Марго и Варикс

Станислав Станислав

Поездка в Сент.-Джон, Нью Брунсвик

Инженеры ездят в командировки, я хорошо усвоил этот факт при совке. За бугром тоже, как выяснилось. Вот заметки о моих первых командировках в Канаде.

Мне везло, и я оказался ведущим инженером на крупной межнациональной фирме Нордикс, должность, о которой можно только мечтать. Мы начали новый крупный проект, но прежние грехи, к которым я не имел никакого отношения, тянули на дно.  Фирма много лет выпускала и продавала установку для лечения рака радиацией под названием Марго-100 (все названия я, как обычно, искажаю, чтоб обид не было). Эту примитивную, но надежную штуку продавали в основном в страны третьего мира, и вдруг взяли да и продали в Лимож, Франция.  Казалось бы, все хорошо, но наш агент продал с условием, что старую рухлядь можно будет подключить к их современной информационной системе Варикс, установленной  в больнице, и содрал дополнительно $30,000.  Что он продал, точнее пообещал, он не понимал.  Нанял там же во Франции фирму запрограммировать эту, как ему казалось, простую штучку. Фирма деньги взяла, но ничего не сделала -- и не могла в принципе, необходимо глубокое знание того, как работает управляющая система Марго-100. Но он подписал обязательство обеспечить связь от имени нашей фирмы, и так неблагодарная задача рухнула на меня. Нет худа без добра, мне очень понравился Лимож, где я проторчал в общей сложности месяца полтора, отлаживая "пустячок". Я был ведущим этого жуткого проекта, превысил бюджет вдвое, план-график не помню во сколько раз, но довел до конца.  Самая тяжелая работа в жизни.

Так возвращаясь к первой командировке. Т.е. не совсем первой, до этого я уже прокатился в Лимож для общего ознакомления, прекрасно провел неделю.

Франция зимой прекрасна. Около нуля, а то и плюс 10, в ботаническом саду у собора все зеленое, кое-что и цветет. Прогуливаются ветераны, надо думать алжирской войны, судя по смуглым лицам и фескам. Гостиница в старом здании, не такой комфорт, как принято в США и Канаде, но вполне достаточно. Отопления почти нет, какая-то электрическая спиралька не нагревает номер, прохладно. Вспоминаю классические описания Франции: жаровни и каштаны. На первом этаже ресторан, бутылка вина обычно заказывается в комплекте с бутылкой минеральной. Французского я не знаю, но при наличии доброй воли собеседников как-то договориться можно.

Вернувшись в Оттаву, что-то я напрограммировал, но попробовать у нас в лаборатории невозможно, нет системы, с которой надо связываться, и ближайшая такая имеется в Канаде, в городе Сен-Джон, провинция Нью Брунсвик, в онкологическом отделении городской больницы. Отделение имело редкую конфигурацию оборудования, нашу примитивную Марго и современную информационную систему, с которой требовалось связаться.


Захватив лэптоп со всеми программными инструментами, кучу кабелей и разъемов я вылетел из Оттавы в столицу Нью Брунсвика, г. Фредериктон.  Подлетали во второй половине дня, в марте.  Внизу лес, лес, лес.

От Фредериктона до Сент-Джона около 100 км. Советские командировочные ездят на поездах и автобусах, но тут иначе -- впервые в жизни беру машину напрокат.  Получив ключ, выхожу на парковку, вот он, красный Олдсмобиль, намного внушительней привычной Хонды.

Выехал из аэропорта, главное -- попасть на шоссе 7 (навигатора у меня не было). На карте все кажется просто, на местности не так. Как выяснилось, то что на карте помечено как дорога 102, на самом деле дорога Уассис. Ах, так всех картографов и разэтак! Развернувшись, как учили в автошколе, я наконец покатил по нужному шоссе.  По сторонам то, что так хорошо было видно из самолета: лес.  Дорога, как и большинство в Канаде, прекрасная. Необычно другое, машин нет, я на дороге один, в Онтарио такого не видел. Не придавить ли педаль, посмотреть, на что способен Олдсмобиль? Никого нет, дорога прямая, как в телевизионной рекламе новых автомобилей. Я этого не сделал.

В машине воняло чем-то, как мне казалось очень неприятным. Уже в гостинице, поставив машину в подземный гараж, я подумал, что это запах находящихся там же мусорных баков. Сказалось мое слабое знание машин, это был многими ценимый запах новой машины, на одометре Олдсмобилая было всего пару сотен километров.

Темнеет. На обочине странный силуэт, что-то вроде небольшого экскаватора. Оказалось -- лось. Столкновение может быть смертельно для всех участников. Но я еду по всем правилам, в пределах разрешенной скорости.

Сент-Джон. Я кручусь по центру, уже темно, пытаюсь найти свой Хилтон (Нордикс фирма солидная, на командировочных не экономила). Наконец, отчаявшись, я останавливаюсь посреди улицы и спрашиваю одинокого прохожего, где Хилтон? Он смотрит на меня, не может понять, издеваюсь ли я или вконец одурел, наконец показывает -- прямо впереди здание с громадной неоновой рекламой ХИЛТОН!!!


Гостиница расположена роскошно, на берегу залива, действительно лучшая в городе, возможно и во всем Нью Брунсвике. Объехав ее пару раз, я наконец нашел въезд в подземный гараж, от всей души поблагодарил пламенный Олдсмобиль за отличную езду, выгрузил из багажника свои вещи, кабели и прочий технический хлам и поднялся наверх.


Ужин прекрасный, счет калорий забыт на время. Но к напиткам не притронулся, апельсиновый сок и никаких. В отличие от совковых командировок, дело предстояло серьезное. Я надеялся здесь испытать свое детище, внести по ходу дела поправки (трансляторы-компиляторы-отладчики... с собой), а потом победителем прокатиться еще разок в Лимож, осчастливить заказчика месье Баррюссо и покончить с проектом. Оптимизм...


Утром двинул в гор. больницу, онкологическое отделение, где в принципе было договорено о проведении испытаний.  Больница за городом, на холме, дорога вьется.  Выезжаешь из гостинцы, сначала по берегу залива, затем направо, вверх к вершине холма. Н. Брунсвик выглядит бедней, чем Онтарио, газоны неухожены, дороги похуже.  Несколько витков серпантина, открывается вид на больницу -- вид ужасный, жуткое мрачное здание, только трубы крематория не хватает. Да и не нужна особо, и так взглянул, все надежды пропадают.


Bнутри иначе: да, больница, но чисто, светло, на входе хороший кафетерий. Толком закусить, глядишь, и на душе легче. Еще бы выпить...  Но это надо в Лимож. Там еще лучший кафетерий, и вино продают. Франция, что ни говори.

Так, онкология, это налево. Ох, хреновое место. У меня в таких случаях метода такая: это меня не касается.  Космическое агентство, бордель или Освенцим, не мое  дело. Мое дело --  идиотский драйвер или что разрабатывается, и только. Иначе я человек сентиментальный, расстроюсь, раскисну, на работу сил не останется.

Значит, пациентов игнорируем.

Установкой заведуют не врачи, а физики-онкологи. Днем Марго используется для лечения, использовать для испытаний можно по вечерам.

--- -


Хорошо бы что-нибудь приплести, как в настоящем рассказе, с развитием характеров, завязкой и развязкой. Или романтическую струю добавить, например, симпатичная медсестра, идиотская поездка к  заливу Фанди, любоваться самым высоким в мире приливом и самым глубоким отливом, но для беллетристики нужны способности, которых нет, ах как жаль. Никаких поездок с симпатичными лаборантками не было, жаль, ах как жаль!

Вернемся к фактам. На следующий день, до начала приема, Пьер (их физик, которого отрядили для совместных работ) и я взялись за дело. Результаты были через полчаса, катастрофические результаты. Марго-100, хоть и примитивная машина, полностью управляется компьютерами. Во время эксплуатации они недоступны, как процессоры в современном автомобиле, но я подключил свой специально настроенный лэптоп к Марго, и получил полный доступ. Не буду долго объяснять и оправдываться, но по небрежности разрушил некоторые файлы и полностью вывел установку из строя. Передо мной сразу встал выбор: сообщить об аварии или втихую исправить файлы (имея все программные инструменты, я мог это сделать). Такое исправление совершенно против всех правил, файлы записываются при изготовлении и особым образом контролируются. Одно дело наломать дров по небрежности, другое -- сознательно нарушить все правила. А штуковина эта серьезная, не электронная игра, дело жизни и смерти.


Были случаи...  Почему такая серьезная фирма, как Нордикс, выпускала морально устаревшее оборудование? Ведь прочая продукция сверхсовременная, с руками отрывают в США, в Европе.

Дело в том, что раньше выпускали аналогичную установку по последнему слову техники, а в ее программном обеспечении была очень нехорошая ошибка. Иногда машина неверно отмеривала дозу радиации, и вкатывала намного больше требуемой. Из больниц поступали невнятные жалобы, но Нордикс гордо отмахивался, ничего вы не понимаете, у нас все компьютеризировано, никаких ошибок.  Ну, и уморили насмерть в конце концов с десяток человек или более того. Попали во многие учебники по программированию в качестве примера, как не надо делать.  Пошли суды, скандалы...  Программисту ничего, ведь кто не ошибается? А вот руководство и те, кто отвечал за контроль качества, получили по шапке, все установки списали и производство прикрыли.  Убытки десятки миллионов, так и остался гордый Нордикс со старой и проверенной Марго.

В общем, я решил действовать по инструкции. О пациентах я не думал, но подложить такую свинью Нордиксу, от которого я ничего, кроме хорошего не видел, не мог. Немедленно позвонил нашему директору, все объяснил. Он воспринял спокойно. Правильный, по инструкции выход из положения такой: на фирме готовят и тестируют новую микросхему постоянной памяти (SDD, Solid Disk Drive) и высылают взамен. Технически абсурд, но организационно совершенно правильно. Курьерской почтой доставят на следующий день.

Но сегодняшний прием пациентов был невозможен. Я не стал скрывать истинного положения дел от Пьера и его шефа мистера Кулкарни. Кулкарни хороший человек, и именно с ним велись все переговоры об испытаниях.  У него была одна странность -- страшно переживал, что не доктор наук.  При том, что был начальником отдела, а многие доктора наук в ассистентах всю жизнь болтаются, или вообще без работы. Но хотелось ему быть не мистером, а доктором Кулкарни. Как бы там ни было, он вошел в положение, и официальная версия была такова, что я обновил программы на установке и необходимы дополнительные испытания (в этом была некоторая доля истины, не буду вдаваться в подробности). Забегая вперед, скажу, что по возвращении мне никто не сказал ни слова про мою оплошность. Я в дальнейшем старался никогда не подводить фирму, насколько мне позволяла моя лень и безответственность. Впереди было, как теперь понятно, много хорошего и настоящая работа, не возня с безнадежной Марго-100.

Конечно, было и плохое, в конце концов мы расстались холодно.
Когда дело сделано, легче уйти.


Рецензии