НовГвинея-Россия

  (ст."Откуда в языке папуасов Новой Гвинеи русские слова",Кириллица,2024)
"Некоторые слова в языке папуасов бонгу очень напоминают русские.Например,«тапо-рр» значит топор,«ножа»— нож,а «глеба»— хлеб.В чем же связь между двумя столь непохожими языками? Это не что иное,как заимствования,которыми туземцы обознача-ли предметы,подаренные им путешественником Н.Н.Миклухо-Маклаем.В жизни этого народа русский этнограф сыграл настолько важную роль,что память о нем сохранила-сь до наших дней.И сегодня туземцы Новой Гвинеи именуют секиру «скирау»,кукуру-зу– «гугрус».Все это искаженные за полтора века русские слова,которыми обогат-ился язык бонгу благодаря Миклухо-Маклаю.Впервые русский этнограф причалил к се-веро-восточному побережью Новой Гвинеи в 1871 г.В общей сложности за три экспе-диции он пробыл в «гостях» у папуасов 3,5 года.Место,где он высадился,названо в его честь берегом Маклая.Облик и знания пришельца были настолько непонятны абор-игенам,что он стал героем многих местных мифов.Пока он занимался исследованием папуасов,они,в свою очередь,изучали его.«Сверхъестественные» способности путеш-ественника были истолкованными жителями Новой Гвинеи как сильнейшая магия.А сам Миклухо-Маклай стал для них настоящим божеством,спустившимся в мир людей.Прибы-тие этнографа на корабле повергло папуасов в настоящий шок.Смятение усилилось, когда Миклухо-Маклай пригласил аборигенов посетить свой корвет.В это время был дан залп из пушек в честь благополучного завершения плавания.Побросав подарки, туземцы пустились наутек и стали копать могилы,готовясь к неминуемой смерти.Ког-да опасность конца света миновала,они решили,что в образе мореплавателя их пос-етил то ли демон Бука,то ли божество Ротей,которого они почитали как прародите-ля.Белых людей аборигены видели впервые,поэтому поначалу они из боязни прятали от них женщин и детей.Когда Миклухо-Маклая стали звать «белым папуасом»,он вся-чески поощрял это прозвище,так как хотел сблизиться с туземцами.Когда они поня-ли,что путешественник не желает им зла,то окончательно уверились в том,что он бог-создатель— Ротей.Аборигены считали,что Миклухо-Маклай перерождался сотни раз ,поэтому в одной из прошлых жизней жил в далекой земле России.С цветом кожи свя-зан еще один курьез.Иногда туземцы называли его «лунным человеком».Так они ино-сказательно обозначали то,что он был белокожим.Однако сам Маклай поначалу не су-мел верно истолковать смысл этого выражения,переведя его как «человек с Луны».
Истории о визите этнографа папуасы передавали из поколения в поколение,постеп-енно украшая их красочными подробностями.Когда не осталось в живых очевидцев,вс-тречавшихся с Миклухо-Маклаем,он окончательно превратился в мифологический пер-сонаж."
  (ст."Табориты,непростое развитие идеи",Историк Античности,2024) "К концу 1420 года в первоначальной организации таборитов произошли показательные изменения. Избрание в Таборе своего епископа - Микулаша из Пельгржимова свидетельствовало об окончательном разрыве с католической иерархией.Но создание таборского епис-копства являлось не только одним из звеньев в организационном укреплении табо-ритов, оно было также выражением разрыва с первоначальными традициями Табора, не признававшими никаких церковных властей и требовавшими полной свободы проповеди. Между тем создание епископской власти сразу же привело к запрещениям и стесне-ниям проповеди для крайних народных сект.Трения обозначились ещё яснее,когда осенью 1420 года таборитское командование стало взимать с присоединившихся к таборскому союзу сёл и городов чинш (оброк деньгами).Впрочем,осенний чинш 1420 года был намного меньше суммы обычных платежей, которые крестьяне платили прежде феодалам. Но эта мера, вызванная военной и хозяйственной необходимостью,всё же явилась для многих крестьян ударом,отбросившим их из мира светлых фантазий и радужных надежд к суровой земной действительности.Становилось очевидным, что ещё далеко до тех манящих идеалов тысячелетнего царства божьего, которые смутно вырисовывались под влиянием радикальных проповедников в воображении крестьян. Большинство таборитов примирилось с действительностью, покорилось необходимости, и далекие идеалы стали постепенно утрачивать для них своё обаяние.Разумеется, первоначальные идеалы движения не могли сразу потерять своё значение для всех его участников.Далеко не каждому удалось стать владельцем мастерской или налад-ить своё крестьянское хозяйство. Крестьяне и городская беднота в своей массе оказались не только наиболее активными бойцами в вооружённой борьбе,но и носит-елями наиболее радикальной идеологии.Беднота объединялась в радикальные секты. Они носили различные названия,но чаще всего сторонников крайних взглядов назыв-али пикартами,иногда адамитами (название происходит от библейского Адама).По одной из версий название "пикарты" произошло от наименования одной из французс-ких областей- Пикардии.По словам современников,в 1418 из Пикардии явился некто Ришар или Рихард Пикард,называющий себя сыном Бога и Адама.Он прошёл через Герм-анию в Богемию и своими проповедями приобрёл много последователей.Главными вож-дями пикартов в Чехии были священники Пётр Каниш,Ян Быдлинский,Мартин Гуска и другие.Пикарты последовательно отстаивали хилиастическое учение раннего Табора- установление царства Божия на земле.Они выступали против всякой эксплуатации и насилия.Воображению пикартов рисовалось общество,где не будет никакой собствен-ности и все люди будут жить,как братья.Пикарты называли папу главою еретиков, отрицали всякую церковную организацию,называли церкви притонами грабителей,а монастыри— вертепами разврата.Их идеологи отвергали даже причащение,которое при-знавали остальные табориты.Самой яркой чертой движения пикартов или адамитов было допущение для своих адептов ходить нагими "подобно Адаму".Наиболее крайние и последовательные пикарты пытались осуществить свои идеалы уже в то время. Они отрицали не только собственность,но и семью; они учили,что всякое индивидуальное начинание и действие греховно и,напротив,всё,что люди делают сообща,лишено греха .О себе они утверждали,что живут в «райской невинности».Враги обвиняли их в том, будто они вообще ходят без одежды и каждый из них является мужем или женой для всех остальных.Их идеологи проповедовали,что не существует ни бога,ни дьявола: первый живёт в сердцах добрых и праведных людей,а второй— в сердцах злых.Себя они считали равными Христу,в котором видели лишь простого человека.Воззрения пикартов отпугивали многих крестьян,опутанных религиозными предрассудками,и каз-ались им кощунством и безбожием.Поэтому,хотя социальная сторона учения пикартов и привлекала симпатии городской и сельской бедноты,они всё же оставались сравни-тельно немногочисленными и в решительный момент не получили поддержки народа.К весне 1421 г.в развитии гуситского движения наступил критический момент.Размах радикальных течений рассматривался примыкавшими к движению феодалами и бюргерс-твом как прямая угроза их интересам.В связи с этим хилиастическая проповедь пик-артов стала не на шутку беспокоить имущие элементы в среде таборитов.Первыми вы-ступили идеологи умеренных таборитов.В конце февраля 1421 г.таборский епископ Микулаш из Пельгржимова и магистр Ичина обратились к магистрам пражского универ-ситета с письмом,в котором указывали,что пикарты не хотят чтить «святой алтарь», выливают на землю «кровь христову»,ломают и продают чаши.Николай и Ичина просили помощи против пикартских проповедников у авторитетных магистров— идеологов праж-ского бюргерства Якубка из Стршибро и Пржибрама.Кроме того,они призывали к сог-ласованным действиям против наиболее активных идеологов и руководителей пикар-тства.Прежде всего подверглись преследованию проповедники пикартов, а самим пикартам предложили отречься от их взглядов. После своего отказа они вынуждены были удалиться из Табора и перешли в Пршибенице, но и отсюда были вытеснены. Тогда пикарты укрепились в крепости неподалёку от Пршибенице. Они были вооружены и продолжали свою проповедь, к которой прислушивались многие бедняки-табориты.О серьёзных разногласиях среди оставшихся таборитов свидетельствует тот факт, что в конце марта, накануне выступления Жижки из Праги в новый поход, таборитский проповедник Антох прямо призывал воинов Жижки к разрыву с пражанами.Антох говор-ил о «двурогом звере»,один рог которого представляют коншелы(консулы)старого пражского города,а другой — университетские магистры.Взамен совместного похода он предлагал удалиться в Табор.Несмотря на противодействие Жижки,немалая часть его воинов ушла за Антохом в Табор.Вскоре после этого по настоянию правого крыла таборитов Яном Жижкой была учинена расправа с представителями крайних радикаль-но-утопических сект.Укрепление пикартов было осаждено,а затем взято приступом.
Пикарты отчаянно оборонялись.Большинство их погибло в бою,но более 40 человек попало живыми в руки победителей. Учитывая,что среди таборитов было немало тайно сочувствовавших пикартам и их программе,инициаторы расправы хотели во что бы то ни стало принудить пленных отказаться от их убеждений.Такое отречение должно было показать,что пикарты сами признали свои заблуждения,и этим окончательно уронить их программу в глазах возможных последователей.Напрасны были и уговоры, и угрозы, и пытки.Пленные пикарты и среди них Пётр Каниш отвергли все предложе-ния раскаяться и мужественно взошли на костёр на глазах у всех жителей Табора.
Ещё несколько ранее этого времени преследования пикартов начались в Праге.Праж-ские консулы запрещали городским жителям поддерживать связь с пикартами.Но праж-ская беднота не считалась с этими запретами.Вскоре начались и казни.Летом 1421 г.был сожжён пражский ремесленник— портной Вацлав,сторонник пикартства.Мартин Гуска тоже не избежал расправы.Некоторое время он скрывался в разных местах,но всё же попал в конце концов в руки врагов.Осуждённый в Праге,где городские влас-ти не осмелились привести в исполнение приговор,этот проповедник был сожжён со своим другом в Руднице в августе 1421 г.после мучительных пыток,как упорствующий еретик,не признающий святости причастия.Гуска до самой смерти оставался верен своим взглядам,он отказался даже от предсмертной исповеди и молитвы— явление необычное не только для XV в.,но и для значительно более близких к нашему време-ни периодов.После расправы с основным ядром пикартов уцелевшие остатки их скры-вались в южной Чехии,в Валовских лесах по берегам реки Нежарки.Община этих пика-ртов была немногочисленна.Под предводительством двух крестьян - Петра и Николая, которые называли себя Моисеем и Христом,а своих сторонников «ангелами господ-ними»,ниспосланными для наказания погрязшего в грехах мира,южночешские пикарты (их иногда называют николаитами)нападали на владения соседних феодалов.Живя за счёт военной добычи,они пытались последовательно осуществлять свои идеалы.Осенью 1421 г.пришёл и их черёд.Посланный Жижкой довольно значительный отряд отборных воинов в октябре 1421 г.вступил в Валовские леса.Окружённые в своём лагере пика-рты упорно сопротивлялись.В бою был убит гетман Боржек из Клатова,посланный Жиж-кой.После взятия лагеря немногочисленные пленные,среди которых были и женщины, подверглись сожжению."По материалам: Рубцов Б.Т."Гуситские войны."

  (ст."Что есть Душа, Дух и вечная жизнь? Магическая Книга медиумов и духов",
Конфигуратор Сознания,2024) "По материалам "Lt Livre des Espirits" A.Kardek, 1856г.книга написанная по утверждению автора при непосредственном участии ДухаПо мнению одних,душа есть начало материальной,органической жизни,она не имеет соб-ственного существования и прекращается вместе с жизнью тела.Это- чистый материа-лизм.В этом случае душа есть следствие жизни,но не причина.Другое мнение таково, что душа есть начало разума,всеобщий деятель,часть которого воспринимается каж-дым существом.По их мнению,у вселенной есть только одна душа,наделяющая своими частицами все разумные существа во время их земной жизни.После же смерти каждая эта частица возвращается к общему источнику.Это концепция также не допускает со-хранения индивидуального сознания.Следовательно всеобщая Душа есть Бог,а каждое существо только частичка Его сознания.Еще одна концепция Души предполагает, что она есть существо моральное, отличающееся от материи и существующее независимо от нее,сохраняющее свою индивидуальность-"Я" и после смерти тела.Это понятие Души- наиболее распространенное в мире.По этому воззрению Душа есть причина,но не следствие.Исходя из самого распространенного мнения в мире- следует принять характеристику Души,как жизненное начало- нематериальным,самостоятельным сущес-твом,пребывающим в человеке и остающимся после смерти его тела,как индивидуаль-ное "Я".Как бы то ни было,но неоспорим тот факт,что органические существа закл-ючают в себе скрытую силу,жизнеспособность действующую пока существует явление жизни,что материальная жизнь присуща всем существам независимо от наличия разума и мысли в них.Душа- неотъемлемая, неотделимая,вечно живущая,исходящая от Бога. Бог- вечен,неизменяем,невещественен,един,всемогущ,верховно- правосуден и благ. Он сотворил вселенную заключающее в себе все существа,одушевленные и неодушев-ленные,материальные и нематериальные.Материальные существа составляют мир видим-ый,а не материальные- мир духовный и не видимый,мир вечный существующий прежде всего видимого.Духи облекаются во временную телесную оболочку,разрушение которой посредством смерти,возвращает их в духовный мир.Материальный мир есть мир физич-еского проявления.Он может не существовать вовсе,не изменив сущности и качеств духовного мира.Бог избрал человеческий род для воплощения духов,достигших необ-ходимой степени развития,что дает человеку моральное и умственное превосходство перед всеми,другими существами.Душа есть воплощенный Дух,коего тело есть време-нная оболочка.Человек состоит из 3 х различных начал- Тело (материальное,смерт-ное существо),Душа (существо бессмертное,Дух воплотившийся в тело.и полуматериа-льная субстанция, нечто среднее между материей и духом, нить, соединяющая душу и тело.Поэтому человек есть существо двоякой природы,телом- относится к животным, душой к Духам.Духовное тело,т.н."перисприт",соединяющее материальное тело с Дух-ом.Смерть есть разрушение грубого тела,видимой материальной оболочки вторую обо-лочку,человек сохраняет и сразу после смерти,это т.н.эфирное тело,невидимое на материальном уровне,но при определенных обстоятельствах может становиться види-мым.Когда дух желает проявить себя.Дух,не есть существо отвлеченное,неопредел-енное,которое может быть понято только мыслью.Дух- действительное,определенное существо,коего присутствие может быть осязаемым.Духи различны по классам,иерар-хии, могуществу и не равны между собой.Духи Первого разряда- Высшие, совершенные во всем,приближенные к Богу.Чистые Духи.Остальные классы все более и более удал-яются от совершенства.Духи низших классов проявляют большую часть человеческих страстей.Духи могут развиваться и улучшать свое положение в иерархии.Эти улучше-ния возможны во время их воплощения в материальном мире.Телесная жизнь есть исп-ытание,которое должно повторяться многократно,до тех пор,пока Дух не достигнет полного совершенства.Это можно,в некотором роде назвать "Чистилищем".Из которого Дух с каждым разом выходит более совершенным.Оставляя тело,душа возвращается в мир Духов.Так как дух должен пройти множество воплощений,то соответственно все мы имеем многочисленные телесные существования,и что с каждым воплощением сущес-твование становится более возвышенным на этой земле или в других мирах.Воплоще-ние духов происходит не иначе,как в человеческом роде.Душа существовала индив-идуально прежде своего воплощения, индивидуальность эта сохраняется и после ее разлучения с телом.Записано по по велению и диктовку высших духов.С целью откр-ыть правду на некоторые вопросы бытия."
  (ст."Сон.За пределом тела",Конфимгуратор Сознания,2024) "Р.Моуди.За пределом тела..Реальность,которая больше,чем жизнь.Я долго лежал неподвижно и ждал.Как то незаметно,все накрыла тьма.Временами я будто с трудом выплывал из забытья,и куда то опять проваливался.Через какое то время в моей голове завертелись странные и непонятные образы.Все было очень смутно и неопределенно,я не понимал,что за вид-ения проносятся мимо.Странное сумеречное состояние не отпускало меня.Возникало ощущение какой то потери,чего то я не мог найти.И вдруг я понял чего не хватает. У меня кажется,не было тела.Исчезло,пропало.Или его и не было вовсе.Это поначалу испугало.Но привыкаешь ко всему.Может я умер? Мелькнула мысль и теперь ужас нак-атил волной.Но если я умер,то где туннель и свет,который говорят,встречают умер-шие.Ничего этого я не было.Жив я или мертв,билась в сознании глупая мысль? Не происходило никаких событий и время кажется остановилось,Я очень почувствовал это.Время не просто медленно тянулось,оно не двигалось совсем.Потом что то забр-езжило в сознании,и постепенно,Свет стал действительно появляться.Со всех сто-рон.Появилась картинка,как в кино.Объемное кино.С удивлением и некоторым страх-ом,я понял,что нахожусь,где то посередине между небом и..Небом.Как то,стали поя-вляться Звезды,Солнце,Луна,и все другие планеты.Страх уходил и его сменял наст-оящий восторг.Все это я стал видеть одновременно.Я смотрел на Землю и видел каж-дого человека там.Всех вместе и каждого по отдельности.Вселенная приняла меня и я влился в ее энергии всем своим естеством и Сознанием.Я видел и понимал все. Для меня больше не было секретов в мироздании.Я знал о чем думал каждое существо на каждой планете, их мечты и тайные планы.Ничто не мешало понимать все языки на которых они говорили.Я видел теперь,что и на каждой планете вселенной была своя жизнь.Я знал каждого по имени и он знал меня.Грандиозность происходящего могла бы напугать,но не пугала.Я уже был счастлив.Я вдруг ясно понял,что это мой волш-ебный сон,чувствовал,что я еще маленький ребенок.что сейчас я проснусь и увижу маму,и что впереди у меня не только длинная жизнь,но и тот мир,который я видел сейчас перед собой.Когда это,поистине магическое действие закончилось,я понял, что оно просто перенесло меня во временив,в мои детские мечты..Было все это реа-льно или это был гипнотический сон,я не знаю..**Р.Моуди и его книга * Жизнь пос-ле жизни*,дают нам возможность узнать о том– что есть жизнь после смерти.Сам автор не претендует на научное исследование смерти."
  (ст."Что говорит биология об Адаме и Еве",Есть мнение,2022) "Речь, само собой, об Y-Адаме и митохондриальной Еве,ибо естественные науки вымышленными персонаж-ами не занимаются.Ну,кроме «кота Шрёдингера».Но это— отдельный вопрос.Впрочем, вымышленными персонажами в значит.мере можно считать и генетических первопред-ков.«Y-Адамом» именуется неустановленное на данный момент лицо,являющееся общим предком всех живущих людей по отцовской линии.«Митохондриальная Ева»— то же сам-ое,но по женской.И,несмотря на упоминание хромосом и митохондрий,заключение,что таковые Адам и Ева некогда жили,не имеет отношения к генетике.Это,всего-лишь, логическое следствие особенностей воспроизводства рода человеческого.У каждого человека наличествует по одному отцу и одной матери.Но дедов и бабок— уже четв-еро.С каждым поколением количество предков растёт в геометрической прогрессии. Количество же людей,живших в тот момент на Земле,убывает.А значит,чем дальше вглубь веков,тем выше вероятность,что у двух случайно выбранных людей найдутся общие предки.Или,— что то же самое,— в крутой прогрессии будет расти число родс-твенников каждого лица.Очевидно,что должно быть некое количество поколений,при котором у любого человека обнаружится 7 миллиардов только живых родственников.В этот момент на планете жил общий предок всех людей.И первое,что нужно знать о научных Адаме и Еве,— их поиск ведётся расчётными путём.Даже если бренные остан-ки Y-Адама будут найдены,— и ДНК удастся выделить,утверждать,что найден тот сам-ый Адам,будет нельзя.Только,что останки принадлежат человеку,жившему примерно в одно время с Адамом,— по одной из методик расчёта.Методик же много,и,смотря по тому,какая из них верна,Адам мог жить от 69-800 тысяч лет назад.То же касается и Евы.Она жила между 100 и 230 тысячами лет назад.И хотя жила там же,где и Адам— в Вост.Африке,— встречаться они могли едва ли.Это статистически невероятно,даже если допустить,что периоды их жизни случайно пересеклись.Второе достаточно очев-идно,но,всё-таки,требует упоминания.Научные Адам и Ева не были ни первыми людьми ,ни единственными людьми на планете.Ни даже единственными людьми оставившими ны-не здравствующих потомков.Прямых потомков— по мужской и женской линиям,соответ-ственно,— да.Вообще же,любой современный человек в числе своих предков обнаружит большинство людей живших одновременно с Адамом и— отдельно— с Евой.Разве что,эти предки не будут общими с остальным населением Земли.Только,с большей его частью. Третье менее очевидно,а потому интересно.Даже по прямой линии Адам(которыйкста-ти,при максимальных датировках мог принадлежать к виду эректусов)не является ед-инственным общим предком всех людей по мужской линии.Только самым поздним из та-ковых.Ведь,и сам Адам имел отца,также являющегося общим для всех людей «прямым» предком.А тот— тоже был не пальцем делан.И от эректусов эта славная линия тяне-тся к австралопитекам,дальше к совсем уж махровым приматом,к пермским синапсидам и далее в море.Пресекается славный ряд предков человечества лишь где-то на мелк-оводьях протерозойской эпохи,потому что,наследование по мужской линии не опреде-лено до появления полового размножения."
  (ст."Беовульф.Богатырь англо-саксов",Сокол-корабль,2024) "В последнее время в моем инфо-поле(так ведь сейчас называют ленту новостей?)часто стали мелькать упоминания неких англо-саксов.Развернув карту я запутался окончательно— между Англией и Саксонией лежит довольно большое расстояние,чтобы можно было так своб-одно их соединить в одном слове.Англо-саксы, гунны и будущая Англия.Как вскоре оказалось, называть современных англичан или немцев "англо-саксами",тоже самое, что называть нас "ильменскими словенами".В общем,отчасти может какая-то истори-ческая правда в этом есть,но при этом всё-равно не совсем корректно.И первый во-прос,который я задаю,когда сталкиваюсь с каким-то новым народом— "А эпос у них есть?".Да,вполне себе есть,но обо всём по-порядку.Кто же такие англо-саксы? Если тезино,то это древнегерманские племена,жившие там,где сейчас проходит граница между Германией и Данией— на полуострове Ютландия и в междуречье Эльбы и Рейна. В какой-то мере название англо-саксы условно и сильно обобщает собой сразу неск-олько племен— англов,саксов,ютов и фризов.Примерно в середине V века многие древнегерманские племена были потеснены внезапным наступлением гуннов.Событие это было настолько масштабным,что въелось в память почти всех германцев.Поэтому песни и сюжеты о сражениях с гуннами под предводительством короля Ацли(Аттилы) включены во все основные источники германского эпоса: в Старшую и Младшую Эдду, в Песнь о Нибелунгах и большинство исландских саг.Спасаясь от гуннов,англо-саксы нашли себе место подальше от мясорубки переселения народов и начали постепенно завоевывать туманный Альбион у населявших его тогда племен кельтов.И создали там свои королевства из которых,в горниле противостояния с викингами,однажды собер-ется Англия.Беовульф, герой англо-саксонского эпоса.Перед тем, как устроить акт культурной апроприации и присвоить себе легендарного кельтского короля Артура, англо-саксы таки привезли с собой своих эпических героев.И имя одного из них чудом дошло до нас— Беовульф.Почему чудом? Христианство распространялось по Анг-лии с двух сторон. С юга шла католическая миссия папы Григория,с типичной для этой ветви христианства сопутствующим ущербом — уничтожением древних рукописей и склонением под меч носителей старых религиозных воззрений.А с севера в англию проникали и несли слово Христа ирландские миссионеры.Ирландские христиане умуд-рялись очень органично сохранять древние языческие тексты и умело вплетали их в свою картину мира.И там,где миссионеры папы Григория просто бы уничтожили древ-ние рукописи,ирландцы с любовью их переписывали.Именно поэтому, уходящая своими корнями глубоко в язычество и мифологию поэма о Беовульфе всё-таки дошла до нас (пусть и скорее всего не в своем первозданном виде).Знакомое нам по русскому фо-льклору естественное народное двоеверие(христианство,смешанное с некоторыми миф-ологическими представлениями)воплощается в стихах поэмы.Сам Беовульф, видимо, является собирательным образом северогерманского героя (вроде некоторых наших богатырей).И когда в поэме происходят какие-то известные исторические события, главный герой тактично отходит на второй план— певец,создавший поэму,намеренно не смешивает историю и миф.Тогда как подвиги самого Беовульфа— сражение с чуди-щем Гренделем,его матерью и,в конце поэмы,с драконом, имеют под собой глубокую мифологическую основу и являют собой классический пример героического эпоса."

  (ст."У греков есть миф, что весна наступает, когда Аид выпускает Персефону. Есть ли такой миф у славян?",Сокол-корабль,20240 "Пришла весна,скоро она войдет в полную силу и на деревьях снова зазеленеют листья,а надоевшие теплые штаны и куртки отправятся в шкаф до следующей зимы.Этот привычный цикл смены времен года часто находит своё выражение в мифах и сказках.Кощей— русский Аид?Например,миф о Аиде и Персефоне— земля начинает давать свои плоды,лишь когда Персефона приезж-ает из мрачного царства мужа погостить к своей матушке Деметре.Но на самом деле свои Аид и Персефона есть и у славян,и речь сейчас не о предположениях реставр-аторов славянской мифологии,а о нашем фольклоре– сказках.Часто славянским Аидом называют Кощея,но лишь на основании того,что он похищает красных девушек.Да и на переговоры с пленницами он, как правило, не идет и не отпускает тех из своего царства,чтобы несчастные принесли Весну людям.Можно,конечно,подключить фантазию и поиск глубинного смысла и трактовать спасение девушки от Кощея и дальнейшую свадьбу наступлением весны,но это слишком большое допущение.Так можно все сказки заканчивающиеся свадьбой считать историями о наступлении Весны.В общем,Кощей без сомнения царь иного мира,а золото является символом смерти у славян(слова смерт-ной клятвы «И будем желты,как это золото»).Но сюжета,схожего с мифом про похищ-ение Персефоны с ним не связано.Повелитель камней и руд.Однако персонажи близко соответствующие,Аид и Деметра всё-таки существуют.И это герои словацкой сказки «Повелитель камней и руд».Героиня сказки прекрасная девушка,которую вырастила матушка-вдова.Девушке надоела бедная жизнь и она отказывается есть хлеб,потому что в городе «крендели и коврижки» едят.С этого момента по ночам ей стал сниться жених,каждый раз приезжающий на новой карете- медной,серебряной и золотой.(Напо-минает русские сказки о подземном царстве— медном,серебряном и золотом).А днём к ней приходили завидные женихи— сын больших крестьян и богатый купец,но всем им она отказала.Не нравятся женихи их своего мира? Получите потустороннего жениха.
На третий день на каретах из её снов к девушке приезжает принц из далекой страны ,на свадьбу с которым она тут же и согласилась.Но эта свадьба неправильная,нару-шающая все обычаи нашего,человеческого мира— невеста с подружками на девичнике не попрощалась,не поклонилась соседям,матери перед разлукой в ноги не пала.Моло-дые едут в царство мужа.И оказалось,что жених является Повелителем камней и руд — владыкой подземного мира.И вместо хлеба девушке подают слитки серебра и золота ,на что она просит:— Не нужен мне ни медный,ни серебряный,ни золотой хлеб,вели подать ломоть простого хлеба.Но слишком поздно.Такого хлеба в этом мире нет.И солнце здесь не светит— лишь песочные часы с белым и черным песком дают знать, ночь сейчас или день.Но раз в год— ровно на три дня Владыка камней и руд выпус-кает девушку на поверхность.И настолько она рада бесценному свету и хлебу,что
всё вокруг неё расцветает и наступает весна."
  (ст."Золотая Баба.Легендарный идол,затерянный где-то на севеве России",Сокол-корабль,2024) "Золотая Баба- легендарный идол,на поиски которого отправлялись жадные до денег и хабара новгородские ушкуйники.Однако существовал ли он на сам-ом деле и как он мог выглядеть до сих пор нет точного ответа,только обрывки лет-описей,да описания очевидцев,которые вполне могли что-то приукрасить.Где находи-лась реликвия и как она выглядела?Доподлинно неизвестно,где конкретно мог наход-ится этот золотой истукан- в новгородской Софийской летописи сказано,что Золотой Бабе молятся пермичи(коми-пермяки).А австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн в своих "Записках о Московии" пишет,что этот идол находится в низовьях Оби,рядом с лукоморьем(местом,где река впадает в изгиб моря).Различаются и описания идола - европейские путешественники часто изображали его в виде античной богини с реб-енком или рогом изобилия.Итальянец Гваньини писал,что идол вовсе не золотой,а сделан из камня и язычники тайги мажут ему кровью губы(у народов русского севера действительно было принято так "кормить" своих богов).А английский поэт и дипл-омат Флетчер в конце XVI в.и вовсе считал,что легенда о Золотой Бабе "выросла" из сказок о Бабе-Яге,а сам идол и не идол вовсе,а просто скала странной формы.
Баба-Йома.В финно-угорской мифологии,сброшенные с небес на землю богини стано-вились злобными волшебницами и людоедками,чем действительно могли напоминать на-шу русскую Бабу-Ягу.Такой,например,является Йома в мифах коми.Кстати,современ-ные реконструкции славянской мифологии рассказывают о том,что Баба-Яга является женой Велеса– лесного бога и покровителя искусств.Йома же является женой Ворсы, могущественного лесного духа.Но чаще всего Золотую Бабу описывают с младенцем на руках– вероятно,с внуком и ещё одним ребенком постарше рядом.Все эти разрознен-ные описания сходятся в одном- местные жители приносят в жертву этому идолу тол-ько лучшие меха и шкурки,а торговые гости обязаны приносить в дар Золотой Бабе золото и серебро,иначе разгневанная таким неуважением богиня напустит страшную метель и собьет наглецов с дороги,пока те всё-таки не сделают ей подарок.Как и куда исчез идол?Слухи и легенды прекращаются лишь с приходом в эти края русских казаков во главе с первопроходцем Ермаком.Хотя и в то время,ходили свидетельства казаков-лазутчиков о том,что в одном из обско-угорских городков местные язычники во время своих религиозных праздников пьют из большой серебряной чаши,на дне ко-торой находится золотая фигурка,изображающая некую богиню.Когда казаки окончате-льно закрепились на Оби и в этой земле стало распространяется христианство язы-ческая богиня объявила,что навсегда покидает эту землю и зовет свой народ уйти вместе с ней.На этом следы загадочной Золотой Бабы растворяются где-то за Ураль-скими горами.Скорее всего в образе Золотой Бабы воплотился реальный мифологиче-ский образ богини обских угров Золотой Калтащ.Она была женой верховного небесно-го бога Номи-Торума и матерью золотого всадника Шорни-Торума.И,возможно,легенды о золотых богах и породили слухи о идолах из чистого золота…"

  (ст."Главное различие русских и сербских былин.Сербские больше соответсвуют истории?",Сокол-корабль,2024) "В русском эпосе есть круг былин, посвященных Камскому побоищу (и его особая редакция «От чего перевелись богатыри на Святой Руси»)в которой,не смотря на историческое поражение русских войск на реке Каме, богатыри одерживают победу над басурманскими ордами.В основе этой эпической пе-сни скорее всего лежит поражение русских в битве на реке Калке в 1223 г.В том страшном сражении объединенное войско из русских дружин и их вынужденных союзни-ков– половцев(как это часто бывает в истории,два непримиримых соперника могут объединиться перед лицом ещё большей общей угрозы),проиграло наступающему на на-ши земли войску Монгольской Империи.В разных вариантах былины упоминается воево-да богатырской дружины Самсон Колыванович(иногда его даже называют дядей самого Ильи Муромца),что позволило некоторым исследователям провести параллель с другим неудачным для русских сражением.А именно с походом новгородцев на реку Югру в 1357 г.Четвертая Новгородская летопись описывает это поражение достаточно ёмко: «Самсона Колыванова убиша на Югре,с други».И так,в двух возможных прототипах бы-лины происходит поражение русского войска.Однако народная былина чаще всего зак-анчивается полной победой русских богатырей над силами пришедшей на Русь орды.
Косовский цикл.Наши южнославянские братья в этом плане оказались чуть более реалистичными. У них тоже есть большой цикл эпических песен,связанных с битвой на Косовом поле 1389 г.Это была страшная битва,в которой погибли предводители обеих армий: царь сербов Лазарь Хребелянович и османский султан Мурад.Сербский народ не стал приукрашивать и смягчать чудовищные последствия этого события.Нар-одная память пронесла его в виде юнацких песен,в которых нет счастливого конца или победы сербского войска.Главные песни цикла полны трагизма и горечи из-за поражения,в сборниках их озаглавливают так:«Гибель сербского царства»– в этой песне описывает гибель князей,воевод и юнаков одного за другим.
«Сербские дружины в битве пали –
Семьдесят семь тысяч храброй рати,
И погиб князь Лазарь вместе с ними.
Был их подвиг хваленья достоин.
Все случилось по воле господней.»   А в печальной песне «Девушка с Косова поля» – героиня блуждает среди павших воинов и ищет своего жениха и дружек, которые должны были присутствовать на их свадьбе. Но находит лишь их тела, что уже клюют черные вороны. Девушка в этой песне олицетворяет собой саму Сербию, которая в лице своих старых воинов и молодых юношей лишилась счастливого будущего.Заканчи-вается песня горьким плачем-причитанием:
«Бедная, мне нет на свете счастья.
Если ухвачусь за ветку ели,
Тотчас и зеленая засохнет»     Русский эпос и богатыри не знают поражений, а былины о том, как орда приходит за данью заканчиваются тем, что сами ордынцы начинают платить дань князю Владимиру.Сербские юнацкие песни совсем не такие - в них воспевается горечь поражения, наверное, с той целью, чтобы потомки помнили её и никогда больше не хотели вкусить вновь.Почему такая большая разница, если оба эпоса повествуют про исторические поражения наших народов? Возможно, потому что былины были записаны когда про зверства и ужасы монгольского завоевания уже давно стали далеким прошлым и сюжеты изменились под стать времени – в конце концов победили русские.Тогда как сербские песни и фольклор были собраны ещё в то время, когда борьба сербского народа с Османским игом всё ещё шла полным ходом, и будущее Сербии было туманно."
  (ст."Забава Путятишна.Полная история легендарной племянницы князя Владимира",
Сокол-корабль,2024) "Княжеский терем ходит ходуном– верные слуги,сбиваясь с ног, накрывают стол и заставляют его сахарными яствами и хмельными напитками.К прис-тани подошли корабли с десятками дружинников на борту.Кто же это? Очередной же-них? Племянница князя с интересом смотрела на пристань со своего резного балкона и размышляла,кого на этот раз принесло ей море– очередное идолище,или достойного богатыря?Былинный образ красавицы Забавы связан с женской мудростью, смекалкой и решительностью.Она всегда готова оказать яростное сопротивление,когда её сватает кто-то, кто ей не люб. А уж за того, кого она полюбит, она готова и сама себя просватать…В летописях ничего не сказано о том, чтобы у Владимира Святославовича был брат (хотя-бы названный) по имени Путята. Из тех времен упоминается только тысяцкий Путята,помогавший дяде Владимира– Добрыне,крестить Новгородскую землю… Сведения о других древнерусских Путятах скудны и среди них нет даже мелких удел-ьных князей.Тем не менее древние русские былины сохранили для нас имя этой деву-шки,которое само по себе означает «утеха»,«услада»,«веселье».Неизвестно,есть ли у Забавы Путятишны реальный исторический прототип и связана ли она с тысяцкий Путятой.Однако народная память сохранила это прекрасный и при этом– героический образ.Эпическая биография Забавы Путятишны.Всего известно 4 былинных сюжета, в которых Забава Путятишна играет главную или второстепенную роль,это «Добрыня и Змей»,«Ставр Годинович»,«Идолище сватает племянницу князя Владимира» и «Соловей Будимирович».И во всех этих сюжетах так или иначе кто-то пытается сосватать рус-скую красавицу за себя,либо она сама предлагает красавцу-богатырю свою руку и сердце.Добрыня и Змей.В этой былине Забава Путятишна играет роль типичной «дев-ушки в беде».В нарушение всех договоренностей,положенных с Добрыней,коварный Змей Горыныч похищает эту девушку и уносит в свои горы,в тёмные пещеры.Конечно же,Добрыня побеждает Змея и освобождает Забаву.И в благодарность за спасение, девушка княжеского рода предлагает простому рязанскому богатырю свою любовь:
«За твою великую за выслугу
Я бы назвала тебя другом да любимым,
В нас же вы Добрынюшка, не влюбитесь!
Отвечает тут Добрыня Никитич млад,
«Молода Забава дочь Путятишна!
Вы есть роду княжеского,
Я есть роду христианского,
Нас нельзя назвать другом да любимым.»         Так и закончилась первая неудач-ная попытка Забавы начать любовные отношения.Ставр Годинович.В этой былине Заб-ава Путятишна единственная,кто разгадала в иноземном после– Василии Микуловиче, жену Ставра Годиновича.«Иноземный посол» требует с Владимира дань за 12 лет и в придачу выдать за него замуж любимую племянницу.Выходить замуж за женщину Забава ,конечно же,не хочет и протестует:
«Государь мой родной батюшка!
Что у тебя на разуме,
Выдаешь девицу за женщину!
У неё ведь речь – всё по-женскому,
Персты тонкие – всё по-женскому,
Где колечки были – там следочки видно»         Но, видимо, не платить дань для Владимира важнее и он всё-таки устраивает свадебный пир для Василия и Забавы. Закончилось всё хорошо и Василиса Микулишна вернула себе мужа.Но на этом стран-ные свадебные похождение Забавы не закончились.Идолище сватает племянницу князя ВладимираМалоизвестная былина, в которой ярко проявляется героический и хитрый характер племянницы Владимира. От злого заморского короля прибывает ужасающий своим видом сват – Идолище.Чудище угрожает уничтожить город, если не заполучит невесту для своего короля, на что Забава сама отвечает «нечего из-за бабьего гузна весь град губить» и поднимается на корабль монстра.На корабле она убеждает Идолище отпраздновать удачное сватовство, и пока чудище выпивает вино кувшин за кувшином,сама Забава только делает вид что пьет.И когда монстр напившись падает, племянница князя выхватывает у него из-за пояса саблю и самолично обезглавливает врага!Свита Идолища решает не связываться с такой боевой красавицей и Забава спокойно возвращается на Русь.Соловей Будимирович.Один отказал,второй оказался женщиной,а третий и вовсе чудовище.Неужели Забава так и не найдет свою настоящую любовь?Завершает эпическую биографию племянницы князя былина «Соловей Будимиро-вич»,о которой на канале уже есть статья..Соловей понравился Забаве настолько, что она вновь проявила свой решительный характер и не дождавшись предложения с его стороны сама предлагает ему сыграть свадьбу.И красавец-богатырь соглашается. Вместе с ним на его дивно украшенном купеческом корабле Забава отправляется в его Леденец-землю (или Веденец,в разных вариантах былины по-разному).Эпическая биография Забавы заканчивается вполне счастливо."
  (ст."Соловей Будимирович.Жених Забавы Путятичны",Сокол-корабль,2023) "Он при-был из далеких земель,привезя с собою много подарков и храбрую дружину.Но пришел он на Русь не для того чтобы торговать или воевать,его дело– любовное.Сосватать за себя племянницу русского князя Владимира.Корабль богато украшен шкурами жив-отных,паруса сделаны из дорогой ткани,пусть все видят с берега– жених едет! А зовут жениха Соловей Будимирович.В русском эпосе много былин о богатырском сва-товстве. Большая часть из них – несчастные. На нашем канале уже были рассмотрены многие случаи неудачного сватовства – кровавая свадьба Дуная Ивановича, поездка Ивана Годиновича и другие… Но есть и счастливые – женитьба Добрыни и Настасьи Микулишны,свадьба Хотена и Чаяны.Былина «Соловей Будимирович» по-своему уника-льна. В ней совершенно нет конфликта, в ней отражены сказочные и мифологические представления о свадьбе,она полна описаниями бытовых подробностей жизни русских. Сразу следует отметить,что Соловей Будимирович не имеет никакой связи с Соловь-ем-разбойником. Соловей-разбойник демоническое существо,сидящее на пограничной заставе,тогда как Соловей Будимирович– богатый жених,без злых умыслов,хотя и не лишенный положительных потусторонних черт(он представитель другого рода-племе-ни).Само его имя Соловей Будимирович наполнено брачной символикой– в русских народных песнях жених часто уподобляется голосистому соловью,который своим пени-ем будит невесту.Именно поэтому он Будимирович– пробуждает мир своей невесты.
Соловей Будимирович, свадебный поезд и испытание жениха.Начинается былина с описания богато украшенного корабля, дорогих подарков, которые Соловей везет для князя Владимира, княгине Апраксии и их племяннице Забаве.Описывается и дружина Соловья– все они нарядно одеты,на ногах щегольская обувь,суконные платья,мехо-вые шапки.Корабль Соловья Будимировича одновременно имеет черты драккара викинг-ов,и свадебного поезда! И этот свадебный поезд мчится к дому невесты,чтобы запл-атить богатый выкуп за невесту.Жених имеет ярко выраженные черты представителя другого мира,однако они не негативные.Он тоже русский,просто из другого рода-племени:
Я из той земли, из богатой орды,
Я из-за славного из-за синего моря,
Того ли я острова Подольского,
Той земли Веденецкия.    Родина Соловья Будимировича «земля Веденцкая» до сих пор порождает споры.Кто-то соотносит её с Венецией,а дорогие подарки Соловья с товарами,которые привозили с собой на Русь венецианские купцы.Однако определе-нные «варяжские» черты в корабле Соловья говорят о том,что Веденец(Леденец-зем-ля)это какая-то северная страна.Либо же здесь нет связи с реальными государст-вами и географией и это просто фантастическая былинная страна,как и Индея.Однако богатых даров недостаточно,чтобы заполучить руку Забавы.Здесь былина сближается с русской волшебной сказкой– герой за ночь выстраивает три терема златоверхих.
В сказках это одно из наиболее частых испытаний,которые ставят перед женихом«Вы-строй дворец,вокруг дворца сады,а к садам возведи хрустальные мосты…».Русский фольклорист Владимир Пропп объяснял это испытание тем,что жених этим доказывает свои знания и зрелость,выстроив дом,он показывает,что он способен обустроить мир для своей будущей жены.И Соловей Будимирович легко выполняет эту задачу.Со своей дружиной он за ночь выстраивает три златоверхих терема прямо перед окнами светл-ицы Забавы,в её садах.Как Забава сама себя просваталаПока что былина является поэтическим описанием русского свадебного обряда. В ней нет конфликта – он лишь намечается в тот момент, когда на следующее утро Забава видит терема выстроенные Соловьем.Забава Путятична решает осмотреть все три терема.В первом сидит матушка Соловья и молится за своего сына– отношение жениха со своей матерью часто пока-зывают,как он будет относиться к будущей жене,и в семье Соловья царит лад,да любовь.Во втором тереме бренчат деньгами и считают золотую казну Соловья– жених хорошо обеспечен.А в третьем тереме сидит сам Соловец,там звучит музыка и проис-ходит веселое гулянье.Забава не выдерживает и заходит в третий терем и попадает на вечеринку Соловья– в одном углу пьют,в другом танцуют,в середине терема заба-вы-утехи великие,сам жених сидит на троне и играет в гусли звончатые.Забава тут же влюбляется в Соловья и сватает себя сама:
«Ай же млад Соловей сын Будимирович,
Женат ли ты или холост есть?
Возьми ты меня во замужество!»     И это единственный конфликт в былине.Соловей не доволен,что не он сделал предложение,как положено,а невеста пришла сама,но… Решает это проигнорировать и соглашается.Честным пиром да за свадебку.Так и зак-анчивается эта былина.Соловей Будимирович– яркая,самобытная былина,которая явля-ется по сути поэтическим описанием свадебного обряда.Ознакомиться с полным текс-том былины можно в сборнике Рыбникова «Песни,том II» под номером 132.С вариант-ами былина можно ознакомиться в сборнике Кирши Данилова и у Кривополеновой в«Бы-лины,скоморошины,сказки»."


Рецензии