Зачем нужны медузы

– Опять сегодня в море не войти! Грязно, и медуз полным-полно! – ворчала Рита, усаживаясь в шезлонге. – Что ж за напасть такая? И откуда они только берутся?
– Вчера шторм был. Вот поэтому сегодня – медузы, – философски заметила мама.
– Обидно же не купаться, когда море такое спокойное! – продолжала горевать девочка. – Зачем только нужны медузы эти? Никакой пользы от них.
Мама посмотрела на дочку, недовольно поджавшую губы, и, улыбнувшись, сказала:
– Как это никакой пользы? Они и сейчас важным делом занимаются: море после шторма от грязи чистят. Вот съедят весь мусор и уплывут отсюда.
– Всё равно ненавижу медуз, – хмурила брови девочка, – они такие слизкие и противные!
– Это потому, что их мягкое желеобразное тело почти полностью состоит из воды. Представляешь, что если медузу отжать через ткань, то можно получить питьевую воду? Прямо в открытом море!
– Ничего себе! – удивилась Рита. – Значит они морякам пользу принести могут? Закончится на корабле вода, а берег далеко. Надо сачком медуз наловить, отжать их через наволочку, например, и питьевая вода готова!
Девочка даже в ладоши захлопали от восторга. И уже с интересом, стала наблюдать, как малыши сачками вылавливали у берега медуз.
– А что ещё ты про них знаешь? – спросила Рита.
– Ну если у тебя появился интерес к медузам, тогда слушай, – сказала мама и начала свой рассказ:
– Эта история началась глубоко-глубоко – на дне Чёрного моря. Планула – личинка медузы, размером с рисовое зёрнышко, после долгого плавания опустилась на большую морскую раковину. Это было идеальное место! Тихо, спокойно и незаметно для рыб, проплывающих мимо. Теперь можно хорошенько закрепиться и начать расти. Через некоторое время из планулы вырос маленький полип – стебелёк с щупальцами и ртом посередине. Этими стрекательными щупальцами он ловил мельчайших рачков, мальков рыб и другой планктон, а потом отправлял к себе в рот. Так полип питался, рос и развивался. От этого полипа периодически отпочковывались ещё другие полипы. Через несколько лет большая морская раковина оказалась вся закрыта колонией из них. Но появившееся откуда-то холодное течение остановило их рост. Полип перестал питаться. На самом верху у него набухла почка и он стал похожим на гвоздь. Шляпка его постепенно разрослась и опустилась вниз. В ней-то и формировались медузы. Маленькие, тоненькие и плоские в назначенный час они отделились друг от друга и отправились в свободное плаванье. Эти новорожденные медузы, размером около трёх миллиметров, назывались эфирами.
– Эфира, – нараспев повторила девочка, – какое красивое имя!
– Да, – согласилась мама и продолжила, – эфиры состоят из восьми раздвоенных лучей, плавают за счёт сокращения круговых мышц тела и питаются зоо и фитопланктоном. Постепенно края их зонтика выравниваются, появляются органы чувств и ротовая полость. Через два месяца эфира подрастает до восьми миллиметров и становится молодой медузой. Ещё через полтора месяца молодые медузы, достигшие двух сантиметров, направляются туда, где есть еда. Они начинают свою работу по очистке моря. Человек загрязняет прибрежные зоны канализационными стоками и удобрениями. Вдоль берега разрастаются водоросли, потребляющие кислород. Это мешает размножаться рыбам, а вот медузам очень комфортно. Они приплывают к таким берегам и их становится здесь всё больше и больше. Много мусора волны прибивают к берегу после шторма. И сразу же, как только море успокаивается, приплывают медузы. Ведь здесь много пищи для них.
– А чем ещё полезны медузы? – поинтересовалась Рита.
– А ещё, – мама загадочно улыбнулась, – некоторые большие медузы спасают мальков рыб, перевозя их под своим куполом на различные расстояния. Хищные рыбы боятся стрекательных щупалец медуз и не могут съесть этих малышей. Вот так и плавает по морю большая медуза-няня с рыбьим детским садом.
– Надо же, как интересно! А почему они так называются – медузы? – спросила девочка.
– Своё название в честь мифической медузы Горгоны эти животные получили не так давно, – ответила мама, – в девятнадцатом веке. А вот появились они очень давно – раньше, чем динозавры, более шестисот миллионов лет назад. Представляешь, сколько за это время появилось и исчезло разных видов животных? А медузы остаются такими же, время не меняет их.
Мама и девочка немного помолчали, пытаясь представить, как изменилась Земля за время существования медуз.
– А ведь медузы не все одинаковые? – спросила Рита, спустя какое-то время.
– Медуз в мире очень много, более девяти тысяч видов. Они плавают во всех тёплых морях и океанах. А вот в нашем Чёрном море встречается только три вида: корнерот, аурелия и гребневик.
– А чем они отличаются? – продолжала расспрашивать девочка.
– Корнерот – это самая большая и опасная медуза. Её купол окрашен в синеватый или фиолетовый цвет, из-под купола свивает пучок толстых щупалец, похожих на корни. Они и дали название этой медузе. Прикосновение к щупальцам у человека вызывает жжение, как от крапивы. И если вдруг такое происходит, то надо обязательно промыть место ожога солёной морской водой. Пресная вода в таких случаях опасна – яд может распространиться по телу. Обычно через несколько часов всё проходит. А вот для обитателей моря эти стрекательные щупальца могут быть гораздо опаснее. Поэтому корнерота в Чёрном море никто не ест. Вот он сам и бывает медузой-нянькой для мелких рыб.
– Хорошо, что такая медуза мне не встречалась, – вздохнула с облегчением Рита, – а то бы я очень испугалась.
– Да уж, – согласилась мама, – от неё лучше держаться подальше. Видимо поэтому она ярко окрашена. Чтоб её было хорошо видно.
– Расскажи про других медуз, – попросила девочка.
– Гребневик из рода мнемиопсис появился в Чёрном море совсем недавно. Но его появление чуть не привело к большой катастрофе. Это небольшое хищное животное, способное светится в темноте (по-научному называется флуоресценцией), изначально обитало в тёплых водах Атлантики у берегов Америки. Путешествуя на дне кораблей по просторам Мирового океана в восьмидесятых годах прошлого века, гребневик проник в Чёрное море. Здесь его ждал приятный сюрприз: было много любимой пищи (а питается он зоопланктоном, моллюсками, икринками рыб и другими водными микроорганизмами), комфортные условия обитания и не было ни одного хищника, способного убить нежданного гостя. Этим и воспользовался гребневик. Он стал главным конкурентом местных видов рыб, поглощая их пищу. Численность рыб резко снизилось. А вот численность мигранта сильно увеличилась и достигла угрожающих величин. По ночам море светилось, как будто его покрасили фосфором.
– Но сейчас в Чёрном море есть рыба, – перебила дочка мамин рассказ, – Как же она выжила?
 – Не дал полностью уничтожить экосистему Чёрного моря ближайший родственник – гребневик берое. Эта полупрозрачная голубоватая или розоватая небольшая медуза овальной формы, была завезена в Чёрное море также в балластных водах кораблей через несколько лет, после гребневика мнемиопсиса. Это было спасением! Ведь берое питаются только одной пищей – они пожирают мнемиопсисов. Постепенно численность первого мигранта снизилась и количество рыбы в море увеличилось.
– Надо же! – воскликнула девочка. – Один гребневик губит море, а другой – его спасает, съедая первого! А как называются медузы, которые плавают сейчас у берега?
– Это неопасная и самая многочисленная разновидность медуз Чёрного моря – Аурелия - ушастая медуза.
– Ушастая медуза! Как смешно! – засмеялась Рита. – Значит она слышит?
– Ну, можно сказать, что она слышит голос моря, – ответила мама.
– Как это? – недоверчиво спросила девочка. – У моря есть голос?
– Когда ветер начинает усиливаться, – начала объяснять мама, – он захлёстывает гребни волн. В результате происходит акустический удар, который и слышат медузы своим «инфраухом». Этот акустический удар и есть «голос моря», который появляется примерно за двадцать часов до шторма. Человеческое ухо его не слышат. А вот медузы чувствуют шторм намного раньше, чем он приблизится и успевают уйти на глубину, где его спокойно пережидают, чтобы не быть выброшенными на берег и не разбиться о скалы.
– Значит, медузы ещё и шторм предсказывают! – подытожила Рита.
– Да, если в море не видно ни одной медузы, значит скоро будет шторм, – согласилась мама.
– Пусть тогда плавают. Только несколько штук. И подальше от берега, – разрешила девочка.
Мама в ответ улыбнулась и перевернулась в шезлонге. Дочка некоторое время тихо лежала рядом и загорала. Но вскоре ей стало очень жарко и захотелось охладиться.
– Пойду море проверю, – сказала Рита, поднимаясь с шезлонга.
Через несколько минут она довольная прибежала обратно и стала тормошить мать:
– Мама, мама! Пошли скорее купаться! Клининговая компания «Медузы» отлично справилась со своей работой!
– Вот видишь! – улыбнулась мама. – А ты говорила, что они не нужны.


Рецензии