все свои проблемы, а жизнь его станет счастливее. Он свято верит в это, хотя точно знает, что обратных примеров не мало. Разве не наука поставила под угрозу само существование жизни на нашей планете? Но вопреки этой очевидной вещи, ученые продолжают верить в научно-технический прогресс. Эта вера дает им энтузиазм для исследований и ради этого они самоотверженно трудятся. Отними у ученого эту веру и у него опустятся руки.

Резюмируя, можно сказать, что верования не есть «недознания», они нам необходимы, без них мы перестанем быть людьми, потому что:

- вера позволяет нам иметь целостную картину мира, без которая будучи наделенными свободной воле, мы бы не смогли принимать решения;
- вера дает нам представления о добре и зле, о том, что допустимо делать, а что нет, что правильно и что неправильно;
- вера дает на ответы о смысле жизни - без этого мы не могли бы строить планы и ставить перед собой цели, так как не знали бы к чему стремиться, куда идти;
- идеалы, которые  имеются у человека, являются верованиями, ради идеалов люди способны терпеть лишения и даже идти на смерть;
- в своих верованиях человек черпает энергию, силы, энтузиазм для того, чтобы идти туда, куда он стремиться.

Вера - это почва под ногами. Отними у человека его верования и что у него останется? Инстинкты. Или нирвана. А пока мы в пути от первого ко второму, наши верования руководят нами, мотивируют нас, дают энергию и направление движения. Поэтому выбирая верования, мы, по сути, выбираем себя и свою жизнь.

Кто-то из мудрых сказал, что сущность всякой веры заключается в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается мыслью о смерти.

ОТ СВОБОДЫ К ВЕРЕ

Мы начали с того очевидного факт, что человек обладает свободой воли и свободой выбора, которые нас обязывают принимать решения. Но принимать решения можно только, основываясь на целостной картине мира.

Но у нас нет и не может быть такого научного знания, которое нам эту самую целостную картину мира предложит. И тут на помощь приходит вера, как альтернативный источник наших представлений об истине.

Свобода и вера прочно сцеплены друг с другом. Без веры человек не может реализовать свою свободу.


Рецензии