СССР - не Россия
Если продолжать разговор о данной проблематике в рамках строго научно-исторической перспективы, следует обратить внимание на то, что в принципе никакое добросовестное историческое исследование периода революции и Гражданской войны невозможно без обращения к наследию эмиграции. Хотя бы потому что самый большой архив документов и частных мемуаров по этому периоду находится не в России, а в Америке, в Стэнфордском Университете. Это Гуверовский архив войны, революции и мира. Большинство из хранимых там материалов так и не получили публикацию. Наиболее основательное и в полном смысле слова научное исследование периода революции возможно лишь при работе с этими материалами, аналогов которым нет в России. Из публикующихся, более-менее известных историков к зарубежному архиву обращались, помимо Волкова, Бортневский, Фельштинский, Будницкий, Зубов, Александров, Черняев, Кронер, П. Базанов, Л. Власов, Кузьмин. Это признанные в научной среде, заслуженные и уважаемые историки, более прочих имеющие оснований для рассуждения о революционном и послереволюционном времени. С небольшими оговорками, все они разделяют взгляды о недопустимости уподобления СССР и традиционной России. Бортневский демонстративно вышел из компартии и эмигрировал. Его историческое видение полностью соответствовало взглядам Волкова. Фельштинский однозначно негативно оценивал советский период, называя установившийся после 1917 г. режим преступным. Зубов издал монументальный двухтомник истории России, привлеча к этому большое число специалистов, где также главной нитью проходит тема, что революция и построение советской системы были историческим и культурным крахом для России. Александров, всегда точный в деталях и взвешенный в суждениях, даёт всему советскому периоду резко негативные оценки. Черняев более умерен, но и его оценка, в целом, схожа. Наконец, Кронер, будучи иностранцем, хоть и не может в полном объёме понять всей культурной, религиозной, исторической специфики, тем не менее и он комплиментарно отзывается о российских контрреволюционерах и негативно о захвативших власть большевиках. И у него просматривается отделение дореволюционного периода от советского. За исключением Кузьмина, прочие специалисты, имеющие право для авторитетного суждения, также не демонстрируют особых восторгов относительно советского периода.
На тотальный слом общества и государства в 1917 г. указывают все общеизвестные и общедоступные факты. В связи с революцией, два миллиона человек вынуждены были покинуть страну. Это самый массовой исход населения за всю историю. Еврейский исход и миграции варваров в первые века нашей эры количественно проигрывают этому переселению. К тому же побуждающими мотивами для отъезда из России служили, исключительно политические и даже нравственные. Люди принципиально отказывались жить под властью большевиков.
На протяжении длительного времени все последующие процессы, протекавшие в СССР, вызывали у подавляющего большинства эмигрантов стойкое отторжение. Не желая иметь ничего общего с советским режимом, они даже создали собственную церковь РПЦЗ. И все её духовные лидеры, начиная от Антония Храповицкого и кончая последним самостоятельным первоиерархом Григорием Граббе повторяли тезис, что СССР не есть их историческая Россия, которую они хорошо знали по собственному опыту. Неприятие советского образа жизни обрело массовое выражение и внутри государства, несмотря на жестокие репрессии. В ответ, на признание под давлением советской идеологии Патриархом Сергием, по всей стране стихийно стало развиваться движение христиан-катакомбников, отвергавших позицию официальной подсоветской Церкви. Бесспорен факт, что Россия была сформирована Православием. Вера накладывала отпечаток на всю культуру, в том числе светскую её часть, религиозные представления находили отражение в общественном устройстве и государственной идеологии. Так что и с точки зрения традиционного Православия (изложенной иерархами РПЦЗ и подвижниками Катакомбной Церкви) недопустимо уравнивание СССР и исторической России.
С чисто философской стороны ту же позицию формулировали выдающиеся умы Русского Зарубежья И. Ильин и В. Ильин, Н. Болдырев и Д. Болдырев, Б. Башилов, С. Булгаков. Cоветскую идеологию категорически не принимали старые социалисты: Бурцев, Мельгунов, Даватц, Струве и многие другие. Бердяев относительно советских экспериментов разразился реакционной «Философией неравенства».
Советский режим встретил неприятие у выдающихся деятелей культуры. Добрая половина всех признанных классиков русской литературы пришла в ужас от произошедшего в 1917 и происходившего после: Бунин, Куприн, Н. Гумилёв, Арцыбашев, Гиппиус, Мережковский, Тэффи, Аверченко, Цветаева, Амфитеатров, Ф. Крюков, Набоков. Даже приветствовавшие революцию Блок, Шмелёв, Л. Андреев, Платонов, Шаламов скоро изменили своё отношение на негативное.
С какой стороны ни посмотреть (научно-исторической, культурной, религиозной), советский период является искажением исторического, цивилизационного пути, котором шла Россия. Да, СССР занимал ту же территорию, что и историческая Россия, но это не означает, что СССР стал Россией. Эти две системы — антиподы во всём.
Свидетельство о публикации №224050900935